Обороты Пр И А а 'l' О Ч Н О Г О преАЛОЖ6НИЯ 10 страница




торых наро,.1tов (например, в чеченском) ,,синий" и "зеленый" не раз­ личались так же, как и в адыгейском. Потребность .в обозначении цветов вообще, очевидно, появляется у адыгейцев (как и у Аругих наро­

;а;ов) только вместе с появлением первой техники оRрашивания хотя бы собственной кожи (в виде татуировки), окраски домашних тканей и т. п. Теперь, лишь после того, как мы нашли исторический ключ к разви­ тию значений, попытаемся применить его и в тех слуqаях, хогда совре­ менный адыгейский язык уже не сохраняет нам ясной картины

развития значений, а все значения, 1{аК первоначальные, та1

и поз.днейшие оказываются в современном языке связанными с одним и тем .же звуковым корнем в виде омонимов. Например, первичное оJtносложное слово-корень «шъо» обозначает в теперешнем аАыгеi.J:ском я.зыке "шкура, кожа (сыромятная и выделанная), ремень, масть (жиnот­ ного), цвет (вообще), внешни:й ВИА (вообще)". Мы можем на основании предыдущих примеров легко установить, что и в этом случае перво­ начальным значением, тесно связанным с древнейшей трудовой ,АЕштель fl:Оетью охотника и с:ко1·овода, были "необделанная шкура животного" и "масть животного". Понятия шкуры и масти, т. е. шкуры и ее цвета, не были еще разграничены, они были еще одним смутным нераЗАельны111 понятием. Лишь позднее, по мере развития техники обработк1:1 шкур на основе роста произвщщтелъных сил и изменения произвоАствеиных отно­ шений, появляются из "шкуры"· понятие "кожи", сначала сыромятной, а  затем  выделанноиа,  и,  наконец,  ,,ремня",  параллельно  этому из понятия "масти" развивается понятие "цвета" вообще и затем "внешнего вида" вообще. Несомненно, что в первобытноft общине основой раз­ вития слов служило развитие материальной деятельности ЛЮАеЙ и их общественные (производственные) отношения. Так, появление терминов: ,,выделанная кожа, ремень" , ,,цвет вообще" , ,,саАовое яблоко" и подобных им связано с появлением хотя бы примитивного землеАелия и садоводства и с приручением домашних животных, т. е. хотя бы с заро,дышевым общественным разделением тру.4а в первобыт- ной общине. ·      .

Мы можем теперь поставить вопрос: если по своему содержанию слова-понятия развивались на основе развития nроизвоАительных сил и rtроизводственных отношений (ер. ((nщы» первоначально "глава рода, семьи, патриарх", впоследствии- ,,князь"), то в какой форме протекал процесс этого развития? В начале книги мы уже ссылались на слова Ленина о том, что в каждом предложении вскрывается диалектика челове­ ческого познания (стр.15). Несомненно, что и кажд му адыгейскому предло­ жению свойственен тот .же закон диалектического развития единства про­ тивоположностей, не только в отношении формы слов (см. стр. 55), но и в отношении развития их содержания. Больше того, мы можем ,1tаже сказать, что всякое новое -значение слова развивалось из старого только путем диалектического развития этого слова-понятия в различ­ ных предложениях. Приведем несколько примеров. Мы у.же ви.ztели выше. что а.,11;ыгейское слово «мыlэрыс)> - ,,садовое яблоко" первоначально буквально обозначало "дикое яблоко, руками посаженное" и состояло из нескольких, в начале самостоятельных отдельных слов «мы>> - ,,дикое яблоко'', ((lэJ> - ,,кисти рук, кисть руки", (([сэ ]» - ,,сажай". Частица «ры) предетавляет собою форматив с орудным (творительным) значением. Этот форматив, несомненно, также происходит от первоначально отдель ного самостоятельного слова, которое, однако, не сохранилось в современ­ ном аАыгейс:ком языке. Таким образом, а:мы-Iэ-ры-с» является по своему происхождению целым предложением. Вэтом предложении оказались объ­ единенными слова первоначально по значению противоположные: понятие

