Специфика подачи экскурсионного материала



Экскурсионный материал обычно слагается из трех частей: вступления, основной части и заключения. При рассмотрении их особенностей необходимо учесть «движение» в экскурсии от одного экскурсионного объекта к другому.

Вступление желательно сделать на месте встречи с группой. Оно обычно содержит как организационную часть - представить себя и водителя транспортного средства, кратко назвать марш­рут и продолжительность экскурсии и т. п., так и информацион-


ную, то есть краткое изложение задач и нескольких подтем с наи­более выигрышными объектами. Иногда важно обозначить по­будительные причины создания данной темы. Например, экскур­сия в историко-археологическии заповедник создана «как отклик на принципиально новые разработки по результатам последних археологических открытий». Особенно важно назвать такие при­чины для учащихся, так как материал экскурсии может допол­нять и учебные курсы, и экскурсант с самого начала приготовит­ся сделать определенные пометки на память.

Основная часть состоит из нескольких подтем. Отдельная подтема может излагаться на одной или нескольких остановках.

Понятие «экскурсионная остановка» включает знакомство с объектом с одной выбранной точки зрения. Начинается показ с описания объекта, а затем сообщается исторический материал -общий и локально-биографический — и дается анализ в соот­ветствии с темой экскурсии. В зависимости от индивидуального «почерка» экскурсовода, композиционное построение останов­ки может быть различным, но показ в начале и выводы по рас­крываемой подтеме в конце обязательны.

Далее дается «переход» к следующей остановке, где продол­жается раскрытие прежней подтемы или предлагается новая.

Экскурсионный «переход» - есть логическая тематическая связка предшествующего и последующего объектов. Тематич-ность перехода обусловлена предметом и целью экскурсии, ло­гичность - созданием эффекта единого связного текста. Напри­мер, в монографической экскурсии «Зодчий Росси в Петербур­ге» после знакомства с ансамблем Елагина острова следует ос­тановиться на Дворцовой площади. В этом случае возможен та­кой вариант: рассказ о елагиноостровском ансамбле заканчива­ется отзывами современников о совершенстве наружного обли­ка и интерьеров дворца. В качестве перехода: «Однако, имя Рос­си вошло в историю русской архитектуры, в первую очередь, как имя мастера — градостроителя, и с этой стороной его творче­ства на примере одного из его лучших градостроительных ан­самблей — Дворцовой площади - будем дальше знакомиться».

При обратном, вопреки хронологии, построении маршрута


 


112


113


переход будет выглядеть так: отметив выдающиеся заслуги Рос-си как архитектора-градостроителя, далее: «но начинал он свою деятельность в Петербурге иначе, с камерного ансамбля, в при­городной зоне - на Елагином острове».

Вариантов перехода может быть несколько, в зависимости от общей логики экскурсионного рассказа.

Вступление и основная часть экскурсии также связаны логи­ческим переходом. Заключение должно логически вытекать из текста последней остановки и произноситься там же. В заклю­чении может быть подытожено увиденное, должны быть сдела­ны общие выводы по всей теме экскурсии, а также перспективы дальнейшего изучения - самостоятельно или в следующем экс­курсионном маршруте.

В пешеходной и транспортной городской экскурсиях подте­мы «остановок» и «переходы» даются на месте.

Промежуток между двумя объектами может включать «справ­ки». «Экскурсионная справка» содержит краткую общую инфор­мацию об объекте, прямо или косвенно связанном с темой экс­курсии. В пешеходном варианте для произнесения справки группу необходимо остановить для показа объекта, при транспортном -она может быть дана на проезде, в этом случае справочный ма­териал предшествует показу, а вербальный показ отличается крат­костью, лишь сведениями, достаточными для «узнавания» объек­та, для его зрительного выявления в окружающей среде.

В отдельных случаях в промежуток между двумя остановка­ми может быть включена подтема, звучащая на проезде. Напри­мер, архитектурный анализ Зимнего дворца возможен лишь при его круговом осмотре. Медленный проезд вдоль фасадов Зимне­го позволяет отметить разнообразие деталей убранства и всевоз­можные зрительные иллюзии, воспринимаемые лишь при дви­жении и характерные для построек стиля барокко.

В некоторых случаях значительная продолжительность про­езда вызвана расположением самого эффектного объекта по теме экскурсии вдали от остальных. Так, при экскурсионном знаком­стве с темой «Архитектор Н. А. Львов в Петербурге» проезд к церкви «Кулича и Пасхи» от дачи Безбородко составляет не ме-


нее получаса. Отказаться от этого объекта, учитывая более чем скромный зрительный ряд этой экскурсии, не представляется воз­можным. В качестве подтемы на проезде предлагается рассказ о даче Львова на Неве, место которой отчетливо видно с противо­положного берега реки. Участок дачи является экскурсионным объектом. При медленном проезде он должен быть наглядно обо­значен, затем экскурсовод дает словесную реконструкцию учас­тка и рассказывает о событиях, с ним связанных, дополняя пове­ствование стихами самого Н. А. Львова. Длительный проезд, таким образом, разбит на два небольших промежутка.

Тема на проезде подготавливается логическим переходом от предшествующей остановки и завершается переходом к после­дующей.

Однако, исходя из современных педагогических тенденций, речь экскурсовода на отдельно взятой остановке не должна быть постоянно монологичной. Большая эффективность в достижении поставленных просветительских целей обеспечивается исполь­зованием диалога, даже для взрослой аудитории.72

В этом вариант экскурсовод становится не только информа­тором, но и «комментатором-дирижером, направляющим обсуж­дение в педагогически-целесообразное русло». Методическое мастерство экскурсовода заключено в умении достичь оптималь­ного соотношения информации, комментария и включения уча­стников экскурсии в обсуждение поднятых в ней проблем.73

Впрочем, в условиях трехчасовой городской экскурсии, тем более автобусной, метод диалога практически невозможен. Ре­ально диалог возникает в пешеходной экскурсии при переходах от объекта к объекту, хотя в дискуссии участвует лишь незначи­тельная часть группы. Больше возможностей использования по-

72 Т. И. Рейзенкинд. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических
кадров к художественно-просветительской деятельности. Автореферат диссер­
тации на соискание ученой степени доктора пед.наук. — М.,1998. С.53-57.

73 Н. В. Нагорский. Музей как институт социально-культурной деятельнос­
ти. Автореферат на соискание ученой степени кандидата пед. наук. — СПб., 1999.
С.18.


 


114


115


добной методики в однодневных ландшафтных экскурсиях, т.к. экскурсовод может свободнее распоряжаться временем, варьи­ровать протяженность и количество остановок.

Подача экскурсионного материала в «дальних» поездках име­ет свои особенности. Как и пригородная, дальняя поездка (одно­дневная либо многодневная), может быть обзорной и тематичес­кой. Например, путешествие в Москву на четыре дня. В течение двух дней туристы осматривают памятники древней Москвы и современные объекты, посещают музеи и театры. При таком об­зорном характере экскурсии в пути до Москвы предстоит трассо­вая экскурсия также обзорного характера. По ходу следования эк­скурсовод дает развернутые справки о городах и селах, памятни­ках и сооружениях и т. п. «Поводом» для экскурсионных справок, помимо объектов как таковых, могут служить дорожные указате­ли, названия, границы населенных пунктов и областей и т. п. Справ­ка содержит материал исторический и современный. Серьезного углубления в тему не предполагается. В прежние годы туристско­го бума приоритетными в трассовых экскурсиях считались темы Великой Отечественной войны и сельского хозяйства.

