Семья в раю, по грехопадении.



Епархиальные Свято-Иоанновские Богословско-педагогические курсы

 

 

 

 

 

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

В МЕДИЦИНЕ И ПЕДАГОГИКЕ

 

 

Тема:

Нравственные аспекты

Христианского брака

И воспитание детей -

Как естественно - научная

Аналогия духовной жизни

 

        ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                                             выпускница курсов 2004г.,

 Назаренко Марина Игоревна

 

 

                                                                                   ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

 Протоиерей. Михаил Петропавловский,

                                                                                                                             клирик Собора Владимирской  

                                                                                                                             Божией Матери

 

                      

 

      РЕЦЕНЗЕНТЫ:

                                                                                                                                  

И.Ц.Миронович

доцент Богословия , преподаватель СПб духовных школ.

 

         

 

          И.Т.Рябцева,                      

                                                                                                                            доцент медицины,                                       

  акушер-гинеколог СПбГМУ

 имени ак.И.П.Павлова. 

 

Санкт-Петербург

 

 

Господи, Иисусе Христе, Спаситель наш!

Ниспошли десницу Твою с высоты небесного престола Твоего и благослови малый труд сей.

Даруй мне, немощной и грешной, чистоту сердца и ясность слова, да всякий читающий обрящет пользу и назидание.

Не осуди меня, Господи, недостойной, беседовать с Тобою, но благослови, ибо Ты всякое благое намерение исполняешь и начатое возводишь к совершенству ради славы имени Твоего.

Аминь.

«Семья – это место тепла и нежности.
Нет ничего сильнее того чувства,

когда мы держим на руках своих детей.»
(Из дневника императрицы Александры Федоровны).


ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1  
Семья в раю, по грехопадении. 7
ГЛАВА 2  
Нравственные аспекты христианского брака. 12
ГЛАВА 3                                                                                                                                                                                       Нравственные силы женщины                                                   ГЛАВА 4   16
Божия Матерь – сосуд девства. 20
ГЛАВА 5  
Идеал христианской семьи. 22
ГЛАВА 6  
Пример христианской семьи свв. препп. Кирилла и Марии. 24
ГЛАВА 7  
Обязанности сестер милосердия. 26
ГЛАВА 8  
Нравственная область подготовки родильницы к чадородию.   33
ГЛАВА 9  
О целомудрии. Примеры: Св. прмч. вел. кн. Елизавета и вел.кн. Сергий Романовы. 34
ГЛАВА 10  
О воспитании детей. 36
ГЛАВА 11  
Пренатальный период – благодатная педагогика. 38
ГЛАВА 12 Дошкольное воспитание детей.     43  
ГЛАВА 13. О взаимосвязи наследственности и духовности. ГЛАВА 14. Педагогические воззрения и педагогический опыт делателей русского монашества на примере святых отцов Церкви: свт.Феофана Вышенского Затворника, преп.Амвросия Оптинского, свт.Тихона Задонского. ГЛАВА 15. Опытное христианство.   50     55   62
Заключение. Литература. 64 65
Приложение. 67
   

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

 

1 диск к главе 7 и 8:

Отзывы. Иллюстрации. Таблицы.

Выдержка из Деяний Юбилейного Собора 2000

года РПЦ с комментариями.

 

1 диск к главе 7:

к.б.н. Маркидонов А.В. История древней Церкви.  

Диакон Михаил Преображенский. Таинство браковенчания.  

Акафист иконе Божией Матери «Федоровской»

Владыка Антоний Сурожский.Христианский брак и монашество.

Проф.Осипов  Христианский брак и монашество. 

Протоиерей Владимир Цветков. О материнстве. О блудном сыне.

Протоиерей Вениамин Горшков. Догматическое богословие.

Дворецкая М.Яр. Святоотеческая антропология.

 

1 диск к главе 7:

Лекции по инфекционной безопасности для сестер Милосердия:

1. Влияние аборта и противозачаточных средств на состояние и психику женщины.

2. О программе полового воспитания.

3. Духовно-нравственные основы демографического развития России.

4. Этика и деонтология медработника.

5. Болезни передающиеся половым путем. 2 анкеты.

6. Влияние курения и совместного употребления алкоголя, наркотических и токсических средств на потомство.

7. ВБИ: профилактика и контроль.

8. Вирусные ВБИ – СПЭР.

9. ВИЧ: профилактика ВБИ.

10. Хламидиозы: орнитоз.

11. ООИ: сыпной тиф.

болезнь Бриля.

Вшивость.

12. Чума.

13. Холера.

14. Атипичная пневмония.

