Методические принципы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией



Одним из важнейших факторов, определяющих особенность методики работы с аудиторией, является адресность экскурсии. В ее определении имеет значение возраст, профессиональная принадлежность и интеллектуальный уровень аудитории. В сло­жившейся экскурсионной практике музейная аудитория делится на следующие группы: дошкольники, младшие школьники, сред­ний и старший школьный возраст, студенты, взрослые.

Проанализируем каждую из названных групп.

Дошкольники являются самыми младшими посетителями ху­дожественного музея. В этом возрасте во многом закладываются основы дальнейшего формирования личности, что определяет особое внимание к методическим принципам музейно-педаго-гической работы с детьми данной возрастной группы.

В период от 3 до 6 лет у детей расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, память и мышление имеют на­глядно-образный характер, развивается воображение. К 5-6 го­дам некоторые психические процессы становятся более произ­вольными, хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устой­чивым и длительным, в известных пределах развивается способ­ность планировать свою деятельность, организовывать ее. Ха­рактерна тяга дошкольников к словесному общению со сверст­никами и в большой степени со взрослыми. Очень высока зри­тельная активность: маленькие дети любят рассматривать объект восприятия, замечают многие его характерные признаки, зада­ют множество вопросов по поводу формы, цвета, поверхности предмета, то есть по поводу его сенсорной характеристики. Ска­занное свидетельствует о наличии у детей в возрасте 4-6 лет пси-

36


хологической готовности к посещению художественного музея и работе на его экспозиции

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте явля­ется игра. Если в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) игра имела характер простого манипулирования предметами, то теперь она приобретает сюжетно-ролевую форму. В сюжетно-ролевой игре начинается процесс социализации ребенка, когда он, подражая взрослым, перевоплощается в другие образы и в элементарной форме пытается приобрести первый социальный опыт. В про­цессе игры активизируются психические качества, необходимые для художественного развития ребенка, - творческое воображе­ние, фантазия, а также способность через мимику, пластику, ре­чевую интонацию выразить характер ролевого образа. Сюжетно-ролевая игра способствует также формированию коммуникатив­ных навыков, приобретению опыта взаимоотношений с други­ми людьми. Немаловажное значение имеет и тот факт, что спе­цифика художественного развития детей-дошкольников заклю­чается в их большей ориентированности на художественное твор­чество, чем на восприятие искусства. Значительную часть вре­мени ребенок проводит за занятиями лепкой, рисованием, эле­ментарным конструированием, что развивает его мышление, творческое воображение, сенсорные способности. Изобразитель­ная деятельность становится одним из эффективных путей ос­воения ребенком окружающего мира и приобретения опыта вза­имодействия с ним.

Рисунки детей-дошкольников отличаются яркой образностью, декоративностью и силой цвета, выразительностью линии, си­луэта, композиционной цельностью. По своей стилевой характе­ристике они близки архаическим формам искусства и некоторы­ми особенностями напоминают черты, свойственные древнерус­ской иконе, египетской росписи, ассирийскому рельефу, наскаль­ным изображениям.

Восприятие произведений искусства на экспозиции художе­ственного музея во многом соответствует особенностям их соб­ственного изобразительного творчества. Дошкольники младшей группы воспринимают изображение на уровне узнавания, и опоз-

37


нание крупных и ярких, полностью видимых в картине предме­тов доставляет ребенку удовольствие. Главное на этой ступени состоит в следующем: ребенок начинает понимать, что существу­ет не только предмет, но и его изображение, являющееся замес­тителем реального объекта, «узнаваемого» в системе пятен, ли­ний и форм на картинной плоскости или в объемной скульптур­ной форме. Ребенка также привлекает и процесс узнавания зна­комых предметов быта на экспозиции народного искусства, его радует их необычная и красивая форма, яркий цвет, образность, а также наличие украшений в виде орнаментальной росписи, ре­льефа или изобразительной детали (птичка, лошадка и пр.).

