Этот факт имеет важнейшие практические следствия: 9 страница



 

Но даже теоретическое понимание проблемы соотнесенности высшего-"Я" человека с Богом, часто обнаруживает множество недостатков. Например, много споров вызвало значение библейского афоризма -- "...Не написано ли в законе вашем: "Я сказал: вы боги"? " (Ин 10:34; Пс 81:6). Этот тезис может быть переведен в санскритские термины как утверждение единства Атмана (высшего-"Я" человека) и Параматмана (Бога).   

Но сколько людей были названы еретиками за разные высказывания об уподоблении Богу!

Даже всемирно известный трактат св. Фомы Кемпийского "О подражании Христу" [573], был квалифицирован православным о. Игнатием Брянчаниновым как написанный в состоянии "бесовского прельщения" [128-129]. Свами Вивекананда, когда заявил о единстве человека и Бога с высокой трибуны, был просто не понят [484] .

Впрочем, -- неудивительно, ибо сколько нелепых и откровенно пошлых трактовок здесь можно встретить, когда заходит речь о практике.

Свами Бхактиведанта подверг резкой критике вульгаризированное понимание этой важнейшей эзотерической истины:

"Ныне стало модным объявлять себя Нараяной, Богом. Майавади (представители школы имперсональной философии - Ю.К.) даже величают друг друга Нараяной: "Намо Нараяна". Куда ни глянь - вокруг одни Нараяны. Но как все они могут стать Нараяной? Нараяна один. Бог один...

Сейчас вошло в моду любого бродягу, живущего на улице, объявлять Богом, даридра-нараяной, нищим Нараяной. Что за нелепость! Нараяна - это Верховная Личность Бога. Даже Шанкарачарья говорит...(что) Нараяна находится за пределами материальной вселенной... Нараяну нельзя сравнивать даже с великими полубогами, не говоря уже об уличном нищем." [481,с.173].              

Вот так! "Ты -- Бог, и я -- бог; ты меня уважаешь, а я -- тебя!"

Но, даже если допустить, что в каждом воробье сокрыт потенциальный орел, почему он остается все-таки воробьем, а не орлом?!

Впрочем, случаев искаженного или сверх-упрощенного понимания духовных истин сейчас очень много. Например, можно вспомнить о тех случаях, когда люди, считающие себя последователями Тантры называют "единением Шивы с Парвати" свои животные совокупления! Истиный тантризм, как и подлинный даосизм, подразумевают внутреннее соединение женского и мужского начал у каждого занимающегося [198;16;331-332;526-527;310], а не секс на индийском ковре, не снимая браслетов.

 

 

Кто может дать знание о высшем-"Я"? -- Только тот, кто его реализовал на практике! Или же -- Аватара, обладающий изначальным знанием Атмы. Поэтому, рекомендуя обратиться к подлинным авторитетам [напр.621-622;136-144;468-481], я приведу несколько цитат Бхагавана Шри Сатья-Саи-Бабы:

"Совершенно верно, что вы не видите Хислопа. Вы видите отражение Хислопа, и это отражение имеет особые форму и характеристики. Что же тогда есть Хислоп? Хислоп -- это Бог. Изображение, форма -- это не Бог. Но все формы вместе, совокупность всех форм может быть признана за Бога. Бог -- это реальность, стоящая за формой... Реальность -- это Бог. Эта реальность обнаруживается в том, что Истина, скрытая за каждой формой, это Бог...

"Я есмь" относится к Атману, который существует везде и всегда... "Страх" -- относится к телу, которое подвержено беспокойству, унынию, дрожи и страху. Атман -- это Бог. Вы -- Бог. Бог вездесущ. Это "Я" есть вы. То "Я" -- также вы. Вы -- все." [144,с.46 и 108].  

Невозможно интеллектом понять тезис "мое высшее-"Я" есть Бог". Только когда человек, возвысится над материальной Природой и сможет на практике отождествить свое самоосознание с Атмой, -- только тогда может заявить, что он -- это Бог.

