Глава 13. Социальное конструирование валидности
В
бов познания и множество разных истин; понятие же валидности проводит четкую границу между истинным и неистинным. В противоположность этому П. Латер ( Lather , 1995), восстанавливая ценностную нагруженность практики с феминистских постструктуралистских позиций, обращается к понятию валидности как к стимулу для дискуссии, как к благой одержимости и пытается переделать понятие валидности так, чтобы его можно было использовать в постмодернистской проблематике, ослабив господство позитивизма.
Я еще вернусь к критике точности результатов интервью со стороны в заключительной главе 15. Здесь же я попытаюсь концептуализировать репрезентативность, надежность и валидность так, чтобы они были адекватны качественному исследованию. Мое рассмотрение основано на очень мягком варианте постмодернизма; отвергая понятие объективной универсальной истины, он допускает возможность существования конкретных локальных истин для данной местности, личности и сообщества, с акцентом на обыденной жизни и местных преданиях ( Kvale , 1992; Rosenau , 1992). Этот подход не ведет к отказу от понятий надежности, репрезентативности и валидности, но определяет их заново, в форме, соответствующей исследовательскому интервью. Понимание верификации начинается в жизненном мире и разговорной речи, где вопросы надежности наблюдений, переноса опыта с одного случая на другой, валидных аргументов являются частью обычного социального взаимодействия.
|
|
Репрезентативность
Когда речь заходит об исследовательском интервью, всегда возникает вопрос о репрезентативности его результатов. В обычной жизни мы делаем обобщения более или менее спонтанно. Получив какой-то опыт в одной ситуации или с одним человеком, мы предвидим новые такие же случаи, формируем ожидания относительно того, что может случиться в других подобных ситуациях или с такими же людьми. Научное знание тоже тре-оует обобщений — с точки зрения позитивизма, цель общественных наук с°стоит в создании универсальных обобщенных законов человеческого поведения. Противоположный этому гуманистический взгляд предполага-ет> что каждая ситуация уникальна, каждый феномен имеет свою собственную внутреннюю структуру и логику. В психологии поиск универсальных ак°нов человеческого поведения характерен для школ естественнонауч-°И ориентации, таких как бихевиоризм, понятие же об уникальности от-^ человека доминирует в гуманистической психологии. В постмо-
Часть III . Семь этапов исследования с помощью интервью
•™™™™™™™»жж«адай^Щ|щ
дернистском подходе поиск универсального знания, равно как и культ уникальной индивидуальности, сменился подчеркиванием гетерогенности и контекстуальности знания, произошел сдвиг от обобщения к контекстуа-лизации.
|
|
Формы репрезентативности. Вопрос о качественной генерализации рассматривался, в частности, при изучении конкретных случаев. Р. Стэйк дает такое определение: «Качественное исследование случаев характеризуется тем, что основное время исследователь проводит на месте, лично соприкасаясь с происходящими в ситуации действиями и операциями, обдумывая и пересматривая смысл того, что происходит» ( Stake , 1994. Р. 242). Путем анализа генерализации на материале исследования случаев, Стейк выделил три формы обобщения данных: натуралистическая, статистическая и аналитическая.
Естетственное обобщение основано на личном опыте: у человека оно развивается как функция опыта, выводится из имплицитного знания о том, каков мир, и приводит, скорее, к формированию ожиданий, чем к формальным предсказаниям. Их можно вербализовать, превратив, таким образом, интуитивные знания в отчетливо сформулированные суждения.
Статистическое обобщение — формально и четко. Оно основано на данных, полученных от людей, случайным образом выбранных из популяции. При использовании статистического вывода уровень надежности переноса на популяцию в целом закономерностей, открытых на узкой выборке, представлен коэффициентами вероятности. Когда интервьюируемые выбираются случайным путем, а результаты интервью квантифицируются, то данные могут быть подвергнуты статистическому обобщению. Например, про обнаруженную корреляцию между разговорчивостью и отметками можно сказать, что вероятность того, что эта связь, обнаруженная на выборке из 30 школьников, отобранных случайным образом для исследования об оценках, является случайностью, — всего 1/1000 (глава 12, «Вопросы, поставленные к тексту интервью»).
|
|
Конечно, чаще всего собеседники в интервью отбираются не случайным образом, а по другим критериям — типичности, крайней выраженности интересующих особенностей или просто доступности. Например, выборка женщин, обратившихся за помощью в кризисный центр для жертв насилия, сформировалась сама и не является случайной выборкой из дай ной популяции. Их сильная мотивация к получению помощи может ДаТ ценные знания о том, что значит быть объектом насилия. Однако результ ты обследования стихийно сформировавшейся выборки не могут бы статистически репрезентативны для популяции в целом.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!