Проблема формирования толерантной личности



В последнее время мы всё чаще и чаще приходится слышать такие слова, как «расизм», «национализм», «экстремизм», «преступление на национальной почве» и так далее. Эти явления свидетельствуют о наличии так называемой интолерантности, основанной на убеждении, что твоя группа, твой образ жизни стоят выше взглядов и образа жизни других людей. Интолерантность, или нетерпимость, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Представляется очевидной необходимость понимать и оценивать её последствия для общества. Созданию других взаимоотношений, построенных на основе равноправия и взаимоуважения, способствует толерантность.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В частности, в русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения [2].

Основными критериями толерантности являются:

— равноправие;

— взаимоуважение членов общества, доброжелательность;

— сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

— возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

— свобода вероисповедания;

— сотрудничество и солидарность в решении общественных проблем и т.д.

Толерантность развивается в обществе тогда, когда это соответствует представлениям человека о достойной жизни. Толерантность как качество личности выражается в активной нравственной позиции и психологической готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от неё социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением.

   Толерантный человек не делит мир на чёрное и белое, признаёт многообразие и готов выслушать любую точку зрения; он ориентирован больше на личностную независимость и меньше — на принадлежность внешним институтам и авторитетам; ему присуще чувство ответственности, и для него не имеет большого значения общественная иерархия.

Сегодня общество рассчитывает на то, что именно в сфере образования будут выработаны механизмы практической реализации идей толерантности и формирования толерантной личности. Образовательная среда является наиболее организованной, и в ней сконцентрирован интеллектуальный потенциал педагогов, призванных успешно решать вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Образование и воспитание должно строиться на диалогической, межкультурной основе. Толерантный человек, как отмечает В. А. Тишков, осознаёт, что мир, социальная среда являются многомерными и взгляды на этот мир могут быть различными, они не могут сводиться к единообразию [3]. Поэтому важно формировать у учащихся не только представления об общих правах человека (независящих от его этнической, культурной, религиозной принадлежности), но и интерес к другим культурам, другим языкам, что ведёт к взаимопониманию между народами, к сотрудничеству во всех областях жизни.

Уже сегодня создаётся новое направление в отечественной педагогической науке — педагогика толерантности. В рамках этого направления выделяются основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности:

-необходимо создавать систему социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде (в семье, учебном заведении, на работе и т. д.);

-необходимо распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, экстремизма, ксенофобии и т. д.;

-необходимо способствовать созданию благоприятного культурного пространства, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, безопасно и способен к открытому взаимодействию с окружающим миром.

    В настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Активная жизненная позиция, гражданственность и патриотизм непосредственно связаны с небезразличным отношением человека к окружающему миру, они должны прививаться молодёжи и подросткам таким образом, чтобы не приводить к конфликтами и вражде. Именно образование должно способствовать преодолению кризиса культуры и пресекать негативные разрушительные тенденции в сознании подрастающего поколения. Сфера образования способна формировать соответствующие ментальные качества как человека, так и социума — менталитет толерантности. Таким образом, воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности являются важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.

Литература

1. Оллпорт Г. Век толерантности. М., 2001 №1.

2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности /Г.У. Солдатова. — М.: Смысл, 1998.

3. Тишков В. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. №1/2. С. 4

4. Формирование толерантных установок сознания в полиэтническом образовательном пространстве. Социальный порядок и толерантность: Тезисы 3 Всерос. Науч. Конф. 30-31 мая 2002 г., Краснодар.

 

Машнина Е.В., ст. преподаватель СПГУВК

Петрова А., студентка СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 726; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!