Этот факт имеет важнейшие практические следствия: 1 страница



Ю. Каптен            

ТАЙНЫ АГНИ-ЙОГИ

 

Или

 

Анатомия фальсификаций

 

  *  "Разум, который окутан тьмой, принимает безрелигиозность

            за религию и видит все вещи извращенно, находится в гуне

            невежества, о сын Притхи."   

                                                                            Бхагавад-Гита (18:32)  

    * "Пусть свободно существуют все веры, пусть они

             процветают! Пусть Имя Бога прославляется на различных

             языках и в различных мелодиях! Это было бы идеальным.

             Уважайте различия в вере и признавайте все верования до тех

             пор, пока они не уничтожают пламя единства!" 

                                                                                 Бхагаван Шри Сатья Саи Баба 

 

     * "Пусть ваша вера будет включающей, а не исключающей" 

                                                                                          Свами Вивекананда 

 

 

                                     Санкт - Петербург 

 

                      

                                                 1995 

ПРЕ ДИСЛОВИЕ 2009 ГОДА

 

За время, прошедшее после издания этой книги в 1995 году мне не раз приходилось видеть подтверждения правильности всего в ней написанного. И все же судьба этой моей работы оказалась неоднозначной.

Например, вскоре после поступления ее в продажу мне скзали, что 200 экз. книги, привезенные в петербургский Дом Книги из Москвы (?!) были срочно отосланы обратно. То есть сначала из Петербурга привезли в Москву, затем в Петербург, а потом – обратно в Москву. Кому-то в моем родном городе она сильно не понравилась, а потом и вовсе стала восприниматься как скандальная.

 

Стоит сделать еще раз несколько кратких заявлений принципиального порядка. Я вовсе не противник рериховского учения. Но стоит различать практики развивающие и практики освобождающие. Хотя, конечно, концепция Освобождения – одна из самых сложных для интеллектуального понимания, особенно для начинающих сознательный Путь.

Я против претензий последователей учения Рерихов на единственную правильность, завершенность и будущую его гегемонию. Тем более, что к настоящей Агни-йоге это учение не имеет почти никакого отношения. Ведь тайные эзотерические практики работы с Космическим Огнем не идут и не могут идти ни в какое сравнение с повторяющейся болтологией и ложной многозначительностью туманных изречений, продиктованных некими духами, выдающими себя за Учителей. И обещания будущего могущества, которые рефреном повторяются на всех страницах рериховских книг, так и остаются бесплодными обещаниями при рекомендованных «практиках» пустопорожнего пережевывания одних и тех же половинчатых истин…

 

Во-вторых, ни в коем разе не следует путать Эзотерическую Доктрину Е. П. Блаватской с ее пониманием в учении Е. И. Рерих. Это вовсе не одно и то же. Православные же ортодоксы, будучи не в состоянии разобраться ни в первом, ни во втором, валят все в одну кучу, заодно шельмуя всеми дозволенными, приличными и неприличными способами все остальные учения и «секты». Впрочем, российского обывателя любят стращать сектами/еще с советских времен. Но критика санатана-дхармы («вечной религии») всегда велась и будет вестись только на основании собственного недомыслия и духовной ограниченности. Как бы не шельмовали Бхагавад-Гиту иные идеологи от коммунизма или христианские апологеты, ее невозможно «опровергнуть».

 

Известно, что люди предпочитают верить только в то, во что они хотят верить. Поэтому я и предлагаю исследовать все факты «за» и «против» на страницах этой книги.

 

Юри Л. Каптен, 12 ноября 2009 года, г. Санкт-Петербург

 

 

  

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ:

 

Предисловие

Введение

1. Мировоззренческие аспекты Агни-Йоги 

     1.1. Есть ли Бог?

     1.2. Бог -- личность или безличностный Дух?

               -- Божественность человека и "человекообразие" Бога

     1.3. Реален ли мир?

     1.4. Полезен ли Сатана? 

     1.5. Что такое "Иерархия"? Махатмы и "махатмы" 

               -- Аватары, или Мировые Спасители   

               -- Космические Иерархии     

               -- Планетарная Иерархия  

               -- Агни-Йога и коммунизм

               -- Как исправляли Общину  

               -- Махатмы и "махатмы"  

               -- Кем была Е.И. Рерих ?  

               -- Метаисторический анализ 

               -- Агни-Йога и национал-социализм   

     2. Практические аспекты Агни-Йоги 

      2.1. Что такое "Йога"? 

