Симфония си минор «Неоконченная» 1822г.



Удивительна судьба, симфония была случайно найдена в двух частях. Спустя 43 года после написания её исполнили, и она стала самой любимой и популярной симфонией Шуберта.

В ней только 2 части( Сонатное Аллегро и медленная часть) отсутствует 3 и 4 части поэтому её назвали «Неоконченая».

- Образы и темы: Мир человеческих чувств и мыслей, конфликт мечты и жестокой реальности.

I часть ( Allegro moderato ). Сонатная форма со Вступлением и кодой (си минор).

 Вст. – сурово-сосредоточенная, тревожная, мрачная дума, оканчивающаяся неопределенностью, вопросом. Это воплощено через: ниспадающую мелодию в низком регистре, неторопливый темп и унисон. Имеет своего рода роль эпиграфа.

Г.П. (си минор) – жалобный, печальный, тревожный, даже скорбный ответ вступлению. Основная тема родственна песням Шуберта. Изложение напоминает сольную вокальную партию с сопровождением. Тему запевают гобой с кларнетом на фоне тревожных фигураций скрипок.

П.П. (Соль мажор) –« Мир за окном». Тема изящная, простая, песенно-танцевальная.

Разработка – состоит из 2х разделов.

. – открывается темой Вст. Приобретает трагический характер. Здесь – образное развитие, ведущее к кульминации темы вступления, мощно звучащей у всего оркестра.

. – уже нет вопроса, приходит неизбежность, неотвратимость. Тема ведущая tutti как рок.

Реприза - гл.п.(си минор), п.п. (Ре мажор). Без существенного развития.

Coda – ответ на вопрос Вст: скорбный хорал-отпевание.

 

Смысл I частиборьба Человека и Судьбы, но уже не так, как у Бетховена – в романтическом ключе.

II часть, полна поэтической задумчивости. Герой находит успокоение на лоне природы.

Список музыки: Симфония №8 - 1 часть (трек 71),

Музыкальный момент фа минор (трек 70)


Тема 20. Фридерик Шопен

(1810–1849)

Шопен единственный поляк, который сегодня принадлежит к числу самых признанных гениев мирового масштаба, наряду с Бахом, Моцартом, Бетховеном и Чайковским. Его искусство стало неотъемлемой частью не только профессионального музыкального мира, но и массового сознания. Шопен для Польши – больше чем музыкант. Он подарил всему миру образ Польши. Шопен – классик мирового масштаба, на всё время объединяющий прошлое и настоящее.В чем огромная популярность его музыки? Когда публика видит на афише имя Шопена – она бежит! В чем секрет притягательности? В пленительной красоте, которая отличает все его творения. Это фортепианная плоть, в которую обличена его музыка. Мимо неё никто не может пройти Она притягивает публику и пианистов. Вдруг ты его увидел – идет навстречу. Засмотрелся на него. И только позже осознаешь, что за этим прекрасным лицом, за удивительной тонкостью и благородством черт, есть внутренняя одухотворенность и глубина. И боль. Не было бы этой боли, может быть, не манил бы так Шопен. И не было бы такого нашего отклика на всё, что в его музыке звучит…

