Коллекция живописи Государственного Русского музея.



2. Коллекция русской скульптуры в Государственном Русском
музее.

3. Собрание декоративно-прикладного искусства в Государ­
ственном Русском музее.

4. Русское изобразительное искусство конца Х I Х «начала XX
века.

Русская живопись второй половины XIX века.

6. Творчество И. Е. Репина на примере произведений из кол­
лекции Государственного Русского музея.

Роль цвета в живописном произведении.

Уровень сложности воспринимаемого материала и методика его подачи в образовательной экскурсии также зависят от мно­ гих факторов. Здесь, как и в экскурсиях иных типов (развиваю­щей, воспитательной, ознакомительной), также необходима ори­ентация на возрастную и социальную категорию зрителей. Так, педагогические особенности, методика и уровень сложности материала должны быть различны в зависимости от того, будут ли экскурсанты школьниками средних или старших классов, студентами художественных, гуманитарных или технических вузов, рабочими или служащими и пр. Необходимо учитывать также возможность экскурсионных групп, смешанных как в со­циальном, так и в возрастном отношении, что требует от экскур­совода методической гибкости и педагогического такта.

Продолжительность образовательной экскурсии в зависимо­ сти от ее цели, возраста зрителей и образовательных задач, мо­ жет быть различна. Однако, в любом случае, установка на рас-


ширенное и глубокое знание требует и большей продолжитель­ности экскурсии. В этом случае целесообразно обращение к фор­ме экскурсионного цикла, дающего возможность целенаправлен­ного и систематического обучения.

Таким образом, экскурсия образовательного типа, являясь тра­диционной и весьма распространенной формой музейной экс­курсии, решает познавательные задачи углубленного характера и предполагает систематическую и целенаправленную работу с учащимися на экспозиции музея.

Особого внимания к содержанию и методическим принци­пам работы на экспозиции требует от экскурсовода и музейного педагога экскурсия развивающего типа, в основе которой лежит развивающая функция обучения. В общепринятой музейной прак­тике развивающая экскурсия не является столь распространен­ной как экскурсия ознакомительного и образовательного харак­тера. Тем не менее, она имеет прочные исторические традиции, и ее появление практически совпадает с периодом появления и распространения первых идей в сфере эстетического и художе­ственного воспитания. Так, впервые развивающая экскурсия встречается в педагогической практике Альфреда Лихтварка в Гамбургском Кунстхалле и описана в его знаменитой книге «Уп­ражнения в восприятии произведений искусства». К экскурсиям развивающего типа относятся и так называемые музейно-эсте-тические экскурсии А. В. Бакушинского, проводимые их авто­ром (А. В. Бакушинским) в 1920-1930-е годы на экспозиции Го­сударственной Третьяковской галереи со школьниками и студен­тами Московского педагогического института.

Ведущей целью экскурсии развивающего типа в художествен­ном музее является развитие способностей, обеспечивающих пол­ноценное восприятие музейных памятников. Иными словами, ус­пешное решение задач развивающей экскурсии обеспечивает и большую эффективность учебного процесса на экскурсии образо­вательного типа. Особую значимость сказанное имеет относитель­но экскурсионной работы в художественном музее, так как извес­тно, что для полноценного восприятия художественного памят­ника недостаточно усвоить некий объем вербальной и даже зри-


 


52


53


тельной информации. Усвоение художественной информации, приобретение знаний об искусстве и углубленное изучение исто­рии и языка изобразительного искусства невозможно без доста­точного уровня развития необходимых психических качеств и спо­собностей личности. К ним относятся умение наблюдать, а также сравнивать, эмоционально переживать анализировать и обобщать свои наблюдения. Сюда же следует отнести и соответствующие сенсорные способности — видение цвета, формы, чувства факту­ры, ритма и пр.