У дошкольников средней возрастной группы в сфере зритель­ного восприятия появляется новый познавательный аспект: ре­бенок самостоятельно или с помощью взрослых уже способен сделать акцент на выделении значимых признаков, по которым объект опознается. На музейной экспозиции это могут быть наи­более значимые детали, свойственные отдельным предметам или персонажам, яркие эмоциональные характеристики (широкая улыбка или, наоборот, - выражение злобы, гнева, печали и пр.).

Для старшего дошкольника (5-6 лет) характерно эмоциональ­ное переживание событий и образов. Развивается способность сопереживания, сочувствия, основывающаяся на собственном, пусть и небольшом, жизненном опыте.

В рисунках дошкольников старшей возрастной группы услож­няются и разнообразятся тематика и сюжеты, становится все более заметной личностная и эмоциональная оценка изображен­ного события и персонажа. На экспозиции музея их также начи­нают интересовать произведения с развернутым сюжетом и дей­ствием, поступки персонажей подвергаются эмоционально-нрав­ственной оценке («плохой», «хороший», «злой», «добрый», «сме­лый», «трусливый», «честный», «лживый» и пр.). Дети активно реагируют на цветовое решение в картине. Так же как и в их собственном творчестве, цвет часто воспринимается как сред­ство эмоционально-оценочной характеристики героев сюжета.

Все перечисленные особенности художественного творчества и восприятия у детей дошкольного возраста определяют следую-


щие методические принципы экскурсионной работы с ними в художественном музее:

1. Посещения музея должны быть не чаще 3-4 раз в год с продолжительностью пребывания 45-50 мин. Следует помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются игра и собственное изобразительное творчество. Именно в творчес­ком процессе и в игре ребенок этого возраста по преимуществу познает мир.

2. Для того, чтобы восприятие произведений искусства дей­ствительно активизировало воображение и творчество детей, а также обогащало их художественный и жизненный опыт, усло­вия работы на экспозиции музея должны отвечать психологичес­ким особенностям дошкольников. Рассеянность внимания и бы­страя утомляемость маленьких детей при неблагоприятных вне­шних условиях (шум в залах, движение и разговоры посетите­лей, речь экскурсовода другой группы и пр.) значительно снижа­ют эффективность усвоения материала экскурсии, в связи с чем воспитателям следует приводить их в музей небольшими груп­пами и в часы наименьшего скопления посетителей в залах.

3. Большое значение имеют тематика и специфика зритель­ного ряда экскурсий. Экскурсионные темы должны определять­ся кругом жизненных интересов детей и соответствовать уров­ню понимания воспринимаемого материала. Это могут быть темы, связанные с отражением в искусстве жизни природы («Пей­заж»), чувств и характера человека («Портрет»), событий окру­жающей жизни (на доступном для детей уровне), красоты и раз­нообразия предметного мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с дошкольниками должен отличаться как сю­жетным, так и художественным разнообразием, выстраиваться по принципу контраста (чередование различных видов, жанров, стилей, индивидуальных художественных манер и пр.), а в про­цессе его восприятия необходимо следовать приему сравнения, что облегчает понимание и значительно снижает утомляемость детей.

4. Методика экскурсионной работы с дошкольниками долж­на быть развивающей, то есть иметь ориентацию не столько на


 


38


39


накопление информации об искусстве (хотя необходимая инфор­мация не исключается в доступном для детей объеме), сколько на развитие воображения, сенсорных способностей, эмоциональ­ной сферы ребенка. Развивающий характер методики может быть обеспечен при условии соблюдения определенных методичес­ких принципов и применения конкретных методических приемов.

5. Одним из важнейших методических принципов в работе с дошкольниками является использование невербальных и игро­вых методов обучения: самостоятельных рисунков и творческих заданий, различного рода дидактических игр, развивающих уп­ражнений и т. п. На экскурсиях важно также соблюдать принци­пы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индивиду­альной активности и самостоятельности каждого ребенка и в то же время к формированию навыков общения и совместного об­суждения впечатлений (навыков коллективной работы).

