Под нравственным поведением следует понимать систему действий и поступков, имеющих определенную моральную оценку.



Формирование нравственного поведения начинается в семье – с элементарного соединения детьми получаемых нравственных знаний с простейшими нравственными действиями. Создается правильная установка на окружающее, на предъявляемые требования взрослых.

На современном этапе развития нашего общества задачи нравственно‑социального воспитания можно сгруппировать в четыре смысловых блока: воспитание гуманного отношения к окружающему, формирование коллективных взаимоотношений, воспитание культуры поведения и общения начал патриотизма .

1. Воспитание гуманного отношения к окружающему – пробуждение сочувствия, сопереживания, отзывчивости, доброты. Формирование этих чувств начинается с раннего возраста. Главное направление в методике – относиться к ребенку с любовью, лаской, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям, обучать способам выражения сочувствия, внимания.

В младшем дошкольном возрасте ведущими методами воспитания гуманного отношения являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, при которых ребенок упражняется в положительном поведении.

В среднем дошкольном возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей, закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Основными методами остаются разъяснение взрослого, совместная деятельность, организация практики поведения. В дополнение к практическим ситуациям происходит обучение решению логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел упавшую девочку?» ). В этом возрасте дети должны уметь сопереживать другому, находясь на стадии «переживание‑утверждение себя», и иногда проявлять способность к реальному «переживанию‑действию».

В старшем дошкольном возрасте организуются этические беседы, анализируются поступки героев произведений и реальных людей, обобщается собственный опыт отношений с окружающими людьми. Воспитатель не только использует случаи, возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по разделам программы. Основной является работа по формированию «переживания‑действия».

В процессе использования всех видов устного народного творчества воспитатели стараются приобщить воспитанников к общечеловеческим нравственным ценностям. Например, знакомя детей с русской народной сказкой, стараются развивать нравственно‑эстетические чувства, так как из сказок можно почерпнуть нормы общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, построения высказывания, прось бы, свидетельствующего об уважительном отношении к старшим («Поклонимся в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль» и др.).

В народных сказках дается образец отношения к членам своей семьи и другим людям. Постепенно дети подводятся к пониманию того, что значит для человека его семья, отчий дом. При этом они начинают сознавать, что не во всяком доме можно жить мирно и ладно. Например, по окончании показа спектакля теневого театра по сказке «Заяц, лиса и петух» внимание обращается на то, что важен не только материал, из которого построено жилище персонажей, но и то, что дом необходим, чтобы спастись от непогоды, обрести покой и поддержку тех, с кем живешь. В другой сказке – «Зимовье зверей» – приведен пример, понятный всем дошкольникам: испытания преодолимы, когда герои произведения живут вместе и дружно. Анализ этих сказок помогает объяснить смысл русских пословиц: «В тесноте, да не в обиде», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Дома и стены помогают».

2. Формирование коллективных взаимоотношений. Известный педагог А.П. Усова, отмечала, что дошкольная группа является первым детским обществом, возникающим в совместных играх, где дети имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Навыки социального поведения и нравственные нормы усваиваются во взаимодействии детей друг с другом, в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др. [18].

Главная функция коллектива – воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. В детском коллективе непременно присутствует взрослый, который организует жизнь детей, вводит мотивы и цели деятельности, способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности. Коллективные взаимоотношения начинают формироваться после трех лет, когда дети уже осознают свое «я» и стремятся к контактам со сверстниками. Говорить о коллективе правомерно лишь начиная со школьного возраста. Японские педагоги считают, что дети до трех лет уже образуют «коллектив‑сочувствие», а с трех до шести лет – «автономный коллектив». На первой стадии они могут лишь сочувствовать, помогать друг другу, на второй уже воспитывается самостоятельность, которая проявляется в самоуправлении, совместной трудовой деятельности.

Организация детского коллектива возможна при следующих условиях: 

• если дети выполняют отдельные части общей задачи;

• значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

• учитывается равноправная, инициативно‑творческая позиция каждого ребенка;

• при непрерывной и усложняющейся совместной деятельности;

• учет интересов и позиций другого человека.

При организации межвозрастного общения детей следует соблюдать ряд требований (по С.Г. Якобсон):

• Общение старших и младших должно быть эпизодическим, а также ограниченным по частоте и времени (20 – 30 мин). В начале организации совместного общения не рекомендуется включать детей в совместные сюжетно‑ролевые игры. Необходимо организовать подвижные игры, старшие могут с успехом организовывать их, объяснять правила, контролировать ход игры, выступать в роли ведущих.

