Глава четвертая. Человеческий способ...
283
(история) такого взаимодействия полагается в обобщенной форме — в форме результата113. При целедостиже-нии объект, когда он помещается в контекст возможных действий с ним, изолируется от своих связей с ситуацией его переживания. В этом Туровский усматривает суть абстрагирования"4. Затем изолированный от непосредственного восприятия объект представляется как результат конструирования. Всеобщее в круге понимания выступает в противоречивом виде: оно оказывается, с одной стороны, формой неопределенности образа будущего результата (заданной культурой цели) в отноше-нии к конкретной ситуации целедостижения и, с другой стороны, пределом процесса полагания коллективно заданной цели в качестве проблемы, собираемой в целое относительно дискретного ряда средств ее достижения. Неоднозначность проявляется в придании единичным результатам деятельности формы символа. Как уже говорилось, Туровский, вслед за А.Ф. Лосевым, отличает символ от знака115. В символе выражается целостность идеально конструируемого объекта — объект в контексте целого человеческой деятельности, в контексте ее конечных целей116.
Подобная интерпретация всеобщности дополняется у Туровского соответствующей трактовкой самого понимания. Понимание является синхронизацией сознания и бытия117. Объект изымается из контекста его восприятия и помещается в контекст возможных действий по его изменению, при этом он предстает как изменчивость, порядком которой выступает время. Вместе с тем целостность объекта как цели деятельности является результатом его идеального конструирования, порядок которого также есть время. Понимание происходит тогда, когда порядок идеального конструирования и порядок изменчивости объекта отождествляются, совпадают. В этом смысле Туровский и говорит о понимании как временном процессе — как о синхронизации. В таком случае познание выступает способом осуществления бытия человека во времени путем внесения в мир не просто порядка, но придания миру статуса бытия для человека, вне которого он для человека есть ничто или ужас (так Туровский вновь интерпретирует Хайдеггера)118.
|
|
284 • Часть вторая. История культуры в перспективе...
Итак, человеческое существование обретает универсальность посредством понимания. Для сравнения важно отметить один момент, подчеркивающий концептуальное изменение. Казалось бы, апелляция к ментальности как основе всеобщности понимания, и к инверсии, т. е. отчуждению, как механизму генезиса этой всеобщности можно интерпретировать так, что единичное существование обретает устойчивость в безличном пространстве анонимного верования, молвы — в том, что Хайдеггер называл Man. Такое подозрение возникает, поскольку в прежних работах основой универсальности оказывался совокупный труд, система разделения труда. Но подобная устойчивость, согласно Туровскому, недорого стоит, поскольку она приобретается ценою потери лица119. Вот почему на первый план выступает понятие личности.
|
|
Именно это понятие оказывается ключевым. Культура предстает как личностный аспект истории. Это значит, что ментальность, безличные предрассудки выступают в качестве основ идеального конструирования только в контексте личности, в контексте существования индивида, использующего для полагания целостности своего бытия в мире опыт взаимодействия с миром под видом идеальных норм. Такого рода нормы восприятия, мышления и поведения в качестве выражения полагаемой индивидом целостности его бытия представляют красоту, истину и добро120. Они становятся такими, поскольку выражают самодовление личности, целостность существования индивида, реализуемую в открытости перед миром и в обращенности к другому человеку.
В последних работах Туровского, мне кажется, место субстанции исторического процесса, поскольку вообще можно о ней говорить, занял круг в понимании, моментом которого является ментальность, представляющая собой уже не просто лоно формирования орудий, а сферу задавания и преемственности целей. С этих новых позиций предметная деятельность, к которой человек, овладевая своими сущностными силами, приобщается через сотрудничество с другими людьми, осваивается им в координатах ментального пространства при осуществлении круга в понимании. Тогда получается, что характер участия в совокупном труде, от которого зависит, по Марксу, место
|
|
Глава четвертая. Человеческий способ...
• 285
индивида в обществе, его власть и т. д., определяется не его отношением к вещественному богатству (к совокупному труду, выраженному в вещной форме) в значении собственности. Ведь само это отношение к богатству имеет культурный смысл лишь в ментальном пространстве, оно символично. Тем самым отношение к богатству понимается как символическое отношение. Туровский, ссылаясь на А.Я. Гуревича, приводил пример символической значимости богатства у викингов, которые добытые в войнах драгоценности прятали в заведомо недоступных местах, что только усиливало их роль как символа богатства («сокровища*, т. е. того, что сокрыто)121. Согласно Туровскому, сама попытка сведения ментального пространства к субстанции в традиционном смысле некоего идеального или материального субстрата, вещи, атрибутом которой оно бы являлось, есть объективация122. Имея в виду объективацию, он приводил содержание понятия субстанции к ограничению, или определенности.
|
|
Тем самым как бы подводится некий итог истории европейской мысли: попытка обосновать значимость индивида через идею субстанции себя исчерпала. Но в концепции, предлагаемой Туровским, отчетливо сохраняется другая особенность европейской мысли, о которой уже шла речь: сама реальность индивида не отрицается, она лишь иначе определяется. В составе круга понимания этим определением реальности индивида, согласно Туровскому, оказывается личность. Существенно, что все надличностные образования — такие, как совокупный труд, предметная деятельность и даже культура — оказываются всего лишь аспектами или атрибутами жизни личности. Так культура определяется в качестве личностного аспекта истории.
Это неслучайно. Если индивида считать результатом процесса обособления, а за процессом удерживать значение начала всех возможных обособлений, т. е. его неопределенности, то само обособление выступит в качестве полагания определенности в процессе. Результат такого полагания, согласно Туровскому, будет нести характеристики синтеза процесса, т. е. его всеобщность. Результат покидает процесс, становится началом нового взаимодействия и тем самым воспроизводит в себе породивший его процесс. Вся эта диалектика меняет свой смысл, если ее
286 9 Часть вторая. История культуры в перспективе...
рассмотреть в составе круга в понимании, т. е. как диалектику осуществления себя индивидом в качестве личности. Хотелось бы подчеркнуть, что это диалектика личности как принципиально воплощенного существования123.
Индивид — не преходящее проявление жизни личности, а наоборот, личность есть осуществление творческой избыточности индивида, как и индивид есть единственно возможный способ личности определить себя именно в качестве личности. Она есть принципиально воплощенное бытие, индивидное, связавшее себя с собственным субстратом. Личность только и может положить себя в качестве индивида, поскольку ее существо состоит в том, чтобы брать на себя ответственность за собственную определенность. Даже когда личность оставляет себя в неопределенности, как это, по-видимому, происходит в восточных культурах124, она все равно берет на себя ответственность за свою невоплощенность.
Но тогда и получается, что такое явление жизни личности, как самоинтерпретация, имеет по определению онтологический смысл: личность проявляется, когда она полагает себя ответственной за собственную плоть (или отказывается брать на себя эту ответственность, ей адресованную). Поэтому в терминах концепции Туровского, как и вообще в традиции европейской философской мысли, оказывается возможной постановка и обсуждение вопроса о самообосновании осмысленного обособления человека из общности (и тем самым о полагании своего отличия от других в качестве всеобщего, значимого для других), становится возможен ответ на тот вызов современной культуры, когда ответственность за базовые отличения человеческого бытия адресуется каждому человеку.
§ 4. Всеобщность индивидуального
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!