Предпочтительным в последнее время представляется пре­вращение трассовой экскурсии из обзорной в тематическую. Ре­ально это возможно в том случае, когда заранее известен харак­тер экскурсионного материала в конечном пункте поездки, и вре­мя в пути не превышает 3 — 4 часов. Например, экскурсия в город Новгород, где объектами показа являются древние памят­ники - Кремль, монастыри, храмы. Экскурсия по трассе может стать преамбулой к знакомству с Новгородом. Объектами показа в этом варианте являются старая новгородская дорога, городс­кие заставы и ворота Петербурга, реки и поселки с емкими на­званиями - Славянка, Ижора, Чудово и др., почтовые станции, старинные усадьбы. Этот материал органично сочетается с ис­торическими и художественными объектами самого Новгорода, подготавливая их восприятие экскурсантами. Тематически по­данная трасса представляется более цельной и поэтому надолго запоминается. Впрочем, это не исключает «справок», которые возможно умело вплести в ткань основного материала.


Экскурсионная подтема трассовой экскурсии обязательно должна отталкиваться от показа и завершаться выводом. Но ло­гический переход к следующему объекту не обязателен, так как промежутки между объектами могут быть значительны по вре­мени, и экскурсанты заполнят их отдыхом, разговорами, питани­ем и т. д., то есть, переход в памяти, возможно, не сохранится.

В дальней тематической экскурсии, в том числе многоднев­ной, роль трассы, особенно в первый день, велика. Помимо вклю­чения всех проезжаемых объектов в основную тему, экскурсово­ду зачастую необходимо, изложить обширный биографический, исторический и другой материал, без которого знакомство с па­мятниками «места назначения» было бы не полным. Например, направляясь в 3-х дневную поездку «Архитектор Н. А. Львов в Тверском крае», необходимо уже в начале экскурсии представить этого замечательного деятеля русской культуры. Рассказ о его дет­ских и юношеских годах будет прослушан экскурсантами вдали от тех мест, где они проходили, и потому объектами показа в таком случае служат «портфель» экскурсовода, т. е. необходи­мый иллюстративный изобразительный материал. Тематическая дальняя экскурсия, включающая трассу, разрабатывается по той же методике, что и тематическая городская.

Работа над подготовкой экскурсии

Создание экскурсии - сложный процесс, требующий от авто­ра знания экскурсионной методики и профессиональной образо­ванности в той области, тематика которой в экскурсии представ­лена. Работа начинается с определения цели и задач экскурсии.

Цель, как правило, носит воспитательный характер и подчи­няет себе весь рассказ экскурсовода. Но при этом не должно быть назидательности, нравоучительных слов и интонаций.

Задачи определяют выбор объектов и информационное на­полнение экскурсий.

Началом собственно подготовки конкретной экскурсии ста­новится выбор темы. Тематика лежит в основе классификации экскурсии. Тема определяет выбор объектов, которые на нее «ра-


 


116


117


ботают», и материала, который ее раскрывает. При наличии не­скольких идентичных объектов предпочтителен тот, которому посвящен наиболее полный и убедительный материал.

Работа над содержанием экскурсии начинается с составле­ния библиографии и сбора материала по теме - знакомства с ар­хивами, посещения творческих мастерских и т. д. Одновремен­но составляется зрительный ряд экскурсии. Экскурсионными объектами могут быть:

- произведения архитектуры и градостроительства; крепост­
ные и инженерные сооружения;

- монументы и мемориальные доски;

- улицы, площади городов и сел;

- природные объекты - парки, реки, рощи и т. д.

Отбор конкретных памятников, помимо указанного выше, производится, исходя из следующих соображений:

- познавательная ценность, то есть, соответствие теме экс­
курсии, связь с определенной эпохой или историческими собы­
тиями, жизнью и творчеством замечательных людей, характер­
ность художественных форм для своего времени;

- известность объекта, независимо от причин, это вызвав­
ших. Известные объекты обязательно включаются в обзорные
экскурсии. Тематические экскурсии, особенно цикловые, могут
быть сориентированы на малоизвестные памятники, но облада­
ющие не меньшей художественной ценностью, чем знаменитые;

- уникальность объекта, которая может заключаться в его не­
повторимом облике, конструкции, неординарной судьбе, леген­
дарности; таким объектом будет самый ... древний, высокий,
миниатюрный, таинственный, романтический и т. д.;

- ансамблевая выразительность объекта, то есть удачная его
включенность в окружающую городскую или природную среду;

- местоположение объекта, удобное с точки зрения подъезда,
подхода к нему, его осмотра; его близости к местам отдыха, если
подобная программа заложена в экскурсионный маршрут.

Дополнением зрительного ряда служит «портфель» экскур­совода. Он включает разнообразные изобразительные материа­лы, помогающие раскрытию темы. В портфеле экскурсовода


 


могут быть представлены портреты «героев» экскурсии, изобра­жения несохранившихся или искаженных памятников и ландшаф­тов, объекты других регионов, планы и схемы и т. п.

Выбор объектов и отбор информационного материала позво­ляет определить маршрут экскурсии. При его составлении необ­ходимо учитывать как логику повествования, так и объективные условия проходов или проездов от одного объекта к другому. В экскурсии не следует двигаться дважды по одному месту; челноч­ных движений пешком или на автобусе быть не должно, кроме вынужденных ситуаций при тупиковом расположении объекта.

Количество остановок в экскурсии не должно быть слишком большим, чтобы не создалось ощущения поверхностного знаком­ства с темой, но и не малым, так как возможности восприятия объекта с одной точки зрения ограничены. В каждой оно опреде­ляется исходя из конкретных задач и условий. Оптимально в пе­шеходной экскурсии расстояние между объектами должно пре­одолеваться не более чем за 10-15 минут, так как более длитель­ный переход утомляет физически и ослабляет внимание к теме. В автобусной городской экскурсии проезд между объектами так­же не должен занимать более 15 минут.

Маршрут дальней поездки составляется с учетом возможно­стей туристского обслуживания в пути - питание, ночлег, торго­вые точки, бытовые остановки, сувениры. Самый интересный экскурсионный маршрут оказывается несостоятельным без дос­тойного обслуживания.

Маршрут экскурсии должен быть изучен досконально - ос­мотр объекта на месте, выбор наилучших точек его показа; под­ходы и подъезды к объекту, возможность остановки и стоянки транспорта. При этом необходим точный хронометраж, учиты­вающий время входа и выхода из автобуса, пеших переходов, посещения интерьеров и возможные задержки в связи с «пересе­чением» с идущей к тому же объекту другой группой. Время в пути за пределами городской черты исчисляется исходя из опти­мально допустимой скорости на трассе, в городе - опытным пу­тем. Все это, вместе взятое, учитывается при определении про­тяженности всей экскурсии.


 


118


119


В результате проделанной подготовительной работы состав­ляется методическая разработка экскурсии. Обычно она выпол­няется в виде таблицы, в которой обозначаются: остановка, объект показа, продолжительность остановки, наименование подтем каждой остановки, маршрут проезда или прохода от одного объек­та к другому; кроме того, отмечаются методические и организа­ционные рекомендации. На основе методической разработки со­ставляется полный текст экскурсии или так называемые карточ­ки, включающие план рассказа и отдельные его положения. Пред­почтение текста или карточек зависит от индивидуального ме­тода подготовки экскурсии каждым экскурсоводом.

Составленный текст экскурсии, однако, не может быть фор­мой ее проведения, ибо он должен отличаться избыточностью информации, быть полнее, пространнее, чем реальный вариант устной речи, для которого характерны уточняющие повторы, от­ступления, неполные предложения. «Плавающая адресация»74 контрольного текста в конкретной экскурсии будет смоделирова­на на реальную аудиторию, с учетом ее способностей прореаги­ровать на предлагаемый материал.