• Общение должно вызывать положительные эмоции у обеих возрастных групп. Например, практическая реализация позиции старшего обогащает «образ я», вносит в него такие положительные черты: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их». Одновременно появляется гордость за свои качества и поступки.

• Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряются воспитателем, заведующей детским садом, о них сообщается родителям. Младшие при желании могут отказаться от общения.

• Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным всем детям.

• Содержание общения должно постепенно усложняться по степени зависимости старших и младших партнеров друг от друга.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину).

Перед педагогом встает сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой идентификации, который обычно нарушается у воспитанников детских домов, детей с умственной отсталостью и др. Важно уметь тонко корректировать этот процесс. Один из путей преодоления разобщенности в группе детского сада без нарушения процесса половой социализации – использование сюжетно‑ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы, как мальчиков, так и девочек. В таких играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому или женскому поведению. Мальчики в игре, подражая мужчинам, берут на себя роли летчиков, космонавтов, шоферов, офицеров и др. Девочки же исполняют роли мам, воспитателей, врачей, продавцов и др.

В младшем дошкольном возрасте дети проявляют очень избирательное отношение друг к другу и не образуют длительных дружеских объединений, но если до трех лет они проявляли лишь симпатию к другим детям, то теперь могут по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников. Педагог должен способствовать развитию умения проявлять свои чувства по отношению к сверстнику (утешить, одобрить и т. д.), оказывать взаимопомощь в самообслуживании.

Вполне осознаваемые дружеские привязанности появляются в среднем дошкольном возрасте. Хотя четырехлетние дети еще не достаточно выделяют личные качества друзей и обращают больше внимания на какие‑то внешние стороны, тем не менее они могут мотивировать свой выбор друга («Вместе играем», «Живем в одном доме» и т. д.), оказывать друг другу помощь в совместных играх, на занятиях, в быту. Задача воспитателя – формирование представлений о разных видах взаимопомощи. При этом некоторые дети, не желая ее принимать, вступают со сверстником в конфликт, поэтому важно научить благодарно принимать помощь, отказываться от нее вежливо.

В конце среднего – начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба», выделяют нравственные качества сверстников, оценивают друг друга по поступкам, пытаются восстановить справедливость. Большое значение при этом имеет коллективное мнение, благодаря которому ребенок учится воспринимать себя со стороны и более адекватно оценивать поступки. В этом возрасте появляется привязанность в дружбе, желание быть везде вместе, защищать друзей. Задача педагога – сохранять дружеские объединения, способствовать тому, чтобы дружба приносила пользу не только членам детского содружества, но и всему коллективу. Для этого детей объединяют по интересам какой‑либо деятельностью, стимулируют к проявлению отзывчивости и взаимопомощи.

В результате нравственного воспитания у детей к концу дошкольного возраста формируются следующие черты личности: 

• ответственность, чувство собственного достоинства (самоуважения) и уважение к другим;

• честность и совестливость;

• готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;

• доброта и строгость;

• инициативность и дисциплинированность;

• желание и умение понимать других людей и требовательность к себе и другим, критичность;

• способность размышлять, взвешивать и проявлять волевые качества;

• готовность действовать, идти на определенный риск если в этом действительно есть необходимость, смелость, и, напротив, осторожность, избегание ненужного риска.

3. Воспитание культуры поведения и общения является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям, которое проявляется в коллективных взаимоотношениях. Результатом любого объединения детей в процессе игры или другого вида деятельности является развитие коммуникативных навыков, общения.

Детям с нарушениями речи необходимы специальные упражнения, которые формируют у них потребность общаться с окружающими людьми (Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова, С.Н. Шаховская).

Они используются в сочетании со следующими приемами и формами работы:

• предвосхищающей положительной оценкой педагогом речевых умений ребенка;

• игровыми приемами;

• вариативностью материала и сменой партнеров по общению;

• воздействием на мотивационную сферу ребенка через социальную микросреду группы сверстников (использование соревновательной ситуации, социальных эмоций и др.);

• участием родителей в процессе формирования мотивации учения у дошкольников;

• созданием проблемных ситуаций.

