Педагогические воззрения и педагогический опыт



Делателей русского монашества.

 

- свт.Феофана Вышенского Затворника.

Святитель советует нам держать воспитуемых под действием спасительных Таинств Церкви и всех освятительных ее чинопоследований, чтобы труд увенчался успехом. Не отчуждать детей от Церкви и церковности, от молитвы, постов, говения, Исповеди и Причастия, хранения праздников, посещения святынь и прочее.

Вот вся программа воспитания. Надо напечтлевать истины веры в уме, ставя их распорядителями всех других познаний и понятий и вести питомцев неуклонно по указанию попечительной нашей матери Церкви. Только тогда выйдут дети крепкие умом и добрые сердцем, добрые добротою прочною и непоколебимою.

Дух веры и благочестия противоположен духу мира. Святитель убеждает нас, что всякая здоровая русская школа должна иметь в своей основе начала религии и нравственности. Как некогда в Россию пришло европейское образование, советующее родителям и воспитанникам отбросить все христианское как ветхость, а образование европейское принять как обновление.

Еф 5.15., 4.14-15

14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,

15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

Обязанности родителей по рождении ребенка.

Супруги должны

- молиться о Божием благословении детей,

- хранить целомудрие супружеское, то есть отчужденность от сладострастия. Хранить здоровье, благочестие.

- иметь достаток в настоящем и заботиться о будущем.

Когда же Бог дарует чадо надо

- благодарить Бога и радоваться,

- поспешить освятить его Таинствами,

- блюсти дитя потом как святыню, не оскорблять Духа благодати и Ангела Хранителя.

Крещение младенца.

Через Крещение в младенце полагается семя жизни во Христе, действует как образующая сила. После Крещения важное дело принадлежит еще и восприемникам. Святитель учит что, «когда в сердце человека качествует обращение от греха и себя к Богу, тогда благодать Божия осеняет сердце и обитает в нем. ради этого настроения далее подаются и другие дары благодати и преимущества – благоволение Божие, сонаследие Христу, поставление вне области сатаны, вне опасности быть осуждену во ад. Задача восприемников чтобы не дать возобладать над младенцем греху, всячески подавлять и обессиливать сие, а направление к Богу возбуждать и укреплять. Чтобы дитя навыкало преобладать над грехом и одолевать его ради богоугождения, чтобы сила духа и тела служили Богу, а не работали греху.»

Семя благодатной жизни в крещаемом может развиться.

Как воспитать младенца, чтобы возрастая он не имел иного желания как быть истинным христианином?

Как поддерживать в детях доброе и обессиливать худое?

Приложить Святые Тайны, всю церковность, благочестие родителей.

Один доктор по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детские болезни проходят, если носить детей к Святому Причастию, прикладывать ко Кресту, Евангелию, иконам, накрывать воздухами, осенять Крестным знамением, окроплять святою водою, окуривать ладаном, осенять Крестом колыбель и все прикасающееся к ней, благословляться у священника, приносить в домы иконы из церкви, служить молебны и т.п. Все церковное хранит дитя от заразительного дыхания неведомых темных сил. Господь, Ангел-Хранитель блюдут младенца своим присутствием невидимо. Святитель говорит нам, что « благочестие, добрая жизнь родителей и воприемников есть теплота земли для посеянного в Крещении семени духовной жизни младенца. Через взор доходят до дитя чувства святые, любовь Феодора Сикеота. Самуил в Святом Писании).

«Древний способ воспитания в этом преимущественно и состоял.

ДЕТСТВО.

Беречь дитя с нравственной стороны.  Основные возбудители ведущие ко греху: своеумие, своеволие, самоуслаждение .

 

ПИТАНИЕ.

От детского питания многое зависит в последующем. Первая закваска очень дорога. Поэтому врачи и педагоги советуют:

- избирать здоровую и годную пищу судя по возрасту,

- подчинять питание правилам ( время, количество, способ питания),

- от установленного порядка без нужды не отступать.

Та же мера сну, теплоте с холодом и другим удобствам.

Воспитывать до тех пор пока ребенок возьмет сам себя в руки».

 

ДВИЖЕНИЕ.

Святитель подмечает: «там где резвость сокращают и содержат в строгих

Пределах дитя привыкает к уединению и вниманию, к покорности и гибкости характера. Для этого главное – мерность, предписание, надзор».

 

НЕРВЫ.

Мы видим совет: «надо приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния: от воздуха, воды, перемены температуры, сырости, жара, болей, уязвлений, холода и прочего. Навык сей делает человека счастливым. Это медицинские советы – купания, времени и места гуляний, платья. Это приучает владеть телом как органом и не подчиняться ему. Дисциплина чтобы приспособить дитя к жизни христианской. Церковность освящает тело и усмиряет жадную животность».