К организационным рекомендациям относятся пожелания по передвижению и остановке экскурсионной группы, выделение свободного времени для самостоятельного осмотра объекта и т. п.

Методическая разработка служит основой при подготовке экс­курсии и, как скелет, «обрастает» информационным материалом. К методическим рекомендациям относятся предпочтительные ва­рианты логических переходов, указания на необходимость в опре­деленном месте приемов реконструкции и цитирования и т. п.

Сдача экскурсии

В настоящее время не существует единых правил сдачи и при­ема экскурсий. Согласно традициям работы экскурсионных бюро системы ВЦСПС, методист предварительно проверял написанный

197

74 Л. Гудков, Б. Дубин. Литература как социальный институт. — М., 1994. С.


 


текст, затем экскурсоводу разрешалось провести две-три пробные экскурсии, после чего экскурсия прослушивалась на допуск. Спу­стя определенное время (в зависимости от многих обстоятельств - от нескольких месяцев до нескольких лет) экскурсия рецензиро­валась с учетом исправления сделанных замечаний. Помимо это­го экскурсовод имел возможность провести или прослушать учеб­ную или показательную экскурсию по заданной теме.

Эти два вида экскурсий близки друг другу по характеру и целям, очевидным из их названия. В учебную экскурсию может быть включен дополнительный материал, предназначенный толь­ко для экскурсоводов, а не для будущих слушателей, и потому временные рамки не выполняются с абсолютной точностью. Показательная же экскурсия - это своего рода идеальный вари­ант, отвечающий всем методическим требованиям и демонстри­рующий мастрество экскурсовода.

При проведении экскурсии использование текста экскурсо­водом недопустимо. Карточки могут привлекаться лишь для ци­тирования высказываний современников или известных лично­стей, чью оценку важно передать досконально. Более того, зач­тение прозаичных строк, а не произнесение их наизусть, создает у слушателей ощущение большей достоверности приведенных материалов. Стихи, напротив, рекомендуется читать наизусть, ибо пользование текстом снижает в восприятии экскурсантов их эмоциональное звучание.

Требования к экскурсоводу. Критерии оценки работы экскурсовода. Экскурсионная этика.

«Работа экскурсовода представляет собой род трудовой дея­тельности, то есть профессию, с целым рядом присущих только ей особенностей. Помимо знаний по специальности профессия экскурсовода требует практических навыков и комплекса уме­ний»75 В 1978 году был издан Сборник официальных материа-

75 Р. А. Дьякова, Б. В. Емельянов, П. С. Пасечный. Основы экскурсоведения. — М., 1985. С. 236.


 


120


121


лов по туристско-экскурсионной работе76, в котором четко изло­жены положения об экскурсоводе туристско-экскурсионных уч­реждений системы Центрального Совета по туризму и экскурси­ям ВЦСПС.

В настоящее время в многочисленных фирмах требования к экскурсоводу изменились - в отношении к базовому образова­нию, идейной направленности экскурсий и т. п. Но требования профессионализма, безусловно, сохраняются. Экскурсовод дол­жен обладать знанием общего и конкретного материала по пред­мету экскурсии. На этой основе суметь составить методическую разработку, написать индивидуальный текст или карточки для проведения экскурсии. Помимо основных знаний, необходимо в достаточной степени владеть основами логики, психологии, пе­дагогики. Мастерство экскурсовода заключается в умении при­менять методические приемы на практике - по заранее намечен­ному плану и экспромтом, в неожиданно возникающих ситуаци­ях.

Подготовленный материал необходимо грамотно и доходчи­во изложить экскурсантам. При этом важно учитывать состав группы, ее социальные и возрастные особенности. Адаптация материала может быть предусмотрена заранее или, в случае не­обходимости, произведена по ходу изложения темы.

От состава группы зависит социально-психологический ме­ханизм общения: «Информационное воздействие, его восприя­тие, реакция на информацию, наконец, реакция на реакцию, то есть, постоянный учет возникающей обратной связи между ин­формацией, воздействием и реакцией на него».77 Это позволяет избежать сомнительных ситуаций, а то и конфликтных, чаще всего в решении организационных вопросов. Субъектом приклад­ного экскурсоведения должен стать не «идеальный экскурсант», а личностно-ориентированная модель.


Речь экскурсовода должна быть не только грамотной, но и эмоциональной. Произнесенный в экскурсии книжный текст не воспринимается на слух, вызывает обычно скуку и ослабляет внимание и заинтересованность слушателей. Эмоциональная речь выражает личностное отношение к теме, обладает даром убеждения, обостряет интерес к материалу.

Экскурсия, являясь своего рода легким жанром, предполага­ет популярность изложения. «Это достигается благодаря своеоб­разию лингвистических характеристик экскурсионной речи, как речи разговорного жанра особого вида. К ее особенностям отно­сятся сочетание константных, частотных, вероятных, перемен­ных элементов, зависимость их от конкретных условий и обста­новки; иллюзия экспромта, импровизации, непринужденный кон­такт с экскурсионной группой, как адресатом речи; вкрапления, инкрустации архаизмов, включены в текст на основе различных коммуникативно-психологических мотиваций.».78

Хорошей оценки заслуживают те экскурсии, в которых тон рассказа меняется в зависимости от того, какие события в дан­ный момент освещает экскурсовод, какие стороны памятника истории и культуры он анализирует, какие чувства, например, волнение, гнев, радость, гордость пытается он выразить.

«Отношение экскурсовода неизменно передается экскурсан­там. Однако, не следует весь рассказ, даже по самой волнующей аудиторию теме превращать в декламацию. При проведении эк­скурсии важно избегать неоправданных эмоций, ложного пафо­са, крикливости. Надо Иметь в виду, что основным источником эмоций у экскурсантов является глубина материала, факты, спо­собные взволновать, умело построенный показ и рассказ».79

Достоинством экскурсионного показа и рассказа является сти­лизация языка экскурсии, разумеется, лишь в доступных и допу­стимых пределах. Здесь уместно использование цитат, отдель­ных слов и выражений той эпохи, которой экскурсия посвящена.


 


76 Там же.

77 И. М. Болотников Культура и общение: система взаимодействия/ Образо­
вание и культура: Традиции и новаторство/ Материалы научной конференции,
посвященной 80-летию Академии культуры. — СПБ., 1998. С.45


78 Г. А. Лескова. Экскурсия как область практической деятельности и науч­
ной дисциплины.//Туристские фирмы. Выпуск 23. С. 223

79 Р. А. Дьякова, Б. В. Емельянов, Пасечный П. С. Ук. соч. С. 241.


 


122


123


При этом незнакомые широкой публике слова следует «перевес­ти» на современный язык, но как бы незаметно, ненавязчиво.

Стиль речи экскурсовода должен быть увязан с темой. Так, в искусствоведческой тематике уместны богатые метафоры, срав­нения, сложные речевые построения (при соответствующем куль­турном уровне группы), в то время как военная тематика требует четкости, жесткости, рубленности речи. Разумеется, это возмож­но лишь в отдельных фрагментах экскурсии, но внимание к этой проблеме необходимо.

Необходимым требованием к экскурсоводу советской эпохи была идейная убежденность и пропагандистская направленность экскурсии. При современном плюрализме, многопартийности экскурсоводу не следует утверждать какую-либо одну идейную или политическую концепцию и даже высказывать собственные идеологические взгляды. Его задача - отстаивать общегуманис­тические ценности, которые должны быть близки каждому чело­веку.

