Этот факт имеет важнейшие практические следствия: 8 страница



В противовес высшему оккультизму, низший оккультизм, или бытовая магия, содержит в себе неправомерно урезанные, или сокращенные частные знания, что создает в итоге искаженное, и порой откровенно сатанинское, миропонимание. -- Прим.Ю.К. ///  

Одно из древнейших мировых Писаний -- Бхагавата-пурана -- еще за две с половиной тысячи лет до явления Гаутамы Будды, пророчествовала (1:3:24):

"Затем, в начале Кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, Господь явится в провинции Гайа как Господь Будда, сын Анджаны."

Свами Бхактиведанта комментирует это так: "Господь Будда, могущественное воплощение Личности Бога, явился в провинции Гайа (Бихар) как сын Анджаны и проповедовал учение о непричинении вреда живому, осуждая даже разрешенные Ведами жертвоприношения животных. Во времена Господа Будды люди были в большинстве своем атеистами... Под предлогом проведения ведических жертвоприношений повсюду были устроены настоящие скотобойни... Он (Будда) обманул атеистов, следовавших его принципам, потому что они не верили в Бога, но зато безоговорочно верили в Господа Будду, который сам был воплощением Бога. Так он заставил неверующих уверовать в Бога в образе Господа Будды." [470,с.142]. 

"Уполномоченное воплощение Господа Нарада и полное воплощение Вараха, а также Господь Будда, наделенный косвенными полномочиями, пробуждали в сердцах людей веру." [Там же,с.148].

Таким образом, теология индуизма, фактически, включает буддизм как частный случай, а не как противопоставление второго первому. Даже не очень глубокий анализ буддийских воззрений покажет, что они по сути продолжают традицию Вед и Упанишад, а не противоречат последним, как это иногда ошибочно уверяют некоторые буддийские авторы [см.308-309]. Сам же факт реформаторской роли Гаутамы Будды -- очистившего ведические традиции от искажений и подмены внутренней сути внешними церемониями (т.е. того, что в западной литературе обычно называют "брахманизмом") -- это факт неоспоримый, и он признается одинаковым образом как в теософии [107-122;74-78], так и в самом буддизме. 

 

Казалось бы, что может быть проще: если даже отвергнуть приведенные выше сведения о виласа-рупах, пракаша- и тадекатма-рупах и других духовных отражениях Верховного Господа, не выходящих за пределы Духовного (непроявленного) Неба, то все равно мы имеем личностную Триаду (Брахма-Вишну-Шиву). Спросите любого индуиста -- личности ли Брахма-Вишну-Шива? Ответ будет всегда утвердительным.     

Но нет! -- возмущается Е.И. Рерих, дескать все аспекты Тримурти -- это лишь персонифицированное в человеческом разуме, т.е. антропоморфизированные безличностные группы энергий! [440-441;517]. 

Но как может безличный Брахман рождать личность Сына Божьего, к тому же единосущного Отцу, -- на этот вопрос не сможет ответить ни один рериховец-имперсоналист! Правда, с тезисом единосущности, у Е.И. Рерих было "напряженно" -- но о том, как Господь Иисус Христос превратился у нее "лишь" в Учителя Иисуса, мы расскажем ниже (см. раздел 1.5). А как быть с Дхьяни-Чоханами -- этими Великими Духовными Сущностями, столь часто упоминаемыми в древних станцах Книги Дзиан и других анналах Иерархии и имеющих явно личностную природу? Откуда взялись эти Личности?! -- уж не из вечной ли Материи??? 

И авторы Живой Этики нас заставляют поверить в такой бред, именно -- поверить, т.к. никаких доказательств эти борцы с верованиями, кроме как с глубокомысленным видом указать пальцем в небо, предоставить не могут! Тезис о личных беседах с Махатмами будет проанализирован нами ниже -- в разделе 1.5.   

Не менее удивительны многочисленные ссылки Е.И. Рерих [436-442] на Космический Разум (их едва ли можно найти у Е.П. Блаватской): откуда он возникает, этот Космический или Высший Разум? Неужели он существует сам по себе, не имея своего Источника -- т.е. Личность Бога? 

Если Космический Разум вечен, то этот тезис в доктрине Рерихов ведет к противоречию: если нет ничего, кроме Материи, и Материя вечна, то уж материальные объекты вечными быть никак не могут! Получается, что Жизнь вступает в противоречие с Формой. Если материальная Вселенная то возникает, то вновь уничтожается, то вечный Космический Разум, неуничтожимый, есть Бог, но Ему-то как раз и "нет места в материальной Вселенной", согласно "Письмам Махатм" [517;599]! Как может Вечное существовать в невечной Вселенной? Это прекрасно понимал Фридрих Энгельс [644-645], куда более сильный в логике, чем Е.И. Рерих, и потому в его "вечной Материи" нет никакого "Космического Разума", как, впрочем, и всего остального!   

