Бессознательное и нравственный выбор. Этика психоанализа (XX век)



 

Иметь или быть?

 

Глубокое проникновение во внутренний мир человека современной психологии дало основания сомневаться в том, что нравственный выбор полностью определяется и контролируется сознанием. Сформировалась еще одна этическая концепция, во многом противоположная экзистенциализму, хотя в некоторых начальных моментах близкая к нему. Если экзистенциализм обратился к душе человека, то психоанализ проник в человеческое подсознание. За сознательной деятельностью он обнаружил подсознательные мотивы поступков и отверг главный постулат экзистенциализма о свободе воли человека.

Представление о бессознательном присуще не только западной культуре. Еще в древнеиндийской философии ему уделялось большое внимание, как подсознательным мотивам, так и сверхсознанию, под которым понималась часть человеческого существа, находящаяся в контакте с Единым. В XX в. возрос интерес к дзэн‑буддизму, в котором главным считается достижение просветления путем воздействия на бессознательное в человеке.

Философские основы учения о бессознательном заложил Э. Гартман (1842–1906) во второй половине XIX в. Э. Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. Но к сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна. «Самая твердая решимость, самое крепкое намерение до дела обращаются в ничто, когда на деле из мрака Бессознательного выступит истинная воля»[369]. Исходя из того, что нравственность проистекает из побуждения воли, а не представлений человека, Гартман делает вывод: «Этический момент человека, т. е. то, что обусловливает характер его чувств и деяний, лежит в глубоком мраке Бессознательного»[370].

Одно из основных свойств бессознательного – моментальность его действия. И если мы что‑то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это есть проявление нашей бессознательной воли. Она может находиться в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние, когда мы разумом понимаем, что нам нужно делать, но есть что‑то внутри нас, для нас непонятное, что мешает приступить к выполнению намеченного, а делаем мы в результате совершенно иное. С помощью представления о бессознательной воле можно объяснить, почему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Например, человек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной воли. Но после его удовлетворения последняя ослабевает, зато более сильной становится сознательная воля, недовольная происходящим; отсюда чувство неудовлетворенности собой.

Пессимизм, свойственный Шопенгауэру, достигает у Гартмана максимума. «Физические потребности людей лезут в дурную бесконечность. Но есть и специальная страсть к власти и господству. Ясно, что она может быть удовлетворена только за счет таковых же страстей, а также за счет стремления к свободе других людей; кроме того, для нее имеет силу то же, что для честолюбия и славолюбия: чем более она удовлетворена, тем ненасытнее становится»[371]. Он делает вывод, что «после трех стадий иллюзии, надежды на положительное счастие человечество наконец увидело безумие своих стремлений и, отказавшись от положительного счастия, порывается только к абсолютной безболезненности, к Нирване, к ничто»[372].

В начале XX в. австрийский врач 3. Фрейд (1856–1939) получил важный экспериментальный материал, подтверждавший основополагающую роль подсознания в человеческом поведении. Фрейд объяснил самоубийство не сознательным признанием абсурдности бытия и бессмысленности жизни, как считали экзистенциалисты, а подсознательной тягой к разрушению и смерти, которая оказывается выше сознательных мотивов человека, лишь оправдывающих его подсознательные влечения. Это относится не только к обычным людям, но и к тем, кто стоит во главе государства. Основываясь на концепции Фрейда, что в человеке подсознательно действует воля к смерти, Э. Фромм (1900–1980) дал объяснение стремлению государств и их правителей к насилию и войнам. Во главе государств оказываются люди, действиями которых руководит воля к смерти. Фромм тщательно разбирает в связи с этим жизнь и поведение Гитлера. Простыми же людьми руководит стремление к единству с другими, даже путем отказа от собственной свободы. Поскольку в современном обществе люди разобщены, они стремятся к такому государственному устройству, которое удовлетворит их тягу к единству. Так и получается, что фашизм, призывающий людей к объединению во имя национальных целей, удовлетворил это неосознанное стремление к единству, и население поддержало тоталитарную идеологию, жертвуя своей свободой.