Известна такая история о Бхагаване Шри Сатья-Саи-Бабе. Однажды один из почитателей подошел к Бабе, накануне проводимой Им очередной лекции, и заявил Ему:

-- Свами! Я понял: я -- это Ты!  

Тогда Сатья-Саи ответил ему:  

-- Отлично! Тогда выйди к людям и прочитай им лекцию вместо меня! 

 

                  1.3. Реален ли мир?

 

Рериховское учение [436-443;269-271;454;528;445], заявляя о вечности Материи, всячески избегает вопрос о том, реален ли внешний мир, или нереален. Называя себя "эзотерическими буддистами", последователи учения Агни-Йоги, фактически, полностью исключили вопрос о Мировой Иллюзии (Майе) в том виде, как он существует в буддизме. Кстати, в самой "Тайной Доктрине" Е.П. Блаватской [109-111;114;117] этот вопрос так и не получает законченного решения.

Н.К. Рерих прямо уверяет нас в том, что "Агни Йога отделяет действительность от майи, она восстает против "чудес", вводя феномены в кругозор позитивного знания." [444,с.193]. В другом источнике, где приводятя неопубликованные фрагменты "махатмической письменности" [514] сообщается, что есть две крайности в понимании иллюзорности и реальности мира: считать, что все нереально, или считать, что все реально; и то, и другое будет неправильным.  

Так ли все это?  

Не надо быть специалистом в философии, чтобы убедиться -- философия "воинствующего махатмизма" совершенно не способна дать сколь-либо исчерпывающего ответа на такой вопрос.

Возьмем, в качестве объекта, столь любимый Рерихами вопрос о "ханжестве, суевериях и предрассудках". Ясно, что они не могут считаться реальными, т.к. истинное положение вещей опровергает все эти "нелепости".  

Но, в то же время, все эти "суеверия и предрассудки" реальны, т.к. они до сих пор остались и существуют. Они еще как реальны, ибо учение Живой Этики призывает нас с ними всячески бороться. Ведь никто из рериховцев не захочет играть роль дон Кихота, сражающегося с ветряными мельницами! 

В итоге получаем удивительный вывод: не-реальное реально, а реальное -- не реально! Чудесный вывод изумительной философии!   

Чтобы бедный читатель не остался с открытым ртом от подобной галиматьи, следует дать несколько действительно верных тезисов, а чуть ниже затронем более глубокий пласт. 

Из того факта, что Бог одновременно един и отличен от Своего творения [480;421;144;344], естественно следует, что мир одновременно и реален, и нереален. Как это может вообще быть? -- Исходное значение имеют приведенные выше воззрения вайшнавов о трех группах энергий Господа: материальная вселенная сотворяется из внешней энергии, души живых существ -- из пограничной энергии, а Сам Господь, проникая вселенные, в Своей внутренней энергии вообще не покидает Духовного Неба, которое полностью нематериально. Поэтому по отношению к внутренней энергии Верховной Личности Бога, если взять Духовное небо за "точку отсчета", то все материальные вселенные -- нереальны, и они есть лишь следствие состояния йога-нидры Маха-Вишну.    

Но, если мы возьмем в качестве точки отсчета внешнюю или пограничную энергию, -- вывод будет такой: мир реален.  

В самом буддизме неоднократно велись споры на предмет иллюзорности или реальности внешнего мира [напр.200;308-309;255;354]. Но общий вывод об одновременной реальности и нереальности мира, судя по Дигханикае [207], не отличается от ранних ведических традиций! 

Чем отличается рериховский не-реальный реальный мир от такого реального и не-реального одновременно? -- Скрытым за терминами содержанием! Ибо точка зрения Агни-Йоги здесь почти ничем не отличается материалистической диалектики (Ленина): срезаем "сверху" все явления Духа, принципиально непостижимые для разума, срезаем "снизу" всю низшую материальность, оставляя некую "психическую энергию"; называем все это "вечной Материей" и получаем буддийскую "золотую середину". Тот факт, что к настоящему буддизму подобные огрубления не могут быть отнесены, -- это Рерихов не смущает. 

