Грех против этой заповеди называется завистью.



ВОЗЛЮБИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ, И ВСЕЮ ДУШЕЮ ТВОЕЮ, И ВСЕМ РАЗУМЕНИЕМ ТВОИМ. Сия есть первая и наибольшая заповедь Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Матфей.22.37-40.

Истинная любовь к Богу познается от исполнения Его святых заповедей. Если так Его возлюбить, то святые заповеди станешь соблюдать. Любить Бога и ближнего, блюстись от грехов и не прогневлять ими Создателя. Служить единому Богу. Не познавать страстей и пороков человеческих и помнить о крестных страданиях Спасителя. Верить в Господа Бога и жить по завету Его, подчиняя Ему единому и ум, и душу, и сердце. Познавать мир Божий и иметь мир с окружающими, иметь богообщение. Просто быть человеком, когда ближние теряют Образ и Подобие Божие. Быть снисходительной ко грехам других людей. Всегда взирать на конец земной жизни и радеть о спасении бессмертной души.

Из простых средств, которые служат спасению души, можно назвать: внимательное чтение Слова Божия; слушание Слова Божия в Церкви; исполнение дома малого молитвенного правила; чтение непрестанной молитвы внутри себя (Иисусова, Богородице, Ангелу, святому имя которого носишь); участие в церковных таинствах; добрые поступки; добросовестный труд для своего содержания; посильная помощь бедным и больным людям; окормление своей семьи.(Пс.33.15)  

 Из поучения свт.Тихона Задонского: «Добродетель – есть всякое слово, дело и помышления, закону Божию согласное».       

 Заповеди блаженств ( см. А.Д. Троицкий « Евангельские блаженства») .

(гл.6) Девять блаженств – духовная лестница, по которой восходит христианин к праведности, к Богу. (Мф.5.1-12; Лк.6.17-26).

 

1) Блажени нищие духом . Мф. 5.3.

Христианин только тогда и начинает свою христианскую жизнь, когда проникается сознанием своей духовной нищеты, смиренным чувством своей греховности, признает невозможность самому избавиться от этой греховности и будет добровольно, радостно стремиться к свободе от греха, к восполнению своей духовной нищеты через Спасителя, силою Божиею. На почве нищеты духовной рождается покаяние и вырастают все христианские добродетели.

2) Блажени плачущи. Мф.5.4.  

Плач, эта христианская печаль рождается из нищеты духовной необходимо сопутствует ей. Залог утешения в вере торжества добра над злом, правды Божией над человеческими неправдами, Царствия Божия над царством мира.

3) Блажени кротцыи. Мф.5.5

Кротцыи (греч.) – тихий, спокойный, мягкий, кроткий. Противоположное свойство – суровость, дикость, злость, раздражительность. Мф.11.29. Путь кротости – безропотное перенесение лишений и бедствий жизни, безответное перенесение людских обид и оскорблений.

4) Блажени алчущие и жаждущие правды. Мф.5.6.

Алкать и жаждать значит сильно, мучительно и томительно желать.Слово «правда» - говорит Златоуст – употребляется для обозначения вообще добродетели. Никогда и ничто не могло заглушить в людях, в сердцах людей любви и стремления к добру.

В 1-4 блаженствах изображаются преимущественно внутренние настроения какие должен питать истинно благочестивый человек.

5) Блажени милостивии. Мф.5.7

Это прежде всего проявляется в милосердной любви верующих к людям. Милосердие служит выражением первых четырех блаженств. Милостивый – от глагола сжалиться, оказывать сострадание, скорбеть вместе с кем-нибудь. Это слово близко по значению к слову праведность. 2Кор.9.9. Также и в Ветхом Завете нередко бедный и нищий – предмет милосердия. ( Исх.23.3; 14.31; 19.17; 22.9).

6) Блажени чисти сердцем. Мф.5.8.

Только из чистого источника души человеческой, из здоровых корней человеческого духа могут истекать, расти и развиваться христианские добродетели. Вся нравственно религиозная жизнь человека имеет своим седалищем сердце. Пс.23.4-5; 7.11; 31.11; Иов.33.3. Ложь, лицемерие, неискренность оскверняет сердце. Пс.50.12. Грех, порок грязнит сердце человека. Мф.6.22-25. Чистое сердце – в чистой любви.

7) Блажени миротворцы. Мф.5.9.

Миротворцы – основатели, творцы мира, люди которые всеми силами стремятся к тому, чтобы и в обществе распространялись и сохранялись любовь и мир. «Мир – матерь всех благ и источник радости» - говорит Златоуст. Примирение грешного человека с Богом и своею совестью служит источником действительного мира.

В 5-7 блаженствах выражается настроение благочестивых в деятельности.

8) Блажени изгнании правды ради. Мф.5.10.

Последние два блаженства (перенесение гонений за правду и страданий за имя Христа) рассматривают как изображение отношения мира к благочестивым праведникам (христианам).

