Странствуя ,Пер Гюнт попадает в царство троллей –фантастических злых существ. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окруженный «злыми духами».



«В пищере горного короля» яркая красочная динамичная пьеса. Музыка вводит в начале в таинственную мистическую атмосферу (использует низкий регистр в оркестре, рр) затем постепенно всё нарастает благодаря динамике.

Симфоническая музыка

Жанр симфонии развивается у таких композиторов как: Г.Берлиоз, И.Браамс, А.Дворжак.

Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония» это первая программная романтическая симфония. Каждая часть симфонии имеет название. II часть – «Бал» картина праздничного веселья. Эта часть – удивительное открытие. Берлиоз впервые вводит в симфонию вальс, заменяя этим символом романтизма и старинный менуэт, и более новое бетховенское скерцо. Красочные арпеджио двух арф (впервые в симфонической музыке) приводят к легкому кружению прелестной вальсовой темы у скрипок.

Фортепианный концерт Обновляется жанр фортепианного концерта. Он становится романтическим .К нему обращаются такие композиторы Мендельсон, Шопен, Паганини, Лист, Григ. Лирическая трактовка концерта. Э. Григ Фортепианный концерт ля минор 1 часть.

Фортепианная музыка

Фортепианная музыка занимает огромное место в творчестве композиторов-романтиков, сред которых много блистательных пианистов-виртуозов: Ф.Шопен, Ф.Лист и т.д.

Фортепианная музыка представлена разными жанрами: баллада, рапсодия, танцы венгерские и славянские, соната, этюды, фортепианные миниатюры.

Антонин Дворжак это классик чешской музыки. В его творчестве представлены произведение обогащенные ярко национальными чертами. «Славянские танцы» это сочинения поражающие своей красотой и естественностью звучания и совершенство претворения славянской танцевальной музыки. Славянский танец №2 ми минор

В 19 веке этоюд,в творчестве композиторов романтиков престает как концертная пьеса. Так венгерский композитор Ференц Лист, который тоже обращался в своем творчестве к этому жанру, слил воедино и виртуозность и художественность этого жанра. Ференц Лист «Кампанела»


 

Тема 24. Импрессионизм.

Клод Дебюсси. Творческий портрет.

I. Импрессионизм (фр. - впечатление) – художественное направление, возникшее во Франции в 60-70годы XIXстолетия в живописи, а спустя 30лет – в музыке. Окружающий мир раскрывался в музыкальном произведении сквозь призму тончайших, едва уловимых одухотворенных ощущений. Искусство импрессионизма жизнерадостно, красочно, в нем отсутствуют остродраматические социальные темы.

II. Импрессионизм в живописи.

 >В 60е годы XIXстолетия во Франции, в «Официальном салоне», состоялась выставка художников, отвергнувших академические традиции письма и выдвинувших свой путь развития живописи. Имена этих художников: Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Огюст Ренуар и Анри Сислей. Художники дали 8выставок, которые подверглись гневной критике, обвинениям в ниспровержении традиций. Один из раздраженных критиков дал своей статье название «Впечатление» (1 из картин экспозиции – «Впечатление. Восход солнца» К.Моне)=>название группы художников, а затем и направления в искусстве.

 Что же новое внесли импрессионисты в живопись?

 ☺ Художники вышли из мастерских на улицы, городские площади, за город, желая запечатлеть неповторимость каждого мгновения увиденного в определенную минуту (20вариантов Руанского собора; 14 вариантов Стога сена);

 ☺ Как итог изменилось содержание их картин, это запечатленное мгновение увиденного, при разном освещении. В результате изменилась техника письма: краски не смешивались на палитре, художники писали чистыми красками, использовали 7тонов солнечного спектра. Краски наносились быстрыми короткими мазками. Именно краски лепили форму предмета, это не было заранее выстроенный рисунок.

III. Музыкальный импрессионизм.

 > Спустя 30 лет, это направление появляется в музыке. Имена композиторов: Дебюсси, Равель, Дюка, Шмит.