 

ЧУВСТВА.

Святитель поучает на что «хорошо и спасительно первые их начатки освятить предметами из области веры. Как первая пища – основа настроения телесного, имеет значительное влияние на темперамент тела, так и первые предметы, какими занимается душа, имеют сильное влияние на характер души и тон ее жизни. Доброе наказание из уст родителей, Божие слово исполнит сердце дитя добром».

ВООБРАЖЕНИЕ.

Надо ограждать дитя священными предметами всех видов, удалять все могущее развратить. Икона и свет лампады – для глаз, священные песни – для слуха. Святитель напоминает «когда дитя будет со смыслом, тогда употреблять общие против страстей средства. Вооружиться на них вначале и преследовать во все время воспитания, чтобы дитя умело и привыкало владеть ими, ибо их возмутительные набеги не прекратяться до конца жизни. Главное, что надо иметь ввиду, это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию. Что добро и зло, что хорошо и плохо. Посредством обыкновенных разговоров, рассказов и вопросов легко сделать это. Называть вещи их собственными именами: о жизни, удовольствии, достоинстве и прочем. Расспрашивать детей: как они думают о предмете и поправлять ошибки. Например, мученики дети рассуждали о мучениях Спасителя, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни. Оттого что матери и отцы натолковывали им о том в простой беседе. Истины эти сроднились с сердцем, которое стало ими дорожить до готовности идти на смерть за них».

 

О РАСПОЛОЖЕНИИ СЕРДЦА.

«Самое счастливое настроение – боязнь своей воли как непременный закон, так как дети и без того осознают свое неведние и слабость и часто обращаются к взрослым с расспросами. Естественное следствие этого – полное послушание и покорность во всем воле родителей. Расположение во многом себе отказывать и опытное убеждение, что не должно слушать во всем себя. Приучая детей делать добро в заботе о спасении души. При этом нужен добрый пример родителей и благочеситвые знакомства. Милостыня, сострадание, милосердие, уступчивость, терпение – эти добродетели легко воспринять детям. По вкусу сердца будут назначаться и вечные обители. Церковность – вкус в вещах Божественных и освящающая благодать Божия, а не жажда чувственного, самое действительное средство в воспитании. Ради тишины и теплоты сладость пребывания в храме».

Вот такие простые советы дает нам святитель Феофан живший около двух столетий до нас с вами. Собственные наши наблюдения должны совпасть с этим взглядом на воспитание. Тогда мы и наши дети будем счастливы.

- святого преподобного Амвросия Оптинского.

Преподобный Амвросий обращает внимание родителей на домашнее христианское воспитание. Советует нанимать ребенку православную няню в добавок к обычным няням. И с этой няни спрашивать ее предмет, особенно Крестное знамение. Ограждение себя Крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей.

Учит по возможности передавать детям обо всем здравые понятия, согласно учению православной Церкви. Говорил, что «наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце.»  Советовал молиться о ребенке Богу и учить его всему более самим родителям.

Говорит, что для благополучия надо стараться жить по заповедям Божиим и учить этому своих детей.

Главное – «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будеши на земли!»

  Учил, чтобы мы никого не судили и не осуждали и воспитывали прежде всего самих себя, так как дети учатся на примере родителей. Поучал детей не спорить с родителями, хранить страх Божий в сердце. Писал, что родители могут посвящать своих детей Богу и привлекать их к учению, только сообразно с желанием и духовными намерениями самих детей.

  Учил, что родильницам надо прибегать к помощи Матери Божией перед рождением на свет детей, молиться перед Ее иконами – Феодоровская. Часто читать «Богородице Дево радуйся» и другие славословия Богородице.

Учил что читать с детьми нужно христианские книги, чтобы оградить их сердце от чуждых учений с детства, приводил к примеру список необходимых для обучения истин православной веры книг. Советовал родителям заниматься с детьми перед таинством Исповеди и готовить их к этому, приговаривая

- "Ты ведь молодой князь; через такие поступки не ударяй себя лицем в грязь".

О восприемниках писал чтобы те молились за детей.

- Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.

Повторял что праздность – мать всех пороков и что детям этого не надо позволять, приучать их к труду с детства.

Для больных детей советовал прежде всего применять таинства Церкви и полагаться на волю Божию, не отвергая помощи врачей.

Говорил что надо учиться у детей уча их благоразумию.

