Этот факт имеет важнейшие практические следствия: 2 страница



Существуют и всегда существовали две крайности -- Сцилла узкого догматизма и слепого традиционализма и Харибда вседоверчивости и вседозволенной мешанины самых разных частных мнений [см.также 376].

Вообще, следует научиться оценивать то или иное явление по множеству признаков одновременно. Это нелегко, но плоды будут велики. Как минимум, вам никто никогда не сможет морочить голову и выдавать какой-то псевдо-буддизм за настоящий, искаженное православие (например, в понимании Феди Петрова или Васи Сидорова) за подлинное учение Церкви...

Надо, наконец, даже учитывать политику и отличать политические игры тех или иных группировок от настоящей объективной Истины, которая никогда не служит интересам отдельной партии или слоя населения! 

Все явления неслучайны, даже, в конечном итоге, те же самые политические игры. Возьмем конкретный пример, который наглядно свидетельствует, какой сложной может быть задача поиска истины для тех, кто начинает путь к Богу через паперть читального зала, кто обычно хочет во всем разобраться самостоятельно и не очень доверяет ортодоксальным взглядам...

 

Международный христианский семинар "Тоталитарные секты в России", объединивший 227 участников из 14 церквей 15 стран мира, охарактеризовал в начале 1994 г. рериховское движение следующим образом:

"Со всей ответственностью мы свидетельствуем: учение Рерихов -- это религиозная секта, не только не совместимая с христианством, но и прямо ему враждебная." [цит.по:302,с.3].   

Рериховское учение было сходным образом осуждено и в определениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (РПЦ) 2 дек.1994 г. Решения этого Собора также объявили несовместимость с христианством других оккультно-теософских обществ и "новых религиозных движений"...

Комментируя решение РПЦ об отлучении Рерихов и Блаватской от Церкви, диакон Андрей Кураев [302] называет рериховское движение нелегальной (т.к. оно не регистрируется в качестве религиозной организации) религиозной (т.к. оно выдает себя за синтез всех религий) сектой (т.к. публично заявляя о своей веротерпимости и плюрализме взглядов, его последователи фактически заявляют о своей исключительности и ведут к расколу духовных движений).

Много истинных моментов отмечает в своей брошюре диакон А. Кураев, и его ссылки на первоисточники Живой Этики (Агни-Йоги) показывают нам редкий пример действительного изучения рериховского наследия, а не ругань понаслышке, как это сплошь и рядом любят делать апологеты Церкви -- например, иеромонах Серафим Роуз [451-452] или священник Родион [501-503] -- переписывая друг у друга "страшилки"о восточных учениях.    

Но есть в перечисленных источниках отдельные искаженные трактовки, узконаправленные взгляды, что, впрочем, неудивительно: христианство всегда враждебно относилось к восточным учениям. Различные "ярлыки" -- типа "язычество", "оккультизм", "идолопоклонство" и "сатанинские культы" -- испокон веков наклеивались христианским духовенством на все то, что не хотело колебаться вместе с генеральной линией той или иной Церкви...

А колебаний таких было немало, и например тот же св. Сергий Радонежский крестился двумя перстами; иконы разрешались, запрещались и вновь разрешались ранней Церковью... Первые пять веков своего существования христианская доктрина допускала "языческую" веру в многократное перевоплощение души...

Я не хочу вдаваться в дискуссии и мелкие разборки с православными братьями, и лишь остановлюсь на нескольких принципиальных аспектах. Один французский писатель как-то отметил: "Есть женщины и женщины". Подобно этому можно сказать: "Есть оккультизм и оккультизм. Есть восточные учения и восточные учения". То есть: не надо все смешивать в одну кучу, и не-ортодоксальная литература на самом деле представляет из себя множество источников духовных знаний, весьма различных между собой по широте охвата проблем и глубинам трактовки и анализа явлений Духа!

Оговорюсь изначально: я никоим образом не хочу смущать мнения истинно верующих; для тех, кто находится в лоне РПЦ совсем необязательно обращаться к иным учениям и системам духовных знаний. Увы, но таковых людей -- очень немного, и большинство предпочитает, называя себя православными, на самом деле вести жизнь исключительно далекую от нравственных принципов, заповеданных Господом Иисусом Христом и св. Апостолами!

Но, как известно, существуют и иные вероучения, наряду с православным христианством, а потому имеет смысл раскрыть, насколько рериховские воззрения, а также -- Е.П. Блаватской, соотносятся с самими восточными доктринами: буддизмом, индуизмом. Важно также показать, как связаны заявления Е. Рерих о межрелигиозном синтезе с самим таким синтезом... В определениях православного Собора выражена негативная оценка по отношению ко всем теософским воззрениям и восточным учениям, и заодно анафеме преданы подлинно богоцентрические доктрины и священные понятия -- "махатма", "Шамбала", "Иерархия"...

