Из истории отечественного экскурсионного опыта
Министерство общего и среднего образования
Российской Федерации Российская академия образования. Северо-Западное отделение
Российский Государственный педагогический университет
им. А. И. Герцена
Министерство культуры Российской Федерации Государственный Русский Музей
Б. А, Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева
ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА
Учебное пособие
для студентов педагогических вузов
Санкт-Петербург 2002
УДК 37.036 ББК 87.817 С 81
Издание осуществлено при спонсорской поддержке компании "Кока-Кола Боттлерс Евразия "
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Российского государственного университета им. А. И. Герцена
и научно-методического совета Государственного Русского музея
Научный редактор:
заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества
Государственного Русского музея, доктор педагогических наук, профессор кафедры
искусствоведения и методики преподавания изобразительного искусства Российского
государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена
Б. А. Столяров
Рецензент:
доцент кафедры музееведения Санкт-Петербургского
университета культуры и искусства,
кандидат педагогических наук
Л. М. Шляхтина
Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева
С 81 Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.— СПб., 2001. 144 с.
|
|
Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие к курсу «Основы экскурсионного дела», который является составной частью дисциплины «Практическая деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства», рекомендованной Министерством образования РФ для направления подготовки «Художественное образование» в педагогических вузах страны. Учитывая специфику направления, авторы пособия, опираясь на исторический опыт и современную практику экскурсионной работы, сконцентрировали основное внимание на ее специфике в художественном музее, так как изобразительное искусство является одной из основных дисциплин художественно-эстетического цикла в средней школе.
ISBNS-7187-0377-9
Столяров Б. А. (главы 1, 2, 3, приложение, список литературы), Соколова Н. Д. ( глава 2) , Алексеева Н. А. (глава 4).
© Издательство
© Государственный Русский музей
Введение
Экскурсия — основная форма образовательной деятельности музея
Понятие «экскурсия» вошло в обиход в XIX веке в тесной связи с образованием. Образовательный потенциал экскурсии был хорошо известен педагогам, ориентированным на наглядный принцип обучения, не случайно, как форма учебно-воспитательного процесса, экскурсия была закреплена еще в «Школьном уставе» 1804 года. В этом документе указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские и так далее, и с тех пор, она активно использовалась в российской школе, как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих постижению новых знаний и впечатлений.
|
|
Попытки определить термин «экскурсия» приходятся на XIX век. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля она трактуется как «поездка», «прогулка», «вылазка», «посещение достопримечательных объектов»1. Несколько позже Н. П. Анциферов трактует ее как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию».2 Учитывая опыт развития музейного дела и динамику его образовательной деятельности, одной из форм которой является экскурсия, определим ее как форму просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений.
Преимущества экскурсии перед другими образовательными формами в том, что объекты восприятия являются подлинниками, а их диапазон очень широк - от природного памятника до
|
|
1 В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1999. С.
663.
2 Н. П. Анциферов. О методах и типах историко-культурных экскурсий. -
Пп, 1923. С. 12.
произведения искусства. И все они, неся в себе познавательное начало, являются отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи, судьбы автора, а порой и целого народа. Соприкосновение с подлинником учит понимать и чувствовать окружающий мир, оценивать творческие возможности человека, то есть приобщает к знаниям и основам культуры. Отметим еще один фактор. Экскурсия - это и контакт экскурсоводом — посредником между памятником и зрителем. Общение с ним как с непосредственным носителем знания и эмоциональной оценки памятника обогащает восприятие зрителя, развивает его способность к самостоятельному суждению и межличностному взаимодействию. Но все это может произойти лишь в том случае, если экскурсовод хорошо владеет не только профильным музею знанием, но и обладает психолого-педагогической подготовкой.
Определим специфические признаки экскурсии. Прежде всего это:
— наличие объектов, включенных в методически обоснован
ный маршрут экскурсии;
|
|
— наличие экскурсионной группы (как правило — от 10 до
30 человек);
— наличие экскурсовода — квалифицированного специали
ста, владеющего необходимыми знаниями и психолого-педаго
гическими навыками работы с группой.
В зависимости от задач и специфики показываемых объектов, экскурсии могут проходить в условиях музейной среды и вне ее, могут иметь разную временную протяженность и способ передвижения по маршруту — то есть быть пешеходными, или с помощью транспортного средства. Бывают также экскурсии смешанного типа (экскурсия — путешествие).