      2.2. Добро и Зло -- конкретные или абстрактные?  

      2.3. Греховна ли жизнь человеческая?

      2.4. Внешняя обрядность и внутренняя Церковность    

      2.5. Вера, знание и устремление

      2.6. Психотерапевтические аспекты духовной практики

3. Чудеса Живой Этики      

             -- Критерии духовного прогресса  

Братья и сестры

       4.1. Как надули франкмассонов

       4.2. Чему научат во Всемирном университете

       4.3. За кулисами "Белого Братства"

       4.4. Соло Богородичного Центра в контактерском хоре   

       4.5. Осторожно -- сектантство!  

                            -- Отличительные признаки секты

                            -- Как создать секту? -- практические рекомендации  

       4.6. Райские кущи в садах Ошо  

       4.7. Дешевый мистицизм на грани шарлатанства  

       4.8. Анатомия фальсификаций  

       4.9. Феномен язычества

       4.10. Религиозные "экспорт" и "импорт"       

                            -- Внимание! -- Зона риска!

       4.11. Магия и колдовство  

 

Заключение

Приложения:

                   1. Список книг Живой Этики   

                   2. Доказательства перевоплощений Души   

                   3. Теософские воззрения об Аватарах (дополнения) 

                   4. Принципы Йамы-Нийамы и восемь ступеней совершенства

                        в Йоге

                  5. Покаяние -- универсальный и исходный психологический акт   

                  6. Любовь истинная (Божественная) и фальшивая (земная) 

                  7. Практика повторения Святого Имени

Литература

 

                                       ПРЕДИСЛОВИЕ  

 

Основная задача данной книги -- предостеречь ищущего от псевдо-духовных "учений", помочь избавиться ему от самообманов и иллюзий развития, когда невидимые инспирации темных сил пропагандируют на первый взгляд правильные вещи, но в итоге как бы подталкивают новичка в сторону от прямой дороги к Богу, пользуясь его недостаточной информированностью и отсутствием практического опыта различения.      

Сейчас чуть ли не каждый день появляются новые учения, претендующие на то, что именно они лучше всего раскрывают проблематику сегодняшнего дня, что именно они отвечают требованиям наступающей эпохи -- Эры Водолея. Все это было бы неплохо, если бы не было попыток альтернативных оценок религий, если бы не получалась из всего этого религия без веры, а духовность -- без Бога! Среднему человеку, не искушенному в вопросах веры, очень нетрудно задурить голову, и пример очень недавнего прошлого -- ложного Белого Братства -- был у всех на виду.

 

Можно было бы назвать эту книгу "Трактат о распознавании", но тогда она показалась бы скучной, и это название породило бы, в свою очередь, множество новых вопросов - распознавание между чем и чем?  

Вопрос о подлинных и мнимых ценностях всегда стоял перед человечеством, но сейчас, ввиду особых космических условий и предстоящего перехода планеты на новый виток вселенской макро-спирали развития (ибо многие независимые источники свидетельствуют о "критическом" времени, близком к 2011 году, связанного с завершением большого космического цикла), -- значимость подобного отделения истины от не-истины или частичной истины особенно велика.

Когда говорят о подлинной и мнимой ценности чего-либо вообще, всегда есть элемент пристрастий и узости критических оценок. В свое время и оголтелый материализм, опираясь на грубый эмпиризм невежественных масс людей, у которых отняли даже саму возможность познания, кричал об истинных и ложных жизненных ориентирах... В любом случае, я старался всячески избегать личных пристрастий и свести к минимуму, с одной стороны, ненужную критику и осуждение тех духовных течений, которые часто вызывают настоящий восторг со стороны довольно незрелых в духовном отношении приверженцев. С другой стороны, мне хотелось бы уменьшить до предела разного рода нравоучительные моменты и тьюторские наставления. Однако, при всем этом у читателя все же остается право считать многое, высказанное здесь, личным мнением автора и его субъективными пристрастиями. Насколько не были бы справедливыми подобные упреки, мне хотелось бы просить читателя, в целях объективности, отложить их на время, так как только опыт, опыт и опыт практики показывает настоящие достижения любого стремящегося и позволяет правильно расставить все акценты.    

Следует отдавать себе отчет, что существует не только огромное многообразие духовной литературы по уровню своей сложности, но также существеннейшая неодинаковость читателей по их познавательным возможностям, множество складов и типов ума и различные способности практически претворять в жизнь то, что они когда-то вычитали.