Я не буду полемизировать с православными братьями о самих возможностях межрелигиозного синтеза: он возможен, хотя и не всегда целесообразен. Примерная аналогия известна с языком Эсперанто: такой язык был создан, и он успешно иногда используется; однако назвать целесообразность языка Эсперанто чрезвычайной -- нельзя, и люди предпочитают чаще традиционные английский или немецкий. 

Но заявлять о межрелигиозном синтезе, как это делала, например, Е.И. Рерих, и выдавать анти-религиозный "коктейль" из второстепенных фактов и третьеразрядных истин за действительные результаты такого синтеза -- неправомерно! Мнения самих буддистов об "Основах буддизма" Е. Рерих или восточных людей о рериховских "махатмах" и "Чаше Востока" -- чаще всего резко отрицательные! Поэтому запанибратское и крайне поверхностное употребление на каждом шагу последователями Рерихов и Блаватской священных для всех буддистов и индуистов понятий или Писаний дискредитирует тысячелетние традиции восточных религий... Дайте к примеру какому-нибудь индусу прочитать "Письма Махатм" -- он рассмеется и скажет, что махатмы не могли такого написать! Пусть какой-нибудь находящийся в традиции буддист прочитает "Основы буддизма" Е.И. Рерих или опусы Е.П. Блаватской, и он скажет, что это -- не буддизм!

Я, со своей стороны, готов заявить и о том, что немало теософских воззрений и оккультных фактов были у Е. Рерих существенно искажены...

Некоторые могут подумать: вот, автор дескать хочет отмежеваться от "засветившихся" Рерихов и Блаватской, чтобы сохранить главный оплот тьмы -- теософию и оккультизм. Что ж! Каждый волен думать все, что ему вздумается. Однако любое учение или даже единичное природное явление -- настолько многогранно, что никакие наклеиваемые на него "ярлыки" или "бирки" не будут способствовать торжеству Истины, а Истина -- едина, так как нет Истины вне Бога!

Вообще, наш просвещенный ХХ век в изобилии отмечен разного рода лже-пророками и лже-учениями, и это все неоднократно предрекалось тысячи лет назад -- в Библии и ... индийской Махабхарате. Увы, но именно Россия вместе с США -- основные "поставщики" для мира разного рода ересей и извращенных учений. Порой просто диву даешься, как неискушенные в вопросах духовных знаний люди ловятся на крючки новомодных течений и подделки под духовность!    

 

Мир духовный хранит много тайн, постичь которые можно не по литературе, но лишь через собственный живой религиозный опыт. Книги предназначены быть здесь своего рода вешками, или ориентирами для всех блуждающих в сумерках материального существования. Поэтому исключительно важно быть предельно точным в определениях духовным явлениям, самих задач и направлений духовного совершенствования.  

 

Хотя невозможно ничего передать без тех или иных огрублений (т.к. "явление всегда богаче его определений" [319]) и на разных уровнях развития сами возможности понимания человека различны, мы должны всегда четко представлять, что знаем достоверно и что мы предполагаем, и не выдавать плоды нашего воображения за подлинное положение вещей.

 

 

              

                                   ВВЕДЕНИЕ 

 

 

Здесь мы должны рассмотреть наиболее важный и волнующий всех аспект -- проблему Истинности Духовного Учения. Поэтому, предположим, в качестве "рабочей гипотезы" или "модели", что перед нами, как пациент лежит на операционном столе, находится какое-то одно из новых учений, которое претендует на то, чтобы его считали Духовным Учением. Но, при соответствующем желании читателя, особенно - в случае явного скепсиса и критичности с его стороны, можно в качестве объекта выбрать и любое ортодоксальное религиозное учение: православное христианство, буддизм или индуизм. Можно, наконец, взять вместо тест-объекта даже данную книгу, хотя я никак не претендую на то, чтобы, во-первых, считать свои воззрения каким-то новым учением, а, во-вторых, - никак не считаю себя непогрешимым передатчиком духовных знаний.       

Поэтому автор предлагает читателю представить, что происходит его знакомство с очередным новоявленным учением, причем с самого начала -- с момента покупки новой книги в книжной лавке.  

 

Любое учение, претендующее на то, чтобы считаться самодостаточным и целостным, должно содержать в себе три основных раздела: 

1) теорию и мировоззренческие основы (миропонимание);   

2) практику, т.е. четко определенный спектр предписываемых действий или упражнений; и

3) указание целей, ради чего что конкретно делается.

Если учение содержит в себе все три раздела в разработанном виде, такое учение может называться целостным (пурна-дхарма, в санскритских терминах); если же какой-то раздел отсутствует -- это санкшепа-дхарма (или санкшипта-дхарма), т.е. учение неполное, сокращенное. Такого рода учения можно назвать также -- упадхарма (т.е. вспомогательный раздел знаний). 

