Пример христианской семьи. Святые преп. Кирилл и Мария Радонежские.



    Благородные и знатные ростовские бояре Кирилл и Мария жили в уединении сельской природы, были люди очень добрые и Богоугодные. Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – Варфоломея. «И совершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок был еще в утробе матери, трижды во время святой Литургии младенец вскричал, так что многие ужаснулись от этого крика – преславного чуда»[1].

    Вспомним и древних святых, которые в Ветхом и Новом Завете воссияли: ведь многих святых зачатие и рождение Откровением Божественным как-то было отмечено. Пророк Иеремия Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Иер. 1:5), пророк Исаия (Ис. 49:1), святой пророк Иоанн Предтеча : Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа. (Лк. 1:41), святой Апостол Павел (Гал. 1:15-16), пророк Давид : Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс. 138:16).

    Свв. прпп. Кирилл и Мария поняли указание Промысла Божия и сообразно с этим повели дело воспитания ребенка. Мать стала особенно внимательна к своему духовному состоянию, она тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании. «Мария носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище, как драгоценный камень, и как чудесный жемчуг, и как сосуд избранный»[2]. Постом ограждала себя и всякой пищи скоромной избегала. Вместо различных напитков одну только воду пила, понемногу.

Свт. Филарет отмечает: «О, родители, если бы вы знали, сколько добра или, напротив, сколько зла можете вы сообщить вашим детям еще до их рождения! Вы удивились бы точности суда Божия, который благословляет детей в родителях и родителей в детях и отдает грехи отцев на чада (Числ. 14:18), и, помышляя об этом, с благоговением проходили бы служение, вверенное вам от Того, из Него же всякое Отечество на небесех и на земли именуется».

Кирилл и Мария ощутили на себе великую милость Божию. Праведная Мария вместе с мужем дала обещание: «Если родится у нас мальчик, дадим обет принести его в церковь и отдать его Благодетелю всех Богу»[3].

 

3 мая 1314 года Бог дал им сына, великую радость и веселие[4]. В 40-й день родители принесли младенца в церковь, и благоговейный иерей Михаил нарек младенца во святом Крещении Варфоломеем (11 июня). Он питался только молоком своей матери, пока не был выкормлен. Строгие блюстители церковных уставов, родители его, помогали бедным. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. (Евр. 13:2). Юный подвижник проводил время в посте и молитве, со смирением просил не отклонять его от воздержания, которое так сладко и полезно для души. Благодатный сын повиновался просьбе родителей ухаживать за ними до гроба, он прилагал все свое старание, чтобы угодить своим родителям и успокоить их старость, чтобы заслужить себе их благословение и молитвы.

Ибо Бог заповедал: «почитай отца и  мать»; и злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф. 15:4)


 

ГЛАВА 7.

Обязанности сестры Милосердия.

 

    «У женщины есть свой способ существования. У нее есть свойственная ей интуиция, свой способ суждения, свой мир идей, своя манера созидать, свое отношение к себе и другим. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. (1 Кор. 11:5, 10) Именно в религии следует искать истоки женской тайны. Женщина наделена особой чуткостью к чистому, духовному.

    Между религиозностью и женской духовностью есть особое соответствие. Источник всякой морали находится именно в материнском начале – это чистота, самопожертвование, защита слабых, милосердие. Женский пол – это пол, сильный в своей мистической чувствительности к духовным силам, в своей восприимчивости к благовещаниям. Женщина одарена интуитивным пониманием ценности Духа Святого, она естественно и по преимуществу обладает религиозным чувством. Почитание материнского начала объясняет факт неизменной важности – совершенно особый интерес русских старцев (Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадтского, Макария Оптинского) к женским монастырям. К примеру, обитель в Шамордино с тысячью монахинь была школой подготовки русской женщины. Там были и приют для сирот, и больница, и дом для престарелых женщин, и школа для девушек. Именно русская женщина без насилия, изнутри воссоздает христианство в России.» .Епископ Константин Горянов.

    (Еф. 5:23, 30-32) Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, по замыслу Божию, это прежде всего отношения между Иисусом Христом и Его Церковью. Вот истинный религиозный смысл существования мужчины и женщины – Христос и Его Церковь. Эти отношения являются внутренним основанием сотворения мира. Св. Таинства установил Сам Иисус Христос. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Мф. 28:19-20) Это видимые знаки, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Святого Духа – спасающая сила Божия. Все Таинства связаны с Таинством Причастия. Крещение и Миропомазание вводят нас в Церковь: становимся христианами и можем приступать ко святому Причастию. В Таинстве Покаяния прощаются нам грехи наши. Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся участниками вечной жизни. В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь. В Таинстве Елеопомазания Церковь молится о прощении грехов и о возвращении больных к здоровью.

