Методика проведения экскурсий в немузейной среде
Методика проведения экскурсий представляет собой систему приёмов показа и рассказа, которые могут быть применены в любой экскурсии.
1. Экскурсионный показ объектов (вербальное представление). Приемы показа.
Вербальное представление объектов является составной частью экскурсионного метода сообщения знаний и вырабатывания впечатлений, помогая осмотру объекта экскурсантами. Он может носить комплексный характер и детальный.
Комплексный показ обычно играет роль предварительного, общего знакомства с объектом или той средой, в которую данный объект включен. В качестве примера приведем такой вариант: при взгляде со Стрелки Васильевского острова «...открывается панорама Петропавловской крепости. Бурные свинцово-се-рые воды Невы захлестывают узкую песчаную полосу Заячьего острова. Из самой воды вырастают темные, одетые камнем стены, буквально сливающиеся с водной стихией. А над ними, стремительно взлетая ввысь, вырастает поблескивающий темным золотом шпиль Петропавловской колокольни. Неповторимый петербургский силуэт города!»
Текст предварительного показа одного и того же объекта не может быть всегда одинаков. На показ влияет время года и час суток, состояние природы и настроение группы. Не лишним будет сопоставление с привычным (для северян) характером местности или резко контрастным (для уроженцев горной страны). Экскурсовод эмоциональным строем вербального показа создает у экскурсантов тот настрой, который соответствует его теме.
|
|
Мрачные, суровые нотки могут предварять рассказ о трагедии восстания декабристов, о зловещей ночи наводнения 1824 года и т. п.
При той же погодной ситуации, если экскурсоводу предстоит говорить о празднествах в честь петровских викторий, та же панорама должна быть озвучена по-другому.
Например: «...открывается панорама Петропавловской кре-
106
107
пости. Бурные, напоенные ветром воды Невы омывают узкую полосу Заячьего острова. И как бы из самой воды вырастает мощная надежная каменная фортеция. Над ее стенами, такими темными при сегодняшней погоде, особенно светлым кажется контур Петропавловского собора и сверкающий позолотой шпиль, пронзающий небо. Силуэт, ставший символом новой русской столицы!» По сравнению с предварительным, вербальный показ на последующих остановках отличается необходимой обстоятельностью, детальностью. Он сродни анализу, то есть не только фиксирует зрительные впечатления, но и сопровождается выводами, размышлениями, сопутствующим материалом.
Вернемся к приведенному выше примеру. Если экскурсия будет посвящена архитектурным, градостроительным проблемам, последующий показ крепости и собора должен быть усложнен. Даже с отдаленного расстояния можно будет указать на участок кирпичных стен, сохранившихся с северной стороны крепости, на бастионы и куртины, на ярусное построение колокольни, на купола и главки собора и великокняжеской усыпальницы.
|
|
При значимости объекта в теме экскурсии, после предварительного показа знакомство с объектом ведется последовательно-фрагментарно, то есть после выделения каких-либо его частей или качеств, предлагается вывод или рассказ о событиях, с этим связанных. Затем возможно новое обращение к объекту и следующий этап рассказа.
Например: при знакомстве с Михайловским замком, указав на шпиль церкви, логично рассказать о мотивации освящения храма и названии замка. Далее, обратив внимание на необычный цвет фасадов, вспомнить легенду и другие объяснения выбранного колера и т. п.
Но, в любом случае, зрительные впечатления первичны, вербальный показ в экскурсии всегда предшествует рассказу. Это одна из важных особенностей экскурсионного жанра.
Помимо предварительного показа и экскурсионного анализа в экскурсии широко используется прием зрительной реконст рукции. Он правомерен при показе памятников архитектуры, утративших свой первоначальный облик, при рассказе об истори-
|
|
ческих событиях, место действия которых видоизменилось и т. п. Наиболее успешно его использование в случае, когда сохранились хоть какие-то следы прошлого. Опираясь на реально существующее, возможна более убедительная реконструкция исчезнувшего.
Прием реконструкции используется также при рассмотрении перспектив развития конкретного места.
Помощь в воссоздании образа в воображении слушателя оказывают изобразительные материалы в виде схем, чертежей, иллюстраций.
Конкретность показа достигается приемом локализации со бытий. Наиболее успешно он используется в экскурсиях с различной исторической тематикой, четко определяя место определенного какого-либо события и тем самым создавая у экскурсантов эффект присутствия. Например, «по этой узкой полутемной винтовой лестнице, по которой мы идем сейчас, поднимались заговорщики в спальню Павла». При необходимости приемы локализации и реконструкции сочетаются воедино.
Убедительность рассказа может быть усилена приемом сравнения. Он используется при описании событий и памятников -их сходстве или различиях. Для сравнения выбираются или общеизвестные факты и эталоны, или ранее рассмотренные экскурсоводом. Прием сравнения позволяет избавиться от излишней скрупулезности описаний, ненужных цитат и дат, затрудняющих образное восприятие памятников или событий. К тому же, сравнение усиливает эмоциональное звучание экскурсии. Например, рассказывая о сфинксах М. Шемякина на набережной Робеспьера желательно оттолкнуться от образа подлинных египетских сфинксов у Академии Художеств, благодаря чему станут очевидными традиционность и в то же время - острая современность шемякинских образов.
|
|
Специфика показа города в пространственных экскурсиях в
городской среде.
