Церкви, посещавшиеся паломниками 12 страница



Если, прочитав это описание, мы посмотрим на статую, то поймем, почему ее считают самым лучшим воплощением в камне трансцендентального духовного опыта. Обратите внимание на одежды ангела, которые окружают его тело, словно языки пламени, на раскрытые губы святой – она стонет от описанной ею боли. Как прекрасно передают складки одежды расслабление, охватившее ее руки и ноги, и желание, от которого напряглось ее тело.

Выйдя на улицу, мы увидим напротив церкви один из фонтанов Рима, хотя и не такой знаменитый, как неизбежный Треви. Фонтан делль Аква Феличе стал первым большим фонтаном, который украсили скульптурной группой. Именно он положил начало этому типу фонтанов, которыми славится Вечный город. Он был сооружен в период между 1585 и 1587 годами Доменико Фонтана (какая подходящая фамилия!) и его помощниками. Сооружение было названо в честь покровителя Фонтаны, папы Сикста V, которого в миру звали Феличе Перетти. Под высокой крышей с ее памятной надписью и гербом, который держат в руках ангелы, располагаются три большие ниши. Боковые украшены барельефами; на одном из них изображен момент, когда евреи заставляют Иисуса переправиться через реку Иордан, а на другом – Аарон, приводящий их в замешательство. В центральной нише стоит огромная статуя Моисея. Говорят, что эту скульптуру так разругали, что художник, которому приписывают ее создание, даже умер от расстройства. Однако недавние исследования показали, что если да Брешия и умер от огорчения, то оно было вызвано вовсе не резкой критикой его работы, ибо он всего лишь помогал создавать Моисея, а изваял его на самом деле Леонардо Сармани.

У основания ниш вода