На тему Глюка, немецкая военная песня, струнный квартет, и в опере Похищение из сераля.



 Финал написан в необычной форме. Ее можно определить как 3-х частную с припевом (Ля мажор). Неоднократное проведение припева придает финалу черты рондо.

1 часть- (ля минор)- с легко кружащимися мотивами.

Припев-  (Ля мажор) звучит трижды, он подобен своего рода «янычарскому шумовому припеву», в партии левой руки слышится подражание барабанной дроби.

2 часть-(фа-диез минор)- сочетает изящную танцевальность с четкой маршевой поступью.

Кода- этот восточный колорит обрушивается наиболее ярко - благодаря тиратам, разложенным аккордам арпеджиато, коротким форшлагам, создается впечатление необычного мелодического строя – как будто фальшивого, без фиксированной высоты звучания.

 

 


Тема 12. Симфония №40 соль–минор

Среди инструментальных произведений Моцарта главным является симфония. Всего композитором создано около 50 симфоний. Из них вершинные - 3 симфонии, написанные летом 1788-го года в Вене(39,40,41). Наибольшую известность получила 40 симфония. Её можно считать визитной карточкой композитора.

Образный мир.

  • «Вертеровская» симфония (Гете, роман «Страдания юного Вертера»: открывается душевный мир молодого человека, его страдания, самоубийство);
  • Симфония – исповедь души (созвучно творчеству художников XIX века);
  • Стремление к свету, ясности – и недостижимость идеала. Красота человеческих чувств и неосуществимость мечты.

 

I часть   Allegro соль минор II часть Andante Ми- бемоль мажор III часть Менуэт Allegretto  соль минор IV часть Allegro  соль минор
сонатная форма с кодой сонатная форма Трехчастная форма с (trio) сонатная форма
Сложный душевный мир героя, драматизм жизни.  Сфера размышления. Мир поэзии, прекрасного (природа, душа). Возвращение драматических образов I части. Готовность человеческого духа к борьбе. Новая трактовка жанра Менуэта(драматический).   Трагический итог развития драмы. Невозможность решения конфликта.

 

Часть

Г.П.  воплощает внутренний мир героя: взволнованный, трепетный, лирический, беспокойный. Короткие фразы, подобные взволнованной речи, мелодия основана на интонациях секунды (вздохи),беспокойный тревожный фон сопровождения. Тема звучит у струнных инструментов.

П.П. здесь новый образ: светлый, изящный, спокойный. Плавная нисходящая мелодия, хроматические интонации, разнообразие ритма, имеет легкий танцевальный оттенок. Звучит у деревянных духовых инструментов.

Разработка – по масштабам небольшая, но очень напряженная и драматичная. Строится на развитии Г.П.. Она становится всё более сумрачной, возбужденной, драматичной.

2 раздел В нем происходит спад напряжения. Развивается только первый секундовый мотив, который становится всё более хрупким, жалобным.

Реприза все темы проходят в основной тональности – соль минор. П.П. звучит печально, приближается к главной партии.

2 часть воплощает мир прекрасного. Г.П.устанавливается светлый образ. Тема лирическая, спокойная, нетороплива, созерцательна. Она звучит у струнных инструментов. Мерный ритм, хроматические нисходящие фразы, мотивы тридцатьвторых.

Часть Менуэт

Менуэт имеет ряд разновидностей: Придворный аристократический, галантный, пасторальный, деревенский простонародный, драматический (в минорных тональностях в бемольных, характер от мужественно-сурового до болезненно –страдальческого.)

Крайние разделы менуэта – тема  суровая, драматическая. Танцевальность, сохранилась лишь в типе трехдольного движения. Опора на звуки тонического трезвучия. Мелодия опирается на звуки тонического трезвучия.

Средняя часть (Трио) контрастна музыке менуэта. Она более светлая, пасторальная (мир природы) в Соль мажоре. Напоминает народную песню. Но и содержит танцевальные черты (плавно кружащиеся обороты). Звучит у деревянных духовых, затем несколько позже вступают валторны.

4 часть Финал

Г.П. драматический диалог порыва и сдерживающей его силы – контраст интонационный, тембровый, фактурный, динамический и др. П.П. продолжает линию П.П. 1 части. Выводы :

· В симфонии сложилось 2 типа образов: 1.Связи интонаций соль-минора (Г.П. 1 части, Менуэт (крайний раздел), Г.П. 4 части), 2. Мажорная Г.П. 2 части.

· Преобразование танцевальной 3 части (Менуэта) в драматическую.

· Финал не мажорный, драматический.

· Преобладание сонатной формы в медленных частях.

Список музыки:

Моцарт Симфония №40 соль-минор 1часть (трек 26)

                                                                    2часть (трек27)

                                                                    3часть (трек 28)

                                                                     4часть (трек29)


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 692; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!