К истории экономической мысли в России



Современная российская экономическая наука представляет собой неотделимую составляющую всемирной экономической мысли. Зародившись в период формирования цивилизации в Древней Руси, она прошла длительный путь, отражая важнейшие этапы социально-экономического развития нашей страны.

    В ряду русских отечественных мыслителей 16 века заметный вклад в историю экономической мысли внес Иван Семенович Пересветов, разработавший в период правления Ивана Великого (Грозного) программу реформ в различных сферах общественной жизни страны, в том числе экономической. Среди основных идей И.С. Пересветова важное место занимаем предложение о централизации финансовой системы государства, об уничтожении крепостного права и, прежде всего, холопства. Он утверждал, что «Бог сотворил человека самовластно и самому себе повелел быть владыкой, а не рабом». Ему также принадлежит идея о введении государственной регламентации торговли и осуществлении купли-продажи товаров так, чтобы была «всему цена установлена по цареву указу».

Особо заслуживает внимания, несмотря на скудость теоретических изысканий практическая деятельность Ивана Грозного. Умело, используя, военный и дипломатический инструменты, государь обеспечил развитие российской торговли на двух важнейших направлениях. На восточном векторе были присоединены Казанское и Астраханское княжества, основаны Самара, Саратов и другие города, что обеспечило России спокойные границы и полный контроль над важнейшей транзитной артерией Волгой. Были разблокированы торговые пути «из варяг в греки» и особенно «из варяг в арабы» (т.е. с Персией). На западном направлении присоединение Новгородского княжества обеспечило нашей торговле прямой выход на Балтийское и Белое моря, была открыта прямая торговля с Англией и Францией через северные моря Европы.

    Весьма плодотворным была деятельность А.Л. Ордин-Нащокина(1605-1680). Выходец из знатного рода, крупный землевладелец, став воеводой Пскова, сочетал и практическую и теоретическую работу. Несмотря на знатность, высоко ценил торговлю, будучи дипломатом, приветствовал перемирие с Польшей 1667года. На этом посту предложил царю превратить город в подобие современной зоны свободной торговли с купеческим самоуправлением. Хотя эта идея и не нашла поддержки царя, тем не менее ему удалось к 1667 году разработать первый в истории России Новоторговый устав в духе меркантилизма. По нему иностранные купцы платили серебром 6% ввозную пошлину, 10% транзитную, а на некоторые товары и 15%. Учитывая заниженный курс размена серебра к рублю, иностранцы платили все 20%. Русские купцы платили только 5% пошлину в рублях. Кроме того, дополнительным защитным механизмом русской торговле служил запрет розничной торговли иностранцев в России. Для сношения с русскими купцами им разрешались только Архангельск, Псков и Великий Новгород. Кроме того, весьма своевременными были его предложения о ликвидации внутренних торговых пошлин, замечания о необходимости организации торговли со Средней Азией и Индией.

Реформаторская деятельность Петра I нашла отражение в сочинениях Ю. Крижанина, и И.Т. Посошкова. Их взгляды на торговую политику государства в целях обеспечения активного денежного и торгового баланса указывают на близость экономических воззрений русских и западноевропейских представителей меркантилизма.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, связанных с обоснованностью законности владения землей, вечности деления общества на классы и товарно-денежных отношений. При этом, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодализм.

    Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже — в период формирования отраслей хозяйства и развития национального рынка.

Образование новых для российской экономики отраслей, таких как товарное сельское хозяйство, горнозаводской и железоделательной, а также замещение кустарного производства и крупными предприятиями стало возможным благодаря трудам М.В.Ломоносова (1711-1765г.г.).

Весомый вклад в формирование основ отечественной экономической науки во второй половине 17 века внесли И.А. Третьяков и С.Е.Десницкий. В своих работах они исходили из национальных традиций и современного экономического положения России. Можно без преувеличения признать, что они стали первыми русскими профессорами отечественных наук, и могут считаться первыми русскими экономистами европейского академического уровня.