Надо также понять, что безусловно верный тезис -- "очевидность препятствует видеть внутренние течения" [444,с.193] касается, в рамках концепции "психической энергии" лишь материальности Эфирного, Астрального и Ментального плана, если классифицировать область эффектов Агни-Йоги в терминах теософии и высшего оккультизма [82;513;91;80] -- см. Рис.1. Но, в масштабах общих -- от вещества до Парабрахмана -- этот тезис все равно повисает в воздухе, опять-таки из-за "вечной Материи". 

Что же тогда остается не-реального в определениях учения Агни-Йоги? Что же тогда мы должны, вслед за Н.К. Рерихом, называть Майей? -- Только иллюзии восприятия. В ленинской материалистической философии есть специальная для этого категория -- "кажимость" [568].

Таким образом, рериховская "майя" и ленинская "кажимость" суть две родные сестренки-близняшки! ** // ** Сноска: Нет нужды говорить, что концепции Майи, изложенные в Пуранах [напр.470-472] или в буддизме [309-310;680;280;123;221а] -- совершенно иные! -- Прим.Ю.К. ///

А, следовательно, в учении Агни-Йоги мы упираемся в то же самое противоречие, как в откровенном материализме: признавая наличие "вечной Материи", для так называемого идеального (включая, "кажимость"или "майю" как искаженное идеальное) места уже не остается. В итоге мы должны признать, что реально все, включая не-реальное! Если вспомним показанный выше фокус о не-невозможном возможном существовании Бога, то удивляться реальному не-реальному уже не придется.   

 В принципе, здравый смысл подскажет, что, принимая психическую энергию в качестве вечной движущейся Материи, все иллюзии восприятия существуют, раз они есть! Мысли -- материальны; так почему тогда ложные мысли или взгляды не могут быть материальными?! На этом пункте ленинская теория и рериховское учение отличаются.  

Но вряд ли кто сразу обратит внимание на один аспект, который, по сути является наиважнейшим: сводить всю категорию не-реальности лишь к искаженному субъективному восприятию, полностью исключая внешний феноменальный мир нельзя! Это значит поступать по-ленински, но никак ни в согласии с Эзотерической Доктриной. Подобные поверхностные выводы учения Агни-Йоги, на самом деле, являются тем же самым антропоцентризмом, в котором Е.И. Рерих, вместе с учениками Е.П.Б. обвиняла Рудольфа Штайнера! Хотя, если копнуть поглубже, искаженные взгляды Сатаны (см. ниже), конечно, тоже должны быть отнесены к не-реальным явлениям "майи". Но последний факт нигде не проскальзывает и не упоминается. А, следовательно, -- и наш вывод также остается за бортом ладьи Живой Этики, как, впрочем, и очень многое другое...

Одна из упрощенных формулировок известной теоремы Геделя о неполноте гласит: свойства системы никогда не могут быть познаны из самой этой системы, но лишь с позиций более крупной системы, надстоящей над первой.

Рерихи выбросили полностью факт существования внекосмического Бога, заменив Его на "дурную бесконечность" вечно эволюционирующей незнамо куда Вселенной (т.е. Материи). А потому и проблема реальности мира у них останется принципиально неразрешимой, как ens a se ("сущее благодаря себе")!

Когда Е.И. Рерих [441-442;517] говорит на словах о непостижимом Парабрахмане -- этом Абсолюте, который Е.И. Рерих путает с Мулапракрити (недифференцированной прото-Материей, дословно понимая тезис Оригена Александрийского о Боге как о "совершенной простоте") -- Н.К. Рерих заявляет о "введении феноменов в кругозор позитивного знания"! Но ведь почти вся Агни-Йога призывает расширять научное познание!  