Музеи разного профиля, в том числе и художественные, име­ют возможность создания системы взаимодействия с детскими садами и методическими центрами дошкольного воспитания, разрабатывая методические пособия по экскурсионной работе с дошкольниками и организуя курсы повышения квалификации воспитателей детских садов в области подготовки детей к посе­щению музейных экспозиций

Младший школьный возраст. Этот возрастной период харак­теризуется систематическим и регулярным приобщением к му­зею и музейным формам обучения. Детям предлагаются экскур­сионные циклы, в основе которых - конкретные педагогические цели и задачи, имеющие развивающий и образовательный ха­рактер. Их содержание и методика обусловлены психологичес­кими особенностями данного возраста.

Формирование знаний и развитие личности младшего школь­ника происходит при рациональном соответствии двух процес­сов:

1) непосредственного восприятия;

2) усвоения словесного описания тех или иных предметов и
явлений.

Познавательный процесс у младших школьников становится


более глубоким и осмысленным благодаря увеличению количе­ства сведений, представлений и понятий, полученных в школе. Дети этого возраста постепенно приходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания объединяются в определенные системы. В связи с этим, обучение младших школь­ников должно основываться не только на памяти ученика, но и на осмыслении полученных сведений, на самостоятельном по­иске ответов на поставленные вопросы.

В то же время, младшие школьники во многом сохраняют пси­хологические качества старших дошкольников. Так, они отлича­ются остротой и свежестью восприятия, им свойственна своего рода созерцательная любознательность. Они с живым любопыт­ством и ярко выраженной эмоциональностью реагируют на ок­ружающее, и хотя их мышление уже начинает приобретать чер­ты словесно-логического, во многом оно продолжает сохранять наглядно-образный характер, - лучше усваивается и запомина­ется все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик. В процессе обучения у младших школьников совершенствуется воссоздающее воображение и развивается творческое, продук­тивное. Они склонны к фантазированию и сочинительству, склон­ны комбинировать знакомые образы, сочиняя фантастические рассказы и сказки и создавая изображения, иллюстрирующие соб­ственные фантазии. Внимание младших школьников имеет не­произвольный характер, отличаясь неустойчивостью. Поэтому в ходе обучения следует развивать произвольное внимание, при­вивать навыки сосредоточенности и концентрации внимания, однако при этом сохранять увлекательность содержания и фор­мы проведения экскурсии, поскольку интерес все еще остается главной побудительной причиной внимания.

Знание педагогом-экскурсоводом возрастной специфики вос­приятия и изобразительного творчества, поможет ему при пост­роении зрительного ряда и выборе правильной методики обуче­ния. Детей 6-8-лет увлекает сюжет, вместе с героями они «про­живают» изображенное событие, стараясь вынести свою нрав­ственную оценку. При этом однозначность оценок и деление пер­сонажей по принципу положительных и отрицательных характе-


 


40


41


ристик («плохие» и «хорошие») продолжает оставаться особен­ностью их восприятия. Вместе с тем, у них появляется способ­ность переживать не только сюжет, но и внутреннюю атмосферу изображенного события, а также состояние природы в пейзаже или настроение в портрете, о которых он готов судить и выра­жать свое отношение в словесной форме.

Дети 8-9 лет усваивают некоторый минимум художествен­ной информации и терминологии искусства, уже способны со­поставлять и элементарно анализировать факты художественной жизни. У них появляется способность к систематизации матери­ала, что позволяет расширить тематику экскурсий.

В экскурсионной работе с детьми, этого возраста, так же как и в работе с дошкольниками, применима диалоговая форма ве­дения экскурсии, широкое использование дидактических игр, развивающих упражнений, творческих заданий. Можно сделать больший (в сравнении с дошкольниками) акцент на словесные формы выражения впечатлений от произведения, чем на изобра­зительную практику (маленькие сочинения, игры в экскурсово­да, в музейных сотрудников, коллекционеров, рассказ о своей домашней коллекции и пр.). Учитывая тот факт, что познание окружающего у младшего школьника становится более осмыс­ленным, необходимо в процессе экскурсии уделять внимание формированию ценностных ориентации в области искусства и сознательному усвоению навыков постижения мира культуры через музейный памятник. Общей целью такого рода экскурсий можно считать формирование музейной культуры, то есть - по­знавательного интереса к ценностному потенциалу музея, внут­ренней потребности к посещению музеев, бережного отноше­ния к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры. Эти задачи могут быть реализованы в темах «Первое знакомство с художественным музеем», «Картина в музее», «О чем говорят вещи» (экскурсии по залам декоративно-прикладно­го и народного искусства).

