Нравственные аспекты христианского брака.



 

Св. Иоанн Златоуст дал нам понятие об обязанностях в отношении друг ко другу, о христианском браке, об обязанностях мужа и жены. «Итак, освяти твою душу, освяти и тело, имея всегда Священное Писания и на устах, и в сердце».

Сделаем выписки из Священного Писания о сущности и цели христианского брака.

 

Брак

1) установлен Богом И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. (Быт. 2:18, 22-24)  Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, а одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф. 19:4-5);

2) узаконен для всех христиан – Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.  (1 Кор. 7:2-28);

3) должен быть честен у христиан   Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. (Евр. 13:4);

4) иногда необходим - Но, если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.(1 Кор. 7:9);(1 Тим. 5:14);

5) не все способны к браку – Господь сказал своим ученикам, что есть скопцы, т.е. люди, которые по любви к девству подвигами воздержания ослабили страсть плотскую и с помощью благодати Божией покорили плоть духу;

6) обязанность брачных- Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф. 5:33);

7) брак нерасторжим до смерти одного супругов- Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. (Рим. 7:2);(1 Кор. 7:10, 11);

8) развод допускался законом Моисеевым- Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее издома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену(Втор. 24:1-3);

9) причины такого допущения - Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. (Мф. 19:7, 8);

10) закон, обуздывающий развод (Мал. 2:13, 14; Мф. 5:31, 32; 19:9); Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. ( Рим. 7:3);

11) брак – не должен быть заключаем верующими с неверными (Втор. 7:3, 4; Иис. Нав. 23:12, 13);И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жен иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля. Итак покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных.(1 Ездр. 10:10, 11);

12)  есть образ единения Христа с Его Церковью (Ефес. 5:23-25);

13) не будет существовать на небе. Ибо в воскресении ни женятся ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22:30);( Лк. 20:35, 36);

14) запрещение брака составляет один из признаков отступничества от веры. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив.(1 Тим. 3:1-3).

 

    Приведенные выписки из Священного Писания ясно указывают нам, что ни один человеческий союз не имеет такого высокого значения, как брак,

т.е. союз мужа и жены. Святая Церковь учит, что брак есть Таинство, – такое священное действие, в котором при видимом благословении священником жениха и невесты невидимо нисходит на них благодать Святого Духа, освящающая их супружеский союз и подающая им силы для единодушного провождения жизни по заповедям Христовым, законного рождения и христианского воспитания детей.

    Прошло более 14 веков от проповеди святого Иоанна Златоуста, но, как и в прошлые времена, люди часто руководствуются нечистыми побуждениями при вступлении в брак, увлекаются различными страстями, не исполняют как должно обязанности брака и подвергаются бедствиям (Эфес. 5) Тайна сия велика. Учение о важности супружества святой Златоуст основывает на естественном побуждении человека к нему, на силе Божественного установления и на том высоком значении, какое приписывает ему святая Церковь. Уважение к браку и обязанностям супругов, ясное понятие о браке могут стать благотворным источником. Святой указывает на пример жизни Авраама и Сарры. Жены,  своим мужьям повинуйтеся, якоже Господу. (Еф. 5:22) Брак честен и ложе не скверно. (Евр. 13:4) Указывает на пример св.прор.Исаии, имевшего жену и, несмотря на то, сподобившегося узреть Господа славы. Моисей не имел ли жены? А между тем, извел воду из камня, изменил ветер, беседовал с Богом, укротил Божественный гнев. Не жена ли была мать Маккавеев? Не семь ли сыновей присоединила к лику святых?.. Она была мать, и природа обнаруживала себя; но она не была побеждена. Св.ап.Петр… не имел ли жены? Имел. (Марк. 1:30) Что сказать о Христе? Родился от Девы, но пришел на брак и принес дар. Вина не имут, сказали Ему, и Он претворил воду в вино. (Ин. 2:1-11)