В отличие от ортодоксальных религиозных систем -- индуизма, буддизма, православия и т.д. -- представляющих собой пурна-дхарму, большинство современных новомодных систем относятся ко второй категории. Лишь во избежание ненужной полемики, я не буду называть здесь конкретные примеры неполных Доктрин, сославшись, что объектом основного анализа у нас выступает лишь Агни-йога и сопряженные с нею разделы теософии... 

 

Слова "религия" и "вера" нетождественны. Вера может быть слепой, и верить можно во что угодно: в то, что планета Земля плоская и покоится на трех китах, что кур в Австралии доят, и в любую иную чепуху. Слово "религия" означает определенные знания, а точнее -- систему знаний. Знания эти имеют двоякую природу: они основаны как на Откровениях Бога о Самом Себе (переданные нам в Священных Писаниях), так и на свидетельствах и поучениях богоизбранных пророков, духовное наследие которых передается по цепям ученической преемственности (это составляет предмет Священного Предания, в христианских терминах, или парампары -- в санскритских обозначениях) [3;198;510;224;73;106;470;480;476;621а;584;600;219-220;355;125;263;520а].       

Именно с Откровениями самого Господа или Его чистых преданных связаны основные источники духовных знаний, и лишь невежественные люди считают, что духовная наука -- это наука о духах и привидениях! 

Священные Писания считаются основными источниками неискаженных духовных знаний, и их основное предназначение -- дать людям знания такого уровня, которые не могут быть выведены или постулированы ими путем обычных философских спекуляций. Сейчас мировая философская библиотека насчитывает многие тысячи томов, но все они не делают человечество счастливее: Гоббс противоречит Лейбницу, Гегеля опровергает Бебель, Кант дискутирует с Локком, и тот, кто все это прочитает, может просто сойти с ума!

Почему Библия существует уже более трех тысяч лет, а Бхагавад-Гита -- около пяти тысячелетий? -- Лишь потому, что современная наука еще не в состоянии ни доказать, ни отвергнуть идеи, дающиеся человечеству в этих Священных Писаниях! Ибо сотни и тысячи частных, относительных истин, часто не могут не только заменить, но порой даже приблизить человека к Истине Абсолютной! Справочники и энциклопедии, содержащие описания миллионов химических соединений и способов их использования никогда не заменят одной Нагорной Проповеди Христа (Мф 5:1-7.29). Поэтому качество информации и количество информации -- вещи совершенно разные! 

Каждое Священное Писание -- это тайна, от самих истоков своего возникновения, или инспирации, до тех бесчисленных аспектов, граней и ньюансов, которое оно содержит "между строк". Даже в Новом Завете, а также в многочисленных апокрифах (например, в Пятом Евангелии -- от Фомы [57-58]) неоднократно можно встретить строки типа "кто познает это -- не вкусит смерти..." Вместо этого люди чаще всего ищут тайн детективного профиля, тем самым создавая нездоровый ажиотаж относительно того или иного новомодного "учения". Одну из воистину печальных картин, к чему такой ажиотаж может привести, недавно "выдали" протестантствующие умники, почти полностью переврав само внутреннее содержание Евангельских событий [см.68]. 

Последний принцип справедлив и по отношению к тому, что обычно называется "духовными знаниями"** // ** Сноска: В рабочем порядке определим под духовными знаниями такие, которые помогают человеку развивать в себе Божественные качества: любовь, милосердие, отрешенность и независимость от материальных благ, ориентацию на вечные, а не на сиюминутные материальные или чувственно-животные потребности... -- Прим.Ю.К. /// . Существует определенная иерархия духовных знаний по степени их значимости, хотя она не всегда имеет абсолютное значение и жестко закреплена в пестрой массе человеческих единиц. 

Этот принцип иерархической субординации духовных знаний по степени их значимости был четко сформулирован шведским духовидцем 18-го века Э. Сведенборгом [499]; однако, в косвенной форме, он, фактически, может быть виден даже в решениях первых христианских Вселенских Соборов, а также -- в санскритских Священных Писаниях.