Особо важное значение в экскурсионной работе художествен­ного музея с детьми младшего школьного возраста имеет реше­ние задач формирования визуальной грамотности. Последнее

42


включает развитие таких качеств как наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а так­же творчески воспринимать и осмыслять увиденное. Все это во многом определяет особенности непосредственного восприятия произведения изобразительного искусства на музейной экспози­ции, - необходимость внимательного, вдумчивого рассматрива­ния, наблюдения, побуждения детей к высказыванию своих впе­чатлений, а также постоянного привлечения их внимания к эле­ментам художественной формы - цвета, фактуры, материала, композиции. Обращение к художественной форме в свете обо­значенных выше задач (т. е. с целью формирования основ визу­альной культуры) должно опираться на непосредственное вос­приятие и подкрепляться зрительными и эмоциональными впе­чатлениями от конкретного зрительного образа.

Средний школьный (подростковый) возраст (от 10 до 15 лет) характеризуется как переходный от детского к взрослому состоя­нию. Изменяются условия жизни и деятельности ребенка, про­исходит перестройка психики, ломаются старые, сложившиеся формы взаимоотношений с людьми. Систематическое изучение основ наук требует от них более высокого уровня: глубоких обоб­щений и доказательств, понимания более сложных и абстракт­ных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. В процессе учебной деятельности их мышление при­обретает аналитико-синтетический характер, развивается способ­ность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравни­вать, делать глубокие обобщения и выводы. Существенные из­менения в подростковом возрасте претерпевают память и вни­мание, которые становятся все более произвольными и приобре­тают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. С 10-12 лет наступает так называемый «естествен­ный кризис» в детском рисовании. Многие подростки бросают занятия рисованием, акцент с интереса к изобразительному ис­кусству перемещается с собственного творчества в сферу худо­жественного восприятия. Подросток начинает понимать значе­ние мастерства и роль профессионального обучения в овладе-

43


нии его основами, что свидетельствует о готовности к система­тическому и углубленному изучению искусства, его художествен­но-образного языка и этапов исторического развития. В связи с этим, в экскурсионные программы, предназначенные для уча­щихся рассматриваемого возраста, необходимо включать тема­тические и исторические циклы, расширяющие знания учащих­ся в конкретной области.

Среди особенностей формирования личности в подростко­вом возрасте следует выделить становление нравственного со­знания, самосознания, чувства взрослости и деятельности обще­ния. Характерно стремление подростка к поиску «своего героя», который становится часто «примером для подражания». Это мо­жет быть какой-либо общественный или политический деятель, представитель современной популярной музыкальной культуры или кто-то из ближайшего окружения сверстников. Им может стать и любимый художник. Увлекательный рассказ экскурсово­да о судьбе и личности художника может заинтересовать подро­стка и послужить толчком к формированию познавательного ин­тереса в сфере искусства. Таким образом, экскурсионная работа художественного музея с детьми-подростками тематически рас­ширяется. Кроме экскурсий по истории и языку изобразительно­го искусства, им могут быть предложены экскурсионные циклы монографического характера под общим тематическим названи­ем «Беседы о художниках». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы художествен­ного музея с подростками могут быть применимы диалог, бесе­да, дискуссия как формы, наиболее отвечающие психологичес­ким особенностям этого возраста. Эти же формы, безусловно, пригодны и даже становятся ведущими в экскурсионной практи­ке со старшеклассниками.

Период от 14 до 18 лет, переходный к юношескому возрасту, с его поисками смысла и цели жизни, профессиональным само­определением, характеризуется интересом к философским воп­росам художественного творчества, к мировоззрению и миропо­ниманию художника, к проблемам современной художественной культуры. Старшие школьники более осознанно и заинтересо-


ванно, чем подростки, воспринимают материал, связанный с про­фессиональными вопросами искусства, что расширяет экскур­сионную тематику, добавляя к историческим и монографичес­ким следующие возможные экскурсионные темы:

— композиция в картине,

— цвет в живописи,

— проблемы национального в русском искусстве XIX -нач.
XX вв.,

— проблемы взаимоотношения содержания и художествен­
ной формы в русском искусстве начала XX века.

