Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения



الوضوء

Омовение

/вудуъ/

 

 

Омовение означает обмывать водой лицо, руки, локти, голову и ноги. Далее идет его разъяснение:

 

Омовение является частью шари‘ата

Доказательство того, что омовение является частью, шари’ата пришло в трех главных источниках Ислама:

 

Доказательство первое: Коран 

 

Аллах говорит в Коране:

 

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْوُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَين﴾ِ

«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток». Сура «аль-Маида», 5:6.

Доказательство второе: Сунна

 

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ لا يقبل الله صلاة أحدكم إذا أحدث حتى يتوضأ ﴾ رواه الشيخان وأبو داود والترمذي .

«Аллах не примет молитву того из вас, кто осквернился, пока не совершит (малое) омовение/вудуъ/». Этот хадис передали аль-Бухари 135, Муслим 225, Абу Дауд 60, ат-Тирмизи 76.

 

Доказательство третье: Иджма’[1]

 

Существует единогласное мнение ученых, что омовение является частью шариата со времен посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до наших дней и поэтому оно является признанным фактом религии.

 

 

فضله

Достоинства омовения

Хадисов, которые указывают на достоинства омовения очень много. Мы упомянем некоторые из них:

а) Передают, что ‘Абдуллах ас-Сунабиджи, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا توضأ العبد فمضمض خرجت الخطايا من فيه ، فإذا استنشر خرجت الخطايا من أنفه ، فإذا غسل وجهه خرجت الخطايا من وجهه حتى تخرج من تحت أشفار عينيه ، فإذا غسل يديه خرجت الخطايا من يديه حتى تخرج من تحت أظافر يديه . فإذا مسح برأسه خرجت الخطايا من رأسه حتى تخرج من أذنيه ، فإذا غسل رجليه خرجت الخطايا من رجليه حتى تخرج من تحت أظافر رجليه . ثم كان مشيه إلى المسجد وصلاته نافلة ﴾ رواه مالك والنسائي وابن ماجه والحاكم .

«Когда раб совершает омовение и ополаскивает свой рот, то грехи выходят изо рта. Когда он очищает нос, то грехи выходят из носа. Когда он моет свое лицо, грехи покидают его лицо, даже если они находятся под ресницами. Когда он моет руки, грехи выходят даже из-под ногтей. И когда он протирает голову, грехи выходят из головы, пока не выйдут из ушей. Когда он моет ноги, грехи выходят из ног даже, если они находятся под ногтями (ног). Затем он отправляется в мечеть, и его молитва становится для него дополнительным (вознаграждением)». Этот хадис передали Малик 61, ан-Насаи 103, Ибн Маджах 282 и аль-Хаким 1/220.[2]

б) Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ إن الخصلة الصالحة تكون في الرجل يصلح الله بها عمله كله ، وطهور الرجل لصلاته يكفر الله بطهوره ذنوبه وتبقى صلاته له نافلة ﴾ رواه أبو يعلى والبزار والطبراني في الاوسط .

«Если в человеке есть добронравие, то Аллах улучшает из-за этого нрава все его деяния. (Что же касается) очищения человека для молитвы, то Аллах прощает из-за очищения его грехи и его молитва остаётся дополнительной наградой для него». Этот хадис передали Абу Йа’ля 3297, аль-Баззар в «Кашф» 253 и ат-Табарани в «Аль-Аусат».[3]

в) Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ ألا أدلكم على ما يمحو الله به الخطايا ، ويرفع به الدرجات . قالوا : بلى يا رسول الله ، قال : إسباغ الوضوء على المكاره ، وكثرة الخطا إلى المساجد ، وانتظار الصلاة بعد الصلاة ، فذلكم الرباط فذلكم الرباط فذلكم الرباط ﴾ رواه مالك ومسلم والترمذي والنسائي .

«Не сообщить ли мне вам о том, за что Аллах прощает грехи и поднимает человека в степенях?» Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха». Он сказал: «Это - совершение омовения, не взирая на неприятное [4] , множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание (следующей) молитвы после предыдущей и это для вас рибат [5] (джихад на пути Аллаха), повторив это три раза». Этот хадис передали Малик 389, Муслим 251, ат-Тирмизи 51, ан-Насаи 144, Ибн Хузайма 5, Ахмад 2/303.

г) Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что (как-то) раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришедший на кладбище, сказал:

 

﴿ السلام عليكم دار قوم مؤمنين ، وإنا إن شاء الله بكم عن قريب لاحقون ، وددت لو أنا قد رأينا إخواننا ) قالوا : أو لسنا إخوانك يا رسول الله ؟ قال ( أنتم أصحابي وإخواننا الذين لم يأتوا بعد ) قالوا : كيف تعرف من لم يأت بعد من أمتك يا رسول الله ؟ قال :

( أرأيت لو أن رجلا له خيل غر محجلة بين ظهري خيل دهم بهم ألا يعرف خيله ؟ ) قالوا : بلى يا رسول الله ، قال : ( فإنهم يأتون غرا محجلين من الوضوء وأنا فرطهم على الحوض ، ألا ليذادن رجال عن حوضي كما يذاد البعير الضال أناديهم : ألا هلم ، فيقال : ( إنهم بدلوا بعدك ) فأقول : سحقا سحقا ﴾ رواه مسلم .

«Мир вам, обитатели жилища верующих! Мы же, если на то будет воля Аллаха, скоро присоединимся к вам. Как бы хотел я, чтобы мы увидели наших братьев!» (Люди) спросили: «А разве мы не являемся твоими братьями, о посланник Аллаха?» (В ответ) он сказал: «Вы - мои сподвижники, а нашими братьями являются те, кто ещё не пришёл в мир (этот)». Они спросили: «Как же ты узнаешь тех (членов) твоей общины, которые ещё не пришли в мир этот, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Скажите мне, если у человека есть лошади с белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на ногах, которые находятся среди лошадей темной масти, разве не узнает он своих лошадей?» Они сказали: «Конечно узнает, о посланник Аллаха». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Вот и они придут сияя белыми звёздочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах, а я уже буду принимать их возле моего водоема (в Раю). Но будут те, которых отгонят от него, как отгоняют заблудившегося верблюда. Я позову их: «Идите сюда!». И будет сказано: «Они исказили (религию) после тебя». Я тогда скажу: «Прочь! Прочь!». Этот хадис передал Муслим 249.

 

فرائضه

Обязательные части омовения

У омовения есть обязательные действия и основы на которых основывается его суть и не совершение которых в соответствии с шариа‘том делает омовение недействительным. Ниже следует его разъяснение:

 

Намерение

 

Намерение - это желание совершить действие угодное Аллаху, следуя Его указанию. Это – деяние сердца и произнесение его не имеет никакого отношения к намерению и не является узаконенным в шариате.

То, что намерение является обязательным деянием, показывает следующий хадис от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ إنما الاعمال بالنيات وإنما لكل امرئ ما نوى . . . ﴾ الحديث رواه الجماعة .

«Каждое действие основано на намерении, и каждому достанется то, что он намеревался обрести ... ». Этот хадис передали аль-Бухари 1, Муслим 1907, Абу Дауд 2201, ат-Тирмизи 1647, ан-Насаи 1/59-60, Ибн Маджах 4227, Ахмад 1/43.

 

Обмывание лица один раз

 

Это обмывание водой лица от вершины лба до нижней части челюстей, и от одного уха до другого.

 

Обмывание рук до локтей

 

Следует также помыть локти, поскольку подобным образом поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не оставлял это действие.

 

Обтирание головы

 

Это означает обтирать голову влажной рукой. Не достаточно просто положить руку на голову или коснуться головы влажным пальцем, к тому же слова Всевышнего:

﴿ وامسحوا برءوسكم ﴾

«... и обтирайте свои головы ...» не означают, что нужно обтирать всю голову, а означает, что обтирание части головы достаточно для выполнения этого условия.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал голову тремя различными способами:

а) обтирание всей головы.

В хадисе, который передается со слов ‘Абдуллаха ибн Зайда сообщается:

 

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم مسح رأسه بيديه فأقبل بهما وأدبر ، بدأ بمقدم رأسه ثم ذهب بهما إلى قفاه ثم ردهما إلى المكان الذي بدأ منه ﴾ رواه الجماعة .

