Побудительные стимулы окружающей среды



 

На процесс принятия решения потребителем о закупке товара оказы-

вают влияние факторы окружающей среды, к которым относятся следующие:

1. Политико-правовые:

- политическая стабильность;

- законодательная база;

- вмешательство государства в экономические процессы;

2. Экономические:

- уровень доходов населения;

- уровень и динамика цен;

- инфляция;

- доступность кредитов.

3. Научно-технические:

- развитие науки и техники в целом;

- уровень технической грамотности;

- уровень информатизации;

- скорость обновления товаров и технологий на рынке.

4. Демографические:

 

- миграция;

- уровень рождаемости;

- уровень образования;

- поло-возрастной состав населения.

5. Природные:

- климатические условия;

- экология.

6. Культурные:

- культурный уровень в стране в целом;

- принадлежность к определенной субкультуре;

- приверженность традициям;

- сформированная система ценностей;

- мода и господствующие культурные тенденции;

- доминирующая идеология;

- вероисповедание.

7. Социальные:

- социальная структура общества;

- сформировавшийся и гарантированный уровень жизни;

- сформировавшиеся группы сравнения, модели поведения и референт-

ные группы;

- роль и социальный статус потребителя.

8. Ситуационные:

- в процессе коммуникации;

- в процессе покупки;

- в процессе потребления.

 

 

Категория к ультуры, ее элементы и механизм действия

 

 

Культура – это система ценностей, представлений о мире и правил по-

ведения, присущая однородной группе людей и передаваемая из поколения в

поколение.

Культура - набор ценностей, идей, предметов человеческого труда и

других значимых символов, помогающих людям как членам общества об-

щаться, интерпретировать и оценивать ситуации.

Культура не наследуется, а передается через социальное научение, при-

меры, обучение и подражание.

Культурная среда влияет на характер потребления. Выделяют два типа

покупательского потребления: варварское (языческое) и сакральное.

О варварскомпотреблении говорят, когда при покупке товаров чело-

век руководствуется исключительно теми утилитарными функциями, кото-

рые выполняет этот товар.

Например, одежда защищает от холода, мобильный телефон обеспечи-

вает связь из любой точки страны.

При сакральном же п оведении человек, приобретая товар, приписыва-

ет ему некий скрытый, сакральный смысл.

Например, спрос на мобильные телефоны носит во многом иррацио-

нальный характер, о чем хорошо знают операторы мобильной связи. То же

касается и одежды. Подавляющее большинство людей, приобретая одежду,

покупают образ, стиль жизни, надежду на лучшие изменения в личной жизни

и т. п.

Товары, которые связаны с сакральным поведением, как правило, яв-

ляются марочными, с высокой ценовой премией бренда.

Однако нельзя говорить об однородности культуры. Во всех обще-

ствах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные

ценности и традиции.

Каждое общество имеет субкультуру. Это группы покупателей, кото-

рые имеют одинаковые ценности, но проявляют их по-разному.

Термин субкультура используется, чтобы показать место культурной

группы внутри доминирующей культуры данного общества.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обще-

ства, называется с убкультурой.

Ценности субкультуры, формируясь под влиянием таких факторов, как

социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства,

воздействуют на формирование личности и поведение членов группы.

Именно поэтому существуют региональные отличия в предпочтениях,

например, в одежде. Украинские потребители, по сравнению с потребителя-

ми Западной Европы, более требовательны к качеству продукции и редко со-

вершают спонтанные покупки. Они приобретают изделия, которые можно

удачно скомбинировать с уже имеющимися в гардеробе.

В целом культурную среду, определяющую поведение человека, в том

числе как потребителя, можно представить в виде сложного взаимного пере-

сечения различных культурных микросред.

 

 



 

Культура обладает следующими особенностями:

1.  Культура приобретаема.

Процесс обучения ценностям и нормам своей культуры с детства назы-

вается э нкультурацией (enculturation).

Обучение ценностям и нормам другой культуры – аккультурацией

(аcculturation).

2.  Культура устанавливает определенные р амки поведения людей.

3.  Влияние к ультуры обычно не осознается человеком.

4.  Культура динамична.

Она меняется и развивается, отражая динамичную окружающую среду.

Самыми динамичными аспектами культуры для предприятий являются изме-

нения в технологии и моде.

Культура влияет н а поведение потребителей в т а ких сферах как:

1) осознание себя и мира;

2) общение;

3) одежда и внешность (например, украинцы склонны судить о по-

ложении человека в обществе по вещам, таким как машина, дом,

одежда);

4) культура питания;

5) представления о времени;

6) взаимоотношения (на уровне семьи, организаций, правительства

и т.д.);

7) мыслительные процессы и обучение;

8) привычки в работе (аккуратность, профессионализм, творческий

подход).