Рассуждая о цели брака, св. Златоуст находит две причины, ради которых существует брак, именно: сей закон Божественный, сочетающий мужа и жену, установлен для распространения рода человеческого и для ограничения похоти. Для того нужно вступать в брак, что он помогает нам вести жизнь целомудренную. Св. Златоуст советует намеревающемуся вступить в брак вникнуть предварительно в дух законов о браке, положенных Христовой Церковью, чтобы в их познании и рассмотрении своих расположений найти путь к семейному счастью. Он говорит: «Поелику многие расположены к своим женам не так, как повелевает разум, то я увещеваю мужей употреблять сначала все меры к тому, чтобы взять жену благонравную и исполненную всякой добродетели». Брак есть союз сердец и должен быть образом союза Господа Христа с Церковью. Он поучает нас: «Когда ты видишь привлекательный внешний вид, постарайся узнать внутренний; и если сей некрасив, презри и внешний». «Итак, если хочешь угодить мужу, украшай себя скромностью, благочестием, пекись о доме; это единственное средство покорить мужей».

 Разумная жена – от Господа.(Притч.19:14)

Поэтому должно полагаться на волю Господа, смиренно испрашивая у Него как Его дара – доброй жены. Равно и родителям невесты: «Ищи для своей дочери мужа, который поистине был бы ее защитником и хранителем; ищи с намерением дать телу главу. Ищи благочестия души, кротости, истинной мудрости, страха Божия, если только желаешь, чтобы дочь твоя жила в удовольствии и радости». Все благополучие брака основывается на взаимной любви, на доверии и уважении и отсюда происходящем согласии супругов.

 Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь.(Еф.5)

Св. Златоуст говорит мужу: «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпев что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться; ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего подобного тому, что сделал Христос для Церкви». Примером может служить история любви свв.правоверного царя Иустиниана (565 г.) и царицы Феодоры. Из русских святых – свв. Петра и Февронии Муромских, чудотворцев.

Св. Златоуст пишет о том, что муж должен заботиться о духовном образовании жены, научать ее, что в этой жизни страшно только одно – оскорблять Бога. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена - мужу.(1 Кор. 7:3) Итак, должно говорить, что «тело мое – не мое, но мужа моего (жены моей)» и сохранять супружескую верность друг другу. Св. Златоуст пишет: «Поэтому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Спаситель не вовсе запретил смотреть на женщин, но только запретил смотреть на них с вожделением». (Мф. 5:28) Основанием всех добрых качеств супруги служит и разумная любовь к мужу. (Сир. 11:3) «Если каждый из супругов будет стараться исполнять свои обязанности, то за сим скоро последуют и взаимные для них выгоды».Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса. Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. (Рим. 15:5-6)

Любовь – это самое благородное, самое возвышенное чувство, которое может испытывать человек. Взаимная любовь между супругами и материнская любовь к детям являются ответвлениями этой добродетели. Устоями семьи являются: семейные заботы, счастье, радости. Они хорошо описаны в книге «Домострой», незаслуженно забытой русскими людьми, которые имеют тысячелетнюю историю православия в своих родах и генах. В добром семействе и дети вырастают добрыми и хорошими, и, наоборот, в худом семействе они портятся. Поэтому добрая домашняя жизнь бывает основанием доброй христианской нравственности. Дом и семья должны быть для нас второй Церковью. Семья – это монастырь. Не напрасно в монастыре терминология семейная. Там отец – игумен, братия – дети духовные.

 

 


ГЛАВА 3

Нравственные силы женщины.

 

Женщина – необыкновенно хрупкое создание Божие на земле. Многие св.отцы говорили и писали о необходимости веровать в Бога и подражать своей жизнью женщине – Божией Матери, мужчине – жизни Господа нашего Иисуса Христа. Иногда в Церковной истории мы видим примеры,  когда женщина несет мужеский подвиг, т.к. св.преп. Мария египетская, св.преп.Досифей затворник Китаевой пустыни, св.блаж.Ксения Петербургская и многие другие.