- (Мф. 18: 3): аще не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное.А святой апостол Павел протолковал это так (1 Кор. 14: 20): не дети бывайте умы: но злобою младенчествуйте, умы же совершени бывайте.

Батюшка Амвросий был очень почитаемым на Руси среди народа и знати человек, это был кладезь духовной мудрости и все время употреблял в общении русские пословицы и поговорки. А ведь известно, что они взяты из Библии и несут в себе слово Божие. Вот такой пример воспитания он сам нам показывал. Он был очень терпеливым, так как много болел и никогда не жаловался на здоровье. Жил в монастыре и молился за людей – в этом видел смысл своей жизни и теперь является ходатаем за нас грешных перед Богом. Будем Его просить о достойном воспитании наших детей и утешимся еще здесь на земле.

 

- святителя Тихона Задонского.

Приведем сначала выдержку из произведения самого святителя о воспитании детей. Ведь этот дивный светоч русского монашества глубоко печалился о чадах Божиих и их родителях. Он имеет огромное рукописное наследие и всем кто хочет учиться у него - надо почаще открывать его книги и проводить с Ним время.

« Из инструкции учителям „Как им в должности звания своего поступать“:
Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего не что иное, как меч у безумного.
Неисправных и ленивых и своевольных наказывать розгами, а иногда и словами, а своею рукою в голову или иначе как не дерзать.

Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так бесстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Из должности родителей и детей:
1. Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и в познание приводить Бога и Христа Сына Божия: кто есть Бог Тот, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и исповедуем и молимся Ему? И кто есть Христос и как Его должно почитать? Ради чего на сей свет все рождаемся и крестимся и чего после смерти ожидаем? Нынешнее житие наше не что иное, как путь, которым идем к вечности, добрый — к благополучной, злой — к неблагополучной. Рождаемся на сей свет не ради чести, богатства, пищи сладкой, одеяния красивого, богатых домов и прочего, ибо все сие при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благочестиво пожить, и Богу угодить, и после смерти к Нему перейти и в вечном Его блаженстве пребывать. Иначе ежели бы к сей жизни рождались мы, то нам бы во веки надо пребывать здесь; но противное видим. Ибо к иной жизни рождаемся и на путь мира сего вступаем, чтобы к тому дойти. Сего ради и крестимся, и веруем в Бога и Христа Сына Божия, и призываем имя Его, и в церковь ходим и молимся, да получим от Него то будущее блаженство. Все сие и прочее нужно вначале предлагать детям юным, чтобы они, приходя в возраст, приходили и в познание Божие и должности и надежды христианской. Отсюда чаять можно доброй надежды в юном сердце, когда оно так воспитываться начнет. Ибо как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореняется; и чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца. Сего ради нужно юности такое благочестивое воспитание. И когда сами родители или не могут, или звание их не допускает того делать, нужно им таких наставников искать и обучать детей. Многие детей своих учат иностранным языкам и художествам, но в деле благочестия не обучают, отчего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать; но таинствам веры обучать нужно, и нужно неотменно, и „едино есть на потребу“ (Лк. 10, 42). Что во французском или другом каком языке, когда язык научен будет, а сердце не научено добру? Язык хорошо и красно витийствует, но сердце пусто без веры и издает смрад неверия, что и родителям беспечным, и детям бедственно.
2. Так как, по Писанию, „начало мудрости — страх Господень“ (Пс. 110, 10), вначале в юные сердца должно всадить страх Божий; ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как сим страхом, от того отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть, и со всяким человеком присутствует, и, что человек ни делает или мыслит, видит, и, что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, как и праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающего или зло творящего может в самом деле показнить, как о том читаем в историях, и ныне то же самое бывает. Сие им вначале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и тайно от всякого зла уклонялись, дабы как дети пред родителями своими, рабы пред господами своими, подвластные пред властями ничего непристойного не делали, но благоговейно поступали, как бы они пред Богом, все наблюдающим, поступали бы и ходили со страхом и думали, что Бог и с ними есть, и все их поступки видит, и может их показнить, когда худо будут делать. Хотя случается, что человек худого дела не видит, но Бог, больший всего света и Судия всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно…
3. Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: „Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней“ (Притч. 23, 13−14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их наказывает: „Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает“ (Евр. 12, 6). Так и плотские родители должны последовать Богу и детей своих от любви наказывать. Ибо та любовь отеческая слепа, которая оставляет детей неисправных без наказания; истинная же и мудрая та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. „Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его“ (Притч. 13, 25).
4. Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: „Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали“ (Кол. 3, 21), но средним путем поступать, как выше сказано.
5. Во образ добрых дел самих себя им представлять. Ибо юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом; особенно же юные дети за правило себе имеют житие родителей своих; так, что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое, что видят. Ради чего родителям должно как от соблазнов беречься, так и пример добродетельного жития подавать детям своим, когда хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо более смотрят на житие родителей своих и то воображают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякого наставника слово, с жизнью соединенное, — изрядное и сильное наставление, сколько же более родительское наставление.
6. Любить детей и само естество родителей влечет и убеждает: и бессловесные любят свои исчадия. Чего ради и не нужно о том упоминать, только бы не была безрассудная любовь, как выше сказано.
7. Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение.
8. Насколько вредно небрежение о правильном воспитании и наказании детей и самим родителям и детям их, из вышеописанного всякий видит, и история свидетельствует об Илии, жреце израильском, который за то, что правильно не воспитывал и не наказывал сынов своих за предерзости их, и сам и дети его были наказаны от Бога.»