В 19 век отечественная политэкономия вступила в условиях нарастающего кризиса полунатурального феодально-крепостнического хозяйства и складывающихся предпосылок для дальнейшего развития рыночных отношений. В этот период, при правлении Александра I (1771-1825 г.г.), наиболее образованная часть общества начала проявлять повышенный интерес к проблемам экономической жизни страны. На средства правительства стали издаваться переводы лучших экономических трудов зарубежных авторов. Так, в 1802- 1806 г.г. был осуществлен первый русский перевод трудов А. Смита «Исследование о природе и причинах богатств народов», которое дало толчок к разработке русскими учеными новых курсов политической экономии.

Выход в свет первого в России учебного курса политической экономии непосредственно связан с Х.А. Шлепером (1774-1831 г.г.). Это произведение для своего времени признано выдающимся, переведено на французский и немецкий языки, и оказало существенное влияние на развитие дореволюционной экономической мысли. Российская политэкономическая наука уже в 19 веке утверждала, что развитие общественного хозяйства не всегда бывает равномерным и непрерывным. Экономический рост может периодически нарушаться падением, обнаруживающим диспропорциональности в экономике.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года на смену эволюционному развитию экономической мысли пришел период ее кардинального изменения и утверждения в науке марксистского направления. В начале 20-х годов русские экономисты оказались перед необходимостью выбора: либо продолжить эволюционное развитие экономической мысли, либо попытаться осваивать и внедрять в образование и народные массы марксистское экономическое учение. В этих условиях по-разному сложились судьбы ученых- экономистов дореволюционных школ: одни покинули страну и продолжили работать в традиционном направлении, другие остались в России и включились в процесс доминирования марксисткой теории. Причем, многие из оставшихся подверглись в 30-е годы репрессиям за некоторое свободомыслие в условиях официальной экономической доктрины.

Безусловно, главную роль в утверждении марксизма в экономической науке и практике нашей страны сыграл основатель Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства, Председатель совета народных комиссаров В.И.Ленин.(1870-1724 г.г.). После его смерти при постепенном усилении позиций И.В. Сталина в руководстве СССР стали возрастать противоречия между официальной марксистко-ленинской идеологией и складывающейся практикой хозяйственной и политической жизни.

Во-первых, марксистская теория предполагала построение новой социалистической формации в рамках развитого капиталистического государства, где численно преобладает рабочий класс. А Великая Октябрьская социалистической революция 1917 года произошла в государстве с сильными пережитками феодализма. Численная доля крестьян в населении составила на 1917 год около 75%.

Во-вторых, массовая насильственная коллективизация и репрессии, масштабная индустриализация и милитаризация хозяйства хоть и носили частично закономерный характер в условиях угрозы войны, но, во всяком случае, ни коим образом не сочетались с теоретической платформой марксизма.

Исследование сущности переходного периода к социалистической экономике в современной публицистике показывает противоречивость общественной мысли в экономических дискуссиях 20-х годов. В этих условиях происходило становление и развитие личности ученого-экономиста Н.Д.Кондратьева(1892-1938г.г.). Вершиной научного творчества этого ученого стало обоснование теории больших циклов экономической конъюнктуры. Его основная работа «Большие циклы конъюнктуры»(1925г.) переведена на иностранные языки, а длинные волны как модель колебаний экономического развития были названы длинными волнами Кондратьева. Его интересовали проблемы развития сельского хозяйства. В связи с этим появляется серия работ, посвященных аграрным вопросам - «Рынок хлеба и его регулирование во время войны и революции»(1922г.), «Мировой хлебный рынок и перспективы развития хлебного экспорта»(1923г.) и другие.

Гордостью отечественной экономической науки является имя профессора Ленинградского университета Л.В.Кантаровича (1912-1986г.г.) Он успешно применил математические приемы к решению производственных задач и по итогам исследования в 1939году написал книгу «Математические методы организации и планирования производства». В 1959году вышла развивающая ее идеи более крупная работа Л.В. Канторовича «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов», цель, которой автор сформулировал так: «дать наилучший (оптимальный) план, т.е. план, обеспечивающий максимальный при данных ресурсах выпуск нужной продукции». В этой работе были раскрыты принципиальные основы линейного программирования.

