Проблемы интолерантности и толерантности



Российская Федерация — страна со сложным этническим и религиозным составом населения. В ряде регионов страны достаточно остро стоит вопрос, связанный с напряженностью в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Проблема толерантности и интолерантности, терпимости и нетерпимости занимает особое место в истории России.

Этимологически слово «толерантность» восходит к лат. tolerantia – терпение, терпимость. Толерантность можно определить как мировоззренческую и нравственно—психологическую установку личности на то, в какой степени ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые идеи, традиции, культуру, нормы поведения. Ее суть — терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть характерно как для отдельной личности, так и для коллектива, социальной группы, общества в целом. При этом под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, нравы, поступки, обряды, ведущие к деградации и разрушению личности. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, дискуссии, от собственных убеждений.

Так как русские в России — этническое большинство (80%), от уровня их толерантности в отношении жителей страны, принадлежащих к иным национальностям, в основном зависит, какой будет здесь картина межнациональных отношений и взаимодействий.

На сегодняшний день проблема интолерантности приобретает особую значимость как для России, так и для всего человечества. Необходимость противостояния терроризму и экстремизму во всем мире определяет современные тенденции консолидации усилий государств на международной арене с целью достижения мира и согласия, формирования атмосферы терпимости по отношению к чужой культуре, религиозной конфессии, этносу, гармоничного взаимодействия различных народов и наций. Актуальность исследования проблемы толерантности и выработки специальных программ по формированию культуры толерантности в современной России обусловлена рядом факторов. Во-первых, формирование свободного и сильного гражданского общества в России определяет на индивидуальном и социальном уровнях рост осознания отдельными людьми и социальными группами своего места в обществе, в новой системе социальных, культурных, межконфессиональных, этнических отношений. Этот процесс предполагает столкновение различных культур, систем ценностей, обычаев, традиций, форм мышления, идеологий, порождающее проблему восприятия и принятия чужой культуры. Необходимость сопоставления систем ценностей и целей отдельного индивида или социальной группы с ценностями и целями иных социальных групп чаще всего сопровождается появлением в массовом сознании различных предрассудков, националистических настроений, дискриминации, нетерпимости. А это в свою очередь обусловливает рост экстремизма, агрессивных акций в отношении представителей определенных этнических групп или религиозных конфессий, усиление социальной напряженности в обществе. Во-вторых, росту нетерпимости активно способствую различного националистические и экстремистские движения и организации, провоцирующие возникновение религиозных и межнациональных конфликтов в современном обществе. Национальная нетерпимость — всегда проявление более широкой социальной нетерпимости, за которой стоит идеология национализма, фундаментализма, фашизма.

Несмотря на то, что деятельность подобных организаций запрещена Конституцией РФ (ст. 13, 29), многие политические партии, движения, общественные и политические лидеры под совершенно безобидными лозунгами официально пропагандируют идеи, способствующие росту нетерпимости и экстремизма в российском обществе. С конца 1990-х гг. активную политическую деятельность развернули русские националистические организации, которые являются массовыми и быстро растущими отрядами национальных движений России. В частности, резко выросла численность таких молодежных группировок, как скинхеды. Если в 1991 г. в стране их насчитывалось несколько десятков человек, то в 2001 г., по данным правоохранительных органов, их было уже более 10 тыс., а в 2004 г. – 33 тыс.

Идеология русского национализма на сегодняшний день характерна для представителей различных политических партий — как социалистической и коммунистической направленности, так и сторонников радикальных рыночных реформ. Растет число радикальных политических организаций, действующих нелегально. Среди них следует назвать такие партии, как «Национальный фронт», «Народная национальная партия», «Национально—державная партия России» (НДПР), «Партия Свободы», «Русский общенациональный союз» (РОС), «Русская гвардия» и др.

 При формировании культуры толерантности речь идет не об отказе от собственной культуры, а лишь о признании первичности общечеловеческих гуманистических ценностей, прав человека, солидарности народов. Это понятие не противоположно патриотизму как естественной любви к своей родине, культуре, народу. Толерантность включает в себя деятельность и ответственность как за цели деятельности, так и за выбор средств достижения цели. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, нравственную зрелость и культуру, определяет его отношения с другими людьми.

Интолерантность же в итоге может привести к социальной и культурной деградации, геноциду, гражданским и мировым войнам.

Литература

1. Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции/ В.М. Соколов // Социологические исследования. – 2003.– №8.

2. Толерантность против ксенофобий. Международный и российский опыт

противодействия этнической интолерантности. — М., 2005.

Крайнова А.С., к.п.н., доцент СПбГУСЭ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!