Список музыки: Ф. Мендельсон. Свадебный марш.



Ф. Шопен. Траурный марш.

Р. Шуман. Порыв.

К. Сен-Санс. Лебедь.

И. Брамс Венгерский танец№5

Ф. Мендельсон Песня венецианского гондольера (трек 88)

Ф. Мендельсон Скрипичный концерт ми минор 1 часть (трек 89)

                         

Список терминов:

Симфоническая поэма

Баллада

Рапсодия


Тема 18. Ф. Шуберт. ЖТП и Вокальное творчество

I . Приблизительно 15лет в Вене вместе с Бетховеном жил мало кому известный музыкант – Франц Шуберт. Он восторгался великим метром, но безграничная скромность и почтение к мастеру позволяли Шуберту только взирать на Бетховена во время прогулок. Но однажды друзья Франца передали Бетховену ноты его 60песен. Бетховен был глух, но, прочитав их, воскликнул: «Поистине у этого Шуберта есть искра Божья!»

Шуберт узнал об этом и решил встретиться с Бетховеном, но тот уже лежал на смертном одре. Оставшиеся дни Франц провел у постели умирающего, а в день смерти Бетховена его видели в центре траурной процессии.

Шуберт прожил очень короткую жизнь. Он оставил колоссальное наследие около 1500 сочинений, практически во всех жанрах.

II .Жизненный и творческий путь

Детство и годы учения. Франц Шуберт родился в начале 1797 года в Лихтентале — одном из предместий Вены. Отец, был школьным учителем. Обладал некоторыми музыкальными познаниями и старался передать их своим детям. С семилетним Францем он стал заниматься игрой на скрипке. Игре на фортепиано мальчика начал обучать один из братьев, старший на двенадцать лет, а пению — регент (руководитель) местного хора. В одиннадцать лет Франц был скрипачом-солистом в оркестре и первым сопрано в хоре лихтентальской церкви. Тогда же он начал сочинять небольшие песни, струнные квартеты и фортепианные пьесы. Удивляясь быстрым музыкальным успехам сына, отец отвел его на экзамен по пению, и Франц был принят в число «певчих мальчиков» венской Придворной капеллы. Он обучался общеобразовательными предметами на казенный счет в закрытом учебном заведении — конвикте. Для занятий музыкой там имелись благоприятные условия. Из воспитанников был составлен оркестр, каждый вечер исполнявший целую симфонию и какую-нибудь увертюру. Франц играл в оркестре на скрипке и иногда дирижировал им. В репертуар входили симфонии Гайдна, Моцарта, две первые симфонии Бетховена. На юного Шуберта особо сильное, потрясающее впечатление производила самая лирическая моцартовская симфония — соль минор № 40. В конвикте он все свободное время отдавал музицированию с товарищами и в особенности сочинению музыки, для записи, которой ему постоянно не хватало нотной бумаги. Все более увлекаясь композицией, он начал запускать общеобразовательные предметы. Отец хотел, чтобы сын стал музыкантом-профессионалом. Францу он даже запретил бывать дома. Запрет был снят только тогда, когда состояние тяжело заболевшей матери стало угрожающим. Но Франц уже не успел застать ее в живых. По распоряжению руководителя капеллы Антонио Сальери с Францем начал заниматься гармонией придворный органист. Однако уже после второго занятия тот сказал: «Его я ничему не могу научить, его научил сам Господь Бог». После этого Францу стал давать уроки композиции сам Сальери. А в это время у юноши начал ломаться голос. Он не мог больше быть хористом, и остаться в конвикте ему могли разрешить только при условии, что он подтянется по общеобразовательным предметам. Он отказался от переэкзаменовки, и в 1813 году ушел из конвикта, продолжая в течение трех лет занятия с Сальери.

 Наступление творческого расцвета.Вернувшись домой, Франц закончил восьмимесячный курс в семинарии и стал помощником учителя в начальных классах школы. Заработок у него был нищенским, и ему приходилось давать частные уроки отстававшим в учебе. Тем не менее, он успевал создавать поразительно большое количество произведений. За 1815— 1816 годы он написал свыше 250 песен, кантату, три симфонии и ряд других сочинений. С конца 1816 года Шуберт стал жить то у друзей, то снимая комнату, и лишь изредка возвращался в дом отца. Он навсегда оставил работу в школе, стремясь быть независимым от постоянной службы, чтобы всецело отдаться творчеству. К 26 годам среди его сочинений насчитывалось уже восемь симфоний, он продолжает писать множество песен. Становится душой дружеского кружка интеллигентной демократической молодежи. В числе его участников были музыканты, поэты, художники. Собрания, полностью посвященные произведениям Шуберта, назывались «шубертиадами». Собираясь, друзья не только музицировали, но и вели горячие споры на разные темы. Они сумели заинтересовать песнями Шуберта оперного певца-баритона Иоганна Михаэля Фогля, и он стал их талантливым исполнителем. Выезжая в Верхнюю Австрию, Фогль трижды брал с собой Шуберта и под его аккомпанемент пел его песни в домах местных любителей музыки. Дважды Шуберт побывал в Венгрии — в качестве учителя музыки в семье графа Эстерхази. В младшую дочь графа Каролину он был безнадежно влюблен: о браке со знатной богатой девушкой он не мог и помышлять. В 1821 году на средства, собранные друзьями и поклонниками Шуберта, была напечатана его песня «Лесной царь». После этого началась публикация шубертовских песен отдельными изданиями.