дела |
Глава 1 Исторический аспект развития экскурсионного
§1. Ич истории зарубежного экскурсионного
опыта
Экскурсия как форма образовательной презентации музейной коллекции опирается на исторически сложившиеся традиции работы со зрителем и восходит к прамузейным формам собирательства произведений искусства и разного рода раритетов. Такие коллекции складывались во дворцах древних правителей Вавилона и Египта, в храмах античной Греции, служители которых выполняли не только функции хранителей этих сокровищ, по и экскурсоводов, показывая их гостям.
Наряду с храмами, посвященными верховным богам, греки, основали и «мусейоны» ■—■ святилища спутниц бога искусств Аполлона. Именно в мусейонах, этих центрах духовной жизни, собиравших на ученые диспуты и состязания философов, поэтов и музыкантов вокруг алтарей, накапливались произведения изобразительного искусства, отражавшие и культ муз — покровительниц и события текущей жизни. Постепенно мусейоны трансформировались в Академии и собственно «мусеи»3. Самый знаменитый из них был основан в Ш веке н. э. сподвижником Александра Македонского, царем Птолемеем Сотером в Александрии Египетской. Правда в отличии от современных музеев, он больше был ориентирован на научную деятельность, а не на представление зрителю своих коллекций.
Рим, к середине Я века до новой эры захвативший Грецию и эллинистические государства, довольно быстро освоил их культурные достижения. Концентрация античных памятников в Вечном городе была исключительно велика в силу сформировавшегося у римлян ощущения исторического времени, позволившего им оценить греческое наследие, а потому, собирательство в этом городе вышло на уровень государственной политики. При этом,
1 В качестве примера назовем Академию Плагона и посвященный союзу муз муеей драматурга Софокла.
с одной стороны, получили развитие частные мусеи, служившие местом встречь просвещенных друзей (муссй Марка Теренция Варрона). С другой, — утверждение художественных ценностей как общественного достояния4.
Наследуя и развивая античные традиции собирания произведений искусства, эпоха Возрождения делает шаг вперед систематизируя коллекции и превращая их в музеи. Собирательская деятельность папы Юлия II и других отцов церкви заложила основы не только формирования отдельных собраний, но и создания принципиально нового, полифункционального по своему назначению религиозно-культурного комплекса. Речь идет о грандиозном архитектурном ансамбле Ватикане, над созданием которого трудились самые великие мастера 16 и 17 столетий, включающем храмы и дворцы, бесчисленные музейные коллекции, библиотеку.
Эпоха Возрождения примечательна и расцветом частного коллекционирования. Итальянские аристократы, гуманисты и художники собирали античную скульптуру и рукописи, живописные полотна и разного рода редкости, привозимые купцами из других стран. Примечательно, что уже в конце XYI века частные коллекции (герцога Гонзаго в Мантуе, Альбрехта Баварского в Мюнхене, и Медичи во Флоренции), открывают свои двери для публики.
С другой стороны, особенно в XYII веке, огромную популярность приобретают Кабинеты с коллекциями разного рода природных диковинок, все содержание которых служило целям познания. Постепенно складываясь в более широкие, организованные по энциклопедическому принципу собрания произведений искусства и разного рода естественнонаучных редкостей, такие Кабинеты были причиной гордости не только аристократов, уче-
4 Так Цезарь принимает решение о строительстве на Капитолии специального здания для публичной демонстрации его собственных коллекций. В свою очередь, восстановив расположенный у основания Капитолия Храм Согласия и разместив в нем коллекции статуй, картин и разного рода художественных изделий, Август предложил превратить храм, в главный императорский музей Рима.
ных, но и университетов. Как продолжение этой тенденции следует рассматривать и открытие первого в России естественнонаучного музея в Санкт-Петербурге — Кунсткамеры, которая была создана «для назидания взрослым, обучения юношей», что позволяет рассматривать ее как общественное достояние с широким спектром образовательных задач. Данная установка свидетельствует о безусловном наличии еще мало изученных форм работы со зрителем, в основе которых, очевидно, лежала экскурсия.
Временем бурного расцвета музеев и экскурсионного дела стал XIX век. Развитие исторической науки и городской, урбанизированной культуры, привело общество к осознанию, что именно музей является наиболее приемлемой формой сохранения культурного опыта человечества. Продолжая оставаться в общественном сознании храмом, музей, и, прежде всего, художественный, стал зримым воплощением овеществленной в памятниках исторической традиции, собранием гуманитарных и художественных ценностей, отразивших в себе идеал творческих возможностей человека. Однако широкой зрительской аудитории эти памятники стали доступны лишь со второй половины прошлого столетия, когда страны Европы, были охвачены широким движением за народное образование. Сопровождавшая это движение реформа школы5 стала мощным импульсом к появлению большого числа музеев разного профиля и развитию их образовательной деятельности, основной формой которой становится экскурсия6. Служить благородной цели «просвещать и доставлять эсте-
5 Назовем реформу образования в России 1861 года, закон 1870 года о на
чальном образовании в Англии и основанное в 1871 году "Общество распрост
ранения народного образования" в Германии.