«мы» - ,,дикое яблоко" как понятие эпохи собирания дтких плодов и отсут­ ствия садоводства, с одной стороны, и сказуемое [сэ]-,,сажай, сей", :как слово-понятие другой, более поз.дней эпохи, ког.да у.же появляется земле-

228


.4елие (хотя бы в своей наиболее древней зачаточной форме так назы­ ваемого мотыжного, ,,грядкового" земледелия или· огороАной культуры). На основе развит:1я производительных сил в известный момент истории цыгейского общества,  в  пе·рвобытной общине впервые  оказалось  воз­ можным объединить в  процессе  производства то, что до тех пор было разделено в  жизни  к                  две          разных эпохи  развития  проиэво.l(ствекной техники, -               впервые оказалось возможным сажать то, что до  того вре­ мени никогда     руками не сажали, а лишь собирали, в лесу.  На этой основе                  и  в                   язы:ке раньше разграниченные  взаимоисключающие  друг друга          понятия "дикое яблоко" и "сажай руками"  впервые  оказались объединенными в одном предложении. Из этого единства первоначально исторически взаимоисключающихслов понятий и возникает нечто новое- новое слово-понятие "садовое яблоко". В дальнейшем мы ожидали бы и.э развития миллионы раз  повторяющихся  в  речи  аналогичных    преА­ ложений возникновения и выделения нового, более богатого :конкретным развитием и в то же время более обобщенного по  своему  значению слова-понятия   "яблок:> вообще". Однако развитие этого слова. в аАы­ геиском языке не пошло так далеко вперед, хотя в западно•11.дыгейских д:иа_лектах -     бжедухском и шапсугском (в пределах ААыгейс:кой области) мы находим а:мые),, в составе которого первоначальное <смы)> - ,,Аикое яблоко" уже  определенно·  теряет признак           "дикости"  и  превращается в понятие "яблоко вообще" (припомним,  что  «мые»-::начит  "яблоня вообще" и "яблоко вообще" в бжед. и шапс. диалектах). В других: при­ мерах мы видим тот же процесс развития в более ясной форме. В со­ временном а)tыгейском языке существует слово «ку», которое теперь обозначает "телега,    бричка, повозка, деревенский экипаж  вообще". Однако в кабардинском и бесленейском еще сохранилось соответствую• щее этому  слово  <lГУ"  в двух значениях·-  ,,деревянная,  АВухколесная арба с дышлом и ярмом" и "всякий экипаж вообще". Из быта адыгей­ цев первый род экипажа фактически исчез уже до Великой Октябрьской Социалистической          революции, хотя      и сохранялся в  их  пре.1tаяиях  и песнях. Несомненно, что первоначальным значением адыгейского  слова

«ку»  (ер.  адыг.  «:кужъ») и  кабардинского  «гу)> была именно "двухколесная и еще целиком деревянная арба с дышлом и  ярмом", -                   род  эюшажа, бывший единственным средством транспорта адыгейского крестьянина в  эпоху               разложения родового строя и развития феодализма, т. е. до завоевания Кавказа. Единственным  упряжным  рабочим     животным в ту эпоху были волы. Лошадь употреблялась еще как верховое .животное,· главным образом, в быту феодалов или в феодализируемых слоях сосло• вия так наз. а:оркъ:»'ов -  дворян. Таким образом,  первоначальная "арба" была  приспособлена только  для  воловьей                   упряжки, и все  иные  ВИАЫ упряжи были для нее исключены. В дальнейшем, после колониального завоевания адыгейцев русским царизмом, вместе с начавшимся капита­ листическим               расслоением адыгейской деревни, сюда  проникает новый вид упряжного .животного - лоmаАь и новый способ  упряжи - оглобли и  хомут.  Для                   этого  нового вида.. экипажа возникает  новое  вторично образованное сложно-составное слово <сшы•ку», бу:квально: ,,лоша;,;иная арба", т. е. вначале двухколесная арба с парой оглобель. Для отличия · этого рода экипажа от прежнего понадобилось ввести такое же сложно­ составное слово и для обозначения старого типа рбы- а:цу-:ку»,  бук­