Зарубежные исследователи (J. Eisenson, M. Ogilvie, K. Wood и др.) дополнительно рекомендуют следующие формы и приемы:

• первоначальную коррекцию тех звуков, нарушение которых ребенок переживает наиболее остро;

• прослушивание магнитофонной записи нарушенной и исправленной речи;

• психотерапевтическую работу с матерями детей в целях повышения самооценки ребенка, преодоления комплекса неполноценности из‑за дефекта речи;

• психологическую работу с семьями детей в целях коррекции неадекватной позиции и отношения родителей к ребенку и его дефекту речи.

Содержанием культуры поведения и взаимоотношений является обучение детей умению красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом, уметь оказывать внимание.

Первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель упражнения в поощряемом обществом (и родителями) поведении. На втором эта пе детям начинают объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить одобрение окружающих. Для этого педагог предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его, вселяя веру в возможность исправления, совершения доброго дела. На третьемэтапе создаются условия для того, чтобы ребенок получил удовлетворение от своего хорошего поведения. На четвертом этапе , когда определенные представления получены и навыки нравственного поведения приобретены, воспитатель может больше внимания уделять осознанию детьми значимости правил этикета, рассказывает им о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах.

Приобщая детей к истокам народной культуры, воспитатели знакомят их с разными видами фольклора (потешками, сказками, песенками, пословицами, поговорками, хороводами и др.). С этой целью подбирается соответствующий материал: книги со сказками, былинами, пословицами, загадками, песенками и др.; иллюстрации к сказкам, репродукции картин художников. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов ярче и образнее становится речь. Например, устойчивые эпитеты в выражениях: «добрый молодец», «малые детушки».

Для знакомства детей с русским народным бытом в детском саду может быть оборудована комната, в которой воссоздана обстановка русской избы, размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в народных сказках: коромысло с ведрами, горшки, лапти, скалка и т. д. Основной задачей в данном случае является не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

В последнее время все чаще стали говорить о применении этноподхода в работе ДОУ. Дело в том, что этническая принадлежность складывается у ребенка в течение трех – пяти лет после рождения и отражает личное отношение человека к миру, конкретной языковой и социальной действительности. Этноподход – создание таких психолого‑педагогических условий, которые позволяют осознать и обрести ребенку свое место среди людей и в мире с помощью овладения культурными способами познания, переживания и преобразования себя и мира, характерными для его этноса. Однако связанное с данным подходом воспитание толерантного поведения возможно только при условии осознания ребенком своего «я» и формирования умения управлять своим поведением. Послед нее возможно, если у него сформирована «внутренняя пози ция личности» (термин Л.И. Божович). В дошкольном возрасте происходит только начало ее формирования, поэтому необходимо осторожно относиться к различным нововведениям.

Разрушив старую систему воспитания и обучения детей под лозунгом «деидеологизации», педагоги оказались в затруднительном положении:

• с одной стороны, из содержания программ был удален самый значительный раздел образовательной работы с дошкольниками – нравственное (в том числе патриотическое) воспитание;

• с другой стороны, следуя общемировым образовательным тенденциям, педагоги начинают прививать дошкольникам «общечеловеческие ценности» и воспитывать их как «граждан Вселенной» прежде, чем дети поймут, что они – русские, белорусы, украинцы и т. д. и что у них есть Родина.

Конечно, современный коллектив представляет собой сложное взаимодействие людей различных национальностей и вероисповедания, в связи с чем могут возникать разногласия между некоторыми индивидами. При этом сами дети становятся источником возникновения агрессии, национальной и религиозной нетерпимости, часто перенимая подобное негативное отношение от взрослых. Педагог в таких случаях не должен вовсе говорить о преимуществах какой‑либо нации или религии. Каждый ребенок уникален. Уникальны его личность, способности, деятельность. Каждый должен уважать друг друга и свою семью, которая придерживается определенных традиций, и именно в семье должна формироваться установка на самоопределение в жизни.

Педагогу следует стремиться почерпнуть из самобытности каждого народа положительные моменты для саморазвития и совершенствования личности ребенка, нацелить воспитанников на приобретение нравственных ценностей, внушить им недопустимость унижения другого человека, агрессивного поведения.

4. Воспитание начал патриотизма является одной из важнейших задач нравственного воспитания. Однако цели, связанные с патриотическим воспитанием, зачастую решаются на уровне не комплексных, а парциальных программ, т. е. определяются интересом к данной проблеме конкретного региона, округа, района, детского сада. На специальных занятиях детей знакомят с соответствующими историко‑культурными, географическими и экологическими понятиями. Для этого используются такие парциальные программы, как «Планета детства» Т.Н. Тарановой, Л.Ф. Сербиной, Л.И. Греховой; «Дети, взрослые и мир вокруг» Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Дошкольникам о Москве» Л.А. Кондрыкинской и др.

