Действия, для совершения которых требуется наличие омовения



 

Наличие омовение требуется в трех случаях:

 

Любая ритуальная молитва

 

В это число входит обязательная, дополнительная и даже похоронная молитвы, поскольку Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ يا أيها الذين آمنوا إذا قمتم إلى الصلاة فاغسلوا وجوهكم وأيديكم إلى المرافق وامسحوا برءوسكم ، وأرجلكم إلى الكعبين ﴾

« O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток». Сура № 5, "Аль-Маида", аят 6.Имеется в виду, что если вы хотите встать на молитву и не находитесь в состоянии омовения, то очищайтесь (для совершения молитвы).

Также, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ لا يقبل الله صلاة بغير طهور ، ولا صدقة من غلول ﴾ رواه الجماعة إلا البخاري .

«Аллах не принимает молитву без очищения и не принимает милостыню от незаконно присвоенного трофея». Этот хадис передали Муслим 224, Абу Дауд 59, ат-Тирмизи 1, ан-Насаи 1/87, Ибн Маджах 271. 

2. Обход вокруг Ка’абы /таваф/.

 

Как пришло в хадисе от Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ الطواف صلاة إلا أن الله تعالى أحل فيه الكلام ، فمن تكلم فلا يتكلم إلا بخير﴾ رواه الترمذي والدار قطني وصححه الحاكم ، وابن السكن وابن خزيمة .

«Обход вокруг Ка’бы - это молитва, но Аллах Всевышний разрешил разговаривать при его совершении. И тот, кто говорит в это время, пусть не говорит ничего, кроме благого». Этот хадис передали аш-Шафи’и, ат-Тирмизи 960, ад-Дара Къутни, ад-Дарими 1847, Ибн Хузайма 2739, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 3825 (899), Ибн Джаруд 461, аль-Хаким 1/954 и 2/267, аль-Байхакъи 5/85, Абу Ну’айм в «аль-Хильйа» 8/128.[56] Достоверность хадиса подтвердили аль-Хаким, Ибн ас-Сакан и Ибн Хузайма.

Прикосновение к Корану

 

Как передается в хадисе от Aбу Бакра ибн Мухаммада ибн ’Амру ибн Хазма, который передал его от своего отца и деда, да будет доволен ими Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал письмо жителям Йемена, в котором было сказано:

﴿ لا يمس القرآن إلا طاهر ﴾ رواه النسائي والدار قطني والبيهقي والاثرم

«Да не прикоснется к Корану тот, кто не чист». Этот хадис передали Малик 469, ан-Насаи, ад-Дара Къутни 448, аль-Байхакъи 413 и аль-Асрам[57]. Об этом хадисе Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Этот хадис больше похож на (хадисы из числа) «мутаватир[58]» и люди приняли его».

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ لا يمس القرآن إلا طاهر﴾ 

«Да не прикоснется к Корану тот, кто не чист». Аль-Хайсами привел этот хадис в «Mаджму’ aз-Заваид» и сказал, что его рассказчики заслуживают доверия[59].

Этот хадис показывает, что нельзя прикасаться к Корану, кроме как чистому. Но чистота - слово многозначное. Оно подразумевает под собой: «чистота тела от большого осквернения», «чистота от малого осквернения». Также оно подразумевает верующего (мусульманина) и того, на теле которого нет нечистот. И если мы хотим сослаться на какой-либо из этих смыслов, то для этого должен существовать довод. И поскольку нет определенного довода, то этот хадис не является доказательством того, что нельзя прикасаться к Корану тому, кто находится в состоянии малого осквернения.

Что же касается слов Всевышнего:

﴿ لا يمسه إلا المطهرون﴾

«....не прикасаются к нему кроме очищенных...» [60], очевидно, что это местоимение относится к «... в книге сокровенной...», (к предшествующему аяту) то есть «...в скрижали хранимой...»,потому что речь шла о ней, а «очищенные» - это ангелы, о которых сказано в словах Аллаха:

 

﴿ في صحف مكرمة ، مرفوعة مطهرة ، بأيدي سفرة ، كرام بررة﴾

«...в свитках почтенных, возвышенных, очищенных руками писцов почтенных- благих» [61] .

Ибн ‘Аббас, аш-Ша’би, ад-Даххакъ, Зайд ибн ‘Али, Аль-Муaййид Биллах, Дауд, Ибн Хазм и Хаммад ибн Аби Сулейман считают, что тот, кто находится в состоянии малого осквернения, может прикасаться Корану. А что касается чтения без прикосновения к Корану то это разрешено единогласно. 

 

ما يستحب له

 

Когда наличие омовения является желательным

 

Наличие омовения желательно в следующих случаях:

1. При поминании Всевышнего Аллаха (ذكرالله)

 

Передают со слов аль-Мухаджира ибн Къунфуза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он поприветствовал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот совершал омовение, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил на его приветствие, пока не завершил омовение, а затем сказал:

﴿ إنه لم يمنعني أن أرد عليك إلا أني كرهت أن أذكر الله إلا على الطهارة﴾

«Я не ответил на твое приветствие лишь из-за того, что не люблю поминать Аллаха без очищения (омовения)».