вально: ,,воловья арба". Уже в слове а:шы-ку» мы видим опять тот ..же

процесс объединения противоположностей,  т.  е. АВУХ  первоначально

взаимоисключающих  единичных понятияn - ,,лошадь"  и  "ар ба"  , - про-

цесс, который стал возможен тоже лишь на основе коренного изме­ нения общественного строя и материальной культуры черкесов. В даль­ нейшем, вместе с капитализмом, двухколесная арба .4ля лошадиной запряжки превращается в четырехколесную телегу, но за ней сохраняется прежнее название. По образцу сложно-составных слов «цу-ху:1 и  «шы-

229


ку" вместе с появлением железной АОf>ОГИ обР,азуется новое сложно­ составное слово "мэшlо-1ч", буквально: ,,огневая арба", т. е. ,,поезд". Благодаря миллионы раз повторяющемуся употреблению этих слов из·них выделяется прежний первичный односложный 1орень-слово «ку:. (в кабардинском - «ry»}, но уже в новом значении: ,,экипаж вообще, сре tство гужевого транспорта вообще". На этом примере можно наглядно виде·rь, как на основе :ке>ренных изменений социально-эко­ номического строя и жизни адыгейцев, вслед за проникновением :к ним новых средств пер движения, в адыгейском языке возникают слова, объединяющие прежде взаимоисключающие друг друга единичные и потому противоположные понятия, историчесI{И относящиеся :к раз­ ным эпохам и разgым :классам общества, - ,,арба" и "лошадь", как из этого объединения противоположностей в языке и сознании воз­ никают но_вые слова-понятия и как в результате этого процесса преж· нее слово превращается в свою противоположность - из отдельного еАиничного понятия арбы возникает общее понятие экипажа, из одного исторически случайного вида экипажа- арбы для вола- к1:к необ­ ходимое следствие развития общества - общее слово-понятие "экипаж. вообще".

Рассмотрим еще нескоАь:к.о примеров диалектического развития елов-по·нятий в адыгейском языке.

Возьмем слово <сlун1> с первоначальным значением "деревянный костыль, забиваемый в стены комнаты; деревянный гвозАь" -(ер. (купэ-lун»-,,чека").Это слово само по себе сложно·составное по происхо.ж­

.,с1;ению. Оно слилось из двух первичных корней: «Iy» - ,,втыкай, вонзай"

и «нэ», первоначально обозначавшее "глаз'', которое в дальнейшем полу­ чает в числе других значений также .значение "орудие, предмет". Таким образом, первоначально «Jу-ю> обозначало "предмет, который втыкается, вбивается; орудие для втыкания, вбивания". Таким образом, первым:

.!IНачением этого слова было, несомненно, ,,деревянный гвоздь или дере­ вянный костыль (для вбивания)".

Припомни!\!. что древняя адыгейская культура долгое время не знал металлов, а когда они появились, то на первых порах их употребляли главным образом для выделки оружия. Впоследствии, во времена феода­ лизма, металлическое оружие, металлическая домашняя утварь и т. п. употре­ блялись почти исключит льно феодалами, дворянами и феодализируемыми слоями так наз. а:тфэ-:къолl:»'ей-,,свободных кре'стьян". В быту адыгейского крестьянина металлы еще долгое время отсутствовали. Единственным мате­ риалом для постройки жилища, надворных строен и, сельскохозяйственных орудий, арбы и т. д. служило дерево. При таком состоянии земледельческой культуры единственным видом скр пления деревянных частей были (с}у-н»

,,Аеревянные гвозди". Таким образом, в само это слово-понятие, в его ш р­ воначальное значение у.же входил смутный признак материала - дерева. В Аальнейшем, вместе с классовым и далее капиталистическим расслое­ нием аА1>1гейского :кр етьянства в его быт впервые широко проникают металлы и, в частности, железные гвозди. Для обозначения этоrо нового предмета берется прежнее слово, но е добавлением :к нему опре­ Аеления «гъучlы lун» - ,,железный гвоздь или костыль". В этом слове впервые на основе коренного изменения общественного строя адыгейцев

объединяются прежде взаимно исключающие попятил "железа" и "дере- вянного гво.зАЯ"- две разных стадии развития материальном :культуры

и 'культурньи признаки двух антагонистических классов адыгеi-iс:кого общества. Точное обозначение материала в одном случае вызыва,ет необхо­ димость применения его и в прежнем слове .для более точного разграни­ чения понятий, так как в первоначальном «lую> признак дерева хотя и содержался, но в смутном, еще не расчлененном виде. Следовательно, появляется более развитое, бЬлее конкретное слово-понятие «пхъэ Jуи», буквально: ,,деревянный (деревянный) гвоздь".