Под патриотическим воспитанием понимается процесс приобщения детей к народной культуре, воспитание патриотических чувств и представлений, в результате чего обеспечивается преемственность поколений в семье и формируется образ Родины в сознании дошкольника. Проблемами патриотического воспитания в отечественной педагогике занимались Е.И. Радина, А.П. Усова, Ф.С. Левин‑Ширина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, М.И. Богомолова и др.

Современное патриотическое воспитание дошкольников должно быть направлено не только на изучение родного края, его истории и традиций, но и на воспитание доброжелательного отношения к другим народам (интернациональное воспитание).

В этом случае формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству не будет мешать установлению дружеских отношений со всеми людьми и позволит выделить нравственные ориентиры в разрешении конфликтов.

Средства патриотического воспитания: 

• общение с людьми разных национальностей;

• художественная литература;

• народное творчество;

• музыка;

• игра.

Воспитание любви к Родине, патриотизма включает в себя работу над формированием различных представлений. В первую очередь, формируются представления о своей Родине. Дети должны понимать, что забота о благе своего народа, охрана природы родной страны, уважение законов общества, готовность встать на защиту Родины в любую минуту – все это присуще настоящему гражданину. Представления о совести формируются на основе осознания того, что добросовестное отношение к своим повседневным обязанностям является показателем честности, ответственности за выполняемое дело. Детям следует объяснять, что необходимо говорить только правду, никогда не обманывать; при анализе художественных произведений делать акцент на том, что вызывает чувство стыда и как можно помочь исправиться. Способность правильно оценивать положительные и отрицательные поступки, стремление помочь товарищу, содействовать исправлению имеющихся у него недостатков означает наличие требовательного отношения к себе, понимание значимости моральных и правовых норм. Представления о долге формируются позже, но их основа закладывается уже в дошкольном возрасте, когда дети приходят к пониманию верности данному слову, испытывают чувство радости, удовлетворения в связи с выполненным обещанием, потребность подкреплять данные обещания конкретными делами.

Анализ современной образовательной ситуации позволяет выделить следующие психолого‑педагогические направления, способствующие формированию национальной идентичности в процессе патриотического воспитания: 

• формирование образа семьи в процессе приобщения детей к народной культуре;

• формирование преемственности между поколениями и осознания себя частью нации;

• формирование образа Родины.

Детям, начиная с раннего возраста, нужно показывать на живых примерах, что они наследники великих людей, великой страны и великой культуры. Обращенность образования к культуре – один из путей выхода из духовного кризиса, приобщение ребенка к национальной культуре в семье. Культура как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, понятна всем людям, независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи. В общении с ними он усваивает аффективные и интеллектуальные способы взаимодейст вия с людь ми, природой и предметами окружающего мира (Д.Б. Эль конин). На современном этапе самой большой проблемой яв ляется разрыв связи между поколениями, воспитание вне культурно‑исторических традиций. В связи с этим необходимо знать исторический опыт своего народа, с уважением относиться к опыту бабушек и дедушек, вовлекать их в разнообразную деятельность с детьми и помогать им.

Ю.Н. Мамонова, методист Экспериментального центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (Москва), предлагает формирование образа Родины у дошкольников в рамках программы «И ты увидишь – мир прекрасен!».

Предлагаемая программа – один из путей совершенствования образовательно‑воспитательной работы детского сада, усиления патриотической направленности с учетом возможностей для развития ребенка, заложенных в краеведческой и туристической деятельности (прежде всего она помогает приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей ребенка жизни, создать запоминающийся образ Родины, что позволяет дополнить и углубить имеющиеся в детском саду базовые программы близкими и понятными ребенку источниками познания).

Исходя из анализа целей и применяемых в процессе патриотического воспитания методов и приемов можно сделать вывод о том, что, несмотря на недостаточную разработанность психологического понятия патриотизма, результаты патриотического воспитания чаще всего определяются через психологические и социальные характеристики. Применяемые методы основаны либо на философском, либо на педагогическом подходе к осуществлению патриотического воспитания. С этой точки зрения проблема формирования социальных эмоций в процессе патриотического воспитания отражает проблему комплексного психолого‑педагогического подхода к организации сотрудничества воспитателей и родителей в ходе приобщения детей к национальной культуре. Лишь после того как дети ознакомятся с основами культуры той страны, в которой они живут, можно говорить о знакомст ве с положительными традициями и опытом других культур, поскольку условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа является соблюдение и сохранения традиций, присущих данному народу (П. Флоренский, М. Мид и др.).