Студенты. Для студенческого возраста, а человек в период с 17 до 23 лет считается взрослым как в биологическом, так и в социальном отношении, в известной мере еще характерна зави­симость от более раннего, школьного этапа развития. Учитывая некоторую неоднородность физического и социального развития юношеского периода, определяемую биологическими и психи­ческими особенностями, а также некоторую неопределенность критериев ее социальной зрелости, возрастные границы данно­го периода развития человека имеют сложный характер. Суть его в переходности этой социальной группы, объединенной учебой, и обладающей общностью быта, психологии, системы ценнос­тей, из периода, связанного с более ранним, школьным этапом развития в другой, определяемый профессиональной деятельно­стью интеллигента.

«В личностном отношении, этот возраст имеет особое значе­ние как период наиболее активного развития нравственных и эс­тетических чувств, становления и стабилизации характера, и, что особенно важно овладения полным комплексом социальных фун­кций взрослого человека, включая гражданские, общественно-по­литические, профессионально-трудовые».37 Стремясь глубже ра­зобраться в окружающей действительности, студенты на многие вопросы бытия ищут ответа в искусстве, стремясь через его обра­зы осмыслить реальность. Особую значимость приобретает здесь

37 Б. Г. Ананьев. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. С.334.


 


44


45


музейная педагогика, опирающаяся на экспозиционно-выставоч-ную и воспитательно-образовательную функцию своей деятель­ности. Основной формой их реализации является экскурсия, кото­рая должна включать три аспекта: познавательный (развитие ин­теллекта), чувственный (отзывчивость на форму и структуру му­зейного памятника в их совокупности с содержанием) и аффек­тивный (сопереживание, являющееся основой сотворческого от­ношения к памятнику). Соотношение этих аспектов меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы. Рассматривая работу со студенческой молодежью в худо­жественном музее как педагогический процесс, следует также ис­ходить из строгого соблюдения ее возрастной специфики.

Характеризуя рассматриваемый возраст, известный психолог Б. Г. Ананьев отмечал: «В личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравствен­ных и эстетических чувств, становления и стабилизации характе­ра, и, что особенно важно, овладения полным комплексом соци­альных функций взрослого человека, включая гражданские, обще­ственно-политические, профессионально- трудовые».38

Стремясь глубже разобраться в окружающей действительно­сти, студенты на многие вопросы жизни ищут ответ в искусстве, стремясь через его образы осмыслить реальность. Так как в ус­ловиях обучения в вузе особое значение приобретает система приобретения знаний, важна ее роль и в музее. Речь идет об об­разовательной функции музейно-педагогического процесса, ко­торый расширяет кругозор, способствует обогащению эрудиции, то есть дает определенные знания в области истории искусства, навыки художественного анализа произведений. Учитывая на­званные факторы, студенты чаще всего ориентированы на тема­тические экскурсии, представляющие изобразительное искусст­во, или творчество конкретного мастера на широком историко-культурном фоне, что отвечает интересу этой группы зрителей к систематизированному получению знаний.

В подготовке экскурсий для студенческой аудитории необхо-

38 Там же.


димо, учитывая уровень интеллекта и художественной подготовки группы, ее мировоззрение, создать атмосферу совместной твор­ческой работы, которая требует взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяет и углубляет круг зна­ний и эстетических представлений. Следует особо подчеркнуть, что экскурсия дает студенту возможность:

— соприкоснуться с подлинником;

— освоить приемы художественного анализа на примере кон­
кретных памятников;

— понять художественно-образную систему произведения
изобразительного искусства.

Вопросы к главе 2.

1 .Охарактеризуйте термин «визуальное мышление» приме­нительно к образовательным задачам музея.

2.Чем художественное восприятие отличается от обычного?