230


Этот процесс развития слов создает условия для тoroJ чтобы слоео

'dlyя:» получило в современном адЫГ!:Йском языке значение  "гвоз.А;я

.вообще (независимо от материала)'', хотя такое общее понятие-слово еще и не установилось.

Особенно интересные примеры развития слов можно найти в области адыгейской  земледельческой  техники.    Древнейшим видом хлеба  у а4ьt­ гейцев, в особенности  в  высокогорных                     районах, бь1л ((хьэ: , - ,,ячмень". На это указывает, между прочим, название "грядки" и "земледельчес.кой полосы" -          «хьас» (из «хьэ» и «сэ:»), что обозначало буквально: ,,посаж.ев- ныuи  ячмень"  ,- название,  :которое  с  переходом  адыгеиu  цев  от  огородноиа '!.{/льтуры к ЭI{стенсивному  земледелию                          стало  обозначать распаханную полосу вообще. Огородная :культура, древнейший зачаточный вид земле­ делия, с самого начала поставила в центре производственного внимания адыгейцев отдельное зерно ячменя, та:к как при грядковой культуре при­ ходилось сажать зерна вручную, а не се&ть их. Для этого нового поня­ тия - хлебного зерна·- пришлось создавать новое  слово.  Современно-е адыгейское слово «хьацэ:» первоначально буквально обозначало "ячменя зуб", а теперь обозначает "ячменное зерно". Таким образом, более ста­ рое слово  ((ЦЭ)> -         ,,лезвие, режущий край орудия, зуб (животного)"  ока­ залось                              использованным  в совершенно              новой     области                              экономики:   из области          охотничьего и собирательного  хозяйс ва оно  впервые  было перенесено в область вновь возникшего  зачаточного  земледелия. Несо-­ мненно, что этот перенос совершился еще в  ту  эпоху развития  перво бытной общины, когда возникла огородная культура (это относится к  низ­

·шей ступени варварства, см. Энгельс "Происхождение семьи...•", Соч.,

т. XVI, ч. I, М., 1937, стр. 11-12). Несо11111енно, что слово-понятие «цз::, -

,,зуб".. еще древнее этого периода, так как оно возни:кает вместе с охо­ той и использованием .зубов :крупных животных для выделывания примя­ тивных орудий. Что. уже в эту, более древнюю эпоху а.4ыгеitцы полъ вались зубами .животных для изготовления первых режущих и ударных орудий, видно из того, что современное слово-понятие "лезвие", ,,режу­ щий край оружия и орудий" передается тем же словом а:цэ», что и "зуб", сравни например: ((ощыцэJ> - ,,.,еэвие топора" (диал. нат. ,,1 олуна"),

«:къэма-цэ)) - ,,лезвие :кинжала" и т. д. Очевидно, зуб впервые и полу­

чил название только тогда, когда стал употребляться в :качестве насадки древнейшего прототипа долота. От того же слова-понятия «цэ» - ·  ,,зуб"

происходит и  слово  «пцьо> -     ,,долото,  .доло,..и" ; с помощью  присоединения

префикса «п» (о чем см. ни.же, глава III, Семати:ка, стр. 261) и ПОЗАней­ шего изменения гласного (о нем см.  стр. 263              ел.).

Итак, сначала в адыгейском в связи с культурой ячменя появляется

составное слово «:хьацэ)> -  ,,ячменя зуб"  в  значении    "ячменное зерно" .

IJocлe появления составного термина а:хьа-цэ7>, в котором понятие зерна оставалось еще смутным и в этом смысле абстрактным, в жизни ады­ гейцев появляются другие виды хлебов: раньше других осгъа.жъо:» - шапс.

