Формирование адекватной картинны мира у современной молодежи: к вопросу об этнической толерантности



Еще в древние времена преступление определялось как некое нарушение границ законности. При этом преступление человека против другого человека уже тогда могло иметь под собою национальную или религиозную почву. Термин «межнациональная рознь» прочно вошел в лексикон современного человека, причем все чаще этот термин используется в репортажах из раздела «Криминальная хроника». Преступления против представителей других национальностей, происходящие в Санкт-Петербурге и других городах России с пугающей регулярностью, объясняются именно с этой точки зрения.

В культурном пространстве и Европы, и стран Востока на протяжении многих веков религиозные войны являлись способом захвата власти с последующим обращением покорившегося народа в ту или иную веру. При этом почти всегда религиозные войны имели политическую подоплеку, будь то противостояние католиков и гугенотов, завершившееся кровавой Варфоломеевской ночью, или же многочисленные всплески «веронетерпимости» мусульманского мира. При этом убийство иноверца никогда не приравнивалось по степени ответственности к убийству человека своей религиозной конфессии и каралось — если вообще каралось! — в значительно меньшей мере.

В 2006 году внимание автора этой статьи привлек репортаж в программе «Вести недели» на канале «Россия», темой которого стало убийство в Санкт-Петербурге чернокожего студента из Сенегала, совершенное, как это квалифицировали представители правоохранительных органов, на почве межнациональной розни. В репортаже четко прослеживалась мысль о том, что причиной этого и других аналогичных убийств, а также вообще всплесков нацизма на территории России является искажающая реальное положение вещей «картина мира», существующая в сознании молодого поколения, представители которого в возрасте 14-25 лет и совершают подобные преступления.

    1950-е годы одним из направлений развития культурологической мысли было изучение «картины мира» (world view), концепция которой была сформулирована Р. Редфилдом. По его определению, «картина мира» — это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире [2]. Картина мира — это «целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, а не какой—либо одной ее стороны. Картина мира как глобальный образ мира возникает у человека в ходе всех его контактов с миром <…> Образ мира возникает в различных актах мироощушения, мирочувствия, миросозерцания, мировосприятия, мировидения, миропонимания, миропредставления, мирооценки, мироуяснения, в актах переживания мира как целостности, в актах миродействия» [1]. Картина мира формируется в контексте исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.).

    Картина мира» как образ мира, существующий в сознании любого представителя культуры, формируется, с одной стороны, стихийно, в процессе накопления социокультурного опыта, а, с другой стороны, под влиянием внешнего воздействия научной информации, религиозно—мифологических представлений, имеющих место в каждую конкретную эпоху, СМИ, художественной культуры и т. д. Искажающая реальность «картина мира» возникает в том случае, когда получаемая из разных областей знания и культуры информация либо не вполне достоверна, либо слишком скудна и потому явно недостаточна. Ни один молодой представитель идеологии нацизма сегодня не знает этого учения в полной мере. Тем более, он не знает философской основы нацистской теории А. Гитлера, страстным поклонником которой является. То есть, о философии Ф. Ницше, провозгласившей феномен Сверхчеловека, который противопоставил себя «человеческому стаду», современный нацист, скорее всего, не имеет ни малейшего представления.

Какая же логическая цепочка выстраивается в данном случае? Недостаток гуманитарных, в том числе общекультурных знаний, влечет за собой появление искаженной «картины мира» у молодых представителей русской культуры, искаженной системы целей и ценностей, что, в свою очередь, приводит к появлению идеи допустимости совершения разного рода преступлений, в том числе, преступлений на почве межнациональной розни или религиозных (а также псевдорелигиозных, когда межконфессиональные споры являются лишь «ширмой» для решения вопросов совсем иного рода) противоречий.

Вывод же можно сформулировать следующим образом: конечной целью процесса гуманитарного образования должно быть включение личности в социокультурный процесс, формирование адекватного образа мира («картины мира»), в котором учитывается весь предшествующий опыт исторического развития страны и национальной культуры.

Университет, который подобным образом формулирует свою конечную Цель и стремится к ее реализации, с полным правом можно назвать Университетом Будущего.

Литература

1. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

2. Redfield R. Тhe little community. Viewpoints for the study of a human whole, Uppsala and Stokholm. 1955.

Евланникова Г.Е., доцент кафедры философии 

СПбГИЭУ «ИНЖЭКОН»


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!