Къатада сказал: «По этой причине, аль-Хасан не любил читать Коран или поминать Аллаха, Свят Он и Велик, пока не совершит омовение». Этот хадис передали Ахмад 4/345, Абу Дауд 17, ан-Насаи 1/37 и Ибн Маджах 350.[62]

Передают, что Абу Джухайм ибн Харис, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

﴿ أقبل النبي صلى الله عليه وسلم من نحو بئر جمل فلقيه رجل فسلم عليه فلم يرد عليه حتى أقبل على جدار فمسح بوجهه ويديه ، ثم رد عليه السلام ﴾ رواه أحمد والبخاري ومسلم وأبو داود والنسائي

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил у колодца Джамаль одного человека. Он поприветствовал его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил ему, пока не подошел к стене и не вытер свое лицо и руки (совершая тайаммум). Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие». Этот хадис передали Ахмад 4/169, аль-Бухари 337, Муслим 369, Абу Дауд 329 и ан-Насаи 194.

Этот поступок (пророка, да благословит его Аллах и приветствует) был из числа желательных, но не обязательных.

Поминать Аллаха/зикр/ разрешается тому, кто очистился, тому, кто в состоянии малого или большого осквернения, тому, кто стоит, сидит, идет, и т. д., без каких либо ограничений.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, да будет доволен ею Аллах, сказала:

﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يذكر الله على كل أحيانه ﴾ رواه الخمسة إلا النسائي ، وذكره البخاري بغير إسناد

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха в любое время». Этот хадис передали Муслим 373, Абу Дауд 18, ат-Тирмизи 3384, Ибн Маджах 302, Ахмад 6/70, 153 и 278. Аль-Бухари также передал этот хадис, но без цепочки передатчиков.

Передают, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

 

﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يخرج من الخلاء فيقرئنا ويأكل معنا اللحم ، ولم يكن يحجزه عن القرآن شئ ليس الجنابة ﴾ رواه الخمسة وصححه الترمذي وابن السكن .

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил из отхожего места, (после чего) читал нам Коран и ел с нами мясо. Ничто не удерживало его от чтения Корана кроме (состояния) большого осквернения /джанàба/». Этот хадис передали Абу Дауд 229, ат-Тирмизи 146, ан-Насаи 265-266, Ибн Маджах 594, а ат-Tирмизи и Ибн ас-Сакан подтвердили его достоверность.[63]

Перед сном

 

Передают со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда ты отправляешься спать, соверши (такое же) омовение (которое ты совершаешь) для молитвы, уложись на правый бок и затем скажи:

 

﴿ اللهم أسلمت نفسي إليك ، ووجهت وجهي إليك ، وفوضت أمري إليك ، وألجأت ظهري إليك ، رغبة ورهبة إليك ، لا ملجأ ولا منجى منك إلا إليك ، اللهم آمنت بكتابك الذي أنزلت ، ونبيك الذي أرسلت ، فإن مت من ليلتك فأنت على الفطرة ، واجعلهن آخر ما تتكلم به ﴾

“ О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и обратил к Тебе лицо своё и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал”. /конецформыначалоформ»»»»» Аллахумма, асламту нафси илей-ка, ва ваджахту ваджхи илей-ка, ва фаввадту амри илей-ка, ва альджаъту захри илей-ка рагъбатан ва рахбатан илей-ка. Ля мальджаа ва ля манджа мин-к a илля илей-к a , Аллахумма аманту би-Китаби-к a алл e зи анзальта ва би-набиййи-к a алл e зи арсальта/.Если ты умрешь этой ночью, то умрешь в состоянии фитры и пусть это будет последнее, что ты произнесешь (в эту ночь)».

Аль-Бараъ, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я повторил эти слова пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и когда я дошел до места:

﴿ اللهم آمنت بكتابك الذي أنزلت : ورسولت ﴾

« О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего посланника ...», он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ لا . . . ونبيك الذي أرسلت ﴾ رواه أحمد والبخاري والترمذي

«Нет, ... и Твоего пророка, которого Ты послал»». Этот хадис передали Ахмад 4/285, 290, 300, аль-Бухари 247 и 7488, Муслим 2710 и ат-Тирмизи 3394.

Тоже самое относится и к тому, кто находится в большом осквернении, поскольку, как пришло в хадисе от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды у пророка спросили):

﴿ قال يا رسول الله أينام أحدنا جنبا ؟ قال : ﴿ نعم إذا توضأ ﴾ ﴾

«O посланник Аллаха, можно ли кому-то из нас ложиться спать в состоянии большого осквернения /джунуб/?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если совершит омовение». Этот хадис передали ат-Тирмизи 120, ан-Насаи 259, Ибн Хузайма 211.[64]

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:

 

﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا أراد أن ينام وهو جنب ، غسل فرجه وتوضأ وضوءه للصلاة ﴾ رواه الجماعة .

«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел спать в состоянии большого осквернения, то он мыл свои половые органы и совершал такое омовение, которое совершается для молитвы». Этот хадис передали Муслим 305, Абу Дауд 222, ан-Насаи 1/138 и Ибн Маджах 584.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!