Много важных аспектов связано с высшими Божественными Иерархическими звеньями: Богом-Отцом, Логосами разных степеней, Диадами (Радха-Кришной; Шива-Парвати), полубогами и т.д. И все они вступают в резкое противоречие с учением "Махатм" в изложении Рерихов! Детали и сравнительно второстепенные элементы там часто возводятся в ранг абсолютной значимости, и оттого многие основные моменты обесцениваются или теряются.

Лишь ограничения объема книги не позволяют мне совершить более детальный сравнительно-теологический обзор и анализ метафизических связей между проявлениями высших Божественных Ипостасей -- Диады, Триады (Троицы), как Она представляется в различных мировых религиях. Это -- тема отдельной книги, и работа эта уже начата.

 

"Верховный Господь всегда един -- и когда Он Сам управляет гунами материальной природы, и когда распространяет Себя во множество форм, и когда последовательно распространяет Себя, чтобы манипулировать гунами природы." (Бхагавата-пурана 2:4:9). 

 

Божественность человека и "человекообразие" Бога. Этот вопрос как минимум несколько столетий служил ареной ожесточенных дискуссий, но все подобные баталии, конечно, -- лишь трения на интеллектуальном уровне. Сейчас мы находимся в гораздо лучшем положении, чем прошлые поколения, ибо множество духовной литературы позволяет добиться максимально близкого решения вопроса о соотношениях "человек-Бог" на уровне словесных формулировок. 

Сначала напомню теософско-оккультные воззрения о конституции человека. Они сводятся к существованию следующих "тел" или "оболочек" человека (см. также Рис.1):

1) Физическое тело, т.е. Плотное тело

2) Эфирное тело

Эти два "тела" принадлежат Физическому плану самого низшего Космического Физического Плана;

3) Астральное тело, или эмоциональное тело -- на Астральном плане того же Космического Плана; 

4) Ментальное тело, или интеллект

5) Каузальное, или Кармическое тело

Эти два последних "тела" относятся к Ментальному плану; 

6) Буддхическое тело, или духовный разум -- на Буддхическом плане;   

7) Атмическое тело -- на Атмическом плане.   

Кроме того, существуют зачатки Монадического тела и Божественного тела на высшем плане нашего Физического Космического Плана. Ввиду их еще полной недифференцированности их относят к Атме, или Атману.

Существует множество классификационных делений, конституцию человека, причем даже внутри одной системы духовных знаний [170;109-111;79-93;22;9;20;590-589;533;408;374;569;552;423-425;528;597;76;37;633;411;434], но приведенная выше является наиболее универсальной и простой одновременно.

Слово "тело" нами берется в кавычки лишь потому, что оно на самом деле обозначает определенную структуру, слагающуюся из субстанции космической среды. Хотя вся космическая среда едина в своей внутренней основе, но дифферециация ее привела к тому, что разные Космические Планы, а внутри их планы и семь под-планов (миров) каждого плана, -- все они имеют разные границы вибраций. Подобно тому, как рояль имеет деление клавиатуры на октавы, так и семеричная конституция человека проявляет, в каждом своем "теле", определенный вибрационный диапазон [170;587;30;110-111;254;320].

Человеческое самоосознание, однако, имеет тенденцию фокусироваться в том или ином теле, что приводит к ложному самоотождествлению себя с ним. Когда самоосознание приурочено к Физическому телу, человек, отождествляясь, говорит: "я хочу есть", "я хочу пить" и т.д. Однако, на самом деле, это его Физическое тело хочет есть, или хочет пить. Когда человек смотрит мелодраму, или слушает музыку, он часто сливается со своими эмоциями, и говорит: "я зол", "я в тревоге", "я счастлив", хотя, на самом деле, удобство или неудобство, радость или страдание испытывает его Астральное тело. Аналогично обстоит дело с Ментальным телом, и т.д. [136-138;635;470-474]...

Когда все тела "работают" согласованно, человек испытывает состояние гармонии; если же желания или запросы различных тел вступают в противоречие, наступает кризисная ситуация, и человек пребывает сначала в замешательстве, не зная, чему отдать предпочтение. Устойчивая рассогласованность в действиях или в "желаниях" нескольких тел, в случае длительного своего сохранения, ведет к психическому расстройству. 