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер всю свою голову руками. Он начал обтирать с передней части головы, пока не достиг затылка и затем провел руками в обратном направлении, пока не достиг места, с которого начал». Этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу Дауд 118, ат-Тирмизи 28, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434.

б) обтирание чалмы[6]

Передают, что ‘Амр ибн Умаййа, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

 

﴿ رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يمسح على عمامته وخفيه ﴾ رواه أحمد والبخاري وابن ماجة .

 «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал чалму и кожаные носки/хуффайн/». Этот хадис передали Ахмад 4/139, аль-Бухари 205 и Ибн Маджах.

Передают со слов Биляла, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ امسحوا على الخفين و الخمار ﴾ رواه أحمد .

«Обтирайте кожаные носки и аль-химар[7]». Этот хадис передал Ахмад 6/12. 

‘Умар, да будет доволен им Аллах, однажды сказал:

﴿ من لم يطهره المسح على العمامة لا طهره الله ﴾

«Аллах не очистит того, кто не считает обтирание чалмы очищением». 

Большое количество хадисов на эту тему передали аль-Бухари, Муслим и другие имамы. Также сообщается, что многие ученые поступали в соответствии с этим.

в) обтирание передней части головы и чалмы.

Аль Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

 

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم توضأ فمسح بناصيته وعلى العمامة والخفين ﴾ رواه مسلم

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, обтер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки». Этот хадис передал Муслим 274.

Тем не менее, нет сильных хадисов указывающих на то, что он обтирал часть головы,  хотя требование аята внешне и похоже на то, что мы приводим (в качестве довода). Однако, недостаточно просто обтереть волосы выступающие с головы, подобием чего (являются) косички.

Обмывание ног со щиколотками

 

Это (действие) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было подтверждено в непрерывных /мутаватир/ сообщениях о его действиях и высказываниях.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

« (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отстал от нас в одном из наших поездок и догнал нас после того, как мы задержали послеполуденную молитву /’аср/. Мы начали совершать омовение и протёрли по ногам. (Увидев это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во весь голос сказал:

﴿ ويل للاعقاب من النار﴾

«Горе щиколоткам от огня!», повторив это два или три раза». Этот хадис передали аль-Бухари 163, Муслим 241, Абу Дауд 97, ан-Насаи 1/78, Ибн Маджах 450.

‘Абдуррахман ибн Аби Лейла сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были едины во мнении, что ноги нужно мыть с щиколотками».

Напомним, что вышеупомянутые обязательные действия приводятся в Коране в 6 аяте суры «аль-Маида»:

 

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْوُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَين﴾ِ

«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток».

 

Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения

 

Это (следует делать) из-за того, что Всевышний Аллах упомянул в аяте обязательные части омовения в определенном порядке. Он также отделил ноги от рук, - хотя все они должны быть вымыты, - от головы, которая должна быть только обтерта. Арабы не разделяют подобные вещи, если нет в этом какой либо пользы, а в данном случае эта польза - порядок. Аллах облегчил им омовение, чтобы они постигали его. Шестой аят суры «аль-Маида» объясняет то, что является обязательным и также это соответствует достоверному хадису пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

 

﴿ ابدأوا بما بدأ الله به﴾

«Начинайте с того, с чего начал Аллах». 

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение придерживаться этой последовательности как одному из принципов омовения, и нет сообщения о том, что он, да благословит его Аллах и приветствует, когда-либо отходил от этого принципа. Омовение - это поклонение и в вопросах поклонения нет места для чего-нибудь другого кроме выполнения того, что является предписанным в том виде, как это выполнял пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

سنن الوضوء

Сунны омовения

/сунан аль-вудуъ/.

 

Это то, что дошло до нас от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из его речи и действий, которыми он не обязывал совершать (других) и не осуждал никого, кто их не совершал.

Этот раздел относится к тем действиям связанных с омовением, которые не являются обязательными, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго их не придерживался или не осуждал кого-либо не соблюдавшего их. Этими действиями являются нижеследующие:

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!