Изгани правды ради – это люди, удаляемые из своей среды путем насилия враждебно настроенным против них обществом, страдающие именно за праведность свою и за любовь к правде. Правда – любомудрие ( благочестие) души, «исполнение всех заповедей».

9) Блажени есте, егда поносят вам… Мене ради .Мф.5.11-12.

Страдания за Христа для Его учеников и апостолов неизбежны, неотвратимы. 2Кор.6.4-5. 2 Тим.2.12. Гонители никогда не уничтожат дела Христова, а лишь содействуют возвышению награды страдальцев за Христа.

 

В Православной Церкви есть еще 9 церковных заповедей, которых христиане по мере сил должны придерживаться в своей жизни.

Замечательный церковный учитель прот.Григорий Дьяченко написал «Руководство к исповеди». Кратко он описал церковные заповеди.

1) Лк.18.1;Еф.6.18;Сол.5.17.

Заповедь предписывает молиться Богу с сокрушением и умилением сердца. Исполнять устав. Во все воскресные и праздничные дни слушать утреню, литургию, вечерню. А кто усерден и чаще, т.к. литургия служится ежедневно (в городе).

2) Чтобы христианин ежегодно соблюдал 4 поста. Притом пост в среду и пятницу и другие дни когда пост назначается по епархии.

3) Чтобы пастырям церкви оказывали должное уважение, как служителям Божиим и посредникам, ходатаям за нас перед Богом.

1Кор.4.1,9,13,14; 1Сол.5.12,13; 1Тим.5.17.

4) 4 раза в год или 1 раз непременно исповедывать свои грехи перед священником, законно и православно рукоположенным (для желающих еженедельно с должным приготовлением). Больные прежде всего должны стараться очистить свою совесть и приобщиться Святых Таин, принять Елеосвящение (в Таинстве Соборования).

5) Требует от христиан твердо хранить свою православную веру, не читать книг написанных еретиками, не слушать богохульных речей, удаляться от общения с инославными неопытным в по- знании Священного Писания и наук (Пс.1.1-3).

6) Молиться о всех христианах, живых и усопших (1Тим.2.2-3), о властьимущих(гражданской и духовной), об обращении заблудших.

7) Предписывает посты и молитвы, в случае общей нужды (Деян.2.1)

8)  Предписывает, чтобы не похищали и не употребляли на свои нужды церковного имущества.

9) Совершать браки в дни не дозволенные церковью запрещается. Не ходить на языческие празднества, игры и зрелища. «Светские развлечения – угар. И сами не учуете, как угорите!» - предупреждает свт. Феофан Затворник.

Церковь наша воспитательница и духовная мать.

Сестра милосердия:

должна знать особенности состояния больного. Причащение больной в палате запасными Св. Дарами допускается. Беременным послабляется сидеть во время службы. Лучше ближе к притвору храма, т.к. больше воздуха. Причащают умирающую женщину во время ее естественной нечистоты и родильницу в силу снисхождения Церкви. Есть такой термин «нравственный контроль» у сестер милосердия. Эта функция появилась во времена Н.И.Пирогова как контроль за действиями госпитальной администрации. В настоящее время женщинам подчас трудно справиться с требованием оплаты лечения и родов, страхами перед лекарственными средствами и методами лечения, а подчас и безнравственностью и бездуховностью персонала роддома. Сестричества милосердия России имеют 3-х вековой опыт, незаслуженно забытый нами. Примером может быть свт. Лука, архиеп. Крымский. Он был хирург и воспитывал при себе сестер милосердия, которые нигде до этого не обучались медицине. В его учении была Любовь Христова и Милосердие к людям.

    Роды – очень ответственный этап в жизни матери и ребенка, иногда жизненно опасный. Подготовка роженицы включает в себя комплекс мер, направленных на благополучие родов и дающих залог здорового будущего матери и ребенка.

Сюда входит и духовный подвиг самой женщины:

- участие ее в Таинствах Церкви (Крещение, Исповедь, Причащение, Венчание, Соборование);

- молитва сугубая, семейная Божией Матери перед Ее иконами «Помощница в родах», «Федоровская», «Млекопитательница», св. вмч. Екатерине, Ангелу-Хранителю, св. покровителю, покровителям брака св. Адриану и Наталии, св. Петру и Февронии и др. семейным, городским, храмовым святыням;

- благословение духовного отца на брак и на роды ( духовника или старца);

- освящение дома, освящение святынями (крещенская вода, елей, освященная вода с молебнов, масло с соборования, артос, антидор, просфора, св. источники и др.);

- духовные советы, откровение помыслов духовному отцу, близким в семье;

- консультация у православного врача-специалиста, помощь православной акушерки, медсестры, сестры милосердия;

- чтение Священного Писания и толкований на него, святоотеческой литературы о целомудрии в браке, о детях, житий святых;

- подвижническая жизнь женщины, преодоление страстей и пороков, сопротивление греху, утверждение в вере, любви, надежде.