3.Охарактеризуйте педагогическую направленность общения в музейной среде.

4.Охарактеризуйте уровни художественного восприятия.

5.В чем заключаются особенности экскурсионной работы с дошкольниками.

5.Охарактеризуйте возрастную специфику младших школь­ников.

6.Перечислите психологические особенности школьников среднего и старшего возраста.

7.Студенты и взрослые в музейной среде.

Семинар.

Тема. Особенности работы в условиях музейной экспозиции с детьми младшего школьного возраста. Формирование основ визуального мышления, музейной культуры.

Вопросы к семинару:

1 .Соотношение развивающих и образовательных задач в экс­курсионной работе с младшими школьниками.


 


46


47


2.Развитие визуальной культуры как одна из ведущих задач работы с младшими школьниками на экспозиции художествен­ного музея и как начальный этап обучения художественному вос­приятию.

3.Содержание и тематика экскурсий с младшими школьни­ками в художественном музее.

4.Методика экскурсионной работы с младшими школьника­ми: основные методические принципы и педагогические при­емы в экскурсионной работе художественного музея с младши­ми школьниками.

Глава 3 Экскурсия в музее

§1. Типы музейных экскурсий. Формы анализа музейного памятника

Образовательные возможности современных музеев необы­чайно широки. Они включают, наряду с такими традиционными формами обучения как экскурсия, кружковые и студийные заня­тия с опорой на самые современные видео-компьютерные тех­нологии. Однако все они не снижают популярности и педагоги­ческой эффективности традиционной экскурсии остающейся самой демократичной формой музейного обучения. Напомним его преимущества:

— экскурсия опирается на подлинник;

— процесс обучения происходит в музейных залах, являю­
щихся наиболее органичной средой для восприятия музейного
памятника;

— контакт с экскурсоводом как с посредником в передаче
знаний обогащает восприятие, развивает способность к самосто­
ятельному суждению и межличностному контакту.

Анализ и обобщение опыта экскурсионной работы, а также экскурсионная практика современных музеев дают возможность определить типы музейных экскурсий, среди которых особое


место занимает обзорная экскурсия. Задачи ознакомительного характера являются для нее закономерными и ведущими. Появи­лись обзорные экскурсии вместе с первыми музеями и музейны­ми коллекциями, как частного, так и государственного характера и по сегодняшний день они предназначены, прежде всего, для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих полу­чить общее представление о его истории и коллекции. Чаще все­го, это туристы, располагающие ограниченным объемом време­ни и сравнительно небольшим запасом информации в той обла­сти знаний, которую представляет музейная экспозиция. Таким образом, сведения, получаемые ими на обзорной экскурсии, дол­жны носить информационный характер и представлять всю экс­позицию целиком от ее первых и до последних залов. Содержа­ние и основные вопросы ознакомительной экскурсии можно сфор­мулировать следующим образом:

1. Знакомство с архитектурой и историей музейного здания. 2.Знакомство с историей и содержанием музейной коллекции. З.Общее знакомство с основными разделами экспозиции музея. 4.3накомство с отдельными выдающимися экспонатами, наи­более ярко представляющими музейную коллекцию и основные разделы экспозиции музея.

Распределение информации по каждой из обозначенных тем может быть равномерным или различным в зависимости от вре­мени, обстоятельств или пожеланий экскурсионной группы. Боль­шее внимание на обзорной экскурсии может быть уделено одной из обозначенных задач, в то время как остальные будут затрону­ты в меньшем объеме. Обзорная экскурсия, как правило, ориен­тирована на взрослого посетителя и носит сугубо просветитель­ский характер, поэтому ее продолжительность также может быть вариативна, в зависимости от обстоятельств и пожеланий груп­пы. В качестве примера приведем обзорную экскурсию по экс­позиции Государственного Русского музея, цель которой — дать зрителю общее представление о сокровищнице национального искусства, коллекции музея, включающей произведения выдаю­щихся мастеров русского изобразительного, прикладного и на­родного искусства, созданные в течение огромного временного


 


48


49


периода, охватывающего около 1000 лет.39 Следовательно, веду­щей темой ознакомительной экскурсии является коллекция му­зея в целом, ее своеобразие и ее содержание. В соответствии с целями и задачами обзорной экскурсии по экспозиции Русского музея, в ней раскрываются следующие вопросы:

1. Архитектура и история Михайловского дворца (как вели­
кокняжеского дворца и как музейного здания).