На мой взгляд лучше всех св.отцов описал откуда берутся нравственные силы для таких удивительных подвигов – св.Феофан затворник Вышенский в своем труде «Христианская психология».

Я попробую кратко раскрыть эту тему на основании данного источника. Ибо силы эти нужны всякому человеку, чтобы твердо стоять на основании Православия и не поддаваться силам тьмы, духам злобы поднебесным. Но всячески прилепляться ко Христу и преуспевать в Законе Божием, мирно проводить свою земную жизнь.

(с.411) « Внутри нас есть 3 рода действий: мысли, представления, соображения, желания, склонности, предприятия и чувства всякого рода.Они являются в нас в трех степенях, или в трех состояниях, именно: животном, душевном и духовном. Полагая теперь в основание каждому из сих кругу действий особую силу, мы должны сознать девятерную иерархию сил, во внутреннем нашем мире качествующих и действующих под прикрытием тела. Как в мире невидимом, духовном, есть 9 чинов Ангельских». Кратко опишем эти силы. «Низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память».

(с.413) «Второй класс качествующих в нас сил есть совокупность сил деятельных. Они тоже являются на трех степенях. Выше всех стоит совесть, которая передает сознанию волю Божию, - сила высшая, отрешенная. Затем следует – воля, занимающаяся устроением нашего временного быта и временных наших отношений. Ниже всех стоит способность низших пожеланий.»

(с.414)»Центр существа человеческого есть сердце, как центр сил и как точка соприкосновения со всем сущим вне нас. Сердце почитается корнем существа человека, фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных. Состояние чувственных сил положено в сердце».

(с.404) Св.Феофан говорит нам что «установив здравые понятия о том как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить». Ибо правила о сей достодолжной жизни не навязываются совне, а исходят из самого естества человека и ему требуются. Все св.отцы говорят нам о том что грешник живет одною жизнью, а когда приходит в себя, отрез вляется от греховной болезни верою и начинает жить по-христиански. Причем христианская жизнь противоположна греховному, наполнена духовными предметами, а порок противен и не принимается душою.

(с.419) «Самособранность – неотьемлемое свойство души обратившейся к Богу . Во сне проходит третья часть жизни человека. Сновидения – свидетель о нравственном нашем состоянии. У святых и совершенных они бывают как бы продолжением их бодрственной деятельности. Одоление сил есть дар Божий. Молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории – лучшее средство к очищению от соблазнительных снов. Сны лучше пропускать без внимания. Но быть на чеку.»

 (с.425) « У человека обратившегося к Богу и восстановившего благодатное с Ним общение, совесть исправляется и приобретает дерзновение к Богу, живую, сильную и скорую деятельность, свободу духа свойственную человеку. Человек сам весь преисполняется законом.»

Для просвещения совести надо читать Евангелие. Совесть исповедью и сокрушением умиряется. Свою волю св.отцы советуют отвергать в каждую минуту,не смущаясь неудачами (2 Петра 2.12-13) . Святые все без исключения проходили жестокое житие, т.к. без сего нельзя очистить духа. Только по мере истомления плоти от высвобождается из нее. «Хотелось бы побольше сил иметь, а Бог не дает». Силы уже даны и в теле, и в душе, и в духе.А пособие и помощь к ним подается Богом, но не в запас, а на всякое текущее дело.

(с .432)»Надо трудиться и в чувстве бессилия взывать о помощи, и сделав что, оставаться в том же чувстве безсилия.» Так говорят «бьется как рыба об лед», т.е. трудится человек, а дух стяжается в бессилии. Поможет добрый человек, бросит рыбу в прорубь и дела пойдут, оживет душенька.