 Последнее десятилетие жизни и творчества. К музыке Шуберта, которую он продолжал сочинять, начала приходить известность — главным образом к его песням. Однако существенного улучшения условий существования это не обеспечивало. В течение нескольких лет Шуберт не имел даже собственного фортепиано. При жизни из его песен было напечатано меньше одной трети, большинство же других произведений не было опубликовано, а свои лучшие симфонии он не смог ни издать, ни услышать в концертном исполнении. В творчестве композитора, особенно в песенном цикле «Зимний путь», проявились мрачные, трагические настроения. Контрастом ним оказались его другие произведения, проникнутые светлым жизнелюбием. Из-за застенчивого характера Шуберту не удалось познакомиться с Бетховеном, к творчеству которого он питал большой интерес и глубокое уважение. Смерть великого композитора-классика, потрясла Шуберта! Он принял участие в многолюдной процессии в качестве одного из факельщиков, обрамлявших траурную колонну по обеим сторонам. В марте 1828 года в Вене с большим успехом прошел публичный концерт из произведений Шуберта, и на полученный гонорар, композитор смог наконец купить себе фортепиано. Не этот первый авторский концерт оказался единственным. В ноябре Шуберт, полный новых замыслов, тяжело заболел тифом и безвременно скончался. На памятнике, поставленном друзьями на его могиле, была высечена надпись, сочиненная поэтом Францем Грильпарцером: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, Но еще более прекрасные надежды».

Вокальное творчество:

Песни Шуберт писал быстро. В его наследии насчитывается 603песни разнообразного содержания и образного строя.

Истинным шедевром в этом жанре стала

баллада «Лесной царь» на стихи Гёте.

Стихи: Ночью в лесу всадник мчится на коне. На его руках – умирающий сын, которому в бреду является Лесной царь и манит ребенка в свои владения. Конец песни трагичен – мальчик умирает.

Вступление и послесловие ведется от лица рассказчика. В основной части баллады звучит прямая речь отца, ребенка и Лесного царя.

Жанр: баллада. Драматическая сцена, в которой переплетены повествовательность, драматизм, лирика и фантастика.

Черты: > мелодия: Речь отца речитативно-декламационная, тревожная;

                             Музыка, передающая крик ребенка, в песне звучит трижды. Это – драматический речитатив;

                             Лесной царь представлен как реальный персонаж. Дважды его     реплики теплы и привлекательны, в третьем обращении царя исчезает теплота, появляются угрожающие интонации.

 > гармония: все реплики Лесного царя звучат в мажоре, который в песне символизирует зло. Много уменьшенных гармоний, подчеркивающих напряженность момента.

> партия фортепиано: Шуберт объединяет выразительные и изобразительные приемы. Ритм бешеной скачки, топот копыт подчеркивают драматичность происходящего.

Для романтиков характерно было объединить отдельные пьесы в сборники. Цикл - это группа сочинений объединяющий общий замысел. Часто сюжет развивается на стихи одного поэта.

«Прекрасная мельничиха» на стихи Мюллера.

Этот цикл – итог предшествующей работы и начало зрелого периода творчества композитора.

Стихи Мюллеранезатейливая повесть о жизни. Любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.

«В путь» - номер, имеющий функцию Вступления. В нем раскрываются не только мысли и чувства молодого героя, но и 1 из основных идей цикла – идея движения, странничества. Раскрытие достигается содержанием текста, энергичным характером, формой песни (куплетная) и звукоизобразительной функцией фортепианного сопровождения.

 Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдает ей всю силу первого беззаветного чувства.

«Охотник» - введение нового героя, соперника мельника. Портрет охотника нарисован музыкальными средствами: быстрый темп, кварто-квинтовые ходы, подобные звукам охотничьего рога.

В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.

«Мельник и ручей» - своеобразный диалог: на печальные вопросы мельника (скупые аккорды) ручей отвечает тихой просветленной речью (волнообразное движение). В итоге подмастерье приходит к грустной примиренности с судьбой.

В цикле Шуберт показал 3х разных героев. Смог показать историю любви со всеми оттенками чувств, идею странничества, сопоставление Любви и Смерти, одушевление природы (основные темы романтиков).

Так же основной образной особенностью творчества Шуберта является интерес к отдельной человеческой личности и отражение ее различных граней чувств.

Стилевые черты.

> «главное достоинство песни Шуберта заключается в исключительно благородной, исполненной красоты и выразительности мелодии»;

> партия фортепиано: передает мысли и чувства, создает характер героев, объединяет музыку разных разделов в единое целое. Имеет и изобразительную функцию;

>форма: куплетная, строфическая, сквозная. Выбор определяется стихотворением.

Список терминов:

Баллада – развернутое эпическое полотно, в котором повествование о давно прошедшем свободно перетекает в драматический показ событий.

Строфическая форма – форма, где каждой строфе стиха соответствует свой раздел музыкальной формы.

 

 


Тема 19. Ф. Шуберт. Симфония си минор «Неоконченная».

 

Шубертом написано много инструментальной музыки:

· Для фортепиано (сонаты, экспромты, музыкальные моменты, фантазии, вальсы)

· Музыка для камерных ансамблей (квартеты, квинтеты и т.д.)

· Главным в инструментальном наследии являются 9 симфоний (ни одна при жизни композитора не исполнена). Шуберт родоначальник романтической симфонии.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!