Тема 3. Органное творчество И.С.Баха



1.Орган – клавишно-духовой инструмент. Начал развитие в Древнем Египте.К концу 17 века представлял собой огромную конструкцию с рядами сверкающих труб.В эти трубы помощники органиста нагнетали воздух,благодаря чему орган звучал.Количество этих труб доходило до нескольких тысяч,( самый большой орган в мире который находится в США (насчитывает более 33 тысяч труб). Построен в 1929—1932 гг. Орган занесён в книгу рекордов Гиннесса по нескольким номинациям: «Самый большой орган», «Самый большой музыкальный инструмент» и «Самый громкий музыкальный инструмент».)многие из них выполняли чисто декоративную функцию(т.е. служили украшением).У органа имеется несколько клавиатур,на которых играют руками.Они располагаются одна над одной и называются – мануалами. Кроме того, у органа есть специальная клавиатура,на которой играют ногами.Она называется – педалью. По диапазону и силе звучания с органом может сравниться только симфонический оркестр. На органе можно извлекать самые низкие звуки, подобные звучанию тромбонов или контрабасов. И звуки самые высокие, которые напоминают просветленное звучание флейт.

2.Значение. Бах – гениальный органный исполнитель. Играть на нем композитор начал еще в раннем возрасте. Огран или (портатив) сопутствовал И.С. всю жизнь.

Сочинения Баха для органа

Бах – создатель большого количества произведений для органа. Мы познакомимся с хоральными прелюдиями и 2х частными циклами.

Хоральные прелюдии

Хоральная прелюдия – обработка для органа протестанского хорала.

Протестанский хорал – это общее название духовных песнопений на немецком языке.Они исполнялись четырехголосным хором в сопровождении органа во время службы в католической церкви.А перед тем,как начинал петь хор,огранист делал вступление т.е. прелюдию в которой обрабатывалась мелодия протестанского хорала.Поэтому эти прелюдии стали называть хоральными.

Баху постоянно приходилось писать хоральные прелюдии.Писал он их сотнями,но до нас дошло только 90-та.Они объеденены в 4 сборника. Одна из самых известных « Я взываю к тебе,Господи!» фа минор. Музыка прелюдии возвышенная,печальная. (Фильм Салярис)Мелодия хорала помещена в верхнем голосе имеет печально сдержанный, скорбный характер.В мелодии хорала выдержанное поступенное движение.В среднем голосе фигурации шеснадцатыми длителностями.Линия баса – педаль.

Двухчастные циклы

Бах писал для органа не только церковную музыку.У него есть сочинения концертного плана,очень большие по масштабам.Такие сочинения называются двухчастными циклами.Они состоят из 2х частей неразрывно связанных между собой.Первая часть импровизационного фантазийного характера(токката,прелюдия,фантазия).Вторая часть – фуга.Фуга – полифоническое произведение на 2,3,или 4 голоса,в котором одна и та же тема проводится в каждом из голосов.

Наиболее яркий и самый известный 2х частный цикл

Токката и фуга ре-минор

Это произведение наиболее ярко отражает эпоху.

Токката грандиозного размаха,патетична(проведение охватывает все регистры,разнообразная фактура,яркие ладовые наклонения,колоны аккордов)

Фуга 4хголосная ,вырастает из Токкаты,постороена на безостановочном движении шестнадцатых.Кульминация в разработке.Кода- арка к токкате.

 

Словарь

Хорал- религиозное песнопение заподно-христианской церкви.Исполняется 4хголосным хором в сопровождении органа во время службы.

Токката- виртуозное произведение для клавишных инструментов.Носит импровизацинный характер.В 19 веке токката превратилась в новый жанр – этюд.

Фуга- полифоническое сочинение на 2 ,3 или 4 голоса,в котором одна и та же тема проводится в каждом голосе.

Прелюдия- небольшая инструментальная пъеса,первоначально представляля собой вступление к основной пъесе.В 19 веке стала самостоятельным произведением.

 


Тема 4. И.С. Бах Клавирное творчество

  1. Клавиры

В эпоху Барокко существовали в двух главных разновидностях клавиры: клавесин и клавикорд. Эти инструменты могли сосуществовать с двумя и тремя мануалами: 1 мануал назывался пиано, 2 мануал – форте. В разных странах клавиры называли по разному вёрджинел , чембало ,спинет ,и имели некоторые отличия. Все они - предшественники фортепиано. Клавесин - это клавишный струнный инструмент. Клавесин предшественник фортепиано. Если на фортепиано звук извлекается благодаря удару молоточка по струне, то в клавесине гусиное перо, закрепленное на специальном стержне, зацепляет струну. Получается звонкий, суховатый отрывистый звук.

  1. Бах – исполнитель-клавесинист

И.С. Бах был непревзойденным исполнителем и импровизатором на клавесине.Однажды Бах отправился в Дрезден. Здесь должно было пройти состязание в игре на клавире ним и известным французским клавесинистом Луи Маршаном. Но тот, услышав, как импровизирует Бах, поспешил тайком уехать из Дрездена. Так И.С. получил славу всемирного известного виртуоза и «короля клавира».