Таким образом, экскурсия развивающего типа призвана развивать и формировать такие качества и способности лич­ности как наблюдательность, эмоциональную и сенсорную восприимчивость, творческое мышление, а также умение вы­ражать словесно свои эмоции, мысли и наблюдения. Развиваю­щую экскурсию можно в таком случае рассматривать как подго­товительный этап к серьезному и полноценному изучению ис­кусства, то есть как этап, предваряющий циклы образователь­ных экскурсий. В этом смысле можно утверждать, что она имеет сугубо педагогическую направленность, особенно на первона­чальном этапе обучения, и ее конкретные задачи связаны с фор­мированием и развитием определенных психических качеств и способностей личности. Обобщая сказанное, определим основ­ные педагогические задачи развивающей экскурсии:

— формирование эмоциональной отзывчивости на содержа­
ние произведения искусства;

— формирование способности размышлять по поводу уви­
денного, анализировать и обобщать собственные впечатления,
наблюдения, мысли;

— развитие творческого воображения;

— развитие сенсорных способностей;

— развитие способности словесно выражать (оформлять) свои
мысли, чувства, впечатления.

Успешная реализация перечисленных задач в экскурсии раз­вивающего типа возможна лишь при условии принципиально иной методики, в отличие от методики экскурсий ознакомитель­ного и образовательного характера.


Перечислим некоторые из ее характеристик. Прежде всего, это метод диалога, живой беседы, развивающий способность самостоятельно мыслить и выражать свое мнение, а также при­слушиваться к мнению собеседника.

Особое место в методике развивающих экскурсий занимают дидактические игры и развивающие упражнения, что помогает избежать образования нежелательных стереотипов восприятия, развивает художественную интуицию, дает стимул работе вооб­ражения, творческой импровизации, не сковывая процесс вос­приятия заранее заданной схемой. Преимущества дидактичес­ких игр и развивающих упражнений заключаются также в том, что они дают возможность сочетать вербальные и невербальные (косвенные) приемы восприятия и интерпретации произведений искусства. Примерами названных методов могут служить дидак­тические игры «Живые силуэты», «Ожившая скульптура», «Ви­дящие руки». Методику развивающей экскурсии можно посто­янно обогащать новыми педагогическими приемами, играми, упражнениями, так как в силу своей специфики она дает музей­ному педагогу и экскурсоводу широкие возможности для экспе­риментирования и педагогического творчества.

Тематика экскурсий развивающего типа может быть доста­точно разнообразной и должна отражать поставленные в ней пе­дагогические цели и задачи, например: «Как смотреть картину», «Учись смотреть и видеть», «Как понимать произведения скуль­птуры», «Цвет в природе и цвет в картине», «Ритм и линия в природе и в художественном образе» и т. п.

Зрительный ряд экскурсии развивающего типа нельзя пере­гружать, но он должен позволить с наибольшей полнотой и убе­дительностью решить поставленную педагогическую задачу. Например, если таковой задачей является развитие цветового видения учащихся, значит, в зрительный ряд экскурсии должны быть включены живописные произведения с выразительной цве­товой характеристикой; если развитие чувства ритма, фактуры, значит, соответственно, — выразительные по ритмической орга­низации, фактуре и т. п.

Продолжительность экскурсии развивающего типа составля-


 


54


55


ет не более 45-50 минут, — максимальное количество времени, необходимое для относительно прочного усвоения зрительной и вербальной информации. Это педагогически полезное время дол­жно быть направлено на решение немногих, но ясно осознавае­мых экскурсоводом педагогических задач, что требует от него особого внимания к такому распределению учебного материала, когда первая половина экскурсии может быть посвящена реше­нию задач наибольшей сложности, а вторая — повторению и зак­реплению пройденного материала, желательно в форме игры или живой беседы с игровыми элементами.

Развивающая направленность экскурсии требует индивиду­альной работы с каждым членом группы, а следовательно ее чис­ленность не должна превышать 15 человек.

Музейно-педагогическая практика показала, что для большей результативности развивающей направленности обучения тре­буются непрерывность и систематичность педагогического воз­действия. В связи с этим представляется целесообразным нали­чие в практике художественных музеев специальных экскурси­онных циклов, включающих от 3 до 7 экскурсий, поэтапно реа­лизующих задачи развивающего характера. Особо важное педа­гогическое значение развивающая экскурсия имеет на первона­чальном этапе обучения, когда формируются основы визуально­го восприятия учащихся.

Целью воспитательных экскурсий является формирование по­знавательной активности, а также ценностных ориентации лич­ности. Разумеется, задачи воспитательного характера присутству­ют в структуре экскурсии любого типа, являясь сопутствующими задачам образовательным либо развивающим. Взаимосвязь всех функций - образования, воспитания и развития, - необходима в любом педагогическом процессе, однако, в зависимости от типа экскурсии, одна из них всегда является ведущей. Воспитательны­ми задачами, свойственными экскурсии любого типа, являются:

— формирование познавательной активности;

— формирование коммуникативных навыков;

— воспитание внимания;

— воспитание музейной культуры (соблюдение правил по-


ведения в музее, бережное отношение к музейному памятнику, уважение к труду музейных сотрудников).

