Симфонический прелюд «Послеполуденный отдых Фавна», Ми мажор.



Программная оркестровая пьеса, в основе которой поэтическая эклога Ст. Малларме.

Фавн– это фигура античной мифологии . Фавн лесной бог покоритель сельской жизни, причудливое существо с туловищем человека и козлиными рогами и копытами. Он известен своей беспечностью, веселым нравом и любовью к вину и прекрасным нимфам, которых он неутомимо преследует. Одна из них в страхе перед Фавном превратилась в тростник, из которого лесной бог сделал себе свирель.

Небольшое произведение, написанное в свободной 3хчастной форме.

 Тема – соло флейты в низком регистре, напоминающая свирельный наигрыш. Полна затаенной неги, томного чувства. Многомотивна: 1 – хроматические ходы; 2 – пентатоническое движение; 3 – красочные пассажи арф; 4 – загадочные короткие мотивы у валторны.

Все, кроме начального, мотивы подвергаются вариационному развитию.

Ср.р. – начинается незаметно. Построен на 2х темах: 1 – у соло гобоя: светло-пасторальная, пентатоничная; 2 – густой, распевный порыв.

Репр. – варианты 1й темы флейты.

Партитура «Фавна» – классический образец импрессионистской партитуры. Мягкие, чистые краски, переливчатый колорит (арфа), нет тяжелой меди.

«Детский уголок», «Кукольный кэк-уок», Ми-бемоль мажор.

Дебюсси написал серию детских пьес, и посвятил своей маленькой дочери Шушу (Эмме Дебюсси). «Детский альбом» вписывается в линию музыки для детей. Итак, кэк-уок ­–это негритянский танец зародившийся на плантациях Северной Америки в переводе означает «шествие с пирогом». Исполнялся под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины с характерными ритмическими рисунками: синкопированным ритмом и краткими неожиданными паузами на сильных долях такта. Сборник состоит из 6пьес, которым свойственна простота, яркие жанровые черты, стремление к ритмической и интонационной ясности.

«Кукольный кэк-уок» - заключительная пьеса сборника. Это – 1е отражение нового американского танца кэк-уока в творчестве большого художника.

. – четкая, механически точная ритмика, синкопы, острые секундовые звучания, резкая динамика – обобщение новой танцевальной музыки.

. – пародия на тему Вст. к «Тристану» Вагнера (так Дебюсси хоронит музыкальный романтизм).

Эта пьеса – 1н из пред джазовых образцов.


Тема 25. Морис Равель (1875–1937)

 Среди новаторов, в направлении импрессионизма в музыке видную роль сыграли два композитора Клод Дебюсси и Морис Равель. Несмотря на то, что К. Дебюсси явился родоначальником импрессионизма, М. Равель вместе с ним является ярчайшим представителем этого направления. Эти два имени принято называть на одном дыхании­ – как Баха и Гендаля, Гайдна и Моцарта. Подобные пары великих музыкантов объединены общностью эпохи, но это совершенно различные индивидуальности с неповторимыми чертами человека и художника.

Морис Равель – крупнейший французский композитор-импрессионист, дирижер, пианист, музыкальный критик, один из реформаторов музыки ХХ века. Он прожил такую же жизнь, как и Дебюсси. Родился в 1875 году во Франции, учился в Парижской консерватории по классу фортепиано. На последнем году в консерватории начал заниматься композицией. В годы войны добровольцем попал в ряды служащих армии (служил водителем). После войны много сочиняет и гастролирует в различных странах. Последние годы жизни Равель страдал от неврологического заболевания, ставшего, в последствие причиной получения травмы получившей в автокатастрофе. Композитор умер в 1937году.

Наиболее прославленная пьеса Равеля в его творчестве и музыке это –«Болеро».

Болеро – испанский народный танец, зародившийся в конце 18 столетия. Танцуется под аккомпанемент гитары и барабана, при этом танцовщики дополняют ритмический рисунок музыки игрой на кастаньетах. Известно много разновидностей болеро, характерных для разных областей Испании. Парадокс в том, что ни одна из разновидностей не совпадает с ритмической структурой «Болеро» Равеля.

«Болеро» – симфоническое произведение Равеля (1928г.). Было создано по заказу известной русской балерины Иды Рубинштейн. Она пользовалась большой популярностью, благодаря своей пластике и артистизму стала занимать одно из первых мест среди танцовщиц.

Эта пьеса не програмна. Но образы можно найти разные. Одни видят караван в пустыне, движущийся мерно. Другие нашествие злых сил.

Премьера Болеро в качестве балетного спектакля состоялась в Париже(1928). Танцевала Ида Рубинштейн. Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль, в темноте, за столами беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает танцевать. Гуляки не обращают на неё внимания, но постепенно начинают прислушиваться, оживляются, их захватывает наваждение ритма. Они поднимаются со своих мест, приближаются к столу и окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает выступление.

Как оркестровая пьеса «Болеро» стало исполнятся позже и прославилось как симфоническое произведение. Сам Равель говорил: « Я за свою жизнь написал один шедевр но и в нем к сожалению нет музыки». В основе «Болеро» 2 темы ( звучат 9 раз):

1т. – строгая диатоника. До мажор

2т. – восточный колорит. Впечатление восточного рисунка.

На фоне тем малый барабан отбивает неизменный ритм ( он повторяется 169 раз). Форма вариации. (Темброво- фактурное варьирование. Тема не изменяется, обновляется в разном тембре и фактуре.)

Остинатная ритмическая фигура:

Сначала она звучит у двух малых барабанов, к которым постепенно присоединяются другие инструменты. В первых проведениях темы солируют деревянные духовые ( флейта, кларнет, фагот, гобой). В третьей вариации подключается медные духовые ( валторна, тромбон). Изложение темы уплотняется. В конце произведения присоединяются струнные. Звучит мощное тутти у всего оркестра. 


 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!