Тема 16. Л. ван Бетховен Увертюра «Эгмонт»
Увертюра (от французского - «начало, открытие») – это жанр симфонической музыки. Инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления - оперы, балета, кинофильма и т.п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.
Бетховеном написано 11 увертюр (к опере, к балету и к спектаклям).Самые известные : «Кориолан», «Леонора №3» и увертюра к драме Гёте «Эгмонт». Театральные спектакли постепенно сошли со сцены, а увертюры остались как лучшие образцы симфонического жанра. Бетховен придал увертюре самостоятельность; представил её в качестве образца программного симфонизма. Наделил театральностью, яркостью образов.
Увертюра «Эгмонт» из музыки к одноименной драме И.В. Гете 1810г., фа минор – Фа мажор. Сюжет. Идея. 16 век. Борьба Нидерландов за государственную независимость против испанского владычества. Храбрый полководец Эгмонт возглавил борьбу. За это был казнен по приказу жестокого испанского наместника герцога Альбы. Для Бетховна Эмонт – пламенный борец за свободу своего народа.
РазборФорма сонатное аллегро с большим вступлением и кодой.
Вступление основано на конфликтном сопоставлении двух тем:
1- образ жестокого насилия (испанское владычество);
2- страдания томящегося нидерландского народа.
Г.П.образ борьбы: страстный, стремительный. Вырастает из вступления.
П.П. воинственный вариант темы вступления, торжественная и ликующая.
|
|
Разработка конфликтное столкновение двух начал. Второе становится более жалобным.
Реприза П.П. в Ре-бемоль мажоре (не приводится к тональному единству)
Кода состоит из двух разделов:
1 – натиск жестоких сил, картина гибели Эгмонта, его отпевание (хорал). 2 – картина победы, торжество народа.
Список музыки: Л. ванн Бетховен Увертюра «Эгмонт» трек 52
Тема 17. Романтизм в музыке
I. Термин и его возникновение в различных видах искусства.
Романтизм - художественное направление в европейской культуре конца18 -первой половины 19 века. Первоначально (к. XVIIIв) возникло в литературе, а затем и в искусстве как реакция на эстетику классицизма. Романтики отвергали классическую строгость и сдержанность. На смену классицистскомупришли очень сильные эмоции, интуиция, одухотворенность, творческая фантазия.
Романтизм охватил все виды искусства:
· Литература: Новалес, братья Шлегель, Гофман, Братья Гримм, Байрон;
· Живопись: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Джон Констебл;
· Архитектура, скульптура: Джон Нэш;
· Вершинный вид искусства музыка.
II. География. Хронология. Национальные романтические школы.
В XIX веке наряду с широко известными школами Франция, Германия, Италия, Австрия, возникают малые национальные композиторские школы: Польша (Ф. Шопен), Венгрия (Ференц Лист), Чехия (Бедржих Сметана, Анотонин Дворжак) Норвегия (Эдвард Григ), Финляндии(Ян Сибелиус). В 30е гг.XIX в. – Русская композиторская школа (Петр Чайковский и др.).
|
|
III. Образный мир. Содержание
Ø Эмоциональная сторона была настолько характерна для 19 века, что музыку стали называть языком чувств. Романтики передавали в своих произведениях разнообразные эмоциональные состояния, переходы от одного чувства к другому, а также смешанные чувства в одном произведении. Впервые были отражены незавершенные переживания, появились произведения оканчивающиеся многоточием или знаком вопроса. Свадебный марш Мендельсона и Похоронный марш Шопена (две полярные точки, два символа которые олицетворяют «любовь» и «смерть»)
Ø Изобразительная сторона романтики запечатлели в своих произведениях разнообразные картины природы (шелест леса, бегущий ручей, застывающий ручей). Им удалось средствами музыки передать картины природы, голоса птиц.
(Сен-Санс «Карнавал животных» Лебедь) Романтизм представил 2 типа героя: Исключительный (Манфред), Повседневный (странник, поэт).
|
|
Ø Символическая сторона использовали музыкальные символы совершенно иначе и обращались к символике эпизодически. Она не выходит на первый план, а подчиняются интонационному и выразительному содержанию музыки.
Ø Программность композиторы-романтики обращались к программности чтобы уточнить авторский замысел, сблизить музыку с другими видами искусства – литературой, живописью. Сочинения с конкретными литературными названиями(Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг»)
Ø Интерес к национальным культурам; И. Брамс Венгерский танец №5
IV. Музыкальный язык
♪ Смена жанров: на первое место выходит жанр песни и фортепианной миниатюры(прелюдия, вальс, ноктюрны, песня без слов)Ф. Мендельсон Песня венецианского гондольера. Продолжают развиваться классические жанры (опера, симфония, соната). Появление новых жанров (баллада, рапсодия, одночастная программная симфоническая поэма).
♪Широко используют стилевые приемы национального и восточного.
♪ ладо-гармонические средства: гармоническая красочность; использование разных ладов;
♪ мелодика: ориентир – поэзия, драма; усиление интонационной основы; тематическое богатство;
♪ обогащение фактуры (1 из важных выразительных элементов );
♪ расширение состава оркестра, введение соло новых инструментов=>красочность.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 928; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!