Новое, как говорится, -- это хорошо забытое старое. Русский философ Н. Бердяев [101-104] еще в 20-е годы показал, что последовательно развиваемый материализм, прямой дорожкой ведет к агностицизму и солипсизму (утверждению полной иллюзорности мира).

Напомню, что именно этих блох пытался перекинуть В. Ленин в своем "Материализме и эмпириокритицизме" на субъективных идеалистов -- Юма, Беркли etc. Но Гегелевский идеализм классики марксизма-ленинизма смогли лишь отвергнуть, но не опровергнуть!  

Ссылки же Рерихов на буддизм здесь вряд ли правомерны и по линии философского миропонимания. Космологические и иные воззрения буддизма [см.524;308-309;538-541;377-381;354] прямо заявляют о серии трансцендентных уровней Арупа ("без формы"), познать которых интеллектом просто нельзя. О том же собственно, неоднократно заявляла и Е.П. Блаватская [109;111], и здесь Рерихи откровенно попадают в лужу. Я уже не говорю, что основные категории буддийской психологии -- дхармы, скандхи, клеши и т.д., у них вообще не используются, ибо так и остались непонятыми. Но называть свой эклектический синтез буддизма с марксизмом "эзотерическим буддизмом" им самообольщение не запретило!

 

                   1.4. Полезен ли Сатана?   

 

Откровенное замешательство и даже шокирующий эффект у всех верующих вызывают ряд высказываний теософов и рериховцев о "полезности (!) Сатаны". Поэтому сначала следует осветить саму проблему Космического Зла, и лишь затем показать, как этот вопрос раскрывается в учении Агни-Йоги.  

Происхождение Космического Зла связано с отпадением Люцифера и части меньших Монад от Бога, и началом их богоборческой деятельности.          

Почему Люцифер отвратился от Бога? -- об этом известно лишь Самому Господу! Принципиальная непостижимость этого факта должна быть понятной: отпадение Люцифера в те древнейшие времена было явлением сугубо духовного мира; поэтому передать в терминах материальности земного интеллекта сами причины начала богоборческой деятельности этого архангела просто невозможно! Этот тезис подтверждается самыми разными источниками [82;76;170;32]. 

Объяснения христианских богословов о гордыне Люцифера, или бунтарстве его, как об основной причине противостояния демонов Богу [3;650;510;171;228; и др.] могут быть приняты лишь отчасти, т.к. гордыня или бунтарство должны сами иметь свои причины! Беспричинен лишь Сам Верховный Господь, т.к. Он является Сам причиной всему. В индийских учениях вопрос о происхождении демонов вообще не раскрывается в массовых религиозных формах. 

Легенды о "падших ангелах" встречаются, в той или иной форме, почти у всех народов древности и в современных нациях, что впервые было детально показано и проанализировано Е.П. Блаватской [109-111], хотя выводы последней не всегда были полностью правильными.  

Важно отметить, что само слово "падшие" имеет два совершенно разных аспекта, когда оно употребляется по отношению к Космическим Существам [423;32]:

а) сверхчеловеческие Космические Существа, называемые иногда "сынами Божьими", -- те, кто "упал" с Неба по своей воле из-за своей непомерной похоти к "дочерям человеческим" (Быт 6:2,4). Это -- "повелители Венеры", "повелители Меркурия" и другие галлактические существа, включая тех, кто действительно потерпел катастрофу в своих НЛО на нашей планете. Все они имели уровень, намного превышающий человеческий, а "похоть к дочерям человеческим" была лишь внешним "механизмом" их вживания в материальность Земли. Эта категория существ, называемая на иврите "нофелим", известна не только по эзотерической литературе [170;587;361;676;109-111], но даже из кинофильма "Воспоминания о будущем" по Дэникену [220а].    