 

Элементы культуры

Культура включает абстрактные и материальные элементы.

Материальные элементы – это инструменты, книги, компьютеры, зда-

ния и сооружения, специфические продукты. Например, материальным ком-понентом культуры могут выступать картины, известные марки машин,

предметы старины и т. д.

Абстрактные элементы – это ценности, нормы, язык, санкции.

-   Ценности – это социально предпочитаемые ориентиры поведе-

ния или конечные цели жизни (существования) человека, группы или обще-

ства.

Эти идеи неодинаковы в разных обществах: в одних культурах сопер-

ничество приветствуется, в других – подвергается строгим санкциям.

Культурные ценности подразделяются на т риг руппы:

1.Ценности, ориентированные на другого – отражают взгляды общест-

ва на уместные отношения индивидуумов и групп в обществе.

Индивидуализм/Коллективизм. Ценится ли индивидуальная активность

и инициатива выше, чем коллективная активность и согласованность?

Романтическая ориентация. Верит ли культура, что “любовь все пре-

одолевает”?

Взрослый/Ребенок. Семейная жизнь организована для того, чтобы отве-

чать потребностям детей или взрослых?

Маскулизм/Феминизм. До какой степени социальная власть автомати-

чески принадлежит мужчинам?

Конкуренция/Кооперация. Добивается ли человек успеха, превосходя

достижения других людей или же путем сотрудничества с ними?

Молодость/Старость. Мудрость и престиж приписываются более мо-

лодым или более старым членам культуры?

-   Ценности, ориентированные на среду, отражают взгляды общест-

ва на взаимоотношения с окружающей средой.

Чистота. До какой степени чистота обеспечивается за пределами ми-

нимума, необходимого для здоровья?

Личные достижения/Статус. Базируется ли система вознаграждения

культуры на достигнутых результатах (индивидуума) или на наследованных

факторах, таких, как семейная или классовая принадлежность?

 

Традиции/Изменения. Считаются ли существующие образцы пове-

дения изначально предпочтительными новым образцам поведения?

Принятие риска/Безопасность. Кем больше восхищаются — тем, кто

рискует своим установившимся положением для преодоления препятствий и

достигает высоких целей, или тем, кто не делает этого?

Решение проблем/Фатализм. Побуждаются ли люди преодолевать все

проблемы или относятся к реальности по принципу “что будет, то и будет”?

Природа. Рассматривается ли природа как нечто, чем следует восхи-

щаться, или как то, что должно быть преодолено?

-   Ценности, ориентированные на себя, отражают ценности и под-

ходы к жизни, которые считают желательными индивидуальные члены об-

щества.

Активность/Пассивность. Какой подход к жизни ценится больше —

физически активный или менее активный?

Материальность/Нематериальность. Как много значения придается

приобретению материального богатства/благосостояния?

Тяжелый (упорный) труд/Досуг. Кто больше почитаем — персона, ра-

ботающая упорнее, чем это экономически необходимо, или тот, кто не делает

этого?

Отложенное удовлетворение/Немедленное удовлетворение. Люди по-

буждаются экономить, откладывать на черный день или жить сегодняшним

днем?

Чувственное удовлетворение/Воздержанность. До какой степени при-

емлемо предаваться чувственным удовольствиям, таким, как еда, алкоголь и

секс?

Юмор/Серьезность. Рассматривается ли жизнь как строго серьезное

дело, или она рассматривается легче?

2. Нормы – это схемы идеального поведения, приветствуемые и поощ-

ряемые обществом; описание поведения большинства членов социальной

системы.

 

Нормы проявляются в ра зных формах:

(1) Право это нормы поведения, закрепляемые законом.

 

(2) Мораль— это нравственность, форма общественных отношений.

Главными санкциями против нарушителей являются общее осуждение, изо-

ляция.

Например, человеку очень жарко, но он идете одетым, потому что ус-

военные им моральные нормы не позволяют сбросить всю одежду на улице.

Эти нормы в данном случае подавляют, как импульсивное желание освежить

себя, так и рациональное предложение сбросить то, что создает перегрев ор-

ганизма. Моральные нормы заставляют не брать товар в магазине без оплаты,

даже если покупатель находится вне зоны видимости продавца. У человека,

освоившего моральную норму “не укради”, милиционер сидит не в будке, а

под коркой головного мозга.

 

(3) О бычаи это стереотипный способ поведения, который воспроиз-

водится в определенном обществе или социальной группе и является при-

вычным для их членов. Главным признаком обычая является его преемствен-

ность.

Например, обычай дарить на день рождение друзьям и родственникам

подарки, надевать белое платье в день свадьбы, разыгрывать знакомых 1-го

апреля.

(4) Ритуалы – символические действия, характеризующиеся перио-

дичностью и последовательностью.

