Основные направления развития музейной коммуникации
Термин «коммуникация», появившийся в широком научном обиходе с конца 1940 — х годов, в своем содержании имеет два источника. Первым из них является разработанная в 1949 году К.Шенноном математическая теория связи с намеченными в ней
20 См. Музейная пропаганда 1920-1930 гг. в зеркале прессы. Пособие для
аспирантов./Сост. Н.Г.Колокольцева, М.Ю.Юхневич. НИИ культуры МК РСФСР
и АН СССР. — М., 1991.
21 Там же. С. 40.
14
15
основными элементами передачи информации. Другим — труды философа М. Мак-Люена, в которых есть прямые высказывания о музейной коммуникации как средстве общения музея с посетителями. Применительно к музею понятие «коммуникация» ввел в 60-е годы канадский ученый Д. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он сделал главный акцент своей теории на визуальном и пространственном характере музейной коммуникации, которая, по его мнению, есть не что иное, как процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, способность посетителя понимать «язык вещей», с другой, — способность музейных специалистов, занимающихся созданием экспозиций, строить особые невербальные «пространственные» высказывания.
Д. Камероном был сформулирован ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию со зрителем. Суть их сводится к утверждению необходимости:
|
|
— участия в создании музейной экспозиции, наряду с храни
телями, художников-дизайнеров;
— отказа от перевода визуальных «высказываний» в вербаль
ную форму и обучение экскурсоводами посетителей «языку ис
кусства»;
— введения в структуру профессиональной музейной деятель
ности психологов и социологов, призванных обеспечить «обрат
ную связь», необходимую для совершенствования работы со зри
телем.
Тем самым теория Камерона позволила приступить к разработке структуры музейной коммуникации. Обсуждая образовательные задачи музея, теоретики выявили разные подходы и точки зрения на модели музейной коммуникации. Отметим среди них следующие модели:
1. Познавательная - посетитель общается с сотрудником музея (экскурсоводом, хранителем, реставратором и т.д.) с целью получения знаний, а экспонат служит предметом, или содержанием этого общения (К. Хадсон). Эта модель наиболее приемлема в музеях нехудожественного профиля. Данный тип коммуни-
кации может носить как монологический, так и диалоговый характер
2. Эстетическая — посетитель музея непосредственно обща
ется с экспонатом, который приобретает самоценное значение
(Г. Осборн, Д. Вайлер). Цель этого общения не знания, а эстети
ческое восприятие, которое не должно подавляться искусство
ведческой информацией. Такая форма коммуникации имеет от
ношение, прежде всего к художественному музею.
|
|
3. Знаковая — посетитель музея через экспонат, который пред
ставляет собой некий знак социально-исторического содержания
(Ю. Ромедер), «общается» с его создателем, владельцем и так
далее, — восстанавливая тем самым связь времен - прошлого,
настоящего и будущего. Экспозиция, рассматриваемая как сред
ство общения с культурой другого исторического времени и пре
одоления культурно-исторической дистанции, является главным
элементом данной модели.
4. Диалоговая — посетили музея общаются между собой. По
мнению исследователей (Р. Стронг, Е. Александер), эта форма
коммуникации наиболее характерна для музея, выполняющего
функции центра культурной и общественной жизни. Диалог (или
дискуссия), возникающий между разными категориями посети
телей — дети, взрослые, представители различных этносов и т.
д., может быть спонтанным или организованным. Так музей вы
являет существование и взаимодействие сформировавшихся в
обществе различных ценностных установок.
5. Междисциплинарная модель — указывает на то, что со
временный музей является местом сотрудничества специалис
тов разного профиля — музееведов, искусствоведов, историков,
психологов, культурологов, социологов и так далее, ищущих ре
шение комплексных проблем гуманитарного характера. Междис
циплинарная основа — поле плодотворного сотрудничества раз
нопрофильных музеев.
|
|
Рассмотренные пять структурных моделей музейной коммуникации, оказавших исключительное влияние на развитие образовательной деятельности музеев и экскурсионного дела, позволяют сделать вывод о зависимости этих моделей не столько от
16
17
профиля музея, сколько от интересов, целей и мотивов посещения его зрителями и развитости функциональной деятельности музея. Развивая экскурсионно-методическое направление, музеи начали разработку экскурсий и экскурсионных циклов, а также соотвествующих методических пособий с учетом возрастных особенностей и в соответствии со школьными программами.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!