«Корень учения горек, но плоды его сладки»

Святитель напоминает нам что и язычники и христиане обучаются разным ремеслам и наукам. Но истинно учиться имеет смысл христианской жизни ибо без этого другое ничто перед Богом.

 

Как видим, в Де­яниях святых апостолов, в начале христиане назывались «учениками», а потом уже были на­званы «христианами» (Деян.11:26)

Поэтому св. еван­гелист Лука говорит: «Написал я обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян.1:1).

 

Свт. Тихон предлагает нам положить перед собой Евангелие и житие Христа и по ним учиться жить среди людей. Увидев при этом пороки своей души исправляться в Таинствах Церковных.

по свидетельству Самого Христа: «Иго Мое бла­го, и бремя Мое легко» (Мф.11:30)

«Господи! Помоги мне» (Мф.15:25 и 27). «Услыши мя, Господи, яко бла­га милость Твоя!» (Пс.68:17).

Сам святитель Тихон очень хорошо знал Священное Писание и его произведения на Слове Божием основаны, так и жизнь его была основана на Христе. К этому он нас и призывает. А именно к любви Божией.

- «Возлюбленный христианин! Чем больше будем познавать Христа, тем больше будем любить Его. Чем больше будем любить Его, тем прилежнее будем следовать пресвятым нравам Его. Чувствующему благовоние невоз­можно не желать и не стараться все больше и больше обонять его. Так и ощущающему Хри­стову любовь и смирение в сердце своем не­возможно не последовать Ему и святым нра­вам Его. Познавай Христа — и будешь любить Христа и святое житие Его, и будешь следо­вать преблагим нравам Его.»

«Он как повелел нам учиться у Себя: «Научитесь от Меня, ибо Я кро­ток и смирен сердцем» (Мф.11:29), так и обещал нам подавать помощь, когда бы ни просили: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему от­ворят» (Мф.7:7—8). Ты только старайся, тру­дись, борись, невежество и немощь свою пе­ред Ним признавай, и усердно молись Ему — и подастся тебе помощь. И так с Его помощью будет тебе возможно то, что тебе самому и без Его помощи невозможно. «Все сможешь и ты в укрепляющем тебя Иисусе Христе» (Флп.4:13).

Говорит свт.Тихон что у обучившегося христианской философии человеке духовный разум , а у неуча плотское разумение и суета мира и роскошь на уме.

И призывает каждого-

«Присоединись же к этим уче­никам, которые евангельской и христианской философии обучаются, и учись ей с ними у Христа — да будешь воистину христианином и Христовым учеником. И хотя страшно и го­рестно тебе кажется начало этого учения, убеждай и понуждай себя, как ленивого осла. Видя это твое старание, Господь будет помо­гать тебе, и день от дня святое Его иго будет казаться легче и слаще.»

 

Хочется желающим поточнее узнать о воспитании в православной вере книгу –

Н.Е. Пестов. "Православное воспитание детей".

Антоний, митрополит Сурожский. "Воспитание детей в вере".

 

А также заглянуть на сайт –

http://www.predtecha-gorodische.ru/library/1110/document1119.phtml

 

 

 

ГЛАВА 1

Опытное христианство.

Мое практическое служение в Православной Церкви содержит:

 - на приходе «Кулич и Пасха»: клиросное послушание, уборка храма

 - на приходе прмч.Андрея Критского – свечной ящик, богадельня

 - на приходе Покрова Божией Матери – клиросное послушание , сторож

 - в клинической часовне Вифлеемских младенцев мчч. – помощница священника, чтец, акушерка

 - в епархиальной больнице св. блаж.Ксении Пб – буфет, пал.санитарка, мл.медсестра.

