Тема 21. Ф. Шопен. Мазурки. Полонезы



Опять Шопен не ищет выгод.

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту.

Б. Пастернак.

Полонезы (16).

 В любом произведении Шопена легко узнать руку художника, связанного с национальной культурой. Но особенно ярко это проявляется в мазурках и полонезах.

Полонез (польский) - это приветственный танец-шествие, родившийся в Польше и открывавший в 19 веке балы в разных странах. К нач.XIXвека польские композиторы (М.К.Огинский, К.Липиньский) стали уделять огромное внимание этому жанру. Но именно Шопен поднял полонез на небывалую высоту, вывел его на концертную эстраду и сделал носителем художественных идей современности.

Ф. Лист обозначил образный мир полонезов Шопена следующим образом:

> чувство гордости за великое прошлое;

> вера в возрождение в будущем;

> скорбь за настоящее.

Полонезы Шопена – героическое прославление Родины. Для Шопена полонез – это жанр, неотделимый от национальной истории. Его можно считать символом Польши.

Для полонезов Шопена характерны монументальность, оркестральность звучания, эстрадно-виртуозный стиль и 2основных ритмических схемы (маршевость в ритме): 

Необычайно яркая картинность образов – музыка легко вызывает определенные зрительные ассоциации.

­Сен-Санс о полонезах: «Музыка Шопена – это всегда картина».

Яркие контрасты. Полонез – жанр, предполагающий многотемность. Его композиция, как правило, опирается на сложную 3-х частную форму.

 Полонезы можно разделить на 2группы:

 - торжественно-блестящие (№3);

 - героико-драматические.

 Полонез №3, Ля мажор.

Самый популярный, это – символ Польши, т.к. первые звуки полонеза – позывные польского радио.Это триумфальный победный марш.

Сложная 3хчастная форма, но нет контрастных образов.

1тема (Ля мажор) – типизированная для полонеза (на 1формуле). Мелодия построена на фанфарных, призывных интонациях. Она звучит в сильной, яркой динамике, в мощной, аккордовой фактуре.

Сер. (Ре мажор) – не контрастна, на 2ритмической формуле. отличается таким же праздничным настроением.Очень нарядно и эффектно проведение темы. Точная Реприза.

Мазурки (60)

К мазурке Шопен обращался чаще, чем к любому другому жанру. Мазурка была постоянной спутницей его жизни, «зеркалом души», «венцом» всего шопеновского творчества.Как известно, первым произведением композитора стал полонез, а последним – мазурка. Польский народный танец, имеющий давнюю историю (происхождение от местечка Мазовии).

Мазурки Шопена выросли из трех родственных между собой польских народных танцев: мазур, народный танец Мазовии – задорный и веселый. Характерна острая ритмика с «пунктиром» на первой доле, разнообразные акценты;

куявяк, народный танец Куявии – более плавный, текучий, напоминает вальс, но с более изменчивой, акцентированной ритмикой;

оберек – более оживленная часть куявяка, имеет акцент на 3й доле каждого четного танца.

 В профессиональной музыкальной культуре стал появляться только во 2пол. XVIII века. Шопен писал мазурки всю жизнь, вдохнул в них новое, глубокое назначение: композитор превратил деревенский танец в поэтическую миниатюру, часто психологического содержания. Мазурки Шопена – это эмблема Польши. Один из композиторов-современников (Ф. Лист) дал высокую оценку жанра мазурки. «Мазурка для поляка – народный танец. Именно во время него происходят любовные объяснения, решаются личные судьбы».

 Вообще образный мир мазурок очень широк, что позволяет нам выделить группы миниатюр: «образки» (№15), «бальные» (№5), «лирические» (№49) . Мазурки Шопена подчинены стихии танцевальности, с характерным ритмическим акцентом на 3доле. Для подчеркивания национальной окраски музыки композитор использует лады народной музыки, а фортепиано зачастую имитирует звучание народного оркестра. Мазурка №5, Си-бемоль мажор. Нарядный, праздничный образ – аристократическая мазурка. Осн. тема – горделивые взлеты в мелодии, высокого размаха, со скерцозными скачками на 7, 9; простые гармонии.

Сер. – странная, с восточным колоритом; дважды гармонический лад.

Мазурка №15, До –мажор.

Мазурка «на белых клавишах».

 В кр. разделах – триольный размер, плагальные обороты, своеобразная ладовая окраска.

Сер. (Ре-бемоль мажор) – в начале – типичный танец (по 4 такта с притопом), но далее – переход в психологическую сферу, мелодия в левой руке.

 

Мазурка №49, ля минор.

И тоненькая, как мензурка

внутри с водицей голубой,

стояла девочка-мазурка,

покачивая головой.

«Шопеновская фраза всплывает как больной орел». (Б. Пастернак) Затаенная печаль рассеяна в мазурке.

Это – о затакте, предваряющем каждое проведение темы в кр. разделах: 2дыгармонический, мелодический минор, медленный тем,на органном пункте.

Сер. (Ля мажор) – все становится ярче, жизнерадостнее. Более оживленное движение. Гудящие в басу квинты.

Список музыки:

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!