15. Грипп.

16. Молитва врача.

17. Лечебно-охранительный режим.

18. Лактационный мастит.

19. Профилактика ВБИ: дифтерия.

20. По материалам 2 международной медицинской конференции. ОПВ им.свт.Луки. г.Санкт-Петербург.

21. Профилактика ВБИ: ВГ.

22. ВГВ и ВГС.

23. ВИЧ.

24. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года в области медицины.

25.Болезнь Лайма.

26. Клещевой энцефалит.

27. Туберкулез: профилактика ВИЧ.

28. Молитвы по соглашению.

29. Таинство Церкви и особенности их совершения в больнице. Формулы, краткие чинопоследования для сестры милосердия.

30. О женской одаренности.

 

Медсестра в\к Назаренко М.Иг.

 

 Урок по предмету «Православная культура» - «Скрижали св.прор.Моисея».  

в Институте сестринского образования СПБГМУ им.И.П.Павлова в мае 2006г.

 

Литургия Валаамского распева . 

Заупокойные песнопения. «Орфос» хор.

 

Аудио-кассеты к главе 2:

 

1. Протоиерей Михаил Петропавловский.О христианской семье.

2. Протоиерей Артемий Владимиров. О страстях человеческих.

3. Житие св.вмч. кн. Елизаветы Федоровны Романовой.

4. Детство св.преп. Сергия Радонежского.

5. «Жизнь» Что такое аборт.

6. Экзегеза первых глав книги Бытие. И.Ц.Миронович,доцент дух.школ СПб.

 

Видеокассеты к главе 7:

1. «Остеопатическая гимнастика. Пестование младенцев.»

« Кто качает колыбель.»  О няне А.С.Пушкина.

2. Беседы : свящ. Прот.Смирнова . Владыки Антония Блюм. Духовные песнопения.

3. « Церковь не молчит.» « Безмолвный крик.» « Я к Отцу моему иду.»

 « Не убий.»

Спи моя радость,усни.

4. «Молчаливая революция» (аборт от РХ до наших дней в России)- Владимир Потиха, г.Нижневартовск. Отзывы общественности г.Санкт-Петербурга на фотовыставку: профильные медучреждения и высшая школа.

                                       


ВВЕДЕНИЕ

 

    Большая часть верующих проходит подвиг христианской жизни в миру.

Святые отцы стяжали знание об этой жизни, основываясь:

1) на глубоком изучении Священного Писания и святоотеческих творений;

2) на проникновении во внутренний мир человека через обуздание грехов и страстей в собственной душе;

3) на подвиге жертвенной любви и сострадания людям в их скорбях;

4) на обильном опыте личного общения с людьми самых различных состояний, возрастов и положений.

Св. преп. Амвросий Оптинский давал советы о супружеской жизни и воспитании детей. Основа благополучия семьи – жизнь по заповедям Божиим, покаяние при их нарушении, благопокорность, почтительность и уважение супругов к родителям и взаимное несение тягот семейной жизни. Преп. Амвросий указывал, что «писать о подобных вещах не совсем удобно», а лучше объяснять при личном свидании, но, сознавая трудность положения христианских родителей, старался помогать им и в письмах.

Он советовал читать нам не без разбора, а именно:

§ творения отцов, признанные Православной Церковью;

§ «Православное исповедание» Петра Могилы;

§ «Летопись» свт. Димитрия Ростовского;

§ книгу Аввы Дорофея;

§ творения св. преп. Ефрема Сирина, выбирая главы о покаянии;

§ творения свт. Тихона Задонского;

§ «Письма блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария к мирским особам». (Письма великих Оптинских старцев. Сретенский монастырь.2003 г.)

 


 

 

ГЛАВА 1

Семья в раю, по грехопадении.

 

    Откроем Священное Писание.

    И благословил их Бог и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми тварями. (Быт. 1:28)

И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. (Быт. 2:18)

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;

мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1.27)

    Вот первые люди в блаженстве своей невинности обитали в раю, пользуясь всеми его плодами и наслаждаясь всеми его радостями. Им предоставлены были все блага совершенной и невинной жизни. Адам и Ева пребывали в раю в непосредственном общении с Богом и в послушании и любви.