В 1975г. Л.В. Кантаровичу вместе с американским ученым Т. Купмаксом, пришедшим после Второй Мировой войны (независимо от Л.В. Канторовича) к аналогичным результатам, была присуждена Нобелевская премия по экономике.

Одним из инициаторов и основных участников разработки теории оптимального функционирования социалистической экономики является академик С.С. Шаталин. Его основные труды - «Оптимизация функционирования социалистической экономики»(1980г.) и «Функционирование экономики развитого социализма: теория, методы, и проблемы»(1982г) посвящены проблемам экономико-математического моделирования и методологии социального и экономического планирования.

В 90-е годы российская политэкономия продолжала активно развиваться в соответствии с процессами рыночных преобразований в нашей стране, развитием экономической науки в индустриальных странах Запада. Освещая сложные экономические процессы переходного периода, ученые-экономисты одновременно решали проблемы создания новых учебных курсов экономической теории.

В современной отечественной науке имеются и проблемы, связанные с длительным отсутствием отечественных исследований в области рыночной экономики. И, как следствие, существует простое копирование практического опыта, и подмены отечественных исследований банальным переводом западных источников.

Вся история возникновения и развития экономической науки подтверждает, что она всегда рассматривалась в нескольких плоскостях, причем не только с научно-теоретической точки зрения, но и на уровне практических интересов возникающих новых классов и социальных слоев населения. В этой связи, как ни странно, наиболее правильный ответ на вопрос, что такое «Экономика» — это сама жизнь. О чем бы мы не говорили, какой бы области не коснулись - это экономика. Транспорт, энергетика, банки, управление, научно-технический прогресс, глобализация, интеграция и т.д.- все это связано с экономикой. Без этой связи развитие России будет не полным, не полноценным и не эффективным.

    Литература

1. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 4. М., 1828;

2. Ключевский А.Л. Ордин-Нащокин. Московский государственный человек XVII в.// Научное слово. 1904. Кн.3;

3. История русской экономической мысли. Т.1. Ч. 1. М., 1955. Гл.9

 

 

Вяткин П.А., студент СПМСИ

Лев Николаевич Гумилев

Лев Николаевич Гумилев великий ученый и мыслитель современности.С 1962 года до конца жизни (1992 год) сотрудник географического факультета ЛГУ.В университете раскрылся талант Льва Николаевича, как лектора.

Этнос по Л.Н.Гумилеву - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющих себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.

В истории этносов (народов), как и в истории видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые.

Возникающий этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет. В истории одной страны порой наблюдается несколько таких толчков этногенеза.

Этногенез — явление биосферное, и «толчком» В нем выступает мутация ­— появление наследственного признака пассионарности. Пассионарность человека — это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой цели ... Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных
поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового.

Для пассионарных личностей характерны посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни и повышенная тяга к действию. Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих
их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков.  При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.

Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, пассионарии, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории.

Как ни велика роль пассионариев в этногенезе, число их в составе этноса всегда ничтожно. Ведь пассионариями в полном смысле слова мы называем людей, у которых этот импульс сильнее, чем инстинкт самосохранения как индивидуального, так и видового. У подавляющего большинства нормальных особей оба эти импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично.

В составе этносов почти всегда присутствует категория людей с «отрицательной» пассионарностью. Их поступками управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они играют важную роль в судьбах этносов, совершая вместе с пассионариями завоевания и перевороты. Но если пассионарии могут проявить себя без субпассионариев, то те без пассионариев - ничто.

Гумилев делает вывод: Древнюю Русь погубила дестабилизация, явившаяся следствием снижения пассионарного напряжения этнической системы или, что проще, увеличения числа субпассионариев - эгоистов, не
способных к самопожертвованию ради бескорыстного патриотизма. Уцелело только Великое княжество Московское, целое столетие втягивавшее в себя пассионариев благодаря принципам митрополита Алексея и Сергия Радонежского. Их сподвижники и ученики завещали своим потомкам перспективный поведенческий стереотип и стабильную
внутреннюю структуру.