 

Эпиграфом ко всей этой работе могут также послужить прекрасные по своему глубокому внутреннему смыслу слова иеромонаха Романа:   

                  "Туман, туман, туман покрыл просторы, 

                   С лица земли стер отчий старый дом,    

                   И на кресте могильном черный ворон,  

                   Глядится благородным сизарем..."

Любой согласится, что основной источник любых бед и несчастий -- лишь человеческое невежество! И также любому ясно, что основное назначение духовного учения и соответствующей ему литературы -- рассеять этот туман невежества, чтобы Царствие Божие ("старый отчий дом") приблизилось для него и других, чтобы Оно воссияло в итоге во всей своей нетленной красоте и всем своем величии! Ибо большинство современного человечества забыло о своем истинно духовном происхождении; люди так погрязли в материи, что готовы всячески отрицать Бога, и многие, не догадываясь о преимуществах духовных наслаждений, даже не зная об их существовании, готовы расшибить себе и другим лбы в упрямых поисках материального счастья. Понимание того, что последнее просто призрачно и лишь временно, приходит не сразу, а пока... человек будет молиться ложным богам и внимать сплетням, принимая все это за истинную жизнь.    

Следует также помнить, что сама по себе критика всегда будет иметь разрушительные эффекты, если одновременно мы не предложим ничего взамен одних отрицаний. Отрицать можно все и вся, но великое здание Истины никогда не состояло из обломков старых учений. 

"Вы имеете право разрушать только в том случае, если можете превратить то, что разрушаете, во что-нибудь лучшее, более прекрасное, иначе у вас нет такого права," -- писал Омраам Михаэль Айванхов [10,с.176].

Но есть здесь и другой момент -- также не новый -- когда чайник стоит долгое время без чистки, он покрывается ржавчиной и начинает отпугивать своим внешним видом, несмотря на всю свою внутреннюю полезность. Поэтому, когда отрицание есть очищение, -- тогда оно допустимо и целесообразно.  

Поэтому, если читатель будет склонен к созидательному мышлению, -- он может сразу перейти к следующим разделам. Такая возможность есть, коль критика покажется ему слишком обильной или занудной.      

 

Во-многом основной вопрос сейчас можно сформулировать так: имеет ли право литература, к примеру, не ортодоксально-христианская или не относящаяся к непосредственным буддийским линиям преемственности, называться вообще духовной?  Фактически, вся данная книга посвящена ответу на него.

 

Тиражирование оккультной и эзотерической литературы и экспансия восточных учений на Запад, несмотря на явное возмущение христианских кругов, имело в целом неоднозначные последствия, если попытаться это оценить объективно и беспристрастно. С одной стороны, мы видим естественный и неизбежный пересмотр основных воззрений христианской религии в католических странах и в государствах с устоявшимся протестантизмом. Теперь эта литература хлынула массовыми тиражами в некогда православную Россию... Ни РПЦ, ни какое-либо иное христианское объединение не обрадуется замедлению притока нового населения в лоно Церкви и отпадению части паствы, и это отнюдь не связано лишь с какими-то корыстными соображениями христианских священников.

Однако, с другой стороны, мы можем видеть повышение интереса масс к самим проблемам духовной жизни: люди стали чаще говорить о Боге, об Истине, о развитии и совершенствовании человечества... Если раньше мы могли лишь принимать на веру (или не принимать) какие-то догматы Церкви, ныне теософская и оккультная литература предоставляет нам массу доказательств в пользу существования Царствия Небесного, незримых реальностей невидимых обычным глазом миров. В условиях свободы вероисповедания каждый может теперь выбрать себе ту религиозную конфессию, которая, как он сам считает, больше всего для него подходит...

Основная задача духовной литературы -- помочь человеку приблизиться к пониманию Бога, а, в конечном итоге, -- встать на путь преданного Ему служения. Лишь в этом случае, а не через административно-приказные методы, Царствие Божие сможет восторжествовать на Земле... И никакие анафемы и соборные постановления не могут дать стопроцентной эффективности в борьбе с теми или иными искажениями Истины, т.к. лишь знания являются альтернативой невежества