 

Даниил Андреев писал в "Розе Мира" [32,с.38-39]: 

"Совершенно ложных учений нет и не может быть. Если бы появилось мнение, лишенное даже крупицы истинности, оно не могло бы стать учением, т.е. переданной кому-то суммой представлений. Оно осталось бы собственностью того, кто произвел его на свет, что и случается, например, с философическими или научными построениями некоторых душевнобольных. Ложными, в строгом смысле слова, могут быть только отдельные частные утверждения, которым способен придавать иллюзию истинности заемный свет от частноистинных тезисов, соседствующих с ним в общей системе. Однако имеется известное соотношение количества и весомости частноистинных и ложных тезисов, при которых сумма ложных начинает обесценивать крупицы истины, в данном учении заключенные. Далее следуют учения, в которых ложные утверждения не только обесценивают элемент истинного, но переводят всю систему в категорию отрицательных духовных величин. Подобные учения принято именовать учениями "левой руки" {т.е. сатанинскими, или учениями Черного Братства -- Ю.К.}. Будущее учение Противобога {грядущего Антихриста -- Ю.К.}, которым, по-видимому, ознаменуется предпоследний этап всемирной истории, построится таким образом, что при минимальном весе частноистинного элемента свет от него будет придавать вид истинности максимуму ложных утверждений. Этим и обусловится то обстоятельство, что это учение будет запутывать человеческое сознание в тенетах лжи прочнее и безвыходнее, чем какое бы то ни было другое."

Поэтому автор предлагает рассмотреть объективно, насколько книги Агни-Йоги, а также другие учения, согласуются с данными сравнительной теологии и основными оккультными истинами. Чтобы свести к минимуму удельный вес личностных своих суждений, я попытался привлечь к такому анализу достаточно большое количество теософских, оккультных и ортодоксально-религиозных источников (см. Список литературы в конце книги).  

 

 

   1. Мировоззренческие аспекты Агни-Йоги 

 

Начиная с конца 20-30-х годов ХХ -века в Европе и США постепенно стало распространяться новое учение, названное ее основателями -- Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами -- Живой Этикой, или Агни Йогой. В России до конца 80-х годов оно распространялось нелегальным образом. 

Само это учение включает в себя: 

-- собственно книги Агни-Йоги, образующие 12-книжие Живой Этики (см. Приложение 1);  

-- другие литературные труды Е.И. Рерих (ее письма, брошюры) и Н.К. Рериха; 

-- ряд книг общего теософского содержания, которые сами Рерихи признавали за авторитетные, ими пользовались и их цитировали: "Тайная Доктрина" и другие работы Е.П. Блаватской; "Письма Махатм", "Эзотерический буддизм" А.П. Синнетта и т.д. 

Кроме того, к учению Агни-Йоги относятся также работы последователей Рерихов, особенно тех, с кем Рерихи были лично знакомы -- А.И. Клизовского [269-271], С.В. Стульгинскиса [528], Р.Я. Рудзитиса [454] и др.   

Все эти источники образуют в итоге мощный пласт литературы, частично пересекающийся с работами последователей Е.П. Блаватской -- Анни Безант [74-78], Алисы А. Бейли [79-93], т.е. с "классиками" теософии. Хотя сама Е.И. Рерих неоднократно подвергала критике ряд теософских обществ Запада и деятельность А. Безант и А. Бейли** , //** Сноска: По меньшей мере в двух своих письмах -- напр. [442,с.54-55; 441,с.49] -- Е.И. Рерих говорит об А.А. Бейли как жертве фальсификации некой темной сущности, выдающей себя за Тибетского махатму. -- Прим.Ю.К. /// и можно проследить ряд противоречий, литературное наследие Рерихов и труды англоязычных последователей Блаватской пересекаются по множеству анализируемых аспектов: воззрения об эволюции Вселенной и макро-космических циклах развития человечества, о Духовной Иерархии и ее роли в управлении развитием древнейших цивилизаций -- Лемурии и Атлантиды...   

К настоящему времени мы имеем довольно развитую систему Рериховских обществ в России, независимо существующее Российское Теософское Общество, а также несколько крупных теософских организаций на Западе, включая Вершинный Университет (Summit Lighthouse) в США, возглавляемые Элизабет Клер Профет [423-425], Луцис Траст, многогранная деятельность которого продолжает дело А. Бейли, Русское Эзотерическое Общество в Нью-Йорке [446-449], Современную Школу Мистерий, возглавляемую Кэрол Пэрриш-Харра в штате Оклахома США [674] и т.д. 

Численность различных теософских обществ на Западе включает сотни тысяч человек, не считая российских сочувствующих, а также приверженцев Рериховского движения. Особенно сильные организации последователей Агни-Йоги существуют в Латвии и в Западной Сибири...    

Из всего этого ясно, что многосторонний анализ учения Живой Этики по целому ряду мировоззренческих и практических аспектов чрезвычайно актуален сегодня. И именно сегодня мы имеем возможности расширенного сравнительного анализа Агни-Йоги с эзотерическими данными и целым рядом восточных учений, столь усиленно "экспортируемых" ныне на Запад. Таких возможностей к 30-40-м годам еще не было; сегодня же мы знаем множество изданных на Западе авторитетных источников по буддизму, индуизму и другим восточным учениям, и сам объем обнародованных данных Эзотерической Доктрины к настоящему времени сильно возрос, несмотря на множество фальсификаций и искажений.  


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!