После смерти Баха, сделали опись его инструментов:

  • 6 клавесинов
  • Спинет
  • Пианофорте

В 1709 году итальянецБартоломео Кристофори ,занимавшийся музыкальными инструментами изобрел первое фотрепиано.Значит Бах уже играл на всех видах клавира и даже на первом фортепиано.

 

  1. Клавирное творчество

Композитор писал сочинения для клавира всю жизнь. Сегодня клавирные произведения исполняются на фотрепиано. И.С. писал для клавира в разных жанрах: Английские и Французские сюиты, Хорошо темперированный клавир, много произведений для обучения.Он стал родоначальником жанра клавирного концерта.

Бах был великим педагогом.Для своих учеников он написал много клавирных пьес, которые собраны в разные сборники. Это «Тетрадь Анны Магдалены Бах»( В возрасте сорока лет Бах уже был главой большого семейства. После смерти жены Марии Барбары,Бах женился второй раз на Анне Магдалене Вилькельн. Анна Магдалена обладала хорошим голосом и была музыкальна. Муж обучал её игре на клавире,так были созданы две нотные тетради,для обучения жены на клавире.Волынка – народный духовой инструмент.).Гораздо сложнее «15 двухголосных и трехголосных инвенций».Давайте вспомним что музыкав эпоху барокко были три стороны содержания музыки выразительная,изобразительная и символическая.Музыка Баха полная символов

Двухголосная инвенция №8 Фа мажор

Характер определяет одна тема – подвижная, жизнерадостная. Мелодия строится на легких, отрывистых скачках по звукам восходящего трезвучия и напоминает призывный возглас трубы. Со вступлением второго голоса первый не умолкает. Такое продолжение называется противосложением. В развитии появляется иная тональная окраска, различные приемы изложения. Встречаются построения ,где тема не звучит нив одном из голосов. Такие промежутки называются интермедиями. Пьеса заканчивается в основной тональности. Так, одна тема составляет основу целого произведения, что очень характерно для полифонической музыки. 

 

Вершина клавирного творчества И.С. – 2 тома «Хорошо темперированного клавира». Название "Хорошо темперированный" Бах заимствовал у органного мастера и теоретика А. Веркмайстера, который предложил несколько способов настройки клавишных инструментов, позволяющих играть во всех тональностях. Он их называл "хорошими темперациями"

Это – шедевр мировой фортепианной миниатюры. Бетховен называл их «Музыкальной библией».ХТК создавался в течение 20 лет. В каждом томе 24 прелюдии и 24 фуги. Располагаются они по хроматизму (С,с,Сis,cis,D,d….и т.д),по сходству или контрасту.У прелюдии и фуги одна и та же тональность. Образный мир цикла необъятен : радость и скорбь,лирика и траника, утешение и назидание – здесь есть все,все оттенки человеческих чувств.

Прелюдия строится свобдно. В ней велика роль импровизационности. Фуга – строго построенное полифоническое произведение. Она может быть 2х,3х,4х и 5тиголосной.

Прелюдия и фуга До мажор из 1тома ХТК

Евангельское толкование : схождение Ангела Гавриила от Господа к Деве Марии.

Прелюдия светлая, чистая по характреру; раскрывает образ надежды. Жанровые корни прелюдии – лютневая пьеса (раскрывается через фигурации). В прелюдии есть три линии: бас,дающий основной гармонический тон,средний голос – гармонические фигурации и мелодия.

Фуга 4х голосная. В основе темы лежит хорал.(пояснить про 14 нот что это тема Бах) По характеру фуга сосредоточенная, сдержанная,неторопливая. В фуге нет интермедий, проведение темы наслаивается друг на друга.

 

Клавирное творчество И.С. Баха – 1я ступень в развитии всей фортепианной музыки; клавирные сочинения И.С. и сегодня пользуются популярностью: их исполняют в ДМШ,в училищах, консерваториях и на концертах тоже.

Словарь терминов:

Инвенция- (от лат. inventio — «изобретение, выдумка») — небольшие двух- и трёхголосные пьесы полифонического склада.

Тема – основа музыкального произведения.

Канон –  музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.

Противосложение – мелодия, звучащая на фоне основной темы.

Интермедия – небольшая музыкальная пьеса, помещенная между более важными частями крупного произведения. Участок, на котором нет проведения темы.  


Тема 5. Классицизм

 

Следует различать понятия: классика и классицизм.

  • Классика образцовые совершенные произведения искусства. Музыкальная классика это вершинные сочинения великих композиторов.
  • Классицизм (от латинского образцовый) – художественный стиль в европейском искусстве второй половины 18 – начала 19 века. Классицизм провозгласил в искусстве простоту, ясность, естественность разума и бытия.

 

18 век стали называть веком Разума. Людям этой эпохи хотелось узнать по каким законам живет природа, общество, каждый человек. Это время преклонения могущество разума и возможности просвещения философии и науки. Поэтому 18 век еще имел название Просвещение.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!