(с.434) « Грешнику и в раю мука нестерпимая. Человек кающийся навыкает питать душу Божественным питанием: молитвой, богомыслием, богослужением, чтением Слова Божия и прочее. Когда мы с Господом, то Господь с нами. И светло все.»

Св.Феофан советует учиться устроять пустынь в сердце, чтобы была только чистая атмосфера и светлое солнце, т.е. сердце чисто и память Божия. А под ногами земля твердая, крепкая решимость спасаться и благоугождать Богу. Дух веры, упования и преданности в волю Божию – вот что надо возгревать в сердце. Чтобы сердце было в состоянии богобоязненности и его непрестанно осеняло помышление о Боге. «В сердце отражаются своей деятельностью все силы существа человека на всех их степенях.»

Епископ Тихвинский Константин (Горянов) говорит, что между религиозностью и женской духовностью есть особое соответствие. Источник всякой морали находится именно в материнском начале. Это чистота, самопожертвование, защита слабых, милосердие. Женский пол – это пол сильный в своей чувственности к духовным силам.

В работающем Богу главное чувство сыновства Богу.(Мф.21.22)

(с.438) «Возврати целость существу и прекратятся злые страсти. Чувство к Богу благодать Божия производит. Этого надо желать всеми силами души.» Важное определение есть у свт.Феофана о норме. (с.439)»Под нормою разумеется правило, которое определяет цель человека и средства к достижению ее, дает руководственное указание, куда и как следует направлять жизнь свою.» Как же часто не хотим знать, а толкуем по-своему. И ошибаемся в жизни, совершаем грех. Святитель рассматривает человека находящегося как под грехом, так и под благодатью. Что очень важно для новоначального христианина(христианки). Так один из основных вопросов: вопрос что есть грех и как от него избавиться встает перед каждым человеком обратившимся ко Христу в своем сердце. «Господь мой и Бог мой» (Ин.20,28) ; «Божий есмь – Божий есмь» (Ис.44,5) . Такое состояние есть единое истинное состояние человека, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни. 

Различные состояние человека под грехом или под благодатью. Чутье женское особенно устремляется с Святую Церковь, чтобы соединиться с Господом и жить под Покровом Божией Матери.(Рим.21-28; Еф.4.22-24;Флп.4.7-9; Кол.1.9-11; Кол.2.1-7; Кол.3.12-16; Еф.5.15-19).

Сколько дано нам добрых советов в Евангелии!

Нам дано два чудесных правила как держать себя в Боге и питать душу истиной Божией. (с.447)» Первое – сосредоточить внимание свое на избранном предмете, например присутствии Божием, и рассматривать его с разных сторон. Заключать всякое размышление выводом правил для себя применительно к твоей жизни и обстоятельствам. Второе – показывает как все силы духа держать в своих руках, именно: утром на молитве сядь и расчисли что тебе необходимо делать в продолжении дня и наперед определи что где помышлять, что сказать, как держать душу и тело и прочее. Истинная христианка должна быть владыка всего внутри нее происходящего и не позволять им происходить самим собою, как бы без ее ведома.(1Ин.1.4-5)

К тому же свт.Феофан дал чудесное описание учения о лице человека по естеству и по Слову Божию. И когда мы читаем его слова, то начинаем размышлять о жизни, которая тогда открывает перед нами двери внутренние, ведущие в жизнь вечную. Духовно-нравственные силы женщины, ее незримая красота в этом и состоит.Внешнее подвергается тлению, старению, а то что внутри содержится делает человека Божиим чадом, вводит в Церковь. Вот через это мы и обретаем счастье на земле, кто раньше, кто позже, уже обремененный болезнями и израненный внешней жизнию.