6 В контексте сказанного назовем знаменитый Британский музей в Лондо
не, с его грандиозными коллекциями памятников культуры и искусства (1753);
созданный по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии
и этнографии Музей прикладных знаний в Москве (ныне Политехнический)
(1872); Германский музей предметов естественной науки и техники в Мюнхене
(1903) и Лейпцигский музей природы (1906). Все они были и остаются могучим
источником знаний.
тическое наслаждение» призваны были и превращенный в музей Лувр7 (1791), и стремительно появившиеся вслед за ним новые музеи Европы, среди которых особое место принадлежит Гамбургскому художественному музею Кунстхалле. Его директор А. Лихтварк, пришедший в искусствоведение и музейное дело из педагогики, был убежден, что наряду со школой, музей должен быть местом обучения.
Вникая буквально во все стороны художественной жизни, Лихтварк главным своим делом считал работу с детьми. Избрав основной формой работы в музее экскурсию, он строил ее на принципе диалога, считая при этом, что «обсуждение картины должно представлять собой маленькую драму и иметь прелесть импровизации, при которой свободно раскрываются все силы».8 В форме диалога его зрители очень подробно рассматривали картину «исследуя» ее композицию, сюжет, психологию персонажей в связи с литературой и музыкой своего времени, учась тем самым общаться с искусством. При этом автор «Упражнений» считал: «Метод вопросов и ответов не единственный, существуют и другие методы анализа материала; но категорически не рекомендуется выстроенный доклад, неизбежно подавляющий самостоятельность».9" Такой подход естественно нарушал сложившуюся методику преподавания искусства, в основе которой лежало жестко формулируемое знание, прежде всего о стилях в искусстве.
Поясняя специфику своего метода, Лихтварк писал: «Мы стремимся к тому, чтобы охватить взглядом всю эпоху, показать, как она отразилась в единичном произведении, какое впечатление оно производит». При этом он предостерегал от навязывания зри-
7 Примечательна история становления этого музея. Декретом от 26 мая 1791
года Лувр был объявлен «Королевской резиденцией, собранием памятников
науки и искусства, помещением для главных учреждений народного образова
ния». Национальный Конвент переименовал его в «Центральный музей изящ
ных искусств». В 1802 году Лувр получил название «Музей Наполеона».
8 Lichtwark A. Ubungen in der Betrachtung von Kunstwerken. — Berlin. 1909.-
S. 23 -24.
9 Селло Т. Альфред Лихтварк и что было потом / Музейная педагогика в
России и Германии. - Ганновер. 1998. С.69.
гелям авторитарных суждений об искусстве. Впервые введя понятие «музейные диалоги», Лихтварк, стал основоположником экскурсионной методики, целью которой является развитие умения творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника.
Из других немецких специалистов и ученых занимавшихся проблемами образовательной деятельности музейными средствами, только Фройденталь впервые в истории музейной образовательной деятельности сформулировал и предложил педагогическую методику организации школьных занятий в музее, предусматривающую этапы их подготовки, проведения и закрепления. Ученый связывал эти занятия с условиями, не потерявшими и сегодня свою актуальность:
— каждое посещение музея должно иметь конкретную учеб
ную цель;
— учитель и дети должны осознать, что посещение музея не
развлечение, а серьезная работа, а потому нужно готовиться к
нему;
— посещать занятия в музее нужно после предварительной
подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети
не устали и готовы к восприятию;
— следует отказаться от обзорных экскурсий которые Фрой
денталь считал «безумно тяжелыми для сознания не только ре
бенка, но и взрослого»;
— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на
основе возрастных интересов ребенка;
— итогом посещения музея должно быть самостоятельное
творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, со
здание моделей и т.д.).
Широкая практика и анализ образовательной деятельности немецких музеев обусловил рождение термина «музейная педагогика» (1934), который, по мнению его создателя К. Фризена,10 включал в свое содержание традиции художественного воспи-
10 Некоторые немецкие исследователи считают, что термин «музейный педагог» впервые ввел в оборот Г.Фройденталь.
тания музейными средствами, опиравшимися на просветительскую работу и музейную дидактику.11
Из истории отечественного экскурсионного опыта
В России образовательная деятельность получила наибольшее практическое развитие и теоретическое обоснование прежде всего в художественных музеях. Во многом она аналогична описанному немецкому опыту, с той разницей, что по причине более позднего появления государственных и городских музеев стала развиваться несколько позже.12 Труды А. Лихтварка и К. Фолля были хорошо известны российским специалистам уже в начале XX века. Они оказали определенное влияние на те процессы формирования практических и теоретических аспектов педагогики в среде художественного музея, которые развивали Н. И. Романов,13 Ф. И. Шмит14 и, в особой степени, А. В. Бакушинский.