Фридерик Шопен родился в 1810 году в местечке Желязова-Воля — неподалеку от Варшавы, столицы Польши. Его отец, француз Никола Шопен(который переехал в Варшаву в 16 лет), преподаватель французского и немецкого языков, в средних учебных заведениях. Он был человеком разносторонних культурных интересов, неплохо играл на флейте и скрипке. Хорошо играла на фортепиано и пела его жена. Родители заметили, что маленький Фридерик, еще не умевший говорить, услышав звуки фортепиано, начинал плакать. Но потом поняли, что он так реагировал на сильное музыкальное впечатление. Первоначальные навыки фортепианной игры пятилетний Фридерик быстро и легко усваивал от своей старшей сестры Людвики. Вскоре учителем мальчика стал Войтех Живный. Он воспитывал своего ученика преимущественно на высоких художественных образцах, привил ему любовь к клавирным прелюдиям и фугам И. С. Баха, к произведениям венских классиков. Пианистические успехи Фридерика развивались стремительно. Впервые он с большим успехом выступил перед публикой, когда ему едва исполнилось восемь лет. Фридерик продолжал заниматься и к двенадцати годам стал считаться одним из лучших пианистов Варшавы. В.Живный признал, что больше уже ничему не может научить его. Очень рано начались и композиторские опыты Фридерика( сочинял фортепианные пьесы, не все они сохранились, но некоторые были изданы; среди них полонез и военный марш). И об авторе, которому не было еще восьми лет, в варшавской прессе появился хвалебный отзыв.    Родители позаботились о серьезном разностороннем образовании сына. Он прилежно изучал иностранные языки и другие общеобразовательные предметы. В лицее, который он блестяще окончил за три года, его в особенности привлекала история Польши и польской литературы. Еще до занятий в лицее Фридерик начал брать частные уроки теории композиции у Юзефа Эльснера, а с 1826 по 1829 год учился в его классе в варшавской Высшей школе музыки. Эльснер, внимательно и бережно следил за развитием дарования своего ученика. «Изумительные способности. Музыкальный гений» — такую запись сделал Эльснер, характеризуя юного Шопена. Юноша проявлял художественную одаренность и в других областях. Он талантливо рисовал. Друзья восхищались его выразительной мимикой и считали, что он мог бы быть замечательным актером. Шопен любил посещать театры, особенно оперные спектакли, а также выставки и музеи. Огромное впечатление произвели на него выступления в Варшаве великого итальянского скрипача и композитора Николо Паганини. К пятнадцати годам, Шопен уже был бесспорно лучшим пианистом в Варшаве. За годы занятий с Эльснером он написал несколько десятков фортепианных сочинений. Вскоре после окончания Высшей школы музыки он создал два концерта для фортепиано с оркестром. С детства Шопен, во время загородных прогулок или в гостях в имениях своих товарищей, мог часами слушать, как поют и играют на народных инструментах польские крестьяне. В своих ранних сочинениях он иногда непосредственно использовал их напевы и наигрыши. Но главное, он уже начал чутко улавливать самый дух музыки родного народа, которым глубоко прониклось его творчество. В августе 1829 года Шопен с выдающимся успехом дважды публично выступил в Вене. Видя в нем гордость польского искусства, Эльснер, друзья, родные стали усиленно уговаривать его совершить большую концертную поездку за границу. Отъезд состоялся в ноябре 1830 года. Сначала Шопен направился в Вену. Вскоре по его приезде в столицу Австрии туда дошло известие о том, что в Варшаве, вспыхнуло восстание. Охваченный патриотическими чувствами, Шопен хотел возвратиться на родину. Но и его отец в срочно присланном письме, и находившиеся в Вене друзья твердо настояли на том, что как раз во имя своего патриотического долга он не имел права подвергать себя опасности. В Вене Шопен пробыл восемь месяцев. Он несколько раз участвовал в различных концертах. Но устроить собственный концерт ему не удалось, а издатели предлагали публиковать его сочинения лишь бесплатно. Это побудило его в 1831 года направиться в Париж. По дороге туда, Шопена настигло еще более страшное известие: польское восстание было жестоко подавлено. Существует предположение, что свой страстный протест Шопен излил в Этюде до минор, ставшем известным как «Революционный». Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. Столица Франции являлась в то время крупнейшим центром европейской художественной культуры, в том числе музыкальной. В публичных концертах и в частных салонах выступали виртуозы-инструменталисты, съезжавшиеся из разных стран. Среди них было особенно много блестящих пианистов. Но Шопен, впервые публично выступив, поразил избалованную парижскую публику сочетанием превосходного пианистического мастерства с ярко индивидуальной поэтической вдохновенностью. Это выступление привело, в частности, в восторг жившего тогда в Париже венгра Ференца Листа, которому предстояло войти в историю музыки в качестве великого романтического композитора и пианиста. Между Шопеном и Листом завязалось личное знакомство. В круг дружеского общения Шопена вошли и другие крупнейшие представители художественной культуры, такие, как композиторы итальянец Винченцо Беллини, француз Гектор Берлиоз, немецкий поэт Генрих Гейне. Другом Шопена со временем стал французский художник-романтик Эжен Делакруа. В концертах Шопен вдохновенно импровизировал и исполнял главным образом свои сочинения, которые в изобилии выходили из-под его пера. Это были преимущественно мазурки, полонезы, вальсы, этюды, ноктюрны. Из нескольких произведений крупной формы выделилась ярким драматизмом Первая баллада начатая, возможно, еще до приезда в Париж под впечатлением известия о польском восстании. Первое время парижские издатели, отказывались оплачивать публикации шопеновских пьес. Но и позднее, зарабатывая на них большие деньги, владельцы нотопечатных фирм платили автору не слишком щедро. Поэтому главным источником средств существования для Шопена стали частные уроки фортепианной игры. На них он в течение многих лет тратил по пять-семь часов в день, отрывая время от занятий творчеством и не щадя своего здоровья. А оно у него с юных лет было хрупким. Приехав во Францию, Шопен полагал, что лишь временно поселится в Париже. После разгрома восстания в Польше начались жестокие репрессии. Многих поляков отправили на каторгу в Сибирь, тысячи польских семейств насильно переселили в отдаленные губернии России. При таких обстоятельствах возвращение на родину стало для Шопена неосуществимым. Он смог единственный раз, повидаться с родителями в Чехии. Со многими польскими политическими эмигрантами, оказавшимися в Париже, Шопен поддерживал тесные связи. Находившийся в их числе крупнейший польский поэт-романтик Адам Мицкевич стал его близким другом. Возвращаясь во Францию через Германию после свидания с родителями, Шопен задержался в Дрездене. Там находилось знакомое ему с юности семейство польского аристократа графа Водзиньского. Его дочь Мария и Шопен полюбили друг друга. Но родители девушки не дали согласия на их брак. В 1838 году спутницей жизни Шопена на девять лет стала известная французская писательница Аврора Дюдеван, взявшая себе мужской псевдоним «Жорж Санд». Проводя летние месяцы, в ее имении Ноан, Шопен усиленно занимался композицией. В эти годы он создал особенно много крупных произведений: три баллады и три скерцо, две сонаты (№ 2—3; Вторая, си-бемоль минор, с «Похоронным маршем» в качестве третьей части), Фантазию фа минор, Полонез-фантазию, Сонату для виолончели и фортепиано. У Шопена рано начал развиваться туберкулез — болезнь, неизлечимая в те времена. Очень подорвали его силы тяжелые события и переживания — смерть одного из близких друзей и вслед за тем — горячо любимого отца, а после — ссора и разрыв с Жорж Санд. После этого, больной и одинокий, он уже почти перестал сочинять. Приняв предложение своих друзей, вторую половину 1848 года он провел в Англии и Шотландии. Концерты его проходили с триумфом, но выступал и давал уроки он, лишь с трудом превозмогая свой недуг. К тому же климат Англии был для него вреден. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялось последнее в жизни Шопена выступление — в концерте, устроенном в пользу польских эмигрантов. Обострение болезни легких и сердца заставило его поспешить вернуться в Париж. Материальную поддержку ему оказали шотландская пианистка Дж. Стирлинг, бравшая у него уроки, и мать одной из его русских учениц Н. В. Обрескова. По просьбе Шопена к нему приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он скончался в октябре 1849 года. Во время торжественных похорон Шопена на парижском кладбище Пер-Лашез по его предсмертному желанию был исполнен Реквием Моцарта. Прозвучал и оркестрованный «Похоронный марш» из его Сонаты си-бемоль минор. По завещанию Шопена друзья отвезли сосуд с его сердцем в Варшаву, где эта реликвия бережно хранится в костёле Святого Креста.