Первые четыре тела считаются "низшими", ибо после смерти, если душа не отягощена земными привязками, они отбрасываются, и Ментальное тело (со всеми его даже энциклопедическими накоплениями) отбрасывается на 40-й день. При этом Физическое тело+Эфирное тело называются "телом"; Астральное тело+Ментальное тело обычно считаются "душой", а Каузальное тело+Буддхическое тело+Атман -- "Духом".

Божественное-"Я", или Высшее-"Я" -- это Атман; все остальное -- не-Атман. Эта "Искра Божия" существует у всех живых существ, даже у злого и вздорного человека. Однако, качественное состояние семи тел -- различное у разных людей, или живых существ.

Под Монадой в теософско-оккультной литературе обычно понимается комплекс (Каузальное тело+Буддхи+Атма), который при перевоплощениях удерживается как целостная система. Четыре низших тела при каждом новом рождении воссоздаются заново, они "невечны" в прямом смысле слова. Или же под Монадой понимают только Атман. В тех случаях, когда подобные различия существенны для понимания той или иной проблемы, это особо оговаривается. Но, независимо от этого, по отношению к Атману (Высшему-"Я") все остальные шесть тел рассматриваются как "оболочки". 

Эти оболочки Высшего-"Я" можно было бы уподобить желтку, который окружен белком и скорлупой. Но с позиций экстрасенсорного видения -- все наоборот: Эфирное тело почти полностью повторяет все очертания Физического тела; Астральное тело -- выходит за пределы Эфирного, и его контуры более сглаженные; Ментальное тело вообще представлено как некий сверкающий шар, и тогда, на уровне этого плана, каждый человек -- это сверкающий энергетический шар... Более высокие уровни -- тела -- вообще не поддаются сколь-либо вразумительному словесному описанию. В качестве модели здесь часто используется известная в высшей геометрии дуплекс-сфера [608а;408;374;233;263-265;4;235].

Поэтому, если постараться учесть облик всех семи тел одновременно, можно представить сверкающую Божественную искру, проникающую все более конденсирующиеся "матрешки", с самым маленьким по размерам Физическим телом, вещество которого напоминает "якорь".

Само слово "якорь" здесь очень важно: с позиций высших (по отношению к видимому нами Физическому миру) планов, наше Плотное тело -- это "якорь" для освоения Монадой земного опыта, все достижения в процессе которого, "записываются" Монадой, как выступление артиста на магнитофонную пленку. Все это -- явление трансфизическое, т.е. космический акт в невидимых высших пространствах.

Но существуют и демонические силы, которые хотят проявить себя в нашем мире. Но, поскольку, по ряду причин, они жить в нашем мире не могут, они стараются использовать этот "якорь" в своих целях. Поэтому они стараются, путем невидимых вибрационных воздействий на человека, переориентировать его желания, эмоции и мысли в сторону противоборства Воле Бога. Этот процесс демонизации люди с недостаточным уровнем развития чаще всего просто не замечают, и очень часто они становятся невольными пособниками Сатаны. 

 

 

Библейский тезис -- "И сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт 1:27) -- имеет и прямое, и косвенное (символико-аллегорическое) значение одновременно. В оккультно-теософской литературе принимается обычно лишь последнее толкование. Оно состоит в том, что конституция, или состав человека отражает в себе, как в микро-космосе, все свойства и особенности семеричной структуры Вселенной.

Однако, существует и прямое толкование этой фразы. Она здесь состоит не в том, что Бог -- это некий "Человек", сидящий в Небесах и управляющий всем на земле и в космосе, хотя и этот образ существует в Божественной Реальности, коль он был проявлен библейским пророкам, например, прроку Исайе (Ис 6:1-5). О том, что человекообразная форма -- одно из Божественных проявлений -- свидетельствуют еще более древние ведические Священные Писания: Бхагавад-Гита, Бхагавата-пурана, Брахма-самхита и др. [468-474а;460;663].

В этих ведических Писаниях неоднократно отмечается, что Верховный Господь имеет бесконечное множество своих проявлений в Космосе, вплоть даже до своего звукового аналога (АУМ) или литературного (Бхагавад-Гита), а Шри-Янтра -- это графический аналог Господа [480;604;655;671;136-139;674]. Конечно, все эти тезисы ортодоксальные христиане не примут, но это их право.

Теоцентрическая модель миропонимания подразумевает, что за каждым явлением внешнего и внутреннего мира, даже самым незначительным или невидимым, стоит Сам Господь. Остальные формы мировидения подразумевают полную автономность тех или иных проявлений Высшей Реальности, рассматривают их как самостоятельные, что в целом неправомерно и может быть названо ограниченным.  

