Гаман-Голутвина, О. В. Политические элиты России : вехи исторической эволюции / О. В. Гаман-Голутвина. - Москва : РОССПЭН, 2006.
2. Менделевич, Э. С. Предания и мифы Ветхого Завета ; Прочитаем Евангелия вместе / Эммануил Менделевич. — Орел : Вишневская Б.С., 1999.
Науменко А.А.
Толерантность в условиях современного мира
В значениях слова «толерантность» люди выразили свое отношение к действиям, которые благоприятствуют разного рода человеческим контактам, помогают достичь определенных целей. Имеющееся во многих европейских языках слово толерантность, от латинского tolerantia — терпение, связывается в представлении с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, обозначает готовность предоставить другому человеку либо осуществить для него свободу мысли и действия. Развитое общественное сознание оформляет в представлении о толерантности моральное качество, которое характеризует принятие одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентации, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности — диалог, разъяснение, сотрудничество.
Объективному и всестороннему анализу действительности способствуют, среди прочего, взвешенные, толерантные взаимоотношения представителей неоднородных научных направлений. Дело в том, что в разных общественных, особенно в философских исследованиях, одни и те же социальные процессы получают разную, порой противоположную интерпретацию. Поэтому важно при столкновении мнений, отстаивая свои воззрения, в то же время непредвзято относиться к иным взглядам, а при необходимости критически пересматривать свои позиции, если выявляется их несоответствие историческим реалиям, как и уметь признавать наличие рациональных идей у оппонентов. Отказ от огульного и зряшного отрицания позитивных достижений у приверженцев разных взглядов способствует развитию знаний и в конечном итоге более полному и глубокому объяснению действительности.
|
|
Именно подобные идеи содержательно раскрываются ниже путем анализа ряда методологических проблем взаимоотношений марксистской и немарксистской философии 20 в. В течение целой исторической эпохи марксистские исследования немарксистской философии 20 в. исходили из двух основных методологических постулатов: 1) налицо общий кризис капиталистического способа производства; 2) современная немарксистская философия - отражение этой исторической ситуации. В настоящее время, когда социалистический строй в нашей и других европейских странах потерпел поражение в своем соревновании с преуспевающим (а отнюдь не умирающим) капитализмом, мы в основном освободились от догматических представлений о прошлом и настоящем, о сущности социалистического строя и его отношения к капитализму, и необходимость подвергнуть критическому анализу отношение марксизма к немарксистской философии 20 в. представляется ныне весьма целесообразной.
|
|
Участники и создатели человеческого мира — субъекты, в отношении к своим целостностям они реализуют субъективность. Она проявляется в различного рода оформленных способах и средствах воздействия людей на природу и на себе подобных. Предметные формы субъективности образуют культуру.
По сути, предметные формы — идеальные образования, в них не только осуществляется «перенос» конкретных человеческих действий и результатов на нечто иное, выделенное из этих действий и результатов, но и «закрепление» с помощью предметных форм значений этих действий и результатов. Благодаря своим значениям предметные формы участвуют в развитии человеческого сознания.
Философы нового времени обратили внимание на то, что в политике используют механизмы ограничения индивидуальной свободы. Кант развил это наблюдение в своей трансцендентальной этике, постулируя добровольное самоограничение свободы, которое не позволяет нарушать границ свободы другого. Логика нравственности может присутствовать и в политической деятельности, при этом условии политика выступает как фактор цивилизованного развития.
|
|
Устойчивость и жизнеспособность любого общества зависит от готовности его членов действовать в соответствии с определенными правилами и правовыми нормами. Функция санкционирования основных регуляторов общественного производства и воспроизводства возложена на властные структуры. Власть заинтересована в публичном общественном признании таких своих полномочий. Она создает прецеденты и узаконивает свою политическую легитимность.
Очевидной особенностью современного человеческого мира является разнообразие всех сторон его существования — социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, социально-политических условий и т.д. В таком разнообразии неизбежны конфликты и напряженность. По логике же социально-исторического развития люди стремятся к целостности человеческого мира. Они осознают необходимость противостоять дезинтеграционным процессам ненасильственными способами. О результатах такого осознания могут свидетельствовать конкретные виды деятельности, особенно институты гражданско-правового регулирования общественной жизнью. Проблема толерантности, так же как и любая другая проблема, вызревает в определенном опыте людей, и только под воздействием реальной заинтересованности, прежде всего, в том опыте, где эта проблема возникла, она может быть разрешена, обретая свойства предпосылки и принципа. Является ли толерантность нравственным требованием или связана с частным прагматизмом — вопрос, на который сегодня определенного ответа нет.
|
|
Только в связи с объективно-историческим общественным развитием и особенностями современного человеческого мира толерантность может выступать как предпосылка и принцип движения людей к единству и совместному сотрудничеству. Отсюда актуальность научного выяснения ее реальных основ и функционального содержания.
В развитии имеется специфика компромисса, которая заключалась в том, что он не соответствовал ни тому, ни другому смыслу толерантности и причудливо смешивал их. В современной литературе иногда скептицизм отождествляется с релятивизмом, рассматривается как основание толерантности и на этом основании подвергается критике. Например, К. Поппер пишет: «Под релятивизмом или ... скептицизмом я имею в виду концепцию, согласно которой выбор между конкурирующими теориями произволен. В основании такой концепции лежит убеждение в том, что объективной истины вообще нет, а если она все же есть, то все равно нет теории, которая была бы истинной или, во всяком случае, хотя и не истинной, но более близкой к истине, чем некоторая другая теория»". Однако смешивание интеллектуального и морального релятивизма в гораздо большей степени может быть отнесено по адресу XVI-XVII столетий, когда еще существовали сильные и безусловные религиозно-нравственные приверженности. В последующем развитии их основание становилось все более шатким, пока окончательно не переместилось из реального поведения в сферу идеалов: «Если личность должна быть свободна для выбора идеалов для себя, то это несомненно потому, что такое предпочтение одного жизненного пути другому является делом высшей важности, а не потому, что оно совсем не имеет значения».
Таким образом, в либерализме была поставлена проблема внутреннего и не скованного никакими внешними нормами постоянного выбора идеалов индивидуального поведения во всех сферах жизни, включая политику. Однако обоснование такого выбора было и остается дискуссионным, как с точки зрения повседневной жизни, так и логики, ибо «...эта процедура возможна лишь тогда, когда правила логического следования и принцип непротиворечивости признаются общеобязательными». В этом смысле прецедент идейного компромисса между католиками и протестантами не был торжеством безразличного отношения к нормам и ценностям. В нем скорее выражалось согласие на политическое сосуществование двух субъективированных нормативно-оценочных систем, не способных осилить друг друга. Это сосуществование сыграло значительную роль в становлении политического механизма, претендующего на универсальность.
Петрова А.В., студентка, СПГУВК
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 643; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!