Толерантность и интолерантность в молодёжной среде.



Появление в русском лексиконе нового слова, относящегося к сфере человеческих взаимоотношений, всегда отражает очень серьезные процессы, происходящие в обществе. Так и термин «толерантность», постепенно внедряясь в сознание молодежи, подготавливает изменения в системе межличностных отношений, способствует позитивному взаимодействию, обогащению личности молодого человека новым и иным культурным достоянием, социальным опытом. Толерантность вообще предполагает бескорыстное принятие другого человека таким, каков он есть, независимо от его культурного и социального уровня. В учебных программах высшей школы студент впервые знакомится с этим термином на I курсе — на занятиях по культурологии, истории России, политологии, а на II курсе — по философии, на III — религиоведению (что, кстати, преподается далеко не во всех вузах), и чаще всего остаточные знания студентов показывают, что толерантность большинством понимается элементарно — как терпимость к иному, другому, чужому. В последние годы мы видим, что далеко не всегда толерантность в молодежной среде заявляет о себе как активная нравственная сила, позиция и готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с другими культурами, этносами, людьми разных национальностей и религиозных предпочтений. С целью изучения этого вопроса в его новой постановке были проведены социологические опросы среди студентов. Они показывают, что толерантность в России, — это очень сложная проблема, носящая и пассивный характер, вытекающий из понимания термина как снисходительность к чему или кому-либо, и активную позицию, готовность к терпимости во имя согласия между людьми и группами людей. В ответах на предложенные вопросы студенты продемонстрировали понимание того, что толерантность не является врожденным чувством, а формируется, стимулируется и корректируется и, в итоге, выражает практическое признание и уважение убеждений и действий других людей. Опрос был призван прояснить проблему — понимают ли студенты этот термин, как к нему относятся и что вкладывают в его содержание? В толерантных отношениях существенную роль играют принципы доверия, уважения и доброжелательства, признались студенты. Отсюда ответственность за общее дело, солидарность и бескорыстие. Поэтому респондентам был задан вопрос: «Когда ты сталкиваешься с «чужим», иным, другим, какие чувства испытываешь?». Практически каждый шестой ответил, что испытывает недоверие к «пришельцам» и лишь немногие признались, что доверяют им. Любопытно то, что студенты не доверяют «чужим», но при этом их интересуют эти «чужаки». Об этом говорит почти половина анкет. Эта цифра отражает хорошую базу для развития толерантности, так как именно с проявления интереса к другим, с любопытства к инакомыслию начинается сочувствие. А механизм действия сочувствия включает в себя понимание, основанное на любви к людям. Это любовь к среде обитания .Материалы исследований свидетельствуют о пытливости, гибкости и восприимчивости молодежи к иному. В связи с этим в работе с молодежью необходимо учитывать, выдвинутый С.В. Мейеном, новый этический принцип — принцип сочувствия. Суть его состоит в следующем: взаимодействие между людьми требует не только понимания четких позиций человека, но и предполагает, что один человек должен разделить чувства другого, занять позицию сочувствия. «Надо мысленно стать на место оппонента и изнутри с его помощью рассмотреть здание, которое он построил» .Опрос выявил также довольно высокий уровень тревожности в ожиданиях у трети молодежи. И это при том, что каждый четвертый опрошенный спокойно оценивает жизнь, национальные и религиозные коллизии. О возможности конфликта во взаимоотношениях «своих» и «чужих» заявили лишь немногие. Главным, а порой единственным средством решения спорных вопросов в межнациональной сфере назван диалог, на него указал каждый шестой студент. Этот диалог должен быть доброжелательным и спокойным. В России сегодня можно наблюдать различные формы национального и религиозного соперничества. Не случайно часть опрошенных испытывают раздражение и агрессивные чувства при встрече с «чужаками». Постоянная миграция этносов на территорию России вызывает опасение и страх перед возможным покушением на национальные и религиозные чувства. Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии и религиозной нетерпимости. Отчасти такие оценки могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные и мнимые угрозы со стороны «чужаков» — этносов, представителей неокультов, нетрадиционных религий. Толерантность формируется во взаимодействии. Поэтому в анкете мы задали такой вопрос: «Готовы ли Вы принять «чужого» таким, каков он есть? или Вы будете стремиться адаптировать его к своим традициям, культуре, вере?» Около 20 процентов респондентов готовы безусловно принять «чужого, но с некоторыми оговорками, типа: «если чужой не будет ущемлять моих интересов», «да, но не дам чужому нарушать наши основные принципы православной жизни», «при условии обоюдного уважения традиций друг друга», «да, но потихоньку буду менять его взгляды» и т.