Необходимость обращения к характеристике городского пространства в экскурсиях архитектурно-градостроительного типа не вызывает сомнений, так как формирование города в ту или
108
109
иную эпоху, конкретные градостроительные проекты, уникальность архитектурных решений становятся материалом этой тематики. В архитектурных экскурсиях городское пространство раскрывается и анализируется как на экскурсионных остановках так и во время проезда, при этом в качестве дополнения привлекается «портфель» экскурсовода - чертежи, реконструкции и т. п. Для экскурсовода важно выявить логику этой системы - целостного, пластически-пространственного образа города.
Петербург, где организатором пространства городской среды изначально была Нева, «определился с самого начала и последовательно развивался как взаимосвязь четырех главных подсистем : улица - площадь -парк (сад, сквер) - река (канал) с набережной; элементы этих подсистем - отдельные здания, мосты, ограды, памятники, газоны.»69 «Для пространственной структуры Петербурга характерно сочетание трех уровней горизонтальной протяженности - уровня воды в реках,.. .уровня набережных, улиц, проспектов, и уровня приблизительно равновысотных крыш, воспринимающихся так же как перспективно сближающиеся горизонтали... Пространство Петербурга также организуют и вертикали: башни, шпили, колокольни. Например, шпили Михайловского замка и Адмиралтейства, башни Кунсткамеры и Таможни, шпили Петропавловского собора, пятиглавие Смольного собора и т. д. Все это оживляет город, несет некую противоречивость и иррациональность пространства, тем не менее сохраняя единство многообразия».70
Выявление особенностей городской пространственной среды позволяет создать зрительно осязаемый образ, который надолго остается в памяти. А именно это является главным результатом практического экскурсоведения.
Однако, показ пространственной структуры города не менее актуален для любой экскурсионной тематики. Градостроитель-
ная структура города является отражением его развития, социальных процессов, которые происходят на определенных этапах становления общества, отражением общественно-экономических, строительно-технологических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Не случайно нарицательными стали понятия «Пушкинского Петербурга», «Петербурга Достоевского» и др., используемые не только в литературном контексте, но и для характеристики общекультурных явлений.
Пространственная структура города способна выявлять не только социофункциональные факторы. Но и догматические, духовные, символические смыслы среды. Это тем более актуально для древнерусского города - с его системой укреплений, городских ворот, многочисленными храмами, подъездными дорогами, утверждающей неразрывность знаков круга и креста -радиально-кольцевую планировку (круг - знак вечного «мира горнего» — небесного Иерусалима) и крестово-купольную композицию храмов (крест - знак Христа Спасителя). «То есть город сам по себе являлся образом - иконой Иерусалима, как Иерусалим был образом - иконой «Небесного Града».71 Градостроительная композиция наполняется сакральным содержанием и работает на распознавание христианских ассоциативных связей.
2. Экскурсионный рассказ. Приемы рассказа.
Как уже говорилось, рассказ по отношению к показу вторичен. Приоритет рассказа превращает экскурсию в лекцию, проводимую в несвойственных для нее условиях. Соотношение показа и рассказа зависит от тематики экскурсии и конкретной темы. В архитектурно-градостроительной тематике показ всегда преобладает; в исторической и литературной, как правило, наоборот. Экскурсионный рассказ включает в себя следующие понятия:
Экскурсионная справка содержит паспортные данные объек-
69 М. С. Каган. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996. — С
258
70 Д. С. Лихачев. Цит. по: М. С. Каган. Град Петров в истории русской куль
туры. С.258
71 Ю. А. Соколов. К вопросу о расширении понятия «культовое зодчество» для древней Руси/ Научно-методические проблемы подготовки специалистов в вузах Культуры Тезисы конференции преподавателей Академии Культуры. — СПб., 1996. С.93
О
111
та (название, автора, даты и т. п.), без претензий на художественность и эмоциональность.
Описание объекта — есть краткое изложение фактов, не рассчитанное на углубленное знакомство сданным объектом.
Объяснение содержит подробный рассказ об объекте, событиях, с ним связанных, выявление причинно-следственных связей, выводы. Объяснение обычно составляет основную часть текста экскурсии.
Комментирование предполагает изложение процесса, происходящего на глазах экскурсантов. Например, осмотр мемориального Пискаревского кладбища в день возложения венков и траурного митинга. Прием комментирования подобен рассказу на проезде, когда объекты по ходу движения связаны единой темой. Например, при проезде по Университетской набережной Васильевского острова вдоль усадьбы Меншикова последовательно указываются границы имения, отдельные сооружения, изменение застройки после опалы владельца.
Цитирование предполагает использование в экскурсии отрывков из художественных произведений, документов, мемуарной литературы и т. п. Это создает ощущение документальности материала, усиливает эмоциональную выразительность текста экскурсии. Цитирование не совпадающих друг с другом мнений позволяет заострить проблемный аспект темы. Это рождает большую заинтересованность экскурсантов и поднимает экскурсию на более высокий научный уровень.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!