 

Например, ритуальным потреблением является покупка елки и но-

вогодних игрушек, валентинок в день Святого Валентина, пасхальных кули-

чей в день Христова Воскресения.

(5) Религия это поведение и действия, основанные на вере в сущест-

вование бога или высшей силы.

Религиозные нормы часто включают регулирование потребления пищи

(перечень запретных продуктов, пост и т. п.), использование одежды. Акти-

визация духовных исканий привела к росту спроса на религиозную литерату-

ру, нетрадиционную медицину, подарки религиозной тематики.

(6) Мода непродолжительное господство определенного вкуса в ка-

кой-либо сфере жизни или культуры.

 

3. Язык – это средство общения с помощью звуков, жестов, символов,

понимаемых всеми принадлежащими к данной культуре людьми.

При реализации товаров в других странах следует учитывать особенно-

сти перевода марочных имен и рекламных слоганов. Например, модель авто-

мобиля "Nova" компании "General Motors" для испаноговорящих рынков зву-

чит как "это не поедет". Притчей во языках стали появившиеся на украин-

ских прилавках товары с торговыми названиями: мыло "Duru", шоколадный

батончик "Виспа", название которого по-украински звучит как "оспа" и т. д.

Существуют также определенные различия в восприятии значений чи-

сел, цветов и других символов.

Желтые цветы – символ смерти в Мексике и неверности во Франции.

Число 13 – негативно воспринимается в Европе, но положительно в Японии.

Сова – символ мудрости в Европе и США, несчастья в Индии.

В Болгарии жесты, обозначающие согласие и несогласие, диаметрально

отличаются от общепринятых.

-   Санкции – это реакция носителей данной культуры на степень

соблюдения культурных норм.

Санкции бывают п озитивными (популярность, восхищение, одобрение

и т.д.) и н егативными (штраф, изоляция от окружающих, насмешки и т. д.).

Через санкции определенный вид потребления может или стимулиро-

ваться, или тормозиться.

Например, курильщик в некурящей среде обычно встречает более или

менее явные негативные санкции: его отсылают курить на лестничную пло-

щадку или на улицу; если он один, то курение означает прерывание общения

и т. д.

Все элементы культуры являются действенными в силу их активного

принятия или пассивного признания.

 

 

Механизм действия к ультуры

Процесс освоения культуры называется социализацией.

Потребительская с оциализация – это процесс, в ходе которого моло-

дые люди приобретают навыки и знания, необходимые для функционирова-

ния в качестве потребителей на рынке.

Индивид проходит потребительскую социализацию с помощью аген-

тов социализации, под которыми понимаются все социальные субъекты, со-

циальные институты, посредством коих индивиды обучаются культуре.

Обучение принятым в обществе образцам потребления осуществляется

первоначально в семье родителями, дедушками и бабушками, старшими

братьями и сестрами. При этом социализация осуществляется не столько в

форме нотаций взрослых, сколько в форме примера. Попытки курящих и

пьющих родителей убедить детей, не делать этого, обычно малоэффективны,

они рассматриваются как покушение на права личности: “Вам можно, а мне

нельзя?”.

По мере взросления к этому процессу подключаются группы друзей,

ровесников. Постепенно они оттесняют на задний план родителей. Именно в

этой среде чаще всего люди учатся пить алкоголь, курить табак, употреблять

наркотики.

Важную роль в социализации потребителя играют средства массовой

информации. С появлением телевидения их роль резко усилилась. Во многих

семьях с самых ранних лет ребенок благодаря телевизору узнает основные

нормы потребления. Телевидение навязывает их через фильмы, показываю-

щие поведение героев, звезд, через спортивные матчи, шоу, где люди могут

видеть образцы одежды, потребления напитков, пищи, предметов длительно-

го пользования и т. д. Реклама навязывает потребительскую культуру прямо,

агрессивно, хотя это отнюдь не дает ей главной роли в социализации. Она

более эффективна в изменении культуры, в навязывании новых товаров. Не-

малую роль играют также детские дошкольные учреждения, школа, вуз.

 

 

Социальный класс

 

Социальные классы - сравнительно стабильные группы в рамках об-

щества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся

наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и пове-

дения.

Социальные классы подразделяются на высший, средний и низший.

Принадлежность человека к определенному социальному классу опре-

деляют с помощью показателей: доход, образование, престиж профессии,

власть, район проживания.

Социальным классам п рисущи следующие х арактеристики:

1. лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя

почти одинаково;

2. в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди зани-

мают более высокое или более низкое положение в обществе;

3. социальный класс определяется на основе нескольких переменных, таких

как род занятий, уровень дохода, благосостояния, образования, ценност-

ная ориентация и тому подобных характеристик принадлежащих к нему

лиц;

 

4. индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в

один из нижних классов.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!