    Женщины в дни обычного им очищения не должны быть крещаемы до окончания очищения; но беременность не препятствует хотящим креститься. Крещение в домовой больничной церкви ничем не отличается от крещения в любом храме. Наш мир очень сложен, и очень часто слабая по природе женщина в беременности оказывается на больничной койке. Там она начинает невольно задавать себе вопросы о смысле своей жизни и ее результатах, переосмысливать все происходившие с ней, расставлять ценности своего бытия в должном порядке. Для женщины, оказавшейся в больнице перед очами Господа, никогда раньше не прибегавшей к таинству покаяния, ни разу в жизни не исповедовавшейся священнику, – очень важна первая исповедь.

Сестра милосердия, как первая помощница священника, должна в совершенстве владеть искусством подготовки человека к первому в его жизни покаянию. Главные особенности первой исповеди в больнице прежде всего в том, что она является переломным моментом в жизни человека, в изменении его отношения к Богу, к своей совести, к окружающим людям и жизни. Цель исповеди – очищение, прежде всего – от смертных грехов. Здесь, в больнице, часто совершаются первые шаги, начатки покаяния, проливающие свет на всю последующую религиозную жизнь женщины. Следует исповедовать сначала наиболее тяжкие грехи (к ним относят и грех аборта, блуда, прелюбодеяния, курения, злоупотребления алкоголем и прочие). Господь милует только за одно намерение покаяться, таинство начинается задолго до прихода в храм, где оно завершается разрешительной молитвой священника. Следует разъяснить женщине, что, первый раз положив начало покаянию в больнице, после выписки ей следует как можно чаще прибегать к этому спасительному таинству. Если исповедуем грехи наши, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1 Ин. 1:8-9)

Сестра милосердия должна обучить женщину правильной исповеди. Исповедь есть признание в грехах своих, которые лежат на совести:

- прежде всего должно веровать в Господа Иисуса Христа и твердо надеяться, что Он готов простить всякий грех;

- иметь сокрушенное сердце;

- простить врагам своим и оскорбителям все то, что они сделали вредного и никогда не мстить им;

- без всякой утайки и чисто открыть грехи свои;

- положить твердое намерение впредь жить осторожнее и изучать Закон Божий, Священное Писание и Священное Предание Святой Церкви.

 

Более подробно рассмотрим исповедь. По заповедям декалога

св. прор. Моисея. (Исх. 20:2-17).

1 заповедь. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя иных богов перед лицом Моим. Грехами против первой заповеди являются: отречение от Христа и поклонение диаволу.

2 заповедь. Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Кумиром могут быть вещи, работа, люди – когда человек начинает испытывать к этому пристрастие и обожествляет предмет (или лицо) своего почитания, ставит его между собой и Богом.

3 заповедь. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Грехом являются богохульные речи.

4 заповедь. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему. Грехом являются непочитание воскресных и праздничных дней.

5 заповедь. Чти отца и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

Здесь могут быть:

- грехи против родителей;

- грехи семейные и по отношению к родственникам;

- грехи родителей:

Порочное состояние души во время зачатия ребенка и нравственное невнимание к себе во время прохождения периода беременности. Небрежное отношение к состоянию своего здоровья во время беременности, повлекшее за собой ранние роды или мертворожденного ребенка. Принятие мер для избежания зачатия («предохранение»). Аборты. Небрежное отношение акушерки к роженице. Промедление с крещением младенца, слабого здоровьем. Отказ от ребенка после родов по любым причинам. Отказ матери кормить ребенка грудью (кроме причины болезни). Задавление ребенка матерью во время сна. Оставление долга моления о детях вне зависимости от их возраста. Безутешная печаль об умершем ребенке.

- грехи воспитанников и воспитателей;

- грехи в дружеском союзе;

- грехи в гражданской жизни;

- грехи со стороны подчиненных, начальствующих; против пастырей.

6 заповедь. Не убий. Аборты и советы к нему. Побои беременной женщины.

7 заповедь. Не прелюбодействуй.

8 заповедь. Не укради.

9 заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  Грехом является зависть, унижение ближнего.

10 заповедь. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближнего твоего.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!