 

Литература

 

1. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М., 1991.

2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. 2‑е изд., испр. и доп. М., 2003.

3. Вайнцвайг В. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 годы». М., 2003.

5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью. М., 1998.

7. Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка. – М., 2004.

8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий и сценарии праздников / Под ред. А.В. Орловой. М., 1995.

9. Мой родной дом. Программа нравственно‑патриотического воспитания дошкольников / Под общ. ред. Т.И. Оверчук. М., 2004.

10. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

11. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

12. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.

13. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989.

14. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004.

15. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.

16. Рылеева Е.В. Как помочь дошкольнику найти свое Я. М., 2002.

17. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс. М., 1994.

18. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.

19. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло. М., 1987.

20. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? М., 1986.

 

Задания

 

1. Социализация – это процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных и поведенческих норм и ценностей, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Можно ли поставить понятие социализации наряду с терминами «образование», «воспитание», «обучение», «развитие», характеризующих предмет педагогики?

2. Формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которых лежат убеждения человека, т. е. знания твердые и дорогие ему. Он готов их отстаивать и защищать в любых обстоятельствах, в них слиты воедино моральные знания и собственное к ним отношение. Можно ли сказать о ребенке дошкольного возраста, что он обладает нравственным сознанием?

3. Почему в 90‑х годах ХХ в. патриотическое воспитание в сознании людей являлось маловажным и неэффективным?

4. Наличие нескольких различных программ деятельности, воспитание у всех воспитанников положительной направленности и мотивов деятельности, инициативы, ответственности, независимости помогает дошкольнику найти свой стиль деятельности (Л.А. Вяткина, Э.И. Маствилискер). Как вы думаете, воспитание как содействие развитию индивидуальности равнозначно индивидуализации воспитания?

5. В период дошкольного детства компетентность позволяет ребенку различать характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующее мнению поведение. Ребенок уже может заметить изменение настроения взрослого и сверстника, учитывать желание других людей. Дети в этом возрасте имеют устойчивые контакты со сверстниками, их коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге с взрослыми и сверстниками. Может ли свободный диалог со взрослыми перерасти в вульгарный стиль общения? С чем это будет связано? Почему развитие чувства собственного достоинства как и формирование умения отстаивать свою позицию в совместной деятельности требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения, а также родителей?

6. Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленной племенем, народностью, нацией . В чем заключается этноподход в дошкольном образовании?

7. Проанализируйте следующие программы.

Программа «Я – человек» – парциальная программа по приобщению ребенка к социальному миру, разработанная д. п. н. С.А. Козловой. Цель программы – дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, о себе как представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения, воспитание творческой, свободной личности и включает четыре раздела:

1) «Что я знаю о себе».

2) «Кто такие взрослые люди».

3) «Человек‑творец».

4) «Земля – наш общий дом».

Программа «Я, ты, мы» – парциальная программа, направленная на социально‑эмоциональное развитие ребенка трех – четырех лет, разработанная О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной. Она предусматривает гибкую систему педагогического руководства, личностно ориентированный стиль взаимодействия педагога с детьми, активное участие в образовательном процессе родителей.

В программу включены следующие разделы:

• «Уверенность в себе».

• «Чувства, желания, взгляды».

• «Социальные навыки».

Программа оснащена методическими рекомендациями и комплектом учебно‑наглядных пособий для детей.

Программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством д. п. н. Р.С. Буре. В ней определены задачи воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений. Программа состоит из следующих разделов:

• «Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного микроклимата в группе детского сада».

• «Формирование отзывчивого отношения к сверстникам».

• «Формирование гуманистической направленности поведения у детей».

• «Формирование у дошкольников способов сотрудничества в условиях совместной деятельности».

Программа позволяет ребенку осознать свои возможности и реализовать свои интересы в общении со сверстниками.