 - епархиальные Богословско-педагогические курсы св.прав.Иоанна Кронштадского – учащаяся

 - духовные школы г.СПб – машинистка

 - паломничество по святым местам.

- участие в литургической жизни Церкви

В настоящем – член общества Православных врачей г.СПб свт.Луки.  

 Работала среди разных социальных и возрастных групп населения России. Духовный опыт складывается из самовоспитания души в лоне Православной Церкви, общения с окружающими людьми, послушания родителям и духовнику. Доброе нравственное начало заложено в человеке Богом с момента зачатия, от нас требуется только вера и обращение ко Господу постоянное в молитве и посте. Тогда если человек здоровый, если сохранена целостность его существа (дух, душа, тело), если сердце не заполонили плевелы грехов и пороков, Господь и люди помогают нам быть чадами Божьими. В ином случае предстоит кропотливый труд по очищению своей больной души от греха в святых Таинствах Церкви. Тут требуется усилие над собой, чтобы преодолевать усталость, болезни, помыслы, неприятие и т.п. Будем молить Господа Бога чтобы Он даровал нам эту чистоту помыслов, это терпеливое и кроткое сердце, тихий и добрый нрав по отношению ко всему окружающему. По вере нашей Господь и люди будут нам в помощь. Чтобы мы удобно и легко совершали главное делание нашей жизни – спасение души.

Все это время я стремлюсь к обретению христианских добродетелей,

к трезвению, к Божественной любви, к взаимопониманию.

В работе с пожилыми людьми я увидела насколько нам необходимо просто любить, быть внимательной и милосердной, понимать нужду ближнего. Важность слова Божия, которое есть орудие нашего спасения, с помощью которого можно подготовить человека к переходу в вечную жизнь.

В работе с медиками я учусь смирению, терпению, отсечению своей воли в пользу воле Божией, мужеству, способности «дать отчет о своем уповании

всякому требующему с кротостью и благоговением»( по апостолу Павлу). Понимаю важность проявления нравственного чувства, побеждая этим пошлость и безкультурие. Быть сдержанной, последовательной в следовании за Христом. Не теряться в волнах житейского моря, не сдаваться , а терпеть все что посылает Господь в жизни.

Работая с детьми вижу их открытость и чистоту, как они легко воспринимают веру. Это самая благодатная аудитория для преподавания. Здесь важен личный пример спасения и способность делиться духовным опытом, жертвенность.

В работе с беременными женщинами важно иметь такт и чувство дозволенности, способность откликаться на их конкретные вопросы, помогать. Многие воцерковились на больничной постели, узнали что такое молебен, исповедь, христианские заповеди, святые Таинства Церкви и т.п.

Перед операцией кесарево сечение одевала им образки и крестики, которые женщины почему-то оставляли дома, молилась за докторов и болящих. Во всех уголках отделения поместили иконы: в перевязочной, процедурной, сестринской, буфете, ординаторской и т.п. Старалась находить общий язык

со всеми.

В институте сестринского образования СПБГМУ я выпускала несколько газет: «Азы Православия», «Медицинский Православный вестник», о сестрах милосердия, св.царевнах и царице Александре и другие. Эти материалы и видеоматериалы используют преподаватели в своей работе на уроках. Мы старались поддерживать хорошие отношения с администрацией, молимся за руководителей, делаем им подарки на великие праздники. Вывешивали информацию о духовных фестивалях и выставках, на которых по мере сил участвуем. Делали плакаты, выполняли поручения. С детьми удалось провести около 5 занятий по Закону Божию. Помалу воцерковляются преподаватели и директор института проф.Лапотников В.А.

Владыка Митрополит Владимир (Котляров) благословил всю эту благотворительную работу и положил начало возрождению служения Милосердия там. С моей точки это очень значительное дело. Ведь семьи в России в большинстве не имеют сейчас православного уклада жизни. Болеть душою за детей России это тоже христианская добродетель. У нас есть пример : преподаватели РПИ им.Герцена , которые выпускают книжечки «Благодатная педагогика», участвуют в возрождении храмов центром «Покров».

Жизнь человеческая имеет много сторон и как говорят должна быть красива как алмаз, сравнивая с этим душу христианскую. Именно с этой целью я собираю отзывы на свою работу, участвую с ней в различных конкурах по Православной культуре. Многие сошлись в необходимости издать пособие для сестер милосердия и других категорий населения по этому вопросу. Смею надеятся, что Господь управит меня во спасение и дальше с помощью Божией даст мне единомышленников и сотрудников в деле воспитания себя и близких мне людей в Духе Православия.

Православие – труд всей человеческой жизни.

