Парадокс «тотальной негации» молодежи



Сегодня много говорят об экономическом кризисе в России, но при этом совершенно забывают о гораздо более масштабном и глубинном кризисе, угрожающим не материальному благополучию, а самому историческому бытию России как самостоятельного субъекта мировой истории. Этот кризис, начавшийся намного раньше и принявший перманентный характер, можно обозначить именно как системный кризис русской цивилизации в целом и ее структурообразующих компонентов в частности. Его наиболее яркими симптомами является продолжающаяся почти 20 лет духовно-нравственная негация общества, высокий конфликтный потенциал, систематическое продвижение во власть людей и групп, чьи действия и принимаемые решения далеки от интересов народа и государства. Но это есть лишь внешняя сторона кризиса. Гораздо важнее понять, почему нет системного сопротивления этим разрушительным симптомам, утрачивается значение традиций, почему из общественной среды устойчиво генерируются и выдвигаются наверх те, кого традиционно полагали «антиэлитой»?

Речь идет о такой черте современной молодёжи как отрицание традиций (религиозных, эстетических, нравственных и других, принадлежащих духовной сфере) как вызов традиционному обществу. Уничтожая прежние ценности, молодые люди либо ничего не предлагают взамен, либо предлагают нежизнеспособную концепцию, несущую только разрушение. Можно предположить, что нигилизм, как отрицающая мировоззренческая позиция, свойственен молодёжи безотносительно к конкретным идеологическим системам. Традиционное общество в России стало жертвой модернизации. Всех адептов и проводников российской модернизации объединяло априорное презрение к традиционному обществу как постоянной, хотя и латентной угрозе себе и своим преобразовательно—инновационным проектам, почему они и не были заинтересованы в его сохранении. Вместе с тем, на каждом витке модернизации осуществлялась неизбежная апелляция к человеческим, материальным и духовным ресурсам традиционного общества, без коих была бы немыслима сама модернизация, одновременно оно же и являлось объектом модернизаторских экспериментов. При этом по мере усвоения антитрадиционалистских ценностей и стереотипов поведения все более широкими слоями населения, при усилении эксплуатации остающегося в лоне традиции большинства происходило количественное истончение слоя носителей мировоззренчески-поведенческих установок традиционного общества – процесс этот медленно набирал обороты, пока не перешел в необратимое качество в середине ХХ в.

Поскольку исторически к традиционному обществу в России относилось большинство старшего населения, с распадом его внутренних структур и внешних организационных форм именно они, большинство государствообразующего русского народа, оказалось дезориентировано и деморализовано перед лицом молодого, сплоченно-агрессивного, прозападного, либерально-рыночного меньшинства, которое реализует свои проекты, закономерно не ожидая встретить хотя бы пассивного сопротивления. Как максимум — глухое неприятие и раздражение, не выходящее за рамки застольных разговоров. Самые активные, ищущие чисто земного успеха, стремятся разорвать все узы, еще связывающие их с традицией, а затем и покончить с ней, чтобы не было даже намека на критику и упрек.

Следует отметить, что принципиально-позитивный момент нигилизма в том, что он может иногда выступить очистительной для ума идеологией, создающей почву для работы мысли. В этом состоит притягательность нигилизма, в этом его опасность — возведенный в абсолют, он превращается в примитивное отрицание как самой жизни, так и ее смысла. В связи с этим, встает проблема «пользы отрицания» в духе Г.Маркзе.

Нигилистическая идеология в принципе нежизнеспособна как ложное сознание, подчиненное одной идее и искажающее понимание действительности. Такая рецепция ведет к уничтожению традиций. Эта идеология не может утвердиться, ибо на смену сверженным ценностям неизбежно придут новые .

Так, Хайдеггер классический нигилизм понимает как освобождение от прежних ценностей для их переоценки, этакий тотальный исторический процесс уничтожения высших ценностей, идущий в период модерна. По его мнению, «метафизика ... отнимает у себя свои собственные сущностные возможности.., сверхчувственное становится несостоятельным продуктом чувственного. А чувственное изменяет своей собственной сущности».