б) нефилим -- в полном смысле слова "падшие ангелы", занявшиеся богоборческой деятельностью сознательно. Существенный аспект: Люцифер находился в чине Архангела, т.е. на таком высоком уровне, какого остальные Монады, ставшие демоническими, включая нашего планетарного демона -- Гагтунгра, часто называемого Сатаной, никогда не имели! В древнейшие, еще до-Лемурианские, времена не достигшая максимума плотности материальность земных слоев позволяла страшным космическим демонам материализовываться на планете без особых усилий; это неоднократно отмечается в индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране [663]). В дальнейшем опорой космических сил Зла стали люди, чьи демонизированные оболочки Монады стали служить проводниками энергий Хаоса и Тьмы.      

 

Эзотерическая Доктрина отличает также Хаос первичный, который существовал до Творения, и представляет собой не-дифференцированное еще состояние Материи (Мулапракрити) от Хаоса вторичного, точнее -- того, что "нарабатывается" люциферовскими полчищами! [109-111;170;37;528].   

Следствием отпадения нефилим было постепенное формирование демонического анти-Космоса, свойства которого и структура столь детально описаны Д. Андреевым [32].    

 

"...В незапамятной глубине времен некий дух, один из величайших, называемый нами Люцифером или Денницей.., отступил от своего Творца ради создания другой вселенной по собственному замыслу. К нему примкнуло множество других монад, больших и малых. Созидание ими другой вселенной началось в пределах этой Они пытались создавать миры, но эти миры оказывались непрочны и рушились, потому что, восстав, богоотступнические монады этим самым отвергли любовь -- единственно объединяющий, цементирующий принцип.  

Вселенский план Провидения ведет множество монад к высшему единству. По мере восхождения их по ступеням бытия, формы их объединения совершенствуются, любовь к Богу и между собой сближает их все более. И когда каждая из них погружается в Солнце Мира и со-творит Ему -- осуществляется единство совершеннейшее: слияние с Богом без утраты своего неповторимого Я. 

Вселенский замысел Люцифера противоположен. Каждая из примкнувших к нему монад -- только временная его союзница и потенциальная его жертва. Каждая демоническая монада, от величайших до самых малых, лелеет мечту -- стать владыкой Вселенной; гордыня подсказывает, что потенциально сильнее всех -- именно она. Ею руководит своего рода "категорический императив"{психологическая установка -- Ю.К.}, выражаемый до некоторой степени формулой: есмь Я и есть не-Я; все не-Я должно стать мною; другими словами, все и все должны быть поглощены этим единственным, абсолютно самоутверждающимся Я. Бог отдает Себя; противобожеское начало стремится вобрать в себя все. Вот почему оно есть, прежде всего, вампир и тиран, и вот почему тираническая тенденция не только присуща любому демоническому Я, но и составляет его неотъемлемую черту.   

Поэтому демонические монады объединяются временнно между собой, но, по существу, они соперники не на жизнь, а на смерть. С захватом локальной власти их группою вскоре вскрывается это противоречие, начинается взаимная борьба и побеждает сильнейший. 

Трагичность для демонов хода космической борьбы обусловлена еще и тем, что Господь творит все новые и новые монады, демоны же не способны сотворить ни одной, и соотношение сил непрерывно увеличивается не в их пользу. Новых отпадений не совершается и не совершится больше никогда...

Постепенно, в ходе борьбы, безуспешность попыток демоническмих сил создать собственую вселенную стала уясняться ими самими; продолжая создавать отдельные миры и прилагая неимоверные усилия к упрочению их существования, они в то же время поставили перед собой и другую цель: завладеть уже существующими или ныне творящимися Провиденциальными силами. Отнюдь не разрушение миров, а именно завладение ими -- такова их цель, но разрушение миров -- объективное следствие подобного завладения... Есть разрушающиеся галактики... Есть погибшие и погибающие планеты: Марс, Меркурий, Плутон -- руины брамфатур...


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!