Важную роль в донесении до слушателей экскурсионного материала играет жест. Он указывает на объект показа, при этом сопровождается словесным «справа», «слева», «вдали», «прямо по ходу» и т. п. Жесты-паразиты или излишняя жестикуляция дезориентирует слушателей, вносит ощущение напряженности или суетливости в экскурсионный процесс, что в любом случае осложняет восприятие темы.

Напротив, жест способен облегчить понимание материала. Об этом писали еще экскурсионисты 1920-х годов. Так, в экскур­сии, посвященной искусству барокко, не лишним будет обвести рукой по воздуху линии барочного наличника, усилив тем са­мым зрительное впечатление от разорванности линий, динами­ки, усложненности, углубляя понимание стиля (пример по Н. А. Гейнике80). Или, поясняя, как складывается облик особняка при проектировании его «изнутри — наружу» в эпоху модерна, где невозможно использовать обычные геометрические обозначения форм и объемов, роль жеста приобретает важное значение.

80 Культурно-исторические экскурсии. С.8.


4 л


Главное требование к внешнему виду экскурсовода - акку­ратность. Одежда, костюм экскурсовода, безусловно соответству­ющие времени года и условиям проведения экскурсии, бижуте­рия, макияж не должны характеризоваться излишней экстрава­гантностью. Это может вызвать неадекватную реакцию группы и снизить или даже полностью разрушить впечатления от экс­курсионной темы. Дифференцированный подход к внешнему виду экскурсовода связан также с составом группы - возраст­ным и социальным, отечественным или зарубежным. Классич­ность и традиционность туалета отвечает, как правило, любому составу экскурсантов.

Внешний облик экскурсовода должен также соответствовать излагаемой теме. Так, сугубо спортивный, грубоватый стиль одежды не будет восприниматься в экскурсии, посвященной воп­росам дворянской культуры, в равной мере, как и подчеркнуто «дамский» (с декольте, рюшами и воланами) в теме, раскрываю­щей трагедию войны и блокады.

Задача экскурсовода - уже при первом знакомстве с группой, установить с ней прочные контакты. Этому способствует при­ветливость, доброжелательность, непринужденность во взаимо­отношениях с аудиторией.

В речи экскурсовода, даже вне экскурсионного текста (в пе­рерывах, на бытовых остановках, в индивидуальном контакте с экскурсантами) исключаются назидательность, нравоучительные слова и интонации, тем более речевая агрессия. Чувство юмора, шутка, улыбка способны разрядить обстановку, снять почему-либо возникшее напряжение и вызвать к себе симпатию людей, необходимую в ходе экскурсии.

Взаимоотношения с коллегами при смешанном виде экскур­сии - водителем транспортного средства, обслуживающим пер­соналом - в длительных поездках должны носить деловой и веж­ливый характер. В присутствии экскурсантов необходимо исклю­чить как панибратство, так и выяснение отношений. Атмосфера взаимного уважения всех участников экскурсии определяет ус­пех мероприятия.


 


124


125


Экскурсии для школьников. Их особенности. Возможности экскурсионной дeятeльнocти в средней школе.

Использование экскурсии как формы учебно-воспитательно­го процесса известно очень давно. Проведение экскурсий со школьниками основано на дидактических принципах и прави­лах педагогики. К ним относятся научность, сознательность вос­приятия, последовательность, систематичность и логичность изложения материала, наглядность, доступность, доходчивость, яркость и эмоциональность раскрытия темы. При создании экс­курсии для младших школьников следует учитывать то, что у них более развита наглядно-образная память, а у старших - словес­но-логическая.

У дошкольников и детей младшего школьного возраста пре­обладает развивающий характер экскурсий. Общение экскурсо­вода и маленьких экскурсантов строится по системе диалога -«вопросы — ответы». Экскурсия не должна изобиловать экскур­сионными объектами, ибо по каждому из них необходимо услы­шать мнение всех ребят, желающих отвечать, а в этом возрасте ребята, как правило, активны, даже испытывают чувство возбуж­дения и радости от возможности поделиться своими соображе­ниями по обсуждающемуся вопросу. Каждое самостоятельное суждение должно быть замечено и одобрено экскурсоводом.

Детей младших классов интересуют объекты, которые вызы­вают у них конкретную реакцию - «Какое высокое здание!», «Какая обширная площадь!». Они мыслят конкретно, и поэтому методический прием сравнения дает наибольший успех в рас­крытии темы.

На каждой экскурсионной остановке желательно предусмот­реть время для физической «разминки» - пробежать от одного памятника к другому (при пешеходной экскурсии в парке), дать возможность свободно осмотреть экскурсионный объект (разу­меется, с учетом безопасности детей) и т. д.

Для детей среднего школьного возраста характерна смена видов деятельности и впечатлений. На экскурсии они быстро запоминают зрительные образы, сохраняют их в памяти. Поэто-


му в экскурсионном рассказе и показе успешно «работают» при­емы сравнения и аналогии. Рассказ строится на принятых ди­дактических правилах: от простого — к сложному, от неизвестно­го—к известному; и наоборот, от частного — к общему и от обще­го - к частному, локальному.

В школьной экскурсии определенную сложность вызывает масса посторонних объектов, не связанных с темой экскурсии, но встречающихся по пути. В некоторых случаях их нельзя не заметить, ибо они в первую очередь привлекают внимание де­тей. Здесь очень важным является чувство меры в обращении к «постороннему» материалу. Экскурсовод не должен превратить­ся в гида, экскурсионный показ - в «гидизм», ибо, по выраже­нию Н. П. Анциферова, «туристское пенкоснимательство» - злей­ший враг экскурсионного дела».81

На время прохода или перехода таких объектов разумно дать задание школьникам - обдумать, ответить на вопрос и т. п. Переры­вы в подаче материала необходимы, в том числе и для физического отдыха. А самостоятельное осмысление проблемы ведет к активи­зации творческого потенциала ученика, что, в конечном счете, яв­ляется важным результатом экскурсионной деятельности.

Экскурсия является формой занятий в учебном процессе об­щеобразовательных школ. Как правило, она обогащает дополни­тельным материалом учебные школьные курсы и позволяет закре­пить их темы новым зрительным рядом, новыми эмоциональны­ми ощущениями. Городская или пригородная экскурсия позволяет познакомить учащихся с подлинными памятниками истории и культуры - крепостными сооружениями и дворцово-парковыми ансамблями, культовыми зданиями и историческими кладбища­ми и т. п. Экскурсия позволяет представить ту пространственную среду, в которой формировались таланты поэтов и художников, архитекторов и музыкантов, революционеров и ученых.

Экскурсионное путешествие материализует наши представ­ления о жизни великих людей, знакомя с адресами их места жи­тельства. В этом плане наибольший эффект получается от слия-

1 Н. П. Анциферов. О методах и типах историко-культурных экскурсий. С.5.


 


126


127


ния экскурсии пространственной с музейной - в мемориальном музее исторического лица или хранилище его произведений, на­пример, в Пушкинском доме, где собраны рукописи и личные вещи многих литераторов.

Пространственные экскурсии, знакомящие с памятниками ар­хитектуры и искусства, могут стать дополнениями не только к курсам литературы и истории, но и к курсам естественных и точ­ных наук, в том числе химии, ботаники, математики, астроно­мии, физики.82

Экскурсионная деятельность самих школьников представля­ется привлекательной формой внеклассной работы. Экскурсион­ные кружки существуют во многих школах. Обычно они начина­ют свою работу с изучения «Малой Родины», т. е. района или даже микрорайона, где располагается школа.83 Их объекты зрительно хорошо знакомы детям, и потому включение их в экскурсию орга­нично, проще как для юных экскурсоводов, так и для слушателей. Слушателями, как правило, становятся учащиеся той же школы, но, обычно, более младших классов. Такая совместная деятель­ность знакомит ребят разного возраста, создает ощущения личной причастности к общему школьному содружеству, способствует воспитанию ответственности старших за младших ребят.