Следует отметить, что для успешного решения задач воспи­тательного характера, имеет значение развивающая направлен­ность обучения. На фоне развивающей направленности воспи­тательные задачи решаются более эффективно, поскольку высо­кая степень когнитивных способностей, воображения, ассоциа­тивного мышления, эмоциональной отзывчивости обеспечивает большую восприимчивость к воспитательному воздействию. Они создают, по выражению С. Л. Рубинштейна, те «внутренние ус­ловия», которые, складываясь и изменяясь в процессе развития, повышают степень восприимчивости субъекта к внешним воз­действиям.40 Тесная взаимосвязь воспитательных задач с разви­вающими позволяет сформировать необходимые качества лич­ности, а также первоначальные художественные установки че­рез переживание, через яркое личностное отношение к процессу обучения и к воспринимаемому материалу. А наличие прочув­ствованного личного отношения, переживания, как известно, является необходимым условием формирования устойчивых нрав­ственных и эстетических критериев.

В экскурсиях рассматриваемого типа воспитательная функ­ция и воспитательные задачи являются ведущими. Так, в экскур­сии «Мы пришли в музей», формирующей элементы историчес­кого сознания, навыки музейного поведения, уважительное от­ношение к историческим и художественным памятникам, зада­чи формулируются следующим образом:

1 .Сформировать:

— активный познавательный интерес к ценностному потен­
циалу музея;

— бережное отношение к музейному предмету как к части
материальной и духовной культуры;

— внутреннюю духовную потребность в постоянном посе­
щении музеев.

40 С. Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. С. 137


 


56


57


2.Привить навыки:

— музейного поведения;

— свободной ориентации в музеях любого типа;

— непосредственного восприятия подлинника на экспози­
ции музея.

3. Дать знания:

— о музее как об особом источнике культурно-историческо­
го опыта человечества;

— о коллекционировании как способе постижения мира и

основе любого музея.

Как видим, в структуре данной экскурсии тесно взаимосвя­заны задачи развивающего, воспитательного и образовательного характера при ведущей роли задач воспитательных.

Формирование нравственных качеств личности как ключе­вая цель экскурсий воспитательного типа определяет их темати­ческое своеобразие. В методике подачи экспозиционного мате­риала искусство в значительной мере приобретает функцию сред­ства, а не цели. В этом случае немаловажную роль играет чув­ство меры и педагогический такт экскурсовода: необходимо рас­крыть нравственную основу образа именно в той степени, кото­рая присуща данному конкретному произведению, не превращая его в прямую иллюстрацию к некоему воспитательному тезису.

Тематика экскурсий воспитательного типа может быть раз­нообразной с учетом возраста экскурсантов. Так, для школьни­ков старшего возраста и студентов она может соприкасаться с тематикой экскурсий теоретически-проблемного характера. Для детей младшего возраста могут быть разработаны темы, свя­занные с особенностями труда художника (задача -воспитание интереса и уважения к труду художника — живописца, графика, скульптора), музейного сотрудника (реставратора, хранителя и пр.), коллекционера. Для детей среднего возраста целесообразен цикл экскурсий-бесед на тему «Рассказы о художниках», раскры­вающий важные проблемы творчества, характера и судьбы худо­жественной личности и имеющий в этом смысле большое вос­питательное значение. Приведем некоторые примеры возможных тем воспитательных экскурсий:


 

— «Мы пришли в музей» (первое знакомство с художествен­
ным музеем);

— «Как искусство «живет» в музее» (для детей младшего
возраста);

— «Как люди раньше жили» (для детей младшего возраста);

— «Добрых рук мастерство» (по залам народного искусства,
для детей младшего возраста);

— «О чем рассказали вещи» (о декоративно-прикладном ис­
кусстве для детей младшего возраста);

— «Природа России в пейзаже второй половины XIX века»
(для школьников среднего возраста);

— «История России в произведениях русских художников»
(для школьников среднего возраста);