Наряду с этим следует отметить и влияние на отечественных исследователей воззрений известного философа, представителя русского космизма Н. Ф. Федорова, который, называя музеи «высшим учреждением единства», считал их не столько образовательными, сколько нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. Видя в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем, хранящий память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», уче-
ный считал, что музей образовывает душу15. Не случайно, по мнению Федорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу должен быть всем своим содержанием открыт для всех представителей общества, независимо от уровня образования и социального положения.
В образовательной функции музея, этой «высшей инстанции общества», выдающийся русский философ выделял три его основных функции - исследования, учительство и деятельность». По мнению Федорова,16 только их совокупная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал.
Теоретическое осмысление опыта педагогической работы в российских музеях началось с изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 год был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Выделим среди его публикаций статью хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству». В ней автор высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его воздействия на душу человека, а значит изучать произведение искусства следует как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или общей истории. Средством общения с подлинником Романов считал экскурсию, задача которой «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьезный углубленный анализ известного произведения».17 Являясь противником обзорных экскурсий лишающих зрителя эстетического контакта, Романов подобно Фоллю выступал за самоценность произведения.
" К. Н. Jukob -Friesen. Die kulturgechichtlichen Museen und die Schule // Museumskunde.-N. R- Bd Y 1,1934.- S. 69.
12 Первый Государственный музей страны — Русский музей императора
Александра III был открыт в 1898 г.; Третьяковская галерея стала городским
собранием в 1895, а Государственный музей изобразительного искусства им.
А. С. Пушкина (первоначально учебно-вспомогательный музей Московского
университета), в 1912 году.
13 Н. И. Романов. О задачах и методах экскурсий по искусству. /Экскурси
онный вестник.— М., 1916, № 1-2.
14 Ф. И. Шмит. Искусство как предмет обучения. — Харьков, 1923.
15 Н. Ф. Федоров. Музей, его смысл и назначение. /Федоров Н. Ф. Сочине
ния.- М., 1982.
16 На формирование интереса Н. Ф. Федорова к философскому осмысле
нию музея оказала определенное влияние его работа в библиотеке Румянцевс
кого музея, ставшего после перевода в 1861 году из Санкт-Петербурга в Моск
ву, крупнейшим культурно-просветительским центром старой российской сто
лицы.
17 Н. А. Романов. О задачах и методах экскурсий по искусству» / Экскурси
онный вестник. .№1-2. — М., 1916. С. 8.
10
11
Отметим следующие позитивные идеи Н. Романова:
1 .Процесс обучения искусству должен быть основан на глубоком понимании его огромных возможностей воздействия на душу человека. Поэтому изучать произведение искусства надо не ради других наук, не как «приложение» к истории культуры или к общей истории, а как самоценный эстетический объект.
2.Целью таких экскурсий является «введение зрителя в ряд эстетических переживаний и серьезный углубленный анализ известного произведения».18
З.В соответствии с указанной целью, экскурсии подразделяются на три основных «фазиса»:
Задача первого «фазиса» — пробудить эмоциональное переживание воспринимаемого произведения. В связи с этим необходимо побудить зрителя внимательно всмотреться в каждый образ, «понять его движения, перевоплотиться в них».19 Основным методом экскурсии Романов называл беседу сократического характера, задача которой — поддержать активность мысли зрителя.
Задача второго «фазиса» — выяснить на основе эмоционального переживания особенности художественной формы произведения и его стиль.
Третий, заключительный «фазис» предполагает закрепление в сознании учеников результатов экскурсии путем их собственной самостоятельной работы — писания рефератов, разработок, подготовки устных сообщений и пр.
Труды Романова стали своего рода теоретическим фундаментом, на который во многом опиралась художественно-педагогическая практика 1920-1930 годов (как школьная, так и музейная). Изложенные в ней идеи, в частности, предвосхитили методические принципы знаменитых музейно-эстетических экскурсий одного из крупнейших теоретиков и практиков эстетического воспитания в России А. В. Бакушинского, уделявшего особое внимание методике экскурсионной работы со зрителями различных социальных и возрастных категорий.
