IIчасть. Adagio cantabile, Ля-бемоль мажор. Рондо



Это Adagio – 1 из самых прекрасных. Композитор выбрал тональность VI ступени – тональность возвышенной философской лирики.

Рефрен: мелодия благородна, с чистотой линий, полным отсутствием украшений. Аккордового склада, с ровным движением всех голосов. Черты протестантского хорала. Оркестральна по тембру. Основная тема чередуется с другими темами лирической и второй,которая более драматическая.

IIIчасть. Allegro, до минор. Рондо

Финал не разрешает основную коллизию произведения. Не идет к тому, как будет любить Бетховен: от мрака к свету.

Г.П. несет идею безостановочного движения (Вст=>П.П.=>Г.П. 3части)

П.П. короткая и энергичная.

Выделяется центральный Эпизод: на хоральном мотиве из 2части.

Кода: драматическая.

Соната заканчивается не смирением, а вызовом судьбе.

Список музыки:

Соната № 8 «Патетическая» 1 часть трек 47

                                                  2 часть трек 48

                                                  3 часть трек 49


Тема 15. Л. ван Бетховен

Симфония №5 до-минор 1808г. «Через борьбу к победе»                                        

 Симфоническая музыка, это наиболее выдающаяся область бетховенского творчества.Он автор 9-ти симфоний,16-ти симфонических увертюр, каждая из которых жемчужина мировой классики. Если сравнить симфоническое наследие Гайдна(110 ),Моцарта( 50 ), то удивляет количество симфоний Бетховена(9). Но все его симфонии звучат на концертной эстраде, а написание симфонии было создание целого мира. Из девяти симфоний, в 3,5 и 9 представлен новый тип симфонизма, героико- драматический. Кто же герой 5симфонии Бетховена? Возможно сам Бетховен, или герой под стать ему: сильная, титаническая личность. Этот герой проходит долгий и трудный путь испытаний; останавливается для осмысления происходящего и в итоге приходит к победе в «в поединке с судьбой», к победе в единении с народом.

Новаторство композитора в симфонии:

· Большие масштабы частей;

· Единство цикла в симфонии достигается отсутствием перерывов между 3й и 4й частями;

· Масштабная финальная кода.

Содержание симфонии: « От мрака к свету, через борьбу к победе». В основе симфонии отражается классицикая идея ( судьба, рок, человеческая судьба) От «темы зла» через борьбу и препятствия к победе человека над судьбой.

Iчасть А llegro Сонатная форма с кодой, до-минор – картина титанической борьбы, поединка человека с судьбой. Рельефные и колоритные картины, напряжение сил, жалобы сердца.

Гл.п. до минор - сложный образ, сочетающий 2 образа в рамках 1й темы:

1-ый-знаменитый 4-хзвучный мотив судьбы, о котором Бетховен писал: «Там судьба стучится в дверь», с ритмической группой : 

 Он служит главной идеей симфонии.

2-ой- ответ на этот вопрос человека, голос которого мучительный, мятущийся, отчаянный, страстный построена на мотиве …

П.П - островок затишья . Светлый, лирический образ. Мелодию ведут скрипки. Завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы.

Разработка-. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы.

Реприза- после драматической разработки, в репризе замечены некоторые изменения. После первоначального провозглашения мотива судьбы следует одинокая печальная тема у солирующего гобоя (как человеческий голос) – «Жалоба измученного сердца» Ромен Ролан.

Кода- роль второй разработки. Вновь натиск сил судьбы, но борьба не окончена.

IIчасть Andante Вариации на две темы, Ля бемоль - мажор – момент остановки; философское осмысление происходящего. Эта часть – первый предвестник будущей победы.

1 тема была задумана Бетховеным как менуэт, остался размер 3/8. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную. 2 тема — поначалу как продолжение первой темы — приобретает у медных и гобоя фортиссимо в сопровождении ударов литавр героические черты. По характеру она гимническая, в До-мажоре. В процессе варьирования тем затаенно и тревожно, как напоминание, звучит мотив судьбы.

IIIчасть Allegro ,Сложная 3х частная форма с Трио, до-минор– Скерцо (типично для бетховенского ССЦ). Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо — вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Поэтому Бетховен не назвал эту часть Скерцо, а обозначил темпово.

IVчасть Allegro ,Сонатная форма ,До- мажор – картина победы; «от мрака к свету», «через борьбу к победе». Картина массового торжества, праздника. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша. Усиливает блеск и мощь группа медных духовых. Композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо.

В разработке вторгается «мотив судьбы». Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы.

Реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.

Словарь: Кода- заключительный раздел музыкального произведения.

Скерцо- (итал. scherzo — шутка) — название инструментальной пьесы подвижного характера, как действительно шутливой, живой и веселой, так и драматизированной или гротескной. Начиная с Бетховена скерцо стало почти обязательной частью симфонического цикла. Характерные черты: тонкие штрихи, контрасты, чередование крайних регистров, тембров, быстрый темп.

Список музыки : Л. ван Бетховен Симфония № 5: 1 часть трек 53

                                                                                           2 часть трек 54

                                                                                           3 часть трек 55 4 часть трек 56


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!