Значение, задачи муз.занятий и требований предъявляемых к их проведению



Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат .культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. Начиная со второй группы раннего возраста (и во всех последующих группах) музыкальные занятия проводятся сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по 10 — 13 минут два раза в неделю. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, -различные по тематике, настроению.
Требования к построению занятия

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.
преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивании музыкального репертуара;
вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Рассмотрим эти требования.
Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.
Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.
В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.
Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.
И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.
Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

 

46. Типы и виды муз.занятия. типы муз занятий:1)традиционные (типовое) занятие – включает в себя все или почти все виды муз.дея-ти: *слушание музыки; *пение;*игра на дет.муз.инстр.;*муз.-ритм.движения. 2)доминантное занятие – включает в себя какой-либо из видов муз.дея-ти: слушание муз-ки; пение; муз.ритм.дея-ть; игра на дет.муз.инстр. 3) тематическое занятие – выбирается тема, объединяющая все виды муз. дея-ти: *собственно-тематическое;*музыкальнотематическое;*сюжетное. 4)комплексное занятие – включает в себя несколько видовхудож.дея-ти: *художественно-речевая; * музыкальная;*изобразительная; *театрализованная. Виды муз.занятий: 1)франтальное занятие;2) подгрупповое занятие;3) индивидуальное занятие.

 

47.Роль вос-ля в процессе муз. занятий. Муз.воспитанием детей должны заниматься как муз.руковод. так и вос-ль каждой гр. Эти требования вполне оправданы, учитывая что вос-ль д/с, получивший среднее спец.образование. Вос-ль должен иметь муз.подготовку: уметь провести беседу о музыке, владеть методикой разучивания детских песен, уметь организовывать разные виды муз.дея-ти детей. Очень важно, что бы музыка органически входила в повседневную жизнь ребёнка, не раздражая и не оглушая его, а успокаивая, помогая ребёнку раскрыть свою творческую индивидуа. Большинстро вункций вос-ля совпадает с функциями муз.ркуоводителя. 5основных функций вос-ля: 1)информационная ф.(предпологает умение вос-ля предложить детям интересные сведения о музыке, о композиторах, живо и увлечённо рассказать об особенностях муз.произведения) 2)развивающая ф.- (проявляется в развитии муз.способности детей) 3)конструктивная ф.- (проявляется в умении отбирать учебно-воспитательный материал, наиболее оптимально и целесообразно «конструировать» муз.занятия) 4)коммуникативная ф.- (подразумевает его способность устанавливать равные, доброжелательные отношения с детьми, коллект.педагогов, родителей) 5)исследовательская ф.- осуществляется в его стремлении повышать свою квалификацию и развивать профессион.умения, изучая передовой пед.опыт. Участие вос-ля в муз.занятии зависит от возроста гр. Особенно важно учувствовать вос-лю в работе с мл.гр, где ему принадлежит главная роль в иге, песни, пляски. Чем младше дети, тем активнее приходится быть вос-лю – оказывать помошь каждому ребёнкеу, следить чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В ст.гр.детям предоставляется больше самос-ти, но всё же помощь вос-ля необходима.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 989; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!