Имея большой опыт экскурсионной работы, как сотрудник Государственной Третьяковской и Цветаевской художественных
галерей, А. В. Бакушинский разработал концепцию музейной экскурсии, которая должна решать задачи эстетического характера. Отсюда отказ от информационно-искусствоведческого подхода, основанного на пересказывании сюжетов или иллюстрации истории, который ученый называл пустым «гидством». Основной педагогической целью экскурсии он считал пробуждение творческой активности. Реализации данной цели способствовала конкретная экскурсионная методика сходная с методиками А.Лихтварка и Н. И. Романова. Это сходство обусловлено, прежде всего, общностью понимания целей и содержания воспитательного процесса. Стержневым моментом в восприятии искусства Бакушинский считал творческое переживание художественного образа, представляя его как акт сотворчества художника и зрителя, а экскурсию как творческий акт, имеющий сходство с творчеством художника. Как любое творчество она требует от исполнителя-педагога, с одной стороны, творческого вдохновения, заражающей увлеченности, а с другой, — серьезной организации творческого процесса, продуманности всего хода экскурсии как своего рода режиссуры театрального спектакля. Тем самым восприятие искусства понималось им как совместный труд экскурсовода и группы, результатом которого должны были стать глубокие и непосредственные коллективные переживания.
«Режиссура» экскурсий включала тщательный отбор и группировку художественного материала, определение количественного состава группы и продолжительности экскурсии. Особое значение имели выбор точки зрения на произведение, особенно, если это скульптура, а также продолжительность так называемого «молчаливого созерцания» памятника, — паузы, во время которой картина или скульптура воспринимались без слов, часто издали и даже через анфиладу залов. Произведение, таким образом, начинало воздействовать на зрителя как бы само по себе, вне каких бы то ни было мнений и установок. Биографические факты, сведения исторического характера почти никогда не пред-
18 Н. А. Романов. Ук. соч. С.8.
19 Н. А. Романов. Ук. соч. СЮ.
12
13
варяли процесс восприятия. Исключение составляли лишь те, которые способствовали пониманию художественного образа, более полному погружению в мир искусства.
Важным качеством восприятия Бакушинский считал целостное эстетическое переживание, способность к живой непосредственной реакции на художественный образ. Эта способность, по его мнению, может быть воспитана у зрителя путем его приучения к внимательному, вдумчивому восприятию, путем развития чувства формы, цвета, композиции.
Так как решение подобных задач требует длительной систематической работы, Бакушинский считал, что воспитательный процесс должен быть поэтапным: каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к последующему, более сложному этапу. В экскурсионной работе с детьми Бакушинский призывал исходить из внутреннего мира, внутренних потребностей ребенка, не навязывая ему чуждых ему представлений об искусстве. Не отрицая саму возможность посещения музеев детьми младшего возраста, он не советовал педагогам увлекаться экскурсиями, особенно если их методика не направлена на активизацию самостоятельной творческой деятельности.
По мнению Бакушинского лишь начиная с подросткового возраста экскурсии эстетического типа в художественный музей, должны стать обязательным и существенным элементом общей системы творческого развития личности.
Эти идеи Бакушинский воплощал в жизнь уже после революции 1917 года в новых исторических условиях, определивших реформы музейного дела и образования, в которых важное место отводилось эстетическому воспитанию. Методика музейных экскурсий этого времени в своей основе носила развивающий характер. Основной принцип работы с детьми заключался в том, что психологические особенности восприятия искусства детьми, их духовные потребности и творческие возможности становились центром внимания при подготовке и проведении экскурсии.
Реализация данных положений позволила бы открыть новую страницу в истории отечественного художественного образова-
ния и экскурсионного дела. Однако, в 1930 -1940 гг. музеи всех профилей были переориентированы на иллюстрирование торжества марксистско-ленинской идеологии и сведение педагогической работы к «помощи школе в расширении учащимися их знаний, полученных в школе». Тем самым от педагогической деятельности первых послереволюционных лет сохранилась лишь массовость и просветительство. Имея сугубо пропагандистскую направленность с ориентацией на знание, они превращали музейную экскурсию в обычный урок с той разницей, что проводился он не в школе, а на материале музея с целью получения максимума навыков самостоятельной работы на основе полученных знаний».20
Идеологическая концепция противопоставления музея-хранилища музею-учебнику и музею-газете, а порой и своду тематических экскурсий по отдельным главам «Краткого курса ВКПб»21 нанесла определенный урон как развитию художественного образования, так и экскурсионного дела в целом.
Сложившаяся в России традиция использования учителем музея в решении образовательных задач получила новый импульс развития уже во второй половине минувшего столетия, когда интерес к музею как к институту образования, строящему педагогический процесс на основе развитого зрительного восприятия резко возрос. Данное обстоятельство стало серьезным поводом к развитию представлений о музейной коммуникации.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!