 

Галаджян А.Э., студент СПМСИ

Сергей Николаевич Булгаков

Сергей Николаевич Булгаков родился в 1873 г. в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье священника. Учился в духовном училище и в Орловской духовной семинарии, затем в Елецкой гимназии. В 1894г. закончил юридический факультет Московского университета. Еще во время учебы в семинарии Булгаков пережил религиозный кризис и увлекся марксизмом. Углубленно занимаясь марксизмом, Булгаков со временем понял несостоятельность этого учения. Под воздействием чтения русских религиозных мыслителей (Ф.Достоевского, Вл. Соловьева и др.), бесед и споров с Толстым он снова обретает религиозную веру. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков выдвигается в ряд ее признанных духовных лидеров. Он стал одним из основных участников сбора «Проблемы идеализма», где впервые объединились ведущие лица нарождавшегося религиозно-философического движения .

Последующие годы период наибольшей общественной, публицистической активности философа. Он участвует во множестве начинаний, знаменующих собой религиозно-философическое возрождение в журнале «Новый путь» и «Вопреки жизни», «Вопреки религии», «Вехи» и т.д. В 1906 г. он был избран депутатом Второй Государственной Думы (как беспартийный «христианский социалист»). В творчестве его в этот период совершается переход от лекций и статей на темы религии и культуры (важнейшие из них были им собраны в двухтомник «Два града»). Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию завершается уже в революционные годы принятием священства (1918 г.). С этим завершением Булгаков сразу же начинает играть видную роль также и в церковных кругах, активно участвуя в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви (1917-1918) и близко сотрудничая с патриархом Тихоном.

Поскольку мир в христианской онтологии — это тварное бытие, то учение о мире начинается у Булгакова с учения о творении. Суть тварности раскрывает вопрос: из чего создан мир? Ответ ортодоксально следует библейской традиции: творение мира творение из ничто, чистого небытия и несуществования. Тварное бытие трактуется им как особый род ничто,   наделенный производящими потенциями, чреватый бытием, превращением в нечто. Это соответствует платоновскому и неоплатоническому понятию меона, или относительного небытия; чистое же ничто, всецелая противоположность бытию, передается понятием укона, радикального отрицания бытия.

Дальнейшее развитие учения о мире требует уже большей конкретизации связи мира и Бога, что доставляют концепции Софии и софийности. В своей зрелой форме они представлены в богословской системе Булгакова, на пути к которой лежал еще один промежуточный этап: критика философии («Трагедия философии»). К её появлению привело (явное и для самого Булгакова и для его критиков) расхождение между церковно-православными корнями его философии и тем философским языком, методом, который эта философия использовала. В «Трагедии философии» предлагается новая интерпретация систем европейской философии. В её основе утверждаемое Булгаковым соответствие между онтологической структурой и структурой высказывания, языка. Как во всех опытах софиологии София Премудрость Божия начало, посредствующее меж Богом и миром. Однако все софиологические учения имеют спорный и сомнительный статус, ибо все попытки введения Софии в христианские учение о Боге до сих пор вызывали сильные возражения. В учении Булгакова София сближается с Усией, Сущностью Триединого Бога: «Божественная София есть природа Божия».

Вместе с тем, помимо своего софианского ядра, система Булгакова содержит немало плодотворных идей и разработок. В согласии с концепцией Богочеловечества она развивает учение о мировом процессе, который во всей целокупности, от акта творения, через пребывание в падшести и до финального Преображения, представляется как «Богочеловеческий процесс», воссоединение твари с Богом. Важное место в Богочеловеческом процессе принадлежит искусству. Булгаков трактует его, как способность увидеть и показать софийность мира, ибо одно из главных имен Софии Красота. Но как все в падшем бытии, искусство несет и печать ущербности: оно стремится и не может стать теургией, действенным преображением мира.

Рассматривая мир под знаком динамики, процесса, учение Булгакова  о мире представляется в целом как теология истории, где в центре находится София как Церковь, поскольку «Церковь действует в истории как творящая сила» и Богочеловеческий процесс может быть понят как становление всего мироздания Церковью. В общем же своем типе и облике, в ряде ведущих мотивов и идей, его система напоминает большие теологические системы современного западного христианства, сближаясь с учениями Тейяра де Шардена и, несколько меньше, Тиллиха.

 

Граушкина К.Ю., студент СПбГУКиТ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!