Внимательное изучение своей Малой Родины делает поня­тие «Родины» реальным, ближним, служит патриотическому воспитанию учащихся.

Мини-экскурсии, подготовленные учителем или, под его ру­ководством, учащимися могут стать органичной частью занятий по курсу «История и культура Петербурга». Экскурсия в этом случае будет играть роль учебного материала, или станет резуль­татом — зачетом после изучения программы.

Экскурсия, проведенная на живом городском материале, а не

82 Н. А. Алексеева. Проблемные аспекты включения архитектурных памят­
ников в рамки учебных курсов петербургских школ// Образовательная деятель­
ность художественного музея. Выпуск 5. - СПб., 1997.

83 Н. А. Алексеева. Историко-культурный контекст архитектурного ансамб­
ля Михайловского дворца (Русский музей и его окружение).// Музейная педаго­
гика в школе. - СПб., 1994.


на картинках или слайдах, направлена на получение личных впе­чатлений от общения с памятниками и станет фактором личного опыта школьника.

Для учителя, педагога, руководителя кружка экскурсионное изучение города, помимо усвоения учащимися информации, по­могает в воспитании молодых людей истинными петербуржца­ми, наследниками великих традиций, стремящимися к возрож­дению традиционной петербургской культуры.

Подготовка экскурсий помогает ребятам принимать участие в ежегодных городских и районных конкурсах на звание «луч­шего юного экскурсовода Петербурга».84 Кроме того, предмет «История Петербурга» включен в число экзаменационных дис­циплин по выбору для выпускников средних школ, и экскурси­онная практика немало способствует успешной сдаче экзамена по этому курсу.

Еще одной очень важной стороной экскурсионной практики учащихся является приобретение и развитие навыков устной речи. Экскурсионная методика учит логично и обстоятельно по­строить выступление, ответ на экзамене и т. п.; учит эмоцио­нальности в публичных выступлениях.

Педагог, благодаря обращению к экскурсионной деятельнос­ти, пополняет свой арсенал новыми методиками; учащиеся же приобретают новые формы постижения учебного материала и новые формы интеллектуального досуга.

Пример разработки авторской экскурсии «Дачные окрестности Петербурга»

Обоснование востребованности экскурсии «Дачные окрест­ности Петербурга. В ЛГБЭ существуют разработанные ранее темы «Дворцово-парковое ожерелье» и «Старинные усадьбы Ле­нинградской области». Экскурсия «Дворцово-парковое ожерелье» включает знакомство с дворцово-парковыми ансамблями XVIII -

84 В. И. Аксельрод. Программа краеведческого всеобуча// Наследие и со­временность. Выпуск 2.- М., 1995.


 


128


129


начала XIX века - Стрельны, Ропши, Гатчины, которые принадле­жали представителям царствующего дома и являлись загородны­ми парадными резиденциями. Территориально маршрут проходит по южному побережью Финского залива, ближайшим южным и юго-западным окрестностям Петербурга. Экскурсия «Старинные усадьбы» посвящена усадебному строительству дворянской Рос­сии, включает усадебные комплексы «золотого века» русской усадь­бы - Скворицы Демидовых, частично Павловск конца XIX века, а также эволюцию усадьбы во 2-ой половине XIX - начале XX века на примере Дружноселья Витгенштейнов и Белогорки Елисеевых. Все названные объекты расположены к югу от Петербурга.

Следующий этап пригородного строительства 2-ой Х1Х-на-чала XX века связан со становлением нового типа загородного дома-дачи. Задача экскурсии - представить дачное строитель­ство второй половины XIX-го - начала XX века как особое соци­альное явление в России в буржуазную эпоху. Экскурсия «Дач­ные окрестности» составила с двумя предшествующими тема­тический цикл, последовательно раскрывающий особенности освоения земель Петербургской губернии, а на этом примере - и всей европейской России.

Учитывая, что две первые темы цикла охватывали южные районы под Петербургом, то для третьей темы избран северный район, тем более что близкие городу северные острова, Новая и Старая деревни, Лесное первыми были освоены дачниками.

Выбор опорных объектов экскурсии, раскрывающих следую­щие задачи.

Исходя из архитектурно-художественной ценности, истори­ческой значимости, доступности посещения, сохранности пред­лагаются следующие памятники, отвечающие заданной теме:

1. Собственная дача на Каменном острове - как один из пер­
вых примеров дачного строительства конца XVIII-гo века.

2. Дача Шишмарева в Старой Деревне - как образ «дворянс­
кого гнезда» для «новоиспеченного» дворянина.

3. Дача на Болотной улице в Лесном - как пример типологии
загородного дома петербуржца средней руки последней трети
XIX-го века.


Дачи на Каменном острове:

4. Гаусвальде и

5. Фолленвейдера - как пример загородного буржуазного особ­
няка-дачи эпохи модерна.

6. Дача Половцова на Каменном острове - как пример нео­
классики в загородном строительстве и возвращения к традици­
ям усадебной культуры в 1910-е годы.

7. Дача Фаберже в поселке Песочный - как пример загород­
ного дома-мастерской делового человека буржуазного века.

8. «Городок Сан-Галли» на Петровском острове - как пример
дачно-промышленного освоения ближайших пригородов Петер­
бурга для решения коммерческих и социальных задач.

На каждом из предлагаемых объектов выделен свой ведущий лейтмотив, как один из аспектов общей темы экскурсии.

Определение маршрута экскурсии.

В классическом варианте экскурсии (то есть абстрагирован­ном от места встречи с группой) маршрут начинается с ближай­ших к центру города объектов и, далее, последовательно разво­рачивается к отдаленным районам, вне зависимости от хроноло­гии в создании памятников. При составлении маршрута необхо­димо изучить все возможные варианты проездов, в некоторых случаях и проходов, от одного объекта к другому. Помимо опти­мального варианта, нужны запасные на случай непредвиденных дорожных ситуаций.

Во время проведения экскурсионной поездки экскурсовод должен выполнять также роль «штурмана», так как водитель ав­тобуса не только не знает вашего авторского варианта, но и мо­жет не быть знаком с этим районом города.

Таким образом, наша экскурсия начинается с Петровского острова и далее проходит по островам Крестовскому и Каменно­му. Затем планируется выезд в Новую и Старую Деревни, Лес­ное и, в заключение - за пределы города, в поселок Песочный.

Маршрут (основные магистрали): набережная реки Ждановки -Петровский проспект (Городок Сан-Галли) - Круглая площадь -Петровский мост через Малую Невку - проспект Белосельских -мост через реку Крестовку - набережная реки Крестовки (Соб-


 


130


131


ственная дача) - 2-ая Березовая аллея (дача Гаусвальд) - мост че­рез Большой канал - Большая аллея (дача Фолленвейдера) - Теат­ральная аллея — набережная Средней Невки (дача Половцова) -наб. Крестовки - 2ая Березовая аллея - Каменноостровский про­спект - мост Ушакова - Приморский проспект (дача Шишмарева) -Школьная улица - Ланское шоссе - Новороссийская улица - Ин­ститутский пр. - проспект Мориса Тореза - Болотная ул. (дача на Болотной) - проспект Мориса Тореза - Выборгское шоссе - пово­рот на Песочный (дача Фаберже).