    И заповедал Господь Бог человеку и сказал: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла – не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь. (Быт. 2:16)

    Когда на земле господствовал еще мир всеобщего блаженства и она не знала зла, мир в высших своих областях уже был знаком со злом и происходила борьба с ним. Некоторые Ангелы уже нарушили заповедь послушания Творцу, и они пытались разрушить всякий мир, порядок, невинность, послушание среди людей. Если кто епископства желает, … не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. (1 Тим.3:1-6)

  Господь…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. (Иуд. 6)  И вот в раю явился искуситель – в виде змия, который был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3:1). Змей направил лукавство к жене, и женщина «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание: и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел« (Быт. 3:6). Адам и Ева отравили себя плодами смерти, по внушению врага Ева сделала то, что запретил Творец. Адам, ее муж, последовал жене. Ужас объял их, и они скрылись «от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт 3:8). Влияние отца лжи отравило их нравственную и телесную природу, оба старались выгородить себя перед лицом Божиим, уйти от признания вины. Тогда Господь изрек определение о заслуженном наказании, и прежде всего – змию. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжкие страдания и болезни при рождении детей, а муж – на тяжелую жизнь, «ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Но милосердный Бог не оставил согрешивших чад без утешения и дал им обетование о Семени Жены, которое должно победить разрушителя блаженства людей и восстановить людям возможность достигать блаженства и жизни вечной в Царстве Небесном. Сделав Адаму и Еве кожаные одежды и научив их одеваться, Господь изгнал их из рая «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт. 3:24)

     И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.(Быт.3:15)

     Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону.(Быт.4:4)

     Песнь любви.

Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои (Сильный),- народы падут пред Тобою, - они - в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидил беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касил; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.(Пс.44)

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала; приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. (Быт. 4:1-2) И познал Адам еще Еву жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога. (Быт.4.25-26) Итак, люди исполнили заповедь Божию о продолжении рода человеческого на земле. Когда у Сифа родился сын Енос, тогда они стали молиться Господу Богу и «призывать имя Господа» в молитве. Но нрав человека постепенно развратился, и Бог скорбел об этом. «Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога.» (Быт. 6:8)

    И ввел ее Исаак в шатер Сары, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по Саре матери своей. (Быт. 24:67) Здесь видим мы, как Господь благословил Исаака и Ревекку на брачный союз. И затем видим молитву Исаака о разрешении неплодства жены своей. И молился Исаак Господу о Ревеке жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревека, жена его. (Быт. 25:21) Господь Бог отвечал людям благословением на молитву и давал просимое. В данном контексте – продолжение рода человеческого на земле. Во все времена это было знаком Божьего благоволения. Вспомним Иова многострадального. (Иов. 19:9) Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего; даже малые дети презирают меня – поднимаюсь, и они издеваются надо мною; (Быт.19.17-18) Как он страдал, как молился Господу Богу о прощении. И Господь призрел на раба Своего.

    Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? (Иов. 38:2)

    Эти слова персонально можно отнести к себе, когда молишься и просишь Бога о милости.

    И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея?- Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, обьясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; потому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И было у него семь сыновей и три дочери. (Иов. 42:1-8; 13) И мы видим, что Господь за долготерпение подает Иову вдвое больше жизни того, что он утратил в скорбях.

Велико милосердие Божие к человеку. Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время разбрасывать, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. (Еккл. 3:1-11)

Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него; и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется. (Еккл. 4:9-12) Господь учит человека жизни на земле. Было бы проявлено к сему усердие.

Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения.(1)  И  нашел я, что горше смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы; добрый пред Богом спасается от нее, а грешник уловлен будет ею. (26) Чего еще искала душа моя и я не нашел? – Мужчину одного из тысячи и нашел, а женщину между всеми ими не нашел. Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.(Еккл. 7:1; 26; 28-29) Горе человеку, если он забудется, отвратится от пути Божия и впадет во грех. Напротив, Господь одаривает человека премудростью и добрым именем, если человек вовремя обращается с молитвой ко Господу и приносит в сердце своем искреннее и благодарное покаяние.Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очиститься от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его, и позор детям – мать в бесславии. Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца - то же , что богохульник, проклят от Господа раздражающий мать свою.(Сир.3:1-16)

 Чтобы найти благодать у Господа, нам необходимо изучать Священное Писание и смиряться под крепкую руку Божию, не искать своего в юдоли сей плачевной.

Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои, потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. (Еккл. 9:9)

И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: « я молод» ; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. (Иер. 1:4-12)

Господь наградил женщину особым даром веры, чувством глубины этой веры: Ева, Руфь, Есфирь, Анна, мать пророка Самуила; Божия Матерь Дева Мария; женщины, последовавшие за Христом – Мария Магдалина, Иоанна, Сусанна и «многие другие, которые служили Ему имением своим».  (Лк. 8:2-3)Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. (Мф.27:55-56); (Мк. 15:40-41; 47).


ГЛАВА 2


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!