 >особенности содержания:

♪ отказ от повседневности, простоты;

♪ утонченный вымысел, прекрасная загадочность, непостижимость=>старинные легенды, мифы, экзотические страны, затонувшие соборы, обреченные на смерть принцессы. «Нынешнюю молодежь привлекает только туманное, зыбкое, невнятное».

>музыкальный язык:

♪ новые жанры, появившиеся под влиянием техники работы в живописи: симфонические эскизы, зарисовки, сжатые фортепианные и вокальные миниатюры;

♪ любят аккордовые пятна, их параллельные движения//чистые краски трезвучий, параллельное движение ч.4, ч.5;

♪ в оркестр вводятся новые инструменты, используется оркестровый эффект хора с закрытым ртом;

♪ скупой мелодический стиль.

IV. Клод Дебюсси (1862 - 1918).

Ø Ярчайший представитель нового стиля, «отец импрессионизма».

Ø  Родился в семье небогатого коммерсанта. Первые музыкальные впечатления получил благодаря крестному отцу, после чего принял решение стать музыкантом =>обучение в Парижской консерватории. Первые пробы творчества – 10-15лет.

 Знакомство с русской миллионершей Н.Ф.фон Мекк (в качестве аккомпаниатора) =>знакомство с западно-европейской и русской музыкой; с живописью.

22года – Большая Римская премия за кантату «Блудный сын» (поездка в Рим для работы).

В возрасте 40лет сочиняет свою первую и единственную оперу «Пелеас и Мелизанда» (неоднозначность оценок критики). В эти годы выступает в качестве постоянного критика на страницах парижских газет и журналов. Его статьи и рецензии отличаются остротой и блеском мысли, литературным изяществом.

После премьеры оперы начинается новый этап композиторской эволюции. Напряженная борьба за широкое признание, резкое столкновение с идейными противопоставлениями. Имя Дебюсси все чаще встречается на страницах периодической литературы. Даже разгорается бурная полемика между «дебюссистами» и их противниками из академического лагеря. Но сам композитор стремится быть в стороне от борьбы.

В годы Первой Мировой войны много работает, в Дебюсси укрепляется чувство гордости за Францию. Но прогрессирующая раковая опухоль постепенно снедает композитора. В 1918году, в день обстрела Парижа, композитора не стало.

Ø Фортепианные прелюдии (24, 2тетради).

Вершина всех периодов фортепианного творчества. В создании подхватывает традиции западно-европейских прелюдий (Бах, Шопен). Но отличаются: программностью; даны названия, обозначающие субъективные ассоциации и музыкой; мало ощущается цикличность.

Этот жанр подводит итог творческого пути Дебюсси, это – энциклопедия содержания, образов и стиля композитора.

«Затонувший собор»

Название «Затонувшего собора», Дебюсси почерпнул из старинной французской легенды о затонувшем некогда городе. Контуры же городского храма можно было рассмотреть сквозь глубокие морские воды. Каждое утро на заре со дна моря поднимается прекрасный собор. Это чудо сопровождается звучанием колоколов и величественными звуками хорала, который, достигнув своей кульминации, постепенно затихает и исчезает в глубине моря. В прелюдии композитор вначале рисует образ моря, волн и звучащих в отдалении колоколов при помощи выдержанных аккордов, которые охватывают крайние точки регистров фортепиано, и в восходящем движении звучат параллельный аккорды на рр. Следовательно, создаётся иллюзия подводного пространства. Затем постепенно возникает образ набегающих волн, создается эффект приближения, это всё выраженно в фигурациях, смене ярких тональных красок, постепенного нарастания динамики. Основная тема возвышенно звучащий хорал. Изложен параллельными аккордами на белых клавишах. Выдержанный в басовом голосе звук до имитирует звучащий вдалеке колокол. В середине прелюдии яркая кульминация, создает картинное впечатление поднявшегося из воды собора. После в репризе хоральная тема, представлена в новом варианте. Она звучит рр на фоне колышущегося арпеджированного сопровождения и воспринимается как воспоминание об исчезнувших образах прошлого.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 369; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!