Содержание экскурсии.

Для наполнения экскурсии материалом следует четко обозна­чить предмет изучения. Сформулируем это следующим образом: «Дача как культурный феномен». Это предполагает культуроло­гический подход, и, следовательно, должен привлекаться не толь­ко локальный материал, но и общий, раскрывающий особеннос­ти эпохи в целом.

Предлагаемые к рассмотрению темы:

1. Понятие «дачи» в разные эпохи.

2. Термин «дача». Зарождение дачного строительства под Пе­
тербургом. Дачный бум в России 1870-х - 1900-х годов.

3. Дача как один из типологических видов загородного стро­
ения. «Образцовые» проекты дач.

4. Стилистика дачного дома. «Национальный стиль» в дач­
ном строительстве последней трети XIX-го века.

5. Дача - как явление социальное. Дачная жизнь: занятия,
развлечения, пространственная среда дачных пригородов, транс­
портные и духовные связи с городом.

6. Дача как реализация возможности комфортного и экологи­
чески благоприятного проживания близ крупного мегаполиса.

7. Дача как выражение ностальгии по ушедшей усадебной
дворянской культуре с ее художественными идеалами и духов­
ной наполненностью.

8. Образ дачи в прозе, поэзии и изобразительном искусстве.
Кроме общих определений, по каждому из предусмотренных

экскурсионных объектов следует привлечь краеведческий, исто­рический, архитектурный материал, касающийся личности вла-


дельцев и истории владения памятником, а также его реставра­ции и современного использования.

Выбор литературы.

Литература для изучения данной темы также разделяется на общую и специальную.

К общей относятся труды по истории русской культуры, рус­ской архитектуры, по истории Петербурга и его окрестностей, в том числе издания бытописателей прошлого: П. Свиньина, М. Пыляева, П. Столпянского и др.

В список специальной литературы должны войти справоч­ное издание ГИОПа «Архитектурные памятники Ленинграда» с подробной справкой о строительстве и бытовании памятника, монографии архитекторов — авторов включенных в экскурсию построек; отдельные издания, прямо или косвенно касающиеся экскурсионных объектов.

Дополнением может служить мемуарная и художественная литература - проза, поэзия. К примеру, Невским островам посвя­щены стихи А. Пушкина, А. Апухтина, А. Блока и других поэтов «серебряного века».

Помимо литературных источников следует привлечь иконогра­фический материал - графику и живопись. Он может быть исполь­зован для «реконструкции» облика того или иного сооружения или района, для вербального воссоздания исторических реалий и даже может быть включен в «портфель» экскурсовода. Следует обратиться к произведениям Б. Патерсена, К. Бегтрова, С. Галактионова, К. Кольмана, запечатлевшим виды Невских островов.

Выявление объектов на проезде по утвержденному маршруту. Составление справок.

Помимо «остановок», надо определить важность для раскры­тия данной темы объектов, встречающихся на проезде между остановками.

1. Царский участок на Петровском острове, где в начале XVIII века находился дворец царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра Первого.


 


132


133


2. Дом Ветеранов сцены на Круглой площади, на Петровс­
ком острове.

3. Каменная пристань на берегу Малой Невки, аллея старых
деревьев дачи Белосельских-Белозерских на Крестовском остро­
ве. Середина XIX в.

4. Дачи Каменного острова, XIX — ХХ-го в.

5. Елагин дворец, 1818-1922.

6. Каменноостровский театр, арх. С. Шустов, 1827.

7. Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи на Каменном ос­
трове Арх. Ю. М. Фельтен, 1780-е.

8. Благовещенская церковь. Арх. А Мочульский, 1803.

9. Буддийский храм. Арх. Н. Березовский, Г. Барановский, 1910-е.

Все перечисленные объекты обращают на себя внимание зри­тельно, и, соответственно, требуют справочного материала. Каж­дый из них, помимо сообщения кратких «паспортных» данных может быть соотнесен с заданной темой, обогащая ее зритель­ными образами.

Например, упоминание о даче Белосельских-Белозерских позволит рассказать об увеселительном саде на Крестовском ос­трове, о катальных горах и каруселях, оборудованных владельца­ми острова и составляющих неотъемлемую часть время провож­дения дачников среднего класса. Для убедительности это можно проиллюстрировать материалами «портфеля» экскурсовода -литографией А. П. Брюллова «Крестовский остров» и др.

Эта же тема должна быть продолжена при показе Каменноо-стровского театра, где летом выступали известные российские и зарубежные труппы и который посещался высокопоставленной публикой.

Определение темы каждой остановки. «Разведение» мате­ риала по объектам.

1. Городок Сан-Галли на Петровском острове.

Тема: Дачно-промышленное освоение ближайших пригоро­дов Петербурга.

Одновременно рассказывается о жизни и деятельности Сан-Галли, о «рабочих городках» Петербурга начала ХХ-го века, раз­решавших многие социальные проблемы. Расположенный рядом


с «Городком» Царский участок позволяет кратко остановиться на более ранних этапах освоения Петровского острова, имею­щих ту же тенденцию - сочетание театральных представлений, увеселений (Театр Натальи Алексеевны) с промышленным пред­принимательством (Канатный завод братьев Ждановых). Пово­дом для сообщения об их деятельности на Петровском острове может стать название реки -«Ждановка» и одноименной набе­режной, упоминаемые на подъезде.

2. «Собственная дача» на Каменном острове. Арх. К. И. Рос-си, конец XVIII в.-1825.

Тема: Начало собственно дачного строительства на Камен­ном острове в конце XVIII века. Характер дачной застройки это­го времени.

Базовым материалом является история владения дачей, со­циальное положение первых владельцев, ее дальнейшее бытова­ние при Александре I и восстановление после наводнения 1824 года по проекту К. И. Росси.

3. Дача Гаусвальде на Каменном острове. Арх. В. Шене, В.Ча-

гин, 1898.

Тема: Новый тип буржуазного особняка эпохи модерна.

Зрительный образ позволяет представить свободное объемно-пространственное построение здания, обусловленное проектиро­ванием «изнутри - наружу», многообразие строительных и отде­лочных материалов. Также доказательно можно показать освое­ние центральной части Каменного острова в начале XVIII века.

4. Дача Фолленвейдера на Каменном острове. Арх. Р. Мель-

цер,1904.

Тема: Неповторимость облика и образного решения как объе­диняющее качество дач и особняков модерна.

Рассказ оживится упоминанием названий дач, характеризу­ющих сказочность образа в восприятии современников - «Са­харная голова», «Баба Яга», «Золотая рыбка». Здесь же возмож­но продемонстрировать традиционность в составе загородного комплекса на ограниченном по территории участке - каменная ограда, монументальные ворота, пейзажная планировка, водоем, аллея деревьев и кустарников.


 


134


135


5. Дача Половцова на Каменном острове. Арх. И. Фомин, 1913.
Тема: Возвращение к образу дворянской усадьбы в архитек­
туре дачи и составе интерьеров. Дача-музей.

Необходимо обратиться к неоклассике 1910-х годов и на этой основе подчеркнуть визуальную связь с Елагиным дворцом. А также напомнить о богатстве художественной коллекции, собран­ной здесь, пояснив это личностью владельцев - барона А. Штиг­лица и его зятя А. Половцова.

Расположенный рядом Каменноостровский театр, дача По­ловцова и Елагин дворец составляют единый архитектурный ансамбль и позволяют рассказать о театральных летних сезонах на Каменном острове, о дачном быте высокопоставленного об­щества.

