О целомудрии. Святая прмч. Вел .кн. Елизавета Федоровна Романова.



 

    «О монашестве и о браке разговор неразделим. Тело Христово, распятое ради спасения мира – Церковь Православная. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. (Мф. 22:2) Церковь – Невеста Христова, которая возлюбила Жениха всем своим существом. Те, которые достигли блаженства, живут в Царстве Божием на земле. Человек постепенно вырастает в это состояние Божественной Любви.

    Целомудренный – хранящий целомудрие. Целомудрие глубоко связано со смирением. Это состояние того, кто достиг такой цельности духа, внутренней мудрости, которая не дает ему отклоняться от Бога, от чистоты, от служения в себе самом Образу Божию. Смирение – состояние человека, который в мире с Богом, со своей совестью, судьбой, окружающими вещами, ближними. Целомудрие и смирение идут рука об руку, как земля и небо. Обеты монашества являются руководящими звездами брачной жизни.

1. Непоколебимая устойчивость в монашестве = супружеская верность.

2. Послушание = восприятие друг друга как отказ от самого себя: «Отвернитесь от себя и обратите внимание на живого Бога и ближнего своего, живую икону».

3. Целомудрие = яркое и четкое выражение верности, цельности души, ума, всего человека.

4. Нестяжание = человек обязан заботиться о своих ближних и ничем не обладать для самого себя.

Прелюбодеяние, когда душа отворачивается от Любимого и обращается к иному.

И в браке есть подвижничество и ликование Любви Божией, но и в монашестве есть ликование о том, что мы любимы Богом и что нам дано любить Бога и Ему быть благодарным за то, что Он любит нас в немощи нашей.» Митрополит Антоний Блюм.

 

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

К.Р., вел. кн. Константин Константинович Романов

 

Вел. кн. Елизавета была человеком необычайным. Она создала обитель веры и милосердия в то время, когда на Руси наступила смута. Она приняла монашеский постриг и, подражая подвижницам Древней Руси, лечила бездомных, воспитывала беспризорных детей, управляла сестрами-милосердия, творила дела милостыни и благотворения. Прошло 60 лет со дня погребения останков св.кн. Елизаветы и ин. Варвары в усыпальнице храма св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании. В 1981 г. гробницы новомучениц вскрыли, мощи вел. кн. Елизаветы частично оказались нетленными и издавали «сильный запах меда и жасмина», благоухали.

Великая матушка много паломничала, посещала Палестину, почитала св. Серафима Саровского, молилась ко св. преп. Евфросинии Полоцкой, посещала Оптину, Зосимову пустыни. Она обладала даром пророчества. В 1992 г. она и ее келейница были канонизированы, установлен день памяти 5/18 июля.

 Духовник Марфо-Мариинской обители являл пример чистой и целомудренной жизни. Ныне в Тверской епархии готовятся материалы для прославления протоиерея Митрофана Серебрянского. Нам остались их заветы и дело милосердия.

 

 


ГЛАВА 10

О воспитании детей.

 

    Между детьми и родителями существует духовная связь. Нам, к сожалению, приходится начинать с восстановления этой духовной нити между поколениями. Казалось, это очень просто сделать, а со временем понимаешь, что это кропотливый труд всей оставшейся жизни.

    Св. Силуан Афонский общался с детьми на родине. Он очень серьезно и внимательно отвечал на их вопросы, так что в чистых душах детей отпечатлевался светлый образ любящего монаха. Он говорил им о важности познавать Бога Духом Святым, о чтении Божественного Писания, о благодати, помогающей жить, о стремлении видеть славу Господню на небесах, о молитве, о любви к Богу.

    Отцу с матерью надо иметь представление о великом труде воспитания.

    Детьми надо постоянно заниматься. Душа ребенка, по учению св. отцов, подобна мягкому воску, на котором можно запечатлеть любой образ – либо святой, либо порочный. Отказавшись от телевизора, люди становятся способными общаться друг с другом во Христе, создать в семье теплую христианскую атмосферу. Важно, чтобы родители боролись с грехом и подавали добрый пример своим детям. Важно, чтобы дом христианина был местом, где человек может по-настоящему отдохнуть душой, обрести душевный мир, спокойствие совести, духовную радость. Раньше общество пыталось скрывать свои пороки, сейчас нет. Поэтому привить ребенку страх Божий – дело родителя. Сохранить целомудрие до брака и в браке. Иметь ответственность. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. (Мф. 12:36) Приучить детей к послушанию родителям.

    Очень помогает в деле воспитания приходская школа, так как когда дети подрастут, у них будут нравственные проблемы и они смогут помочь друг другу духовно, будет общение с людьми церковными. Беременная женщина должна молиться, должна исповедаться, причащаться, потому что все, что с ней случается, случается с ребенком, которого она ожидает. Когда ребенок рожден, надо о нем молиться. Пост для детей не должен быть мукой, а иметь воспитательное качество. К исповеди ребенка приводить в момент, когда у него уже есть какие-то нравственные представления. Нравственность воспитывается на Исповеди.

Приведем примеры воспитания детей: Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Притч. 13:24);( Иов. 27:13-14; Еккл. 12:7; Иов. 20:10; Иов 17:5);Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня: и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. ( Мф. 10:37);(Мф.10. 27:25; 19:13-15); Ин. 9:2-3; И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня. (Евр. 8:11); Втор. 5:16; 1 Тим. 5:4; Еф. 6:1-4;Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. ( Пс. 143:12);(Пс.126:3;) Притч. 29:15-17; 13:24; 19:18;Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! (Притч. 20:7);(Притч. 22:6; 22:15; 23:14).

Преп. Амвросий убеждает не соглашаться «принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были». Говорил, что «от восприятия младенцев при Крещении не должно настойчиво уклоняться». В деле христианского возрастания имеет великое значение благодать Крещения, она действует и обнаруживается по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная – смирение. Нет ничего пагубнее для детей, чем разногласие супругов в деле их воспитания.

Духовное воспитание детей должно вестись сообразно их возрасту: младший – от 1 до 7 лет, средний – от 8 до 14 лет, старший – от 15 лет.

В младшем возрасте самое главное – приучить ребенка к страху Божию и крестному знамению. В среднем возрасте проще и удачнее бывало избрать в законоучителя для детей диакона. Мать сама, призывая Божию помощь, может действовать как умеет, как вразумит Господь – ничтоже сомневаясь и ничтоже боясь. Особенностью старшего детского возраста является желание самостоятельности. Для девушек преподобный советовал прежде всего установить распорядок дня. Образование предпочитал иметь, потребное к делу, чтобы человек был практическим и могущим добывать себе насущный хлеб, не быть праздным. В служебных отношениях советует соблюдать осторожность и мудрость.

Преп. Амвросий один из немногих изложил общие закономерности духовной жизни в чрезвычайно конкретной форме, исходя из нужд паствы второй половины 19 века.


 

                                        ГЛАВА 11


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!