Воле к разрушению и смерти противостоит в человеке воля к жизни, частью которой является сексуальное желание. Взаимодействие этих двух воль определяет, по Фрейду, поведение человека. Первичные желания могут замещаться другими, находящимися на более высоком уровне. Сексуальное желание может переходить в творчество. В этом смысле вся духовная культура является сублимацией исходных желаний человека. Иногда первичные желания, если они не могут быть удовлетворены или модифицированы, приводят к нервному или психическому заболеванию. Поскольку источником болезни являются подсознательные мотивы, важным оказывается осознать их. Для этого Фрейд разработал специальную технику психоанализа, в которой большую роль играет толкование сновидений. Бессознательное, которое тщательно скрывается и подавляется в сознательной жизни, прорывается во время снов, когда цензура сознания отсутствует. Фрейд построил теорию сновидений как исполнения желаний. Чтобы разгадать бессознательные мотивы, надо раскрыть содержание снов.

Подсознательную психическую первореальность Фрейд видел в безликой сексуальной энергии. Но его ученик К. Юнг (1875–1961) такой первичной реальностью считал иерархию «архетипов» – универсальных бессознательных образов, властвующих над человеком. Появляясь во сне, они делают его «звеном, связывающим рациональное сознание с миром инстинкта», как бы «посланием из бессознательного»[373]. Это послание надо уметь прочитать для того, чтобы обеспечить гармонию между сознанием и бессознательным в человеке.

На почве осознания подсознательных желаний возможно разрешение конфликта, которое оказывается полезным не только для излечения больных людей, но и для обретения душевного спокойствия здоровыми людьми. Представления Фрейда о важности подсознательных мотивов находят подтверждение в современной психологии. Проводились такие опыты. Во время демонстрации фильма периодически давали рекламу какого‑либо продукта, но так быстро, что это не воспринималось сознанием. После окончания фильма люди шли покупать данный товар и не могли объяснить, почему они так поступают. Разработанные к настоящему времени так называемые психотропные средства способны изменить поведение человека так, что его можно заставить делать то, что он в обычном состоянии не совершил бы никогда. Ответствен ли человек в этом случае за свое поведение? Очевидно нет, вопреки точке зрения экзистенциалистов. Последние восприняли некоторые тезисы Фрейда, и Камю писал, «что в те времена, когда много войн и насилия, инстинкт смерти хозяйничает в нашей истории»[374]. Однако экзистенциалисты были все же далеки от того, чтобы признать подсознательные влечения определяющими жизнь человека.

Современный психоанализ представляет собой соединение фрейдизма и экзистенциализма. Юнг под внутренним ядром человека (он называл его «самость») понимал сумму сознательного и бессознательного существования. Бессознательное влияет на человека, но это влияние можно существенно скорректировать, если понять подсознательные мотивы своих действий и поставить их на службу высшим устремлениям и ценности человека. Э. Фромм, идя в том же направлении, в котором шел от Фрейда Юнг, развил представление о двух вариантах, стоящих перед каждым индивидом. Первый заключается в том, что человек может идти по пути приобретательства, стараясь иметь как можно больше вещей в своей собственности. Его выбрало большинство населения западных стран, которые давно уже получили название «потребительского общества».

Другой вариант, по Фромму, – развивать заложенные в каждом человеке внутренние способности, стремясь к более полному совершенствованию их. Иметь или быть – так назвал Фромм эту дилемму. Человек идет по пути потребительства, когда не осознает свое истинное глубинное стремление стать полноценной личностью. Вторая основная дилемма – между ложным единством людей в тоталитарном обществе, в котором свобода каждого подавляется, и истинным единством через любовь. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы на смену агрессивно‑потребительскому отношению к миру, господствующему ныне, пришло отношение любовно‑творческое.

Основные принципы психоанализа взяли на вооружение не только экзистенциалисты, но и представители других направлений. Г. Маркузе писал, что современные идеологии представляют собой сознательное оправдание скрытых подсознательных желаний людей. Это напоминает предположение Ницше, что за словами революционеров о том, что они хотят всеобщего счастья, скрывается подсознательная воля к власти. И в данном случае, помогая раскрытию глубинных стремлений человека, психоанализ существенно расширяет наши представления об основах человеческой этики и помогает выбрать наилучшие с точки зрения нравственных критериев решения.

Если Новое время началось с сомнения в доводах веры, то XX век в лице экзистенциализма и психоанализа усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и пессимизма. Завершился еще один полукруг развития этики, основанный на научности, следующий после антично‑христианского. Его окончание совпало с мировыми войнами, разгулом тоталитаризма и экологическим кризисом. Для обобщения всего материала, представленного в данной главе, изобразим его схематически в табл. 3.