6. Дача Шишмарева в Старой деревне. Арх. А. Мельников,
1825.

Тема: Тип загородной усадьбы рубежа XVIII — XIX вв.

Обратившись к заданному заказчиком образу дачи, можно выйти на судьбы владельцев земли и дачи - Яковлевых и Шиш-маревых. Удачно дополнит образ «дворянского гнезда» Благове­щенская церковь, показанная на подъезде к остановке — цер­ковь-ротонда, характерная для храмов усадебного типа. Здесь же возможно представить этот район — Новой и Старой Деревни как место увеселительных заведений различных слоев общества в начале XX века, таких как вилла Родэ, Ливадия, Аркадия и т. п.

Для углубления этой темы уместно привлечь литературные произведения, и в первую очередь - «Незнакомку» А. Блока.

На пути к следующей остановке расположен Буддийский храм. Его привлекательность для экскурсантов очевидна, поэто­му необходимо включить его в число остановок с обязательным выходом из автобуса. Во имя цельности общей экскурсионной темы надо рассмотреть его в контексте данной экскурсии, связав (один из вариантов) возможность его строительства в Петербур­ге с указом о веротерпимости, с более свободным, с точки зре­ния религиозных представлений, статусом дачной местности и т.п. Сам Буддийский храм может быть охарактеризован кратко, но следует предоставить группе возможность осмотреть его са-


мостоятельно. В этом случае буддийский храм из справочного материала приобретает значение экскурсионной остановки.

7. Дача на Болотной улице. Начало XX века.

Тема: Сложение типа деревянного загородного дачного дома в последней трети XIX века.

Показать, как сказалось изучение северного деревянного зод­чества и декоративно-прикладного народного искусства на по­исках национального своеобразия русской архитектуры XIX века. Раскрыть ординарность и уникальность дачи на Болотной ули­це, ее бытование, ее революционное прошлое и музейное насто­ящее.

8. Дача Фаберже в поселке Песочном. Арх. В. Стори. Из аль­
бома типовых проектов. Начало XX века.

Тема: Дача-мастерская художника.

Продемонстрировать простоту и целесообразность, присущие типовому проекту дома и изобретательность в решении парково­го участка. Проследить этапы становления и расцвета творче­ства мастеров династии Фаберже и их коллег в Петербурге.

Включение в маршрут остановок с выходом из автобуса.

Исходя из принятого маршрута и числа остановок, необходи­мо определить количество экскурсионных и бытовых остановок.

В первую очередь, это определяется возможностью осмотра памятника, потребностью обойти его, увидеть с нескольких то­чек зрения. Необходимость выхода из автобуса может быть про­диктована недоступностью подъезда на близкое расстояние к объекту.

В нашем варианте выход группы из автобуса необходим на первой остановке у Городка Сан-Галли.

На Каменном острове расположение памятников столь близ­ко друг к другу, что целесообразно, осмотрев из окна автобуса Собственную дачу, пройти пешком от дачи Гаусвальде к даче Фолленвейдера и далее к даче Половцова, отправив автобус к Каменноостровскому театру. Обойдя дачу Половцова со сторо­ны Средней Невки, уместно дать справки о Елагином дворце,


 


136


137


театре и даче Клейнмихель. Таким образом, автобусная экскур­сия дополнится небольшой пешеходной экскурсией продолжи­тельностью около одного часа.

Следующий выход из автобуса предстоит сделать у Буддийс­кого храма. Возможно зайти с группой во двор храма, рассказать о нем, показать элементы ламаистской символики на фасадах зда­ния и предложить желающим самостоятельно зайти внутрь. В дру­гом варианте допустимо рассказать о храме в автобусе, поставив его в переулке сбоку от храма, и предоставить экскурсантам сво­бодное время для самостоятельного его осмотра и посещения. Данная остановка представляется необходимой, так как, помимо экскурсионных, здесь могут быть решены и бытовые проблемы. С дачей на Болотной улице можно знакомиться как из окна автобуса, так и на выходе.

Следующий большой переезд в поселок Песочный предпо­лагает не только «близкое» знакомство с дачей Фаберже, но и свободное время для отдыха.

Количество выходов из автобуса влияет на общее время экс­курсии. Имеет смысл предусмотреть два варианта - зимний и летний, протяженностью от 6-ти до 10-12-ти часов.

В зависимости от состава экскурсантов, от места встречи с группой из зимнего варианта может быть исключен последний адрес — дача Фаберже за пределами города, что концепцию экс­курсии принципиально не изменит. Часть материала последней остановки возможно перенести на ряд предшествующих.

Напротив, летний вариант следует обогатить дополнительной остановкой, лежащей в русле основного маршрута, для продолжи­тельного отдыха на природе. В нашем варианте такими останов­ками могут стать ансамбли Осиновой Рощи или Шуваловского парка, так как и в том, и в другом случае есть обширная парковая зона, места купаний, торговые точки. Каждый из этих объектов возможно включить в экскурсию тематически, показав, как в бур­жуазную эпоху прежняя дворянская усадьба превращается в дачу. Независимо от экскурсионных остановок, вдоль всего пути следования необходимо продумать возможные места бытовых остановок.


Вопросы к главе 4.

1. Краеведческое общество «Старый Петербург» и его деятельность. Экскур-
сионисты 1920-х гг.

2. Экскурсионное дело в России в 1970-90-е годы и его организационные
формы.

3. Классификация экскурсий по тематике, месту проведения и способу
передвижения. Их особенности.

4. Специфика экскурсионной работы с детской аудиторией.

5. Специфика экскурсионной работы со взрослой разновозрастной аудиторией.

6. Особенности экскурсионной работы с отечественными туристами в
зарубежных поездках и иностранными туристами в России.

7. Обоснование темы экскурсии. Критерии выбора зрительного ряда.

 

8. Основные этапы подготовительной работы по созданию экскурсий.

9. Интегрирование экскурсионного материала с материалом общеобразова­
тельных школьных курсов.

10. Роль экскурсии в учебно-воспитательном процессе.

Семинар 1.

Тема. Специфика обзорной городской экскурсии.

Вопросы к семинару:

1. Основные признаки обзорной экскурсии во внемузейной среде.

2. Пространственный характер обзорной экскурсии.

3. Понятия «зрительного ряда» или «зрительного поля» в обзорной экскур­
сии.

4. Специфика подачи города в пространственной экскурсии.

5. Образовательный характер обзорной экскурсии.

6. Особенности обзорной экскурсии в связи со спецификой экскурсионной
группы - возрастной, социальной, отечественных или иностранных
туристов.

Семинар 2.

Тема: Специфика «культурного туризма» для отечественных и ино­ странных заказчиков.

Вопросы к семинару:

1. Понятие «культурного туризма».

2. Особенности городской экскурсии культурологического характера.

3. Специфика подачи тематического материала в зависимости от состава
группы.

4. Специфика подачи справочного материала в зависимости от состава

группы.

5. Использование аудио- и видеосредств в культурном туризме.

6. Включение в экскурсионные туры зрелищных мероприятий.


 


138


139


Литература

1. Академия культуры в системе туристского образования / Туристский дом.
Вып.З. 1998, февраль.

2. Аксельрод В. И. Программа краеведческого всеобуча / Наследие и современ­
ность. Выпуск 2.— М., 1995.

3. Алексеева Н. А. Историко-культурный контекст архитектурного ансамбля
Михайловского дворца (Русский музей и его окружение) / Музейная педаго­
гика в школе. — СПб., 1994.

4. Алексеева Н. А. Проблемные аспекты включения архитектурных памятни­
ков в рамки учебных курсов петербургских школ/Образовательная деятель­
ность художественного музея. Выпуск 5. — СПб., 1997.