8. Объясните механизм формирования полоролевой идентификации, которая влияет на становление «внутренней позиции» личности:

• влияние на ребенка стереотипов поведения и ценностных ориентаций членов «интимного круга общения» (семьи, друзей, педагогов) и связанных с особенностями национального восприятия представлений общества о роли мужчин, женщин, взрослых, детей;

• формирование представлений о «я»‑потенциальном и «я»‑реальном, которые зависят от согласованности оценок значимых взрослых и самооценки ребенка относительно социальных и нравственных норм поведения, закрепленных в данной культуре и стереотипов его поведения;

• формирование чувства безопасности, защищенности, принадлежности к определенной группе: семье, друзьям, нации.

9. Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка дошкольного возраста являются члены его семьи.

Что усваивает ребенок в процессе общения с ними?

10. Педагогика определяет патриотизм как чувство, выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, привычному укладу жизни. С развитием государства понятие «патриотизм» наполнилось политическим смыслом, связанным с необходимостью проявлять стойкость и мужество в войнах, в отстаивании интересов Отечества.

Какова современная точка зрения на патриотическое воспитание?

11. Задачами деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения, получившего статус ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования и православно ориентированных, являются:

• формирование уклада жизни дошкольного учреждения в соответствии с духовно‑нравственными традициями русского народа, традициями православной педагогики;

• приоритет духовно‑нравственного, патриотического, национального воспитания детей;

• содействие развитию у детей начал исторического сознания, гражданского самосознания, ощущения причастности к культуре, историческому прошлому Отечества, осознанного благоговейного отношения к русской святости и русским святыням;

• ориентация содержания образования на углубленное изучение основ отечественной культуры, отечественной истории (в первую очередь культуры и истории своего края);

• ориентация на ознакомление дошкольников с русской словесностью во всем ее многообразии, с народным искусством, традиционными видами рукоделия.

Каким образом соотносятся данные задачи с педагогикой культуры мира?

 

 

Глава VI

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: в игре имитируется труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда.

Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным и т. п.). Младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий. У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, выкупать куклу‑дочку или выстирать ее запачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия. Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет краски на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.

Становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном детстве изучали Я.З. Неверович, В.Г. Нечаева и др. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста заложили также Т.А. Маркова, В.Г. Година, В.И. Логинова, А.Д. Шатова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре и др.

Трудовое воспитание дошкольников в нашей стране является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а также воспитание психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Трудовое обучение – формирование у детей трудовых и организаторских умений и навыков.

Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста являются:

• формирование предпосылок трудовой деятельности, практических умений и навыков;

• организация деятельности планирования, контроля, оценки, целеполагания;

• воспитание уважения к труду людей, результатам труда, труженику;

• воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, самостоятельности, положительных взаимоотношений между детьми.

Для реализации задач и содержания трудового воспитания дошкольников в детском саду необходимо специальное оборудование. В каждой возрастной группе и на участке детского сада должны быть предметы для хозяйственно‑бытового и ручного художественного труда, труда в природе и по самообслуживанию. Принято размещать это оборудование в специальных уголках хозяйственно‑бытового труда, природоохранного труда и т. д. При этом необходимо, чтобы ребенок легко мог найти нужную ему вещь, имел собственное место для занятий, чтобы не мешать другим детям.

Средства трудового воспитания: 

• участие ребенка в деятельности;

• обучение навыкам, ознакомление с деятельностью взрослых.

Ведущим средством трудового воспитания является сама трудовая деятельность ребенка.

Виды детского труда: 

• самообслуживание;

• хозяйственно‑бытовой труд;

• труд в природе;

• художественный и ручной труд.

Самообслуживание является трудом, направленным на обслуживание самого себя. Оно приучает к самостоятельному удовлетворению личных потребностей, учит заботиться о себе, следить за своим внешним видом. В результате дети начинают чувствовать себя равноправными членами семьи (коллектива), бережнее относятся к вещам, приучаются к систематическому труду.

Основным методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемых контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действия. Отсутствие должного контроля у детей с отклонениями в развитии приводит к появлению неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду. В более тяжелых случаях дошкольники не овладевают навыками самообслуживания и трудно адаптируются в обществе.

Условно культурно‑гигиенические навыки делятся на 4 группы: 

1) навыки чистоты тела и личной гигиены;

2) навыки культуры еды (пользование приборами, обращение с пищей);

3) бережное обращение с вещами личного обихода;

4) соблюдение чистоты и порядка в окружении человека.

К числу основных условий успешного формирования культурно‑гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Хозяйственно‑бытовой труд – уборка помещения, помощь взрослым в протирании мебели, мытье игрушек, их расстановке и т. п. Он прививает трудовые навыки по поддержанию общего порядка и имеет общественную направленность.