— «Художник и история» (экскурсионный цикл «Рассказы о
художниках» для школьников среднего возраста);

— «Художник и общество» (экскурсионный цикл «Рассказы
о художниках» для школьников среднего возраста);

— «Идея патриотизма в русском искусстве первой полови­
ны XIX века» (для школьников среднего и старшего возраста);

— «Проблема национальной идеи в русском искусстве кон­
ца Х1Х-начала XX века» (для старших школьников и студентов);

— «Идея тоталитарного режима в ее художественном отра­
жении» (советское искусство сталинского времени, для старших
школьников и студентов);

— «Художники блокадного Ленинграда» («А музы не мол­
чали...»);

— «Тема «судьбы России» в советском искусстве 1970-х»
(для старших школьников и студентов).

Каждый педагог может расширить круг тем воспитательной экскурсии, в зависимости от индивидуальных особенностей груп­пы, потребностей школьной программы, возможностей экспози­ции музея и уровня художественного развития учащихся.

Таким образом, экскурсионная деятельность как традицион­ная форма работы со зрителем остается актуальной в современ­ном художественном музее, сохраняя свои богатые педагогичес­кие возможности и перспективы развития.


 


58


59


§2. Формы анализа музейного памятника

Рассмотрим формы анализа музейного памятника, использу­емые в экскурсионной практике музея:

1.Общий, или развернутый анализ. Предполагает всесторон­нее рассмотрение экспоната, с целью раскрытия его структуры, идеи и содержания.

2.Сравнительный анализ (используется в художественном музее). Дает возможность одновременно анализировать две и более работы. Его методика состоит в том, что элементы художе­ственной формы выбранных произведений (цвет, композиция, светотень и т. д.) рассматриваются параллельно. Выводы же дол­жны привести к решению поставленных в экскурсии разнооб­разных задач. Сравнительный анализ дает возможность подчер­кнуть творческую индивидуальность разных художников или выявить особенности художественного стиля рассматриваемой эпохи. С его помощью можно наглядно проиллюстрировать эво­люцию творчества мастера, сравнивая произведения, созданные им в разные периоды жизни, либо показать разнообразие путей развития искусства какой-либо исторической эпохи.

3 Комплексный анализ. Дает возможность показать экспози­цию музея крупным планом, а значит, формирует у зрителя наи­более полное представление о разнообразии коллекций музея. Его специфика заключается в детальном рассмотрении наиболее ха­рактерных экспонатов, элементы которых проецируются осталь­ные работы, находящиеся в зале. При наличии в экспозицион­ном пространстве произведений, принадлежащих одному авто­ру (портреты «Смолянок» Д. Г. Левицкого в Русском музее), либо близких стилистически, может быть использован прием: от об­щего разговора — к анализу конкретного памятника.

Вариантом комплексного анализа можно считать показ одно­го зала музейной экспозиции. В этом случае на ряде представ­ленных в зале работ демонстрируются специфические ее осо­бенности, в художественном музее — основные виды и жанры искусства, характерные для конкретного времени с раскрытием присущих им особенностей.

60


4. «Фрагментарный» анализ. Является наиболее сложной фор­мой анализа музейного памятника и предполагает условное выде­ление из целостной формы произведения какого либо элемента (в живописном произведении — цвет, светотень, композиция, ритм), который и становится объектом анализа, позволяющим выявить содержательную и эмоциональную функцию памятника.

Фрагментарный анализ часто совмещается со сравнительным, что позволяет делать сравнение по линии одного выделенного элемента формы. Использование такого типа анализа в художе­ственном музее определяется необходимостью серьезного разго­вора о языке изобразительного искусства. Фрагментарный ана­лиз, требует большого мастерства, так как при определенной аб-страгированности, необходимо сохранить основу экскурсии — целостный образ музейного памятника. Этот тип анализа явля­ется основным в экскурсиях посвященных языку изобразитель­ного искусства.

Вариативность анализа музейного памятника во многом за­висит от опыта работы экскурсовода, его интуиции, творческих способностей, а так же грамотности, ассоциативности и вырази­тельности речи определяющей уровень контакта между ним и зрителем и создающей определенное эмоциональное состояние способствующее восприятию памятника.

Очень важным качеством экскурсовода в художественном музее является его способность к импровизации, которая созда­ет у зрителя чувство сопричастности к рождению художествен­ного образа.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!