2. История, своеобразие и современное состояние коллекции
Государственного Русского музея.

3. Основные разделы экспозиции Русского музея:

1) Древнерусская иконопись; 2) Русское искусство XYIII-XIX веков; 3) Русское искусство конца ХIХ-нач. XX века; 4) Русское изобразительное искусство XX века; 5) Русское декоративно-при­кладное искусств; 6) Русское народное искусство.

Следующим распространенным типом музейной экскурсии является экскурсия образовательная. Элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, в том числе и в об­зорной, однако преимущественное значение они имеют в экс­курсии образовательного типа. Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия может быть адресована широкой аудитории любого возраста (кроме младшего) и любой социаль­ной группы. Однако, наиболее распространенные посетители такой экскурсии, как правило, школьники или студенты. Это мо­гут быть учащиеся средних и старших классов общеобразова­тельной школы, средней художественной школы или художествен­ного училища, а также студенты художественных, гуманитарных и технических вузов. В зависимости от уровня подготовки зри­теля и конкретной образовательной цели, экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи. Эти задачи могут иметь непосредственную связь с программой учебного курса школы, училища или вуза, учащиеся которого пришли на экскурсию, но могут быть и относительно самостоятельными.

39 Необходимо отметить, что обзорная (ознакомительная) экскурсия в лю­бом музее в какой-то мере носит рекламный характер, что определяет особый эмоциональный тон подачи экскурсионного материала.


Ведущая цель образовательной экскурсии — расширение познаний. При этом акцент должен быть перенесен с информа­тивности на познание более глубокого уровня, в чем и заключа­ется отличие образовательной экскурсии от экскурсии ознакоми­тельного (обзорного) типа.

Конкретные познавательные задачи образовательной экскур­сии достаточно разнообразны и определяются ее основной темой. Так, в экскурсии на тему «Русское изобразительное искусство на­чала XVIII века» могут быть поставлены следующие задачи:

1. Показать роль петровских преобразований в становлении
изобразительного искусства в России в начале XVIII века.

2. Дать представление о значении и специфике портретного
жанра в живописи петровского времени.

3. Раскрыть светский характер культуры начала XVIII века.

4. Показать а) связь русского искусства начала XVIII века с
традициями допетровской Руси; б) влияние западноевропейской
культуры на русское искусство начала XVIII века.

Содержание образовательной экскурсии можно расширить, раскрывая следующие вопросы:

1. История, содержание и специфика музейной коллекции.

2. История изобразительного искусства.

3. Творчество отдельных мастеров искусства на примере пред­
ставленных в музейной коллекции произведений.

4. Некоторые вопросы теории изобразительного искусства.

Круг задач и тематику образовательной экскурсии необходи­мо соотносить со спецификой группы, — ее уровнем, пожелани­ями, количеством времени, отведенным на экскурсию. Они мо­гут в какой-то мере соприкасаться с тематикой экскурсий разви­вающего типа, например.

1. Язык изобразительного искусства.

2. Цвет в живописи.

В данном случае необходимо лишь смещение акцентов с раз­вивающей цели на образовательную, что оправдано при условии достаточного уровня художественного развития учащихся, дос­тигнутого предварительными экскурсиями развивающего типа. Образовательный характер названных экскурсий, в отличие от


 


50


51


развивающего, предполагает несколько иное понимание их за­ дач и содержания. Так, если ведущей задачей экскурсии на тему «Цвет в живописи» является развитие цветового видения уча­ щихся, то задача образовательной экскурсии на эту же тему име­ ет более познавательный акцент — объясняется роль цвета в ху­дожественно-образном решении живописного произведения.

Таким образом, на примере коллекции Государственного Рус­ ского музея, темы образовательных экскурсий могут быть следу­ющими:


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!