        

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всех Богом учрежденных отношений человеческих самое древнее и самое основное и великое есть семья. Христианство, освятившее на земле союз семейный, с самого начала и у нас на Руси приняло семью под свое покровительство и существенно возвысило, облагородило, одухотворило ее. Святая вера изменила самый взгляд на семейство, подняла в сознании личность матери. Церковь с первых дней своих на Руси все дела по семейной жизни взяла в свое ведение и распоряжение.

Она объявила семью религиозно-нравственным установлением, налагающим на членов нравственные обязательства и ответственность. Основа семьи – брак. В язычестве брак имел основание в чувственных влечениях человека. Церковь Христова даровала таинственное освящение, возвысила брак по образу и значению союза Христа с Церковью. Церковь восстала против многоженства, «умыкания» девиц, «невенчальных жен», беззаконных расторжений браков и различных правонарушений. На все условия и всю обстановку семейной жизни русского народа Церковь Православная давала свое благословение, всему придала характер духовности и религиозности.

Опираясь на примеры Библии, - Ева, Руфь, Есфирь, мать Маккавеев, Иудифь, мать прор. Самуила, - и ставя на вид нравственное совершенство женщины и высоту ее семейного долга, Церковь мало помалу установила ее авторитет.

Под влиянием Православия смягчились отношения родителей к детям. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших то, выходя из дома или из города, отрясите прах от ног ваших. (Мф. 10:14) Спаситель указывает нам на нравственное величие их неиспорченной души – «таких бо есть Царствие Божие». Возвысил личность детей как наследников Царства Божия на земле. Православное христианство тем самым налагало на родителей великую ответственность за них. На место жесткой власти отца и рабского страха детей положено было нравственное начало взаимной любви, которое располагало к преданности и благодарности детей и к бескорыстной заботливости родителей.

Эти начала Православия получили в законах русских раскрытие[5].

В 21 веке Россия пробуждается к своим истокам, к Православию. В этом предстоящем великом подвиге пусть явятся светлым и ярким воспоминанием свв. царств. мчч. – великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, царевич Алексий, их мать – Государыня Александра Федоровна и отец – Император Николай II,вел. кн. прмц. Елизавета и все Новомученики и Исповедники Российские.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Св. Иоанн Златоуст. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. Свято-Данилов монастырь. 1995.

2. Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю. ТОО «Сирин», М., 1993.

3. Цветник духовный. Донской монастырь. М., 1993.

4. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. Проф. А.А.Царевский. Л., 1991.

5. Псково-Печерский листок № 347, 385, 196, 387.

6. Преп. Амвросий Оптинский. Игумен Андроник (Трубачев). Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1993.

7. Свщмч. Илларион, архиеп. Верейский. Христианства нет без Церкви. Сретенский монастырь. 1999.

8. Митроп. Антоний Сурожский. О встрече. Сатис, СПб, 2002.

9. Свт. Филарет, митроп. Московский. Пространный христианский катихизис. М., «Паломник», 2002.

10. Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Лавра, 1992.

11. Прот. Валентин (Свенцицкий). Монастырь в миру. Т. 1-2. М., 1996.

12. Листок по христианскому чтению. Храни сердце твое. М., 1990. Под ред. прот. Александра Милеанта.

13. Свт. Феофан Затворник Вышенский. Начертание христианского нравоучения. М., «Лепта», 2003 г. с. 751.

14. Учебник для сестер милосердия. Под ред. к.м.н. свящ. Сергия Филимонова. СПб, 2002. «Общество свт. Василия Великого». С. 624. (с иллюстр.).

15. Юбилейный Собор Русской Православной Церкви. Сб. докладов и документов. Спб.2001г.

16. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Репринт. М., 1990 г.

17. Н.Е.Пестов. Путь к совершенной радости. «Даниловский благовестник». М., 1994.

18. Свт. Игнатий Брянчанинов. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. «Радонеж». 1990.

19. Православный церковный календарь на 2003 г. М., Изд. Совет РПЦ, 2002.

20. Творения свт. Тихона Задонского. Т. 1-4. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

21. Прот. Григорий (Дьяченко). Словарь церковно-славянский. М., 1993.

22. Блаж. Феофилакт. Благовестник толкования на св. Евангелие и Апостол. 2003.

23. Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого Афонского. Воскресение. СПб, 2003.

24. Д.А.Авдеев, В.К.Невярович. Нервность: ее духовные причины и проявления. Сестричество прпмч. вел. кн. Елизаветы. М., 2000.

25. Жития прп. Кирилла и Марии с акафистом. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2000.