(с.449)» Лицо человека есть единство духа, души, тела. Человек одарен сознанием, самопознанием, когда обращается внутрь. Свобода состоит в том, чтобы располагать действиями без всякого насилия и увлечения совне или извнутри, прямо от лица. Отличительный ее признак – независимость и непринужденность. В человеке- грешнике: Рим.7.15;20-23; Иак.1.14; Рим.6.16-17,20. Рим.7.14; 2 Пет.2.19 – узы греха. Узы мира : Гал.4.3; Еф.2.2; Кол.2.8. Узы диавола : Деян.26.18; 2

 

Тим.2.26. Жизнь у человека-грешника утрачивается. Грех – яд, ржа. И только Божия благодать зарождает в человеке истинную жизнь во Христе Иисусе. Отсюда видно, что духовно-нравственные силы жизни все в Боге и взыскующая душа Бога обретает силы жить. Рабе Христа свойственно иное(Гал.5.24). Истинное соотношение частей существа человека есть только у тех, кои соделались Христовыми. 1 Сол.5.23.

( с.462) « У тех кто сочетовается со Христом и приемлют Дух Его и истинно-человеческая жизнь. У свт.Феофана дано определение трезвению и бодрствованию. Это свойство облагодаствованного в слове Божием и в наставлениях подвижнических» ( 1 Пет.5.8; 4.7; 1 Сол. 5.4-8.)

« Надо всегда принимать сторону духа, а требования эгоистического плотского человека отгонять, подавлять. В сем духовная брань. Она коротка… Искреннее отвержение недоброго и молитва ко Господу всегда побеждают и раздвоение внутреннее пресекают. Сила покаяния – не поблажать страстям и не поддаваться их влечениям». Святитель говорит о условиях нравственных деяний лица – самосознании и свободной самодеятельности . Нравственная сила воскрешена и восстановлена в христианине благодатью Бога. « Я – раба Христова «.

Преосвященный Тихон Задонский написал нам правило:

«Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно – помни: 1) что при Крещении Святом через отца и матерь крестных отрекся ты сатаны и всех дел его и всего служения его, и всей гордыни его, и сие учинил троекратным отречением. 2) Отрекшися от сатаны, ты обещался троекратно же служить Христу Сыну Божию, со Отцом и Святым Его Духом. – Итак ты на Крещении в службу Христу записался и присягнул так, как воины и прочие Царю земному в службу записуются и присягают. Сие в памяти содержать, домашним внушать, а особенно малым детям, чтобы помня свое обещание, от малых лет приучались они ко благочестию». С сознанием своего долга будем рабатать Христу, имея ед.цель ходить в воле Его: дали обет на то, пламенем ревностью, приняли силу Крещения. Свобода характерна человеческому лицу. Одно слово – «не соизволяю» - обезоруживает всякую власть и всякое насилие: Втор. 30.19; Нав.24.15; Сир.15.16-17; Мф.16.24.

«Добровольное подчинение свободы воле Божией есть единое истинное и блаженное ее употребление. Воля Божия – начало для действий человека (Пс.118.45 –весь) Своеволие – рабство истое и тяжкое» (с.477)

Норма нравственной жизни: исповедывать волю Божию, чтобы быть в общении с Богом, или пребывать в общении с Богом деятельным исполнением Его святой воли (Быт.17.1; Мф.7.21)

Жертвенная любовь присуща женщине, в этом сила матери и отца. Принося себя в жертву Богу в Иисусе Христе мы любим и любимы. Сила любви велика. Велика любовь Божия к человеку. Человек разумный приносит Богу в жертву всего себя : ум – 1Кор.2.12-16; волю ;  сердце – Притч.23.26. Прием: не слушать «я» и идти ему наперекор (Мф.16.24) – есть смирение.

Если мы имеем силу веры и любви к христианским догматам, то можем идти по тесному пути в Царство Божие. Как замечал наш русский классик рассказа А.П.Чехов, хорошо прочитать духовно-нравственное произведение – есть первый шаг ко спасению души, тогда и Господь поможет и люди помогут, если нудить себя к обретению Царствия Божия внутрь нас заключающегося.


ГЛАВА 4


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!