Характеристика творчества

композитор-романтик, который вывел на мировую музыкальную арену Польшу. Польский композитор

– Главная особенность творчества исключительно фортепианная музыка. Поэт фортепиано. Он исходил из внутренней природы инструмента, его музыка неотделима от естества фортепиано.

Жанры фортепианной музыки

1. Миниатюры (мазурки, вальсы, полонезы, прелюдии, этюды, ноктюрны)

2. Крупные сочинения (сонаты, фантазия, баллады)

Образный мир - Воспевает образ Польши (Ностальгия по Родине – нерв музыки Шопена, картины величественного прошлого, современный польский быт, скорбь о её настоящем)

- Романтические темы (мир чувств романтического героя, любовь, печаль, томление и т.д.)

Музыкальный язык

Истоки: польский фольклор (народные лады, мелодии, ритмы, жанры), итальянская кантилена (итальянские жанры тарантелла, баркарола), марш, хорал.

–Для творчества Шопена характерны как классические, так и романтические черты: классицизм (Строгие и четкие формы, стройность и ясность замысла); романтизм (Жанр миниатюры, национальный колорит, красочная гармония, эмоциональность высказывания, ритмическая свобода).

Мелодия. Шопен редчайший мелодист. В его сочинениях можно встретить разные темы кантилены, широкого дыхания. Мелодии Шопена сочетают в себе песенное и танцевальное, вокальное и инструментальное начала.

Гармония. С одной стороны проста, но в тоже время и сложна. Аккордика нередко отличаются сложностью. Именная гармония Шопена Д76 (Доминантовый спетаккорд с секстой) которая очень часто встречается в произведениях. Смелые красочные сопоставления.

Фактура. Мелодизированная фактура, раскрепощение голосов, придание интонационной выразительности. Использование выразительных возможностей различных регистров (тембров). Гармонические фигурации, подголоски всё поет.

Список музыки:

 

 

 


 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 671; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!