26. Сказание о явлениях и чудесах преп. Сергия Радонежского. «Христианское чтение». М., 2000.

27. В.С. Коваленко. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка. СПб, 2002.

28. Свящ. Артемий Владимиров. Учебник жизни. М., 1998.

29. Свт.Феофан Затворник. Наука и религия. М.2005.

30.А.Д.Троицкий. «Евангельские блаженства». СПб. 2003.

31. св.Амвросий Оптинский. Письма к разным лицам. О разборчивом чтении духовных книг. О христианском воспитании детей. О страхе труднаго рождения детей.

32.

 

 


 

 

 

Молитва

Сестры милосердия.

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Агнче Божий, вземляй грехи мира, Пастырю добрый, положивый душу Твою за овцы Твоя, Небесный Врачу душ и телес наших, исцеляй всякий недуг и всякую язву в людех Твоих! Тебе припадаю, помози мне, недостойной рабе Твоей. Призри, Многомилостиве, на делание и служение мое, даждь ми быти верною вмале; послужити болящим, Тебе ради, носите немощи немощных, и не себе, но Тебе единому угодити во вся дни живота моего. Ты бо рекл еси, о Сладчайший Иисусе: понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших, Мне сотвористе. Ей, Господи, суди мне, грешней, по сему глаголу Твоему, яко да сподоблюсь творити благую Твою волю во отраду и утешение искушаемых, недугующих раб Твоих, ихже искупил еси Честною Твоею Кровию. Низпосли ми благодать Твою, попаляющую во мне страстей терние, призвавый мене, грешную, на дело служение о Имени Твоем; без Тебе не можем творити ничесоже; посети убо нощию и искуси

сердце мое, внегда предстояти ми у возглавия болящих и низверженных; уязви душу мою Твоею любовию, вся терпящею и николиже отпадающею. Тогда возмогу, Тобою укрепляемая, подвигом добрым подвизатися и веру соблюсти, даже до последняго моего издыхания. Ты бо еси источник исцелений душевных же и телесных, Христе Боже наш, и Тебе, яко Спасителю человеков и Жениху душ, грядущему в полунощи, славу и благодарение и поклонение возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Молитва врача.

  Христе, Спасителю, Боже всякого утешения, истинный Врач душ и телес человеческих! Ты во дни земной жизни Твоей прошел всю страну земного отечества Твоего, благотворя и исцеляя всех обладаемых диаволом, а для удостоверения людей в Божестве Своем и озарении их светом истинного боговедения, проявлял над недужными животворную силу всемогущества Своего, исцеляя одержимых неисцельными болезнями, одним прикосновением, взором, мановением, словом и одним хотением Своим! Ты, ради спасения нашего, восприяв на Себя наши немощи, понес наши болезни, и в ранах Своих открыл источник исцелений язвам и недугам душ наших! Ты, по суду правды Твоей, посылаешь на человека болезни и по милосердию своему врачуешь их, поражаешь его и исцеляешь,умершвляешь и животворишь, посылаешь Слово Свое и с ним дар жизни, избавляешь человека от могилы, да принесет пред Тобою покаяние во грехах своих и славит Тебя за милость Твою.

Всеблагий, о всех промышляющий Боже! Ты один венчаешь успехом благие намерения человека, в Твоих руках исход всякого доброго дела! Укрепляй меня в трудах, содействуй в облегчении страданий человеческих! Не отвращай от меня лица Твоего, не отнимай благодати Твоей, будь врачом тела и души моей, исцели зловонные язвы ее, очисти меня от греховной проказы и удостой со всеми благоугодившими Тебе святыми врачами прославлять милость Твою, Спасителю мой, и человеколюбие Безначального Твоего Отца, со Единосущным Тебе Пресвятым Духом во веки веков.

Аминь.

 


 

 

Сестра милосердия.

 

 

Сестра милосердия - высшее женское званье!

Когда ослабеет

в болезни мучительной плоть,

Отчается врач , применивший все средства и знанья,

Твоими руками больному поможет Господь.

 

И как возликует душа ,если чудо случится.

По милости Божией с победою выйдем из битв.

И снова вернется улыбка на бледные лица,

И дух укрепится великою силой молитв.

 

Бывает иначе - становится смерть избавленьем,

Неведомый мир распахнет пред душою врата.

Что дальше? Погибель?

Иль вечная радость спасенья?

Чиста ли одежда, омыта ли кровью Христа…

 

Какие слова отыскать уходящему в вечность,

Чтоб душу омыть покаянием искренних слов?

Как страшно без веры…

Зажгите церковные свечи..

Прости заплутавшего сына, Христос!