«фыгъо)> - ,,просо" и, наконец, вероятно лишь в XVIII в. - «натрыф:» -

,,кукуруза". Названия з рен .этих злаков образуются таким .же путем,

.ка:к и название ячменного зерна- «гъэ .жъуа-цэ » - ,,просяное  зернq",

< ::коцы-цэJ> - ,,пшеничное . зерно",   ·.  «натрыфы-ц» - ,,кукурузное  зерно".

Здесь, :кстати, можно отме;rить, что название самого злака. ,,кукуруза'· оказалось точно таким же· производным от имени второго древнейшего вида адыгейских злаков-от названия «фы» - ,,проса", причем «натры-ф:. из «нарты·ф» - ,,кукуруза" первоначально буквально обозначало "нар­ товс:кое просо", ,,прос ·нартов",т. е. ,,богатырское  просо".

В результате .значительного  обогащения  жизни    различными видами

хлебов- в экономике, сознании и языке адыгейцев (благодаря миллионы

.раз повторяющемуся употреблению этих слов-понятий в различных с о­ восочетаниях в предложениях) и на основе 1iревращения зачаточного

.огородного землеАелия в более развит.ое экстенсивное зе.мле елие. после

i                                                                                                                                 231


приручения животных, снова вы;tеляется первичное слово «цэ», но у.же

в совершенно развитом конкретном новом значении "отдельного хлебного

.:sериа вообще' . Этот пример очень ясно показывает нам, Itаким путем, в какой именно форме протекал процесс развития полисемантизма а,Аыrей­ ских первичных слов-Rорней. Для развития этого полисемантизма было необходимо, чтобы на основе обогащения и изменения жизни аJtыгейцев путем накопления все новых и новых ранее невозможных сочетаний слов

в предложениях, путем образования позже все,, новых и новых сложно-

составных слов, первоначальное ((цэ» - ,,зу6   превратилось сначала

в слово-понятие "едииичныti вид лезвия", а в .дальнейшем - в "лезвие вообще.", так же, как много позднее оно превратилось сначала в слово­ понятие "е.диничный вид отдельного хлебного зерна", а затем- вполное богатым конкретным содержанием слово-понятие "отдельное хлебное зерно вообще". Так возникает современный полисемантизм звукового корня <ецэ», в котором совпадают три современных адыгейских омонима:

,,лезвие", ,,зуб", ,,отдельное зерно хлебного злака".

Этот процесс развития подчинен, как мы видим, законам диалектики. В нем единичные и потому противоположные слова-понятия сначала объеАиняются в одном отдельном слове, затем происхо;tит количествен­ ное накопление таких разнообразных об единений, затем их количество перехо;tит в новое качество, и прежнее отдельное, еще смутное и в этом смысле абстрактное слово-понятие выступает вновь как богато развитое, полное конкретного содержания, общее  слово-понятие.

В современном адыгейском языке имеется слово <Схьэлы-гъу»-,,хлеб".

Это слово, несомненно, происходит от названия того же Аревнейшего ви;tа хлеба <Схьэ)) - ,,ячменя". Для того, чтобы полностью выяснить исто­ рию этого слова, сравним его с .другим, сохранившимся до сих пор словом из той же области производства: <t:хьэлы-жъу», что в настоящее время буквально обозначает: ,,пирожки с начинкой из творога (в форме полумесяца или треугольника), по;tЖариваемые в масле". ОднаRо это слово может иметь и Аругое значениеt сохраняющееся в сочетании слов а:хьэлыжъожъый» или диал. нат. а:хьэлыжъо .жъуагъ»,- буквально "малень­ кие пирожки" или "вареные пирожки", АИал. абадз.  «псырыжъо хьэлы­ жъу» - ,,водой· сваренные пирожRи (вареные)", т. е. ,,вареники". Несо­ мненно, что одним из древнейших спо обов приготовления пищи было на .РЯАУ с вяленьем также поджаривание ее на вертеле или на углях, и поз.4нее - варение, но еще не поджаривание в масле. У большинства кочевников-скотоводов и сеичас основной пищей является вареное мясо, причем бульон первоначально пищей не считался и в;ыплескива лся.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!