Толерантность в современном российском обществе.



В настоящее время феномен толерантности активно изучается специалистами разного профиля — историками, юристами, политологами, психологами, социологами, культурологами. Понятие «толерантность» используется как в сфере науки, так и в повседневности. Толерантность трактуется как терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям.

Объем понятия непрерывно расширяется. В настоящее время принято выделять расовую, этническую, религиозную, возрастную, маргинальную толерантность. Исследователями изучаются проблемы толерантности по отношению к людям с физическим недостатками, к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а также к имеющим психические отклонения.

Исследовательский интерес обусловлен как процессами глобализации, так и внутригосударственными проблемами современного российского общества. Распад СССР, кардинальное преобразование социально-экономических и политико-культурных основ спровоцировали снижение жизненного уровня населения, привели к разрыву в уровне жизни и темпах развития регионов, резкому расслоению общества, росту неконтролируемой миграции населения, обострению конкуренции на рынке труда.

Отсутствие в течение двух десятков лет стратегии развития страны, отражающей интересы основной массы населения, внятной системы ценностей привели к резкой поляризации общества, усилению межэтнической напряженности. Премьер-министр В.В.Путин отметил, что « толерантность лежит в основе российской государственности, поскольку Россия на всем протяжении своей тысячелетней истории вкладывалось как многонациональное и многоконфессиональное государство»(1).

Историческая практика показывает, что положительный выход из создавшейся ситуации может быть обеспечен двумя путями: использование стратегии «плавильного котла», либо построение мультикультурного общества. В первом случае речь идет о взаимопроникновении национальных культур, практик. Во втором — об изолированном друг от друга сожительстве в рамках единого государства.

Если мы делаем выбор в пользу стратегии «плавильного котла», то главным условием интеграции народов является жесткий, не взирающий на этнические различия, порядок жизни, опирающийся на безусловное соблюдение норм права. Кроме того, должна быть некая наднациональная идея, интегрирующая общество, позиционирующая страну в рамках мирового сообщества, как это было в случае с идеей мировой революции, или с американской мечтой.

Если выбор будет сделан в пользу стратегии достижения мультикультурного общества, то, на наш взгляд, это может привести к параллельному, а точнее сказать равнодушному сосуществованию народов по принципу «вы нас не трогайте — мы вас не трогаем».

СССР был сильнейшим плавильным котлом мира. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно послушать людей старшего поколения. Их воспоминания и рассуждения о дружбе народов не являются следствием советской пропаганды, роль которой, на наш взгляд, несколько преувеличена. Большое значение имели единые базовые ценности, к которым относились дружба народов, всестороннее сотрудничество и взаимопомощь, а также общие цели и практики. Это участие в Великой Отечественной войне, освоение целины, покорение космоса, освоение нефтяного севера, строительство Байкало-Амурской магистрали.

Политические процессы распада СССР и курс на развитие идентичности и национального самоопределения каждого, даже самого малого этноса, привели к усложнению межнациональных отношений, к

конфликтам на религиозной, экономической, политической почве. В этих условиях признание ценности толерантности может быть квалифицировано как способ обеспечения сохранности многонационального государства.

Толерантность предполагает взаимопонимание, готовность к диалогу, стремление к компромиссу. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что выстраивание отношений в формате толерантности представляет собой «дорогу с встречным движением», где правила движения соблюдают все водители и пассажиры. В противном случае, соблюдение принципов толерантности только одной из сторон, другой могут быть восприняты как проявление слабости, нерешительности.

Межэтнические волнения в декабре 2010 г. — серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из республик Кавказа в городах России, последовавших за убийством в Москве футбольного болельщика Егора Свиридова, показали, что каждая из противоборствующих сторон предлагала свою интерпретацию конфликта и была не готова к диалогу...

Осмысление итогов политики мультикультурализма в Германии, Швейцарии, Великобританиии, Франции позволило политическим деятелям этих стран сделать заявления о том, что она не дала ожидаемых результатов. Интеграция в общество некоренных этнических общностей происходит слабо. Они стараются сохранить приверженность традиционным ценностям, замыкаются преимущественно в своей среде и не стремятся принимать европейские ценности.

В XIX в. английский ученый Герберт Спенсер предложил «органическую теорию общества». Используя метод аналогии, ему удалось выявить сходство и отличие применительно к рассматриваемой проблеме. С его точки зрения, природа обладает своеобразной толерантностью, которая может быть обозначена как «экологическая пластичность». Экологическая пластичность определяется как способность организмов выносить и приспосабливаться к неблагоприятному влиянию того или иного фактора среды, в связи с тем, что последний нарушает условия, оптимальные для существования организмов.

Проблема толерантности в биологическом организме имеет значение при пересадке органов тканей, которые либо принимаются организмом, либо отторгаются. В биологическом организме (в том числе и человеческом) предусмотрены механизмы, обусловливающие защиту организма от патологических изменений, адаптацию к некоторым видоизменениям. Так, система кровообращения представлена эритроцитам, отвечающими за доступ и перенос кислорода в организме, лейкоцитами, которые отвечают за оборону и защиту организма, и тромбоцитами, регулирующими процесс свертывания крови.

Используя метод аналогии, следует отметить, что если природа позаботилась об обеспечении механизма адаптации и защиты биологического организма, уместно предположить, что общество обязано использовать присущие ему способы социального регулирования для обеспечения порядка, равновесия и устойчивого развития. К таковым, на наш взгляд следует отнести: поддержание территориальной целостности, соблюдение правовых норм, регулирующих отношения людей, социальных групп, функционирование социальных институтов. В противном случае может произойти заражение и гибель социального организма.

 

Белякова М.В., Васькина А.О., Лемзякова А.Ю.,

Одинцова В.Н., студентки ПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1958; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!