Проблемы формирования толерантной культуры российской студенческой молодежи



В современной социокультурной реальности произошли глубокие трансформации и преобразования, затронувшие различные её сферы и направления. Эта новая реальность характеризуется плюралистичностью, глобализацией цивилизационных процессов, превращением маргинальных областей в культурные доминанты, возрастающей технологизацией культуры. Основной тенденцией минувшего столетия явилась, скорее всего, утрата единого культурообразующего начала и превращение культуры во множество миров, отношения между которыми весьма различны: от взаимодействия и взаимной заинтересованности — до полного обособления и игнорирования друг друга. Актуальнейшей мировоззренческой проблемой всех уровней и форм строительства современного социокультурного пространства является формирование толерантной культуры и толерантного сознания. В условиях глобализации, обострившей проблему единства и разобщённости человечества в качестве важнейшего фактора его выживания, актуализируются этнокультурные процессы. Смысловое толкование «толерантности» как «уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» закреплено в Декларации принципов толерантности, провозглашённой и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. Современная действительность всё больше приходит к убеждению, что толерантность – есть неотъемлемое условие процессов демократического развития общества. Происходящие в мире тенденции должны способствовать расширению процессов культурной консолидации и одновременно универсализации культурных феноменов. В основе их — поиски возможностей сосуществования различных культурных элементов в едином общечеловеческом пространстве с органическим многообразием, предполагающим взаимопонимание и взаимообогащение. Эти тенденции должны быть направлены на углубление культурного взаимодействия, взаимовлияния между государствами, этнокультурными объединениями и историко-культурными образованиями. Формирование толерантной культуры предлагает, прежде всего, поиски компромиссов, взаимной уступчивости во имя сохранения целого как высшего императива устойчивого функционирования культуры. Сегодня становится очевидным, что решающую роль в сохранении культурной целостности, обеспечении трансляции ценностей культуры как необходимого условия устойчивого развития полиэтнического общества, укрепления его гражданского единства имеет образование. Формирование толерантной культуры в значительной степени зависит от системы образования как действенного института социализации и основного формирующего компонента общества. Стратегия современного образования кардинально изменилась: от направленности на накопление знаний к ориентации на развитие личностных качеств человека. Глобализация современного мира и трансформация российского общества поставили на повестку дня переход к новому — толерантному типу социальных отношений для его осуществления необходимо формирование и массовое воспроизводство такого типа личности, который обладал бы развитой культурой толерантности. Современные социокультурные условия диктуют необходимость формирования специалиста, способного проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, критическому осмыслению суждений, основанных на моральных ценностях. Одним из факторов, определяющих специфику состояния современной культуры, в особенности молодёжной, является утратой ценностных оснований, отчуждение от общепризнанных норм общечеловеческих ценностей. Наиболее рельефно эта специфика проявляется в сфере так называемой массовой культуры, базирующейся преимущественно на коммерческой основе и способной к манипуляции сознанием потребителя. Этим обстоятельством обусловлены такие показатели в духовном развитии, как отторжение от ценностей классического искусства, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление готовых продуктов, развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т.д. Важнейшим условием межкультурного и межэтнического взаимодействия в полиэтническом и многокультурном социуме должно стать формирование позитивной этнической идентичности. Одной из положительных тенденций в условиях трансформации российского общества является осознание и признание реальной полиэтничности, а следовательно политкультурности, полиментальности и многоязычия социума России. Ценностной доминантой общественного сознания становится признание права каждого этноса на этнокультурную идентичность, на относительную культурную автономию в рамках единого российского культурно-образовательного пространства. Проблема формирования культуры межэтнической толерантности и навыков межэтнического взаимодействия особенно актуальна для полиэтнических регионов России. В настоящее время всё ощутимее проявляются тенденции, отражающие стремление этносов возродить, сохранить и развивать свои национальные традиции, язык и утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях. Сохранение национальной культуры каждого народа определяется как приоритетное направление. Для обеспечения сбалансированного решения задач в системе реформирования образования сегодня важнейшее значение имеет государственная поддержка. Образовательная политика России учитывает значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. А также учитывается потенциал образования, который должен быть в полной мере использован для преодоления этнонациональной напряжённости и социальных конфликтов на началах приоритете прав личности. В силу этого образование должно иметь приоритет в бюджете любого государства, способствовать развитию толерантной культуры и творческого потенциала личности.

Литература

1. Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера. Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока: В 2-х ч. — Ч. II — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

 

Полянская С.В., студент, СПб ГУСЭ


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!