5. АнциферовН. П. «Непостижимый город...». — Л., 1991. Вступительная ста­
тья А. М. Конечного, К. А. Кумпана.

6. Анциферов Н. П. О методах и типах историко-культурных экскурсий. — Пп,
1923.

7. Анциферов Н. П. Теория и практика экскурсий по обществоведению. — Л.,
1926.

8. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В., Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. —
М., 1980.

9. .

10. Гаршина Н. Н. Интеллектуальный туризм в России / Труды Академии туриз­
ма. Выпуск 1. — СПб., 1995.

11. Гассерт К. Города: Географический этюд. - М., 1912.

12. Герд В. А. Экскурсионное дело. Сборник статей по вопросам методики экс­
курсий. - М.-Л., 1928.

13. Городская обзорная экскурсия (методические рекомендации). - М., 1975. За­
городные экскурсии (методические рекомендации). М., 1979.

14. Гревс И. М. Дальние гуманитарные экскурсии и их воспитательный и образо­
вательный смысл/ Экскурсионное дело. №№ 4-6.1922.

15. Дьякова Р. А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. —
М., 1985.

16. Емельянов Б. В. В помощь экскурсоводу. - М., 1976.

17. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях. - М., 1992.

18. Еременко Е. Д., Лескова Г. А. Аудио-визуальное сопровождение многоднев­
ной автобусной экскурсии: перспективы использования // Научно-методичес­
кие проблемы подготовки специалистов в ВУЗах культуры. Тезисы выступ­
лений на конференции преподавателей ГАК 20 апреля 1998 г. — СПб., 1998.

19. Каган М. С. Эстетика как философская наука. Курс лекций. - СПб, 1997.

20. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-ху-
дожественная проблема// Гуманитарий. Ежегодник Академии гуманитарных
наук №1.-СПб., 1995.

21. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. - СПб., 1996.


 

22. Каганов Г. 3. Санкт-Петербург: Образы пространства. - М., 1995.

23. Конечный А. М. Н. П. Анциферов - исследователь Петербурга / Петербург и
губерния. Историко-этнографические исследования. -Л., 1989.

24. Конечный А. М. Общество «Старый Петербург - Новый Ленинград». 1921-
1938./Музей 7. -М., 1987.

25. Крайнер Е. Н. Историко-культурное просвещение средствами художествен­
но-образного воздействия. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук. - СПб., 1999.

26. Культурно — исторические экскурсии. Под ред. Н. А. Гейнике. В 3 частях. -
М., 1923.

27. Ленинград. Путеводитель. Сост. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. - Л., 1988.

28. Лескова Г. А. Задачи курса «История искусства» в учебном плане специали­
зации «Экскурсоведения» / Научно — методические проблемы подготовки
специалистов в вузах культуры. - СПб., 1996.

29. Лескова Г. А. Новую жизнь - старым профессиям - старым профессиям //
Туристские фирмы. Выпуск 22. - СПб., 2000

30. Лескова Г. А. Экскурсоведение как область практической деятельности и на­
учная дисциплина. (К проблемам профессиональной подготовки экскурсо­
водов) // Туристские фирмы. Выпуск 23. - СПб., 2001.

31. Лескова Г. А., Творогова Л. М. Музей в системе многодневной пространствен­
ной экскурсии как образовательном процессе //Музей и образование. Сбор­
ник научных трудов. - СПБ., 1999.

32. Лурье Л., Кобак А. Рождение и гибель петербургской идеи // Музей и город.
Вып.2.-СПб., 1993.

33. Маранцман В. Г. Экскурсия как средство формирования ценностных ориен­
тации/ Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы. Сборник, научн.
тр. Вып. 5.-СПб., 1999.

34. Мастеница Е. Н. Проблемы петербурговедения в курсе «Региональная куль­
турология»/ Научно-методические проблемы подготовки специалистов в ву­
зах культуры. - СПб., 1996.

35. Милова Т. Г. Преподавание дисциплины «Экскурсоведение: теория и методи­
ка» студентам — музееведам»/ Научно-методические проблемы подготовки
специалистов в вузах культуры. - СПб., 1996.

36. Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагоги­
ческих наук.-СПб., 1999.

37. Омельченко Б. Ф. Экскурсионное общение. Познание, воспитание, отдых. -
М., 1991.

38. Памятниковедение. Теория, методология, практика. -М., 1986.

39. Помарнацкий В.Ф. Организация учебных экскурсий/ Преподавание истории
в школе.-М., 1973.

40. По очагам культуры: Новые темы для экскурсий по городу. - Л., 1926.

41. Поршнев В. П. Курс «Мифология и библеистика» для студентов специально-


 


140


141


сти «Экскурсоведение». Проблемы методики преподавания и возможности профилизации / Научно — методические проблемы подготовки специалис­тов в вузах культуры. Темы выступлений на конференции преподавателей СПб. ГАК 24 марта 1997 г. - СПб., 1997.

42. Путеводитель по Санкт - Петербургу. Образовательные экскурсии. СПб.,
1903.Репринтное издание. СПб.,1992.

43. Рейзенкинд Т. И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кад­
ров к художественно-просветительской деятельности. Автореферат диссер­
тации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 1998.

44. Ремшмидт X. Психологические особенности старших школьников. -М, 1994.

45. Г. Ричарде. Культурный туризм в Европе // Актуальные вопросы теории и
практики туризма. Труды. Выпуск 2. — СПб., 1997.

46. Романов Н. И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсион­
ный вестник. № 1-2. - М., 1916

47. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференцированная психология. -Л., 1990.

48. Сергеева Н. И., Гаршина Н. Н. Опыт подготовки специалистов в сфере туриз­
ма в Санкт-Петербургской Государственной Академии Культуры// Актуаль­
ные вопросы теории и практики туризма. Выпуск 2. - СПб., 1997.

49. Степанов А. В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. - М,
1993.

50. Туристские фирмы. Выпуск 24. - СПб.,2001.

51. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусст­
ва и публики. - М., 1981.

52. Шенгелия Н. О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исто­
рических городах на основе международного опыта в этой сфере // Труды
Академии Туризма. Вып. I. -СПб. 1995.

53. Экскурсионный вестник. 1922. Вып. 1.

54. Экскурсионное дело. 1921,1922,1923 гг.

55. Экскурсии и современность. - Л., 1925.

56. Экскурсии по Ленинграду и пригородам. Справочник. - Л., 1983.


Оглавление

Введение .................................................................................................................... 3

Глава 1. Исторический аспект развития экскурсионного дела..................... 5

§1.Из истории зарубежного экскурсионного опыта.......................................... 5

§2.Из истории отечественного экскурсионного опыта................................... 10

§З.Основные направления развития музейной коммуникации...................... 15

§4. Специфика педагогической деятельности современного музея.............. 18

Глава 2. Психолого-педагогические особенности экскурсионной работы... 23

§1. Визуальное мышление и восприятие музейного памятника.................... 23

§2. Общение как специфическая форма педагогического контакта со зрителем в художественном музее и специфика восприятия

музейного подлинника................................................................................ 30

§3. Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной
аудиторией.................................................................................................... 36

Глава 3. Экскурсия в музее................................................................................ 48

§1. Типы музейных экскурсий. Формы анализа музейного памятника........ 48

§2. Формы анализа музейного памятника....................................................... 60

§3. Методические принципы подготовки и проведения обзорной, образовательной и развивающей экскурсии в условиях музейной

экспозиции.................................................................................................... 61

§4.Учитель на музейной экспозиции................................................................ 77


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!