 

Таблица 3

Магистральный путь развития этики антропоцентризма

 

Сравнение этих данных с табл. 1 указывает на многочисленные черты сходства рационалистических этик античности и Нового времени. Об этом подробнее в следующей главе.

 

Часть II

Типология этики

 

Глава 1

«Протоэтика» природы

 

Этика как область человеческой культуры появляется вместе с философией и, конечно же, никак не раньше. Но определенные типы поведения человека и даже высших животных, соответствующие этическим оценкам, появились гораздо раньше. Достижения биологии (этологии, генетики и социобиологии) конца XX в. убедительно демонстрируют, что некоторые формы поведения человека генетически детерминированы, и можно описать механизмы их становления в процессе эволюции. «Зародыши» человеческих типов поведения, таким образом, обнаруживаются в природе, и в этом смысле вполне уместно распространить поле морали на всю природу, что и сделал К. Лоренц, назвав одну из своих работ «Мораль в мире животных».

Пристальный, «этологический» взгляд на человечество обнаруживает множество аналогий и параллелей с поведением животных. Именно этологи пришли к осознанию, что «социальное поведение людей диктуется отнюдь не только разумом и культурной традицией, но все еще подчиняется также и тем закономерностям, которые присущи любому филогенетически возникшему поведению; а эти закономерности мы достаточно хорошо узнали, изучая поведение животных»[375]. Поведение человека, являющееся интегративным выражением человека как целого, есть не только вопрос психологии, но и этологии. «Человек есть животное. Он замечательный и во многих отношениях уникальный вид, но тем не менее он животное. В структуре и функциях, сердцем, кровью, кишечником, почками и т. д. человек сильно походит на других животных»[376]. Эти сходства не могут не распространяться и на особенности поведения.

Символично, что первые попытки обосновать этику с помощью нравственных начал, которые заложены в самой природе и проявляются у высокоорганизованных животных, были сделаны философом Г. Спенсером и биологом Ч. Дарвином. В своей работе «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выделял две возможные предпосылки зарождения нравственного чувства у животных: 1) в общественных инстинктах, в силу которых животное находит удовольствие в обществе сотоварищей, – в чувстве некоторой симпатии с ними и в выполнении по отношению к ним разных услуг; 2) в эволюционном развитии умственных способностей, неизбежным следствием которого является развитие общественного инстинкта.

Выдающийся английский философ, один из основателей социологии Г. Спенсер в своей работе «Принципы этики» в главе «Альтруизм против эгоизма» признал фундаментальное значение альтруизма в жизни природы. По его мнению, самопожертвование является таким же первичным фактом природы, как и самосохранение, а морально все, что «способствует наибольшей продолжительности, широте и полноте жизни».

П. А. Кропоткин расширил представления Дарвина и Спенсера и сформулировал «биосоциологический закон взаимной помощи», указав на то, что в природе, особенно у высших млекопитающих, не только общительная сторона, но взаимопомощь встречается гораздо чаще, чем представлялось науке XIX в. Инстинкт взаимопомощи, «который всегда в действии у всех общительных животных… более непрерывно проявляется у них, чем чисто эгоистический инстинкт личного самосохранения… Взаимопомощь – преобладающий факт природы»[377].

С другой стороны, в XX в. все больше преодолевалось представление об особом статусе человека в мире природы. Если инстинктивные начала альтруизма и эгоизма действуют в природе, например у высших животных, то, как они соотносятся с изобретенными человеком «добром» и «злом», или, в более широком смысле, совпадает ли «этика» природы с этикой человека. Поскольку этические нормы проявляются прежде всего в действии, именно поведение, будь то поведение животных или человека, дает ключ к поиску в нем сходств и различий. Решению общей проблемы предшествуют ответы на более частные вопросы: 1) о возможности наследования поведения у животных; 2) о механизмах эволюции типов поведения; 3) о генетической основе поведения и т. п. В последующих разделах этой главы мы попытаемся продемонстрировать, какие достижения современной биологической науки указывают на возможность эволюционной трансформации первичных инстинктивно‑нравственных типов поведения животных в сходные типы поведения людей.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 703; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!