 

Сестра милосердия - высшее женское званье!

Дай силы , Господь, помоги на нелегком пути.

И мудрости дай, награди нас Божественным знаньем.

Как людям помочь выживать и достойно уйти…

 

 

Елена Шустрякова

Анкета.

 

Аборты.

1. Как Вы думаете: Что нужно для семейного счастья?

2. Не связываете ли Вы проблемы современной семьи с тем фактом, что

женщины перестали рожать, делают аборты?

3. Как Вы считаете, могут ли быть счастливы дети-одиночки, которых

родители предпочли другим абортированным малышам?

4. Не кажется ли Вам, что и те и другие дети будут обижены на родителей?

5. Не согласитесь ли Вы с фактами современной медицины и с вечными

Церковными истинами, что с момента зачатия в утробе живет душа и что аборт - это убийство человека?

6. Убийцы либо ожесточаются еще больше, либо заболевают психическими расстройствами, угрызаются совестью мучительно. Как Вы думаете, в какой мере родители чувствуют муки наказания за грех аборта и почему?

7. Скажите, жалко ли Вам убитого не успевшего родиться ребенка также как и убитого родившегося?

8. Как Вы рассудите, какая участь может ждать абортированного ребенка по справедливому и милосердному Суду Божьему, если его даже не смогли крестить в Церкви?

9. А его родителей?

 

Брак.

10. Как Вы думаете, могут ли быть здоровы (главным образом психически) и счастливы дети, если у родителей 2-я и 3-я семья?

11. Решились бы Вы ради здоровья и счастья невинных беззащитных детей своих пожертвовать своим личным счастьем?

12. Если нет, то надеетесь ли Вы, что счастье Вас не обманет?

13. Согласны ли Вы, что есть семейные пороки (блуд, пьянство и другие), передающиеся из рода в род и чтобы оградить своих детей от такого наследства надо в себе их пресечь?

14. Верите ли Вы, что Таинство Венчания укрепит Вашу семью, освятит ее, сохранит любовь супругов, оградит детей?

15. Почему Вы не венчаетесь?

 

Православие.

 

16. 11 января - Престольный праздник в клинической Часовне во имя св.мчч. Вифлеемских. Лучшее им благодарение, а нам помощь Божья - поминовение за Литургией. Считаете ли Вы это жизненной необходимостью для всех нас?

17. Согласны ли Вы, что за детей нужно молиться в Церкви и причащать их Святыми Тайнами, если они болеют и для их доброго воспитания?

18. Ваше детство прошло в семье а) атеистов, б) традиционная православная семья, в) неопределившихся в вере родителей, г) инославие?

19. Крещены ли Вы в Православии? Если «да», то напишите Ваше святое имя в синодик клинической Часовни.

20. Носите ли Вы православную святыню - нательный Крест Христов или храните ее дома?

21. Как Вы думаете, возможно ли почитание и достойная забота о своих родителях вне Церкви, Ее Святых Таинств и спасительных заповедей Божьих?

22. Положительно ли Вы относитесь к обществу «Православные врачи г.Санкт-Петербурга во имя свт.Луки (Войно-Ясенецкого)?

23. Считаете ли Вы что послушание родителям - необходимая часть Вашей жизни?

24. Считаете ли Вы необходимым сохранение целомудрия перед вступлением в брак и почему? (здоровье родителей и будущих детей, сохранение чистоты рода).

25. Знакомы ли Вы с деятельностью медицинского центра «Жизнь» в г.Санкт-Петербурге?

26. Одобряете ли Вы деятельность организации «Планирование семьи»?

27. Св.мчч.Вифлеемские - первые мученики за Христа. Считаете 

ли Вы, что память им должна особенно почитаться в России?

28. Нужен ли Вам мир и как Вы думаете придет ли это состояние к человеку, который не умеет просить прощение и благодарить Бога?

29. «Основы Православной культуры» - а) факультативный предмет в школе, б) предмет воскресной школы на Приходе, в) не нужное дело?

30. Имеете ли Вы Священное Писание дома и обращаетесь ли Вы к этой книге в трудную минуту вашей жизни?

  

 

 

 


[1] Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца. Написано премудрейшим Епифанием // Памятники литературы Древней Руси XIV – середины XY века. Составление и общая редакция Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. М., 1981.с.265,267.

[2] Там же. с.269

[3] Там же.

[4] Никон (Рождественский), архим. Цит. соч. с.242. Так определяет день рождения преп. Сергия проф. П.С.Казанский.

[5] После революции 1917 г. во многих семьях России произошел распад православного уклада жизни.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!