Труд в природе закладывает основы экологического образования, развивает познавательные интересы. Дети ухаживают за растениями и животными, выращивают овощи, участвуют в очистке аквариума и пр.

Художественный и ручной труд удовлетворяет эстетические потребности человека, уточняет представления об окружающих предметах, развивает творческие способности и мелкую моторику. Дети под руководством взрослого изготавливают поделки из природного материала, бумаги, картона, ткани и пр.

К формам организации труда Р.С. Буре, Д.В. Сергеева, С.А. Козлова, Л.В. Крайнова и др. относят общий труд (часть общей работы ребенок выполняет самостоятельно), совместный труд (труд по подгруппам, в которых дети взаимодействуют между собой и видят зависимость результата труда одного человека от результата деятельности другого) и коллективный труд, формирующий навыки коллективных взаимоотношений (может быть общим и совместным, организуется в специально созданных условиях). Исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой показали, что формами труда в младшем возрасте должны быть индивидуальные поручения. Малышей необходимо обучать трудовым навыкам и умениям, поддерживать интерес к труду, взаимодействию со сверстниками. В старшем возрасте можно давать усложненные общие поручения, нацеленные на согласование действий. З.Н. Борисова, Г.Н. Гордина в процессе трудового воспитания предлагают использовать дежурства.

При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Например, ребенок, разложив для каждого на столе ложки, может начать раскладывать их заново или, полив растение, принимается поливать его второй раз. Под влиянием воспитателя у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (готовить все, что понадобится, определять последовательность действий, доводить дело до получения результата). В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно‑гигиенические требования к его организации.

Для того, чтобы дети могли выполнить трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям начинается уже в младших группах.

Детям с отклонениями в развитии очень важно сопровождать свои действия речью. Воспитатель не только показывает, что и как надо делать, но и побуждает ребенка к сопровождению своих действий разъяснением приемов работы и способов ее организации: «Коробку сначала с этой стороны протру, потом поверну и другую сторону протру. Чтобы блестела, была чистая, красивая. Не буду спешить, проверю, со всех ли сторон я ее протерла, не осталось ли где пыли. Теперь положу на полку аккуратно, ровно, чтобы не упала...» Ребенок повторяет слова вслед за педагогом.

С прямого показа начинается обучение каждому новому умению: как подклеить книгу, полить растение и т. д. Обучая старших дошкольников, педагог опирается на имеющийся у них опыт, способность воспринимать словесную инструкцию без прямого показа. Он не спешит со своей помощью, побуждая ребенка припомнить, попробовать самостоятельно найти способ действия, быть более решительным, активным. Не следует упрекать ребенка за оплошность или неумение. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от участия в труде, каждый раз находя способы побуждения детей к включению в выполнение разнообразных заданий. Контроль и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за порученное дело, желание выполнить его хорошо.

В трудовой деятельности наиболее активно осуществляется эстетическое и экологическое воспитание.

Экологическое воспитание – ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическая культура – совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, отражающегося на поведении человека и всей его практической деятельности. В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы.

Н.А. Рыжова считает, что сегодня можно выделить две основные педагогические модели организации работы по экологическому воспитанию и образованию детей в ДОУ. Условно она называет их модель «Эколог» и модель «Воспитатель» .

Модель «Эколог». Ее особенность заключается в создании в детском саду системы работы по экологическому воспитанию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов: руководителя, методиста и воспитателя – на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Необходимым условием использования модели «Эколог» является наличие в ДОУ педагога‑эколога (старшего воспитателя, педагога дополнительного образования). Он регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы в области экологического воспитания. Периодически посещает группы, беседует с детьми, проводит игры и т. п., ухаживает вместе с детьми за растениями, животными, огородом.

В любом случае деятельность эколога тесным образом связана с работой воспитателей и специалистов ДОУ. Так, педагог по изобразительной деятельности закрепляет материал экологических занятий в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина; оказывает помощь экологу в изготовлении пособий, оборудования; подбирает определенные художественные произведения; использует элементы фольклора в целях экологического образования. Педагог художественного труда изготавливает совместно с детьми поделки из природного материала, декорации для экологических праздников, оборудование для экологической тропы. Педагог театральной деятельности организовывает экологические праздники, ставит спектакли, инсценировки. Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия, усиливающие эмоциональное восприятие ребенком природы; разрабатывает сценарии инсце нировок, экологических праздников; обеспечивает музыкальное сопровождение экологических игр. Инструктор физической культуры также участвует в эколого‑оздоровительной работе, проведении экологических праздников: обучает детей правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Модель «Воспитатель» отличается от модели «Эколог» принципами организации работы: функции экологического воспитания возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе, а также различных видов деятельности ребенка.

Модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый – экологическое воспитание осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй – задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование).

В рамках этой модели реализуются только отдельные компоненты системы экологического воспитания (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей среды, экологическое просвещение родителей). Воспитатель направляет, координирует работу.

 

Литература

 

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 1985.

2. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. Р.С. Буре. М., 1987.

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга». М., 1999.

4. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». СПб., 1996.

5. Курочкина И.Н., Черник Т.В. Этикет в нашей жизни: Исторический и методический аспекты. М., 1994.

6. Куцакова Л.В. Нравственно‑трудовое воспитание ребенка‑дошкольника: Программное методическое пособие. М., 2003.

7. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье. М., 1991.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.

9. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М., 1980.

10. Поддьяков Н.Н., Венгер Л.А., Беньова Т. и др. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Под ред. Л.А. Парамоновой. М., Братислава, 1989.

11. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.

12. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соломенникова. М., 2003.

13. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2003.

14. Рыжова Л.Н. Экологическое образование в детском саду. М., 2001.

15. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М., 1987.

16. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А., Ильина Т.А. и др. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М., 1986.

 

Задания

 

1. Проведите исследование совместной игры и труда как различных видов деятельности[6].

Подготовка исследования . Подобрать 5 картинок с изображением детей, которые трудятся, 5 картинок с изображением играющих детей, 2 конверта (на одном нарисованы ножницы, на другом – мяч).

Проведение исследования . Во всех сериях участвуют одни и те же дети пяти – семи лет.

Первая серия . Ребенку предлагают выбрать двух товарищей для игры, обсудить вместе с ними в какую игру и как они будут играть. Затем дети играют самостоятельно.

После окончания игры каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей для игры? Почему ты играл, а не занимался другим делом? Расскажи, как ты играл».

Вторая серия . Ребенку предлагают выбрать двух товарищей для совместного труда, обсудить с ними, что и как они будут делать, после чего дети трудятся самостоятельно.

Затем каждому ребенку задают вопросы: «Почему ты выбрал именно этих детей, чтобы вместе потрудиться? Почему ты трудился, а не занимался чем‑нибудь другим? Зачем ты трудился? Расскажи, как ты трудился».

Третья серия . Ребенку дают 2 конверта и предлагают разложить картинки: в конверт с нарисованными ножницами надо класть картинки, на которых дети трудятся, а в конверт с мячом – картинки, изображающие играющих детей. Каждый выбор ребенок должен мотивировать, поэтому его спрашивают: «Почему ты решил положить эту картинку в конверт с ножницами (мячом)? Как ты догадался, что нарисованные здесь дети трудятся (играют)?»

Обработка данных . Определяют мотивы выбора товарища по игре и труду; анализируют умение выделить признаки игры и труда (цель, объект, орудия). Выясняют, какие компоненты и различия этих видов деятельности осознаются.

2. В работе с родителями по экологическому воспитанию можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, беседы, консультации), так и нетрадиционные (деловые игры, «круглый стол», дискуссии). Все эти формы основываются на педагогике сотрудничества. Что это означает?

3. Каким образом можно осуществлять работу с родителями по трудовому воспитанию?

4. Прежде чем выстраивать работу с родителями по трудовому воспитанию, необходимо выяснить, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Для чего нужна эта информация?

5. Какие задачи трудового воспитания способствуют общему развитию ребенка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения?

6. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Приведите примеры.

7. Какие пособия могут подготовить дети к участию в общенародных праздниках?

8. Определите роль устного народного творчества в трудовом воспитании детей.

9. Какая деятельность стимулирует нравственную волю ребят, помогает им побеждать различные внешние и внутренние препятствия, связанные с выполнением поставленных целей?

10. Антон Семенович Макаренко был выходцем из рабочей семьи, учителем по образованию. Он выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания. В сентябре 1920 г. А.С. Макарен ко организовал близ Полтавы трудовую колонию для беспризорников, часть из которых были преступниками. Изучение проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей позволили ему добиться высоких результатов воспитания. Как вы думаете, что являлось самым главным в работе А.С. Макаренко с беспризорниками?

 

 

Глава VII


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 583; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!