Подготовка нравственного состояния беременной сводится к благому настроению души:

- в вере православной и Промысле Бога о человеке,

- во всецелой надежде на помощь Божию, Божией Матери, Ангела-Хранителя, молитву духовного отца;

- в жертвенной любви, готовой ради чада отдать саму жизнь;

- в смиренном сознании греховности, влекущей скорбь и болезнь – удел всех рождающих (кроме Божией Матери);

- в уверенности, что Господь не подаст искушения сверх наших сил, поспешит на помощь, подаст облегчение и терпение.

Подготовка осложняется психологическим перенапряжением.

До родов женщина имеет право ознакомиться с условиями пребывания в стационаре. Женщине бывает особенно трудно в житейских ситуациях, если она без мужа, или больна, или у нее личная трагедия (смерть близких), или дома малолетние дети, или квартирная проблема, или она приехала из другого города.

Большая проблема, если женщина не верует или инакомыслящая. Подходить надо очень деликатно, чтобы не навредить, не обидеть, не оттолкнуть. Здесь осторожно можно говорить о вере, если задают вопросы, предложить воцерковиться, придти на молебен в домовую часовню или на беседу со священником, кратко провести катихизис о грехе аборта, о спасении женщины чадородием, о воспитании детей и др.

Нравственные аспекты подготовки должны основываться на учении Православной Церкви о семье и браке. Это учение верно и полно характеризует подлинную спасительную нравственность, добронравие, благонравие, благожелательность, сострадание, добротолюбие, искренность, честность, справедливость, доверие, заботу о сбережении ближнего от всякого морального и физического зла, долготерпение.

В укреплении и сохранении христианской семьи бесценное место принадлежит Церкви, так как жизнь верующего человека от купели до гроба проходит в храме Божием, перед очами Господа Бога, среди людей.

 


ГЛАВА 8

Нравственная область подготовки родильницы к чадородию.

К сожалению, мы не всегда точно знаем день нашего зачатия отцом и матерью, а ведь этот день и есть в истинном смысле слова день нашего рождения. Тогда Сам Творец вложил в утробу матери душу будущего младенца. Глубоки корни духовного, душевного и телесного здоровья человека, которые являются главным условием здорового зачатия. Родители влияют на младенца. Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце. Один дух влияет на другой чувством. Чем более родители любят ребенка, тем сильнее их влияние на него. Этот дух родительского благочестия, а также Ангел-Хранитель, св. Тайны и вся церковность составляют уникальную духовную атмосферу вокруг младенца. Целых 9 месяцев растет ребенок в материнской утробе. Маме важно быть постоянно радостной и благодарной Богу за то, что Он даровал ей дитя. Впереди много тревог и испытаний, поэтому необходимо посвятить Господу ребенка «от чрева матери».

    «Всемилостивый Господи Иисусе Христе, Тебе посвящаю мое дитя. Ты образовал его в моей утробе, даруй мне и благополучное разрешение от бремени, да прославит новорожденный младенец Всесвятое имя Твое молитвами Пречистой Матери Твоей Преблагословенной Марии. Аминь».

    «Мама» - именно это слово произносят младенческие уста. О благодарности ей говорит Господь в Своей библейской заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле». Понятия «мать», «материнство» - святы. Мамин взор, светящийся любовью, верой, надеждой. Мамина молитва, мамины руки, не ведающие ни устали, ни покоя. Многозаботливость, трудолюбие отца. Пренебречь родителями, оставить их без попечения – то же самое, что зачеркнуть все доброе и отречься от Бога. Мы взираем на икону Богоматери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Икона свидетельствует, что всякая благочестивая мать-христианка обнимет свое дитя в Царствии Небесном после того, как воскрешены будут тела усопших на Страшном Суде Христовом. Девство и материнство – это величайшие дары Бога. Подвиг материнства, подвиг покаяния необходимы нам. «Какие у вас женщины!» - говорили язычники древним христианам. Действие благодати, очищение сердца, благоухание чистоты и целомудрия можно было видеть на женщине. Беременность – это чудо, которое происходит с женщиной и несет радость ей и всей семье.

    В приложении даны таблицы, в которых содержатся особо волнующие беременную женщину вопросы.

    «В центре мира стоят 2 светильника: девство и материнство. Понимание этого открывает человеку духовные очи на мир Божий, на Евангелие, на себя самого.

    Материнская любовь – в фундаменте нашего бытия, и мы живы благодаря этому. Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, по любви Божией Матери пролил кровь на Кресте. Задача матери стать матерью в духовном смысле. Это – предназначение женщины на земле, ее благословение, обязанность.»

 Прот. .Владимир Цветков.


ГЛАВА 9


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!