д. Почти 80 процентов опрошенных дали отрицательный ответ на этот вопрос, и это свидетельствует о том, что принцип принятия другого, чужого таким, каков он есть, пока не стал, и, замечу, вряд ли когда-нибудь станет, общепризнанным правилом, безусловным поведенческим императивом. Об этом же говорят ответы на следующий вопрос анкеты: «Готовы ли Вы дружить, родниться с другими, иными, чужими?». Почти четверть опрошенных студентов дали утвердительный ответ, добавив, например: «А почему бы и нет?!», «если хороший человек», «если испытываю большие чувства и вижу, что он этого достоин», «если примет мою веру». Более 70 процентов респондентов ответили отрицательно, отметив при этом в некоторых анкетах: «не буду родниться с чужими», «ни в коем случае, особенно с адыгейцами, армянами, турками», «с мусульманами — никогда». Еще не сложилась система, традиция воспитания принципов толерантности, требующих впустить и принять «другого» именно как «другого», во всей его «инаковости» и «особенности» .Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, берет начало с семейных установок. Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в школах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности, постигать ее суть умом и сердцем. В этих условиях школа является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения. Когда-то в большой семье, на деревенской улице, в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания. Теперь очень часто в семье — единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило «общение» с компьютером. На языке интернета, например, слово «толерантность» звучит, как что-то непристойное. Распространение экстремистской информации в интернете практически не контролируемо. Да и можно ли уследить за средой обитания, свободной от запретов? Безусловно, были случаи, когда решением суда городам закрывался доступ к определенным сайтам, содержащим экстремистскую информацию, но прецедентными эти случаи не стали. Так что необходимо не бороться с сайтами, а перевоспитывать аудиторию — вводить в образовательную программу общеправовые дисциплины, дисциплины, направленные на духовное развитие подростков. Проблематично говорить о толерантности, когда молодежь не имеет понятия о мире религий. В вузах зачастую изъяты курсы религиоведения. Даже студентам юридических факультетов и факультетов государственного и муниципального управления не дают этих знаний. Поэтому, мы считаем, что назрела необходимость «возвращения» курса «религиоведение» в программы вузовской подготовки всех профилей. Вот только агрессия молодого поколения, объясняется не только отсутствием специальных предметов и засильем негативной информации в СМИ, но и простейшим незнанием собственной культуры, истории развития государства. Ведь толерантность — это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения. И молодежь должна знать культурные особенности своего народа для успешной интеграции с другой культурой. В России проживает более ста наций и народностей, а межкультурный диалог играет немаловажную роль именно в формировании нового толерантного общества. Край, город, станица, поселок — это наш дом. Чувство родины, понимание того, что Россия — не случайное нагромождение территорий и племен, но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, требует ответственного подхода к оценке ситуации в крае, стране и практическим шагам по приобщению к всечеловеческой культуре, какой является русская культура. Таким образом, данные опроса позволяют сделать вывод о том, что современные условия развития страны, экономические трудности, непрекращающиеся миграционные процессы, нарастающее религиозное разнообразие и этнические противоречия отражаются и преломляются в сознании молодежи. Видимо, мы в начале большого и трудного пути к практическому признанию и уважению права человека на свои убеждения и действия. На этом пути предстоит найти ответы на такие вопросы — имеет ли общество право самозащиты, когда чужой проявляет нетерпимость, угрожает общественному порядку, разрушает культурный строй жизни коренного населения? Существуют ли границы терпения, послабления, выжидания? Где кончается толерантность и начинается интолерантность? Замечательный русский философ Н. Бердяев был, бесспорно, прав, говоря о том, что человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как русский, француз, немец, а не отвлеченный человек. Культура всегда конкретно-человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная, и лишь в таком качестве она восходит к общечеловеческому. Будем надеяться, что России удастся сохранить высокий уровень культуры, подразумевающий способность к сотрудничеству во имя Истины, Добра и Красоты.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!