Огромная заслуга Е.П. Блаватской состояла в установлении ею сравнительно-теологического метода исследования. Парадоксально, но факт, что именно этот анализ позволяет выявить целый ряд ошибочных моментов в мировоззрении самих основателей Теософского движения и учения Живой Этики! Ибо, коль мы говорим о сравнительном теологическом анализе путем сравнения множества восточных и западных духовных учений по целому множеству признаков, мы должны брать авторитетные источники, базирующиеся на тысячелетней или многовековой традиции. То есть: если мы хотим сопоставить то или иное положение Агни-Йоги или какого-то еще учения с буддизмом, мы должны использовать книгу буддийского учителя, находящегося в традиции, или в цепи ученической преемственности, а не поверхностные обзоры первых европейцев, оказавшихся в Индии, или домыслы европейских востоковедов. Если мы говорим об индуистском пантеоне -- Брахме-Вишну-Шиве и множестве полубогов, -- мы должны обратиться к авторитетным переводам ведических Священных Писаний. Увы, но ни Е.П. Блаватская, ни Е.И. Рерих или их современники не обладали такими качественными источниками, и имевшиеся в их распоряжении переводы Вишну-пураны, Бхагавад-Гиты или буддийских сутр чаще всего были написаны людьми, чрезвычайно далекими от досконального знания восточных религий.

Мы сейчас оказываемся, таким образом, в значительно лучших условиях, чем основатели теософского движения конца 19-го и начала 20-го веков. Сейчас на европейских языках имеется множество книг, написанных буддийскими Учителями, находящимися в рамках многовековых традиций. С другой стороны, движение "Харе-Кришна", основанное на проповеднической миссии Свами Бхактиведанты Шрилы Прабхупады, дало Западу качественные переводы санскритских Писаний индуизма, с которыми может ознакомиться каждый желающий.     

Как писал еще в 1912 г. розенкрейцер Макс Гендель [170] о работах Е.П. Блаватской, А.П. Синнетта и других теософов, неудивительно, что они допускали некоторые ошибки; приходится лишь удивляться, что ошибок в их работах так мало!  

Но тот же сравнительный теологический метод позволяет, будучи примененным к откровениям новейших десятилетий, установить границы истинности тех или иных источников, претендующих на включение их в состав Эзотерической Доктрины. Сказать "мне вчера приснился Махатма, и Он передал следующее откровение..." могут многие, но мы всегда должны попытаться проверить, насколько такое сообщение согласуется с другими аналогичными данными по этому вопросу! Теперь, в 1995 г. можно видеть задним числом, сколько чепухи и подделок под оккультизм содержала газетно-журнальная продукция в России 1986-1991 гг.! Сколько "жареных фактов" предлагалось в те годы обывателю: и репортажи о полтергейстах, и диалоги с Космическим Разумом, и "колонка пришельцев", и бесчисленные сообщения об НЛО... Как минимум половина таких фактов -- выдуманные. Но весь ажиотаж в те годы преследовал лишь две цели -- задурить голову среднему человеку и помешать ему обратиться к Богу, сменить ценности газетно-журнальные на подлинно духовные. 

И искажения Истины в Агни-Йоге, как и в любых других новомодных учениях, естественно оставались и до сих пор остаются незамеченными в условиях тотальной безграмотности населения в вопросах духовных знаний.

"В нашей стране, где десятилетиями насильственно насаждался атеизм, закономерно появление множества людей, главным образом интеллигентов, "привившихся к Церкви не со стороны Преданий и Литургии, а через "паперть читального зала", через изучение... трудов П. Флоренского, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова", через чтение не только религиозно-философских, но и теософских, антропософских, научно-фантастических книг, даже через первоначальное увлечение йогой, восточными культами..." [357,с.5].

 

Стоит сразу оговориться -- я не хочу ругать учение Живой Этики: оно имеет, наряду с существенными недостатками, и ряд положительных качеств. Мы должны научиться читать между строк и находить полезные моменты во всем! Но никакие авторитеты, в том числе Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и Е.П. Блаватская, не застрахованы, будучи людьми, от ошибок. Не ошибается лишь один Бог, ибо лишь Он -- источник тотальности и абсолютен!   

Вообще, столь детальный обзор Агни-Йоги был предпринят лишь потому, что в ней сочетается самый широкий диапазон истинных и ложных тезисов!

 

Однако, любой согласится, что есть ошибки совершенно разной значимости, и последствия одних ошибок могут быть несопоставимо большими, чем других. Кроме того, бывают ошибочные положения отдельных учений (объективно-гносеологические искажения) и ошибочные наши собственные интепретации каких-либо учений, включая ортодоксальные (субъективно-гносеологические ошибки). Их надо уметь различать. 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!