Еропейское мышление модерна неизбежно шло к нигилизму. Начало этому движению положило «вопрошание о существовании Бога» и возможность различных ответов. Своим тезисом «Бог умер» Ницше выносит приговор всей новоевропейской традиции, он низводит Бога до понятия традиции, обозначив его как некоторую ценность. Хайдеггер прослеживает внутреннюю связь между понятиями: ценность, цель, основание. Поскольку Бог был ценностью, а, следовательно, и основанием бытия, то уничтожение Бога показывает, что привычные основания бытия пошатнулись.

Нигилизм, таким образом, есть полная переоценка прежних ценностей и уничтожение самого места для них. Нигилизм и переоценка ценностей исходят из воли к власти, как основополагающей черты «сущего в целом». Воля к власти есть никогда не иссякающее вечное возвращение того же самого, образом воли к власти является сверхчеловек, как «отдельная человеческая особь, в которой способности и намерения обычного человека гигантски умножены и возвышенны». Его сущность «волится» изнутри воли к власти, он весело принадлежит бытию и этим творит последнюю эпоху, он всецело сливается с бытием, но не занимает место Бога, поскольку сама область сверхчувственного уничтожена. «Мертвы все Боги. Теперь мы волим, чтобы здравствовал сверхчеловек». Нигилизм Ницше нельзя понимать иначе как отрицание всех предыдущих ценностей, для утверждения новых. «Нигилизм есть приходящее господство истины о том, что все прежние цели сущего пошатнулись». Изначально нигилизм в России трактовался иначе, чем в Европе, он получил более узкое осмысление, и в таком виде не дал духовной опоры для человеческого бытия. Более того, он делал человека средством для достижения каких—то призрачных целей. Абсолютизация нигилизма, в виде отрицания традиций, полностью обесценивает человеческую жизнь и может привести к трагическим последствиям, что и доказало развитие истории. Буквальное понимание отдельных нигилистических идей привело к тотальному разрушению культуры дореволюционной России, а потом и культуры в целом. Отрицание традиций — эпохи модерна — неизбежно, капитализм требует неоднородного рынка и подавления идентичности. Идеология прогресса способствует растворению коллективных идентичностей, которые представляются наследием прошлого, и утверждает: прошлое не может ничего нам сказать, прошлое — это плохо, сегодня лучше, завтра – совсем хорошо.

Традиционализм может принимать разные, часто территориальные, формы — но не всегда. Главное — это обращаться к наследию, к традиции, в форме территории и др. Возьмусь утверждать, что защита традиций, это одновременно и защита разнообразия: перед лицом тех, кто хочет создать единый мир нужно утвердить легитимность различий, легитимность идентичности, которые были бы не только индивидуальными но и коллективными.

В современном мире вопрос идентичности стал одним из главных. Множество молодых людей не знают, что им делать, поскольку они не знают, кто они. Защита идентичности не должна стать ошибкой, когда идентичность рассматривается как сущность, которая не меняется. Надо иметь в виду, что традиции тоже имеют начало, в том смысле, что изначально традиция не была традицией. И как следствие, зачастую путают защиту традиций и их реставрацию. Каждое поколение должно поддерживать своё наследие, актуализировать его. Традиция — это некая форма коллективного повествования, которая всё время преобразуется, но при этом всегда соответствует самой себе. Иначе говоря, идентичность —это не то что никогда не меняется, а, скорее то, что определяет специфическую манеру изменяться, то, что позволит, изменяясь, оставаться самими собой.

Идентичность не следует защищать каким-нибудь шовинистическим способом, поскольку идентичности противостоит не идентичность другого, а идеологическая система, разрушающая все идентичности. Таким образом, защита идентичности есть защита разнообразия.

 

Зиновская К.В., студентка СПбГУСЭ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!