 

Лишь ограниченные человеческие представления связывают слово "личность" с человекообразным обликом. Над этими антропоморфными моделями понимания Бога смеялись не только Е.П. Блаватская и все ее последователи: учитель К. Кастанеды -- дон Хуан -- также утверждал, что нет такого Бога, какого обычно преставляют себе обычные люди в миру [262,с.128].

Но откровения Бхагавад-Гиты свидетельствуют, что Бог может проявлять Себя и в образе человеческом, хотя Сам Он -- выше всех образов, и включает их всех в Себя одновременно!

Таким образом, слова "личность" и "человекообразность" -- нетождественны! И только несовершенная дихотомическая логика человека, действующая по принципу "или" -- "или", "да" и "нет", может отрицать личностность Господа на основании Его нетождественности человекообразности.  

 

Важно также понимать, что и сами внутренние основания слова "личность" для нас все равно остаются непостижимыми-в-последней-инстанции. Вот что пишет по этому поводу один православный богослов:

"...Что такое, собственно, "личность"? Что значит личностное существование"? Трудно, а скорее всего и невозможно точно определить эти понятия. Даже в отношении человека, чья телесная индивидуальность являет зримо и непосредственно его "личность", личные элементы человеческой экзистенции, -- даже в этом случае невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого "нечто", что лежит в основе личности, сообщает существованию личностный характер.  

Обычно на поставленные вопросы отвечают приблизительно так: личностное существование отличают от всех прочих форм существования два момента: самоосознание и инаковость. Самоосознанием мы называем знание нашего присутствия в мире, уверенность в том, что я есть и должен быть, что я представляю собой особое бытие, обладающее особым характером, отличающим меня от всего существующего вне меня. Это отличие и составляет мою абсолютную инаковость, определяет мое существование...как нечто единственное в своем роде, неповторимое и ни с чем не сравнимое.  

Однако самоосознание, ощущение своего "я", своей инаковости не является всего лишь порождением ума, результатом той деятельности мозга, которую мы называем "интеллектом"... Оно таит в себе такие слои, как подсознательное, бессознательное, "я", "сверх-я". Другими словами, существуют разные уровни сознания, выявляемые и исследуемые современной психологией." [650,с.65].

 

Приведенные выше теософские воззрения о том, что такое "тело", "душа" и "Дух" имеют значение отнюдь не для теории, т.е. для удовлетворения праздного любопытства. Очень часто недопонимается важнейшее практическое следствие из них: Физическое тело развивается через физическую практику, а Дух - через духовную. Именно Дух, а не душа, которая, впрочем, также испытывает развитие, причем очень сильное. Более того, если быть последовательными в наших определениях, мы выделяем следующие категории:

1) физическая практика -- развивает тело;

2) душевная практика -- душу, т.е. Астральное и (или) Ментальное тела;

3) духовная практика -- непосредственно развивает Дух (очищает, через пробуждение совести, Кармическое тело; развивает выраженность Буддхического тела и усиливает яркость свечения Атмы, ее силу). 

Именно "непосредственно", т.к. тезис -- "в здоровом теле-здоровый Дух" -- для практики имеет не абсолютное, но очень относительное значение, и в целом этот тезис следует переформулировать так: "коль Дух здоров-здорово тело!". Строить развитие Духа через культивацию здорового тела -- подобно тому, как надувать шины путем их механического растяжения руками! 

 

Поэтому подлинно духовная практика связана именно с непосредственным развитием высших тел, через активизацию их качеств (к перечислению последних мы еще не раз вернемся ниже). Духовная практика связана с практическим осознаванием и развитием свойств Высшего-"Я", а не с теоретическим изучением по книгам. К этому сводится суть самоосознавания, что также может быть названо "постижением высшей природы своего ума", или "постижением причины своего ума", если обратиться здесь к буддийским формулировкам. Ибо именно высшее-"Я" лежит в основе ума, именно оно и только оно представляет собою Высшее Присутствие Бога в человеке. 

 

Высшее, или Божественное-"Я" человека все подлинно духовные учения объявляют истинным-"Я", а низшие четыре тела обозначаются как низшее-"я". Первое также называют индивидуальностью, второе -- личностью (с маленькой буквы). Задача духовной практики состоит в том, чтобы высшее-"Я" взяло полный контроль и управление над животными проявлениями низшего-"я"; это сопровождается трансформацией качеств низшего-"я", т.е. таким изменением качеств последнего (через просветление их тонкими Божественными энергиями), что вся жизнь, вся деятельность человека направлены на служение Богу без ожидания для себя райских наслаждений или каких-либо иных выгод.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!