Тема 26. Музыкальная культура XX века. Введение.



I. Историческая справка.

ХХ век – это век колосальных социальных потрясений, когда меняется картина мира.

– Распад на 2 системы социальную и капиталистическую.

 –Многочисленные войны: 1мировая война (1914 - 1918); 2революции 1917года=>2лагеря (СССР//Запад, США); 2мировая война (1939 - 1946); Холодная война; распад СССР.

– Распад колониальной системы.

–Всё больше лидирующих стран выходят на мировую арену.

–Появление ООН (Организации Объединенных Наций)

 –НТР (новая техническая революция) : появление телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера, интернета. Освоение космоса, открытия в различных сферах наук.

 –искусство: обогащение традиционных видов искусства + появление новых (кино); общедоступность искусства (мультимедиа). И музыка становится общедоступной => просвещение масс//появление ненужного «музыкального мусора» (возникает проблема экологии звуковой сферы). Много эстрадной, музыки всяческой субкультуры. «Музыка – это не то, что звучит, а то, куда выводит это звучание».

II . Развитие музыкальной культуры в 1пол. XX столетия.

Продолжает развиваться академическая музыка. До XXвека в искусстве каждой эпохи господствовало одно стилевое направление (Барокко// Рококо; Классицизм//Сентиментализм; Романтизм// Реализм). XXстолетие, как ни одно из предыдущих, было в искусстве разнообразно и многолико. Музыкальное искусство этого периода представляло собой пестрый клубок различных направлений: академическая музыка, различных субкультур, новых явлений. В это время зарождается первое направление музыкального авангарда.

Экспрессионизм (лат. - выражение) – авангардное направление в европейском искусстве начала XXвека, в центре которого оказываются болезненные состояния человеческой души, порожденные страхом и отчаянием.

Широкое распространение получил в Австрии и Германии в различных видах искусства: живопись (О.Дикс, Ф.Мазерель, К.Кельвиц, Сикейрос), литература (Ф.Кафка), музыка (НВШ – новая Венская школа: А.Шенберг(Австрия) , А.Берг(Австрия), А.Веберн (Австрия)).

 Основной метод сочинения музыки – додекафония (при помощи 12неповторяющихся тонов).

А.Шенберг. Кантата «Уцелевшие из Варшавы».

Урбанизм (лат. - город) – направление в искусстве XXвека, связанное с жизнью и звуками города: лязгом механизмов, шумом машин, грохотом станков.

Резкая реакция на традиции Романтизма. Широкое использование звуко–изобразительных элементов.

А. Онеггер. «Пассифик 231».

Неопримитивизм – направление в искусстве XXвека, определяемое нормами первобытного искусства, искусства «примитивов». Искусство коллективное, лишенное утонченной изысканности. Индивидуальности, грубовато-прямолинейное.

Б.Барток. « Allegro barbaro ».

Неоклассицизм, необарокко – направление в музыке XXвека, для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам эпохи Барокко, раннего Классицизма. Высокая культура прошлого показалась образцом, идеальным примером отношения художника к миру, к человеку.

Неоклассицизм привел к возрождению сюиты, кончерто гроссо (большой концерт), полифонических циклов.

С.Прокфьев «Классическая симфония» 1 часть Ре мажор.

Прокофьев– автор 7 симфоний, которые прочно вошли в мировой симфонический репертуар. Первая симфония написана в традициях симфоний Й.Гайдна.

Прокофьев: « Мне казалось бы, что если бы Гайдн жил до нашик дней, он сохранил бы свою манеру письма и в тоже время воспринял бы кое-что нового. Такую симфонию мне и захотелось сочинить: симфонию в классическом стиле».

III . Развитие музыкальной культуры во 2пол. XX столетия.

«Суть заключается в том, что интеллектуальный климат атомной эры требовал для своего выражения качественно новых звучаний. И отличительной чертой этих новых звучаний был отказ от традиционных элементов».

Музыкальная культура 1950-60х годов отличается противоречивостью, сосуществованием различных направлений, композиторских техник. На протяжении десятилетия появился ряд композиторских техник, сосредоточивших главное внимание на постижении природы музыкального звука. Они составили многоликую вторую волну музыкального авангарда 50 – 60х годов.

Сериализм – способ создания музыкального произведения с помощью серии – ряда из 12ти (возможно меньше) неповторяющихся по высоте звуков.

Пуантилизм (фр. - точка) – один из видов современной композиторской техники, основанной на обособленно звучащих звуках-точках (аккордах-точках), разделенных паузами или широкими скачками.

А.Веберн. «Детская пьеса».

Алеаторика – композиторская техника в музыке XXвека, предполагающая случайность, как основной формообразующий принцип.

Сонористика – вид техники современной композиции, уделяющий особое внимание темброво-красочным звучаниям. «Главным героем» такой музыки становится кластер – созвучие, сотканное из полутонов, прилегающих друг к другу, которое может перемещаться в звуковом пространстве.

Полистилистика – техника. Для которой характерно использование элементов «чужого» стиля, иной эпохи, цитаты из сочинений других авторов.

Конкретная музыка –музыка, звуковым материалом для которой служат музыкальные звуки и «натуральные» звучания, записанные на пленку (шум прибоя, крик птиц и т.д.). Пьер Шеффер «Симфония для одного человека»

Электронная музыка – музыка, записанная на магнитофонную пленку, диск. Она не может быть воспроизведена на музыкальном инструменте, а для ее записи на бумаге требуется выполнение специальных диаграмм, математически тщательно вычисленных.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!