Тема 13: Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь.
(1770- 1827).
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец » .
1.Значение. Наследие:
- младший представитель ВКШ, который завершил эпоху Классицизма и открыл дорогу к эпохе Романтизма;
- один из самых революционных композиторов, который отразил героизм и драматизм эпохи Французской революции 1789-го года и наполеоновских войн;
- композитор, музыка которого «высекает огонь» из людских сердец!
- симфоническая музыка: 9 симфоний, 11 увертюр;
-фортепианная музыка: 32 сонаты, 5 фортепианных концертов;
- камерно-инструментальная музыка:16 квартетов, септет, 3 струнных квинтета, 10 скрипичных и 5 виолончельных сонат;
- единственная опера «Фиделио» - яркое явление оперного театра XIX века;
- вокально-инструментальная музыка: «Торжественная месса»;
- вокальная музыка (занимает меньшее место, так как мало соответствовало масштабу его таланта).
2.Краткие биографические сведения:
Детство. Юность.
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Бонне. Отец – достаточно способный придворный музыкант (певец, скрипач и клавесинист), к несчастью был пристрастен к алкоголю. Поэтому к раннему музыкальному дарованию сына он отнесся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями заставлял Людвига часами заниматься на фортепиано, скрипке. Его образование было бессистемным: один учитель сменял другого. Но в 10 лет его учителем стал Кристиан Готлоб Нефе (качественное образование, первые публикации).
|
|
С 18 лет – становится главой семьи, а в связи со смертью матери.
В 19лет Бетховен становится вольнослушателем Боннского университета.
Вскоре в Бонн приезжает Гайдн. Увидев мальчика и его дарование, он предлагает Бетховену переехать в Вену.
Сочинения : ок.50-ти произведений (ф/п пьесы, сонаты; инструментальные ансамбли).
Венский период.
Среди пианистов-виртуозов Вены Бетховен вскоре занимает 1 из лидирующих мест. Он создал стиль большой эстрады.
Продолжал занятия у Гайдна, но из-за непонимания между учителем и учеником им пришлось расстаться. Далее – обучение у других педагогов, вполне успешно.
В этот период произведения Бетховена получают распространение и популярность за пределами Австрии, и издатели печатают все, что выходит из-под его пера.
Бетховен был гордой, самодостаточной и независимой личностью; он заставил уважать себя людей, привыкших смотреть на артиста как на лакея.
В годы напряженной борьбы за утверждение своего искусства на Бетховена обрушивается страшное несчастье – глухота. По совету врачей композитор уезжает в деревню. Но курс лечения не оправдывает надежд. Трагедия музыканта, обостренная трагедией человека (невозможность женитьбы на Джульетте Гвинчарди), все чаще заставляла задумываться о смерти.
|
|
Но душевная стойкость помогает выйти из кризиса.
Сочинения : 19 ф/п сонат, 2симфонии, 3 ф/п концерта, квартеты и др.
Расцвет творчества.
Популярность композитора в Вене растет, его произведения исполняются и издаются. Но личная жизнь не устроена, материальное положение неустойчиво. Усиливается глухота, в результате чего Бетховен вынужден отказаться от концертных поездок.
Сочинения : 3 – 6 симфонии, опера «Фиделио», ф/п сонаты и др.
Последний период.
Вершина славы. Бетховен становится обязательным участником блестящих приемов и концертов. Однако в отношении творчества у композитора наступает кризис: он сочиняет мало и медленно. Но, несмотря на это, последние произведения композитора исключительны по своей силе и глубине.
Материальное положение Бетховена незавидно, к тому же он воспитывает племянника. Глухота становится полной. В довершении всего после поездки к брату Бетховена поражает тяжелая простуда.
Композитор скончался после тяжелой болезни 26 марта 1827 года. Во время похорон за гробом шла 20-титысячная толпа.
Сочинения: 7 - 9 симфонии, 5 ф/п сонат, 5 струнных квартетов, «Торжественная месса», вок. циклы и др.
|
|
3.Образный мир:
- Главное место – героико-драматические образы, революционная тема;
- Оптимизм (борьба и конечная победа);
- Философское начало;
- Тема природы (пастораль).
Стиль:
- Связь с традициями предшественников;
- Простые, лаконичные, отточенные мелодии;
- Основа музыки – ритм, несущий заряд воли, мужественности;
- В области гармонии продвигается дальше своих предшественников. Открывая гармонические системы эп. Романтизм;
- Классические формы (излюбленная - сонатная).
5. Увертюра «Эгмонт»: (музыка к трагедии И.В. Гёте «Эгмонт»)
Сюжет : В 16 веке народ Нидерландов восстал против своих поработителей- испанцев. Борьбу возглавил граф Эгмонт- смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание заканчивается в 1756 г. победой Нидерландов.
Форма: Сонатная со вступлением и кодой.
Тональный план: фа минор- Фа мажор.
План увертюры: - Вступление: в жанре сарабанды. Две контрастные темы: испанцев- поработителей и страдающего народа.
- Экспозиция: героическая по характеру, гл. п. интонационно близка второй теме вступления. Торжественная и ликующая п.п. совмещает в себе черты обеих тем вступления.
|
|
- Разработка: невелика по размерам. В условиях динамического нарастания в ней продолжается сопоставление контрастных тем вступления. Интонации гл. п. неоднократно прерываются резкими аккордами.
- Реприза: (фа минор) заканчивается «смертью героя».
- Кода: (Фа мажор) народно-жанровая сцена победного ликования, массового шествия.
Слушали:
- «К Элизе»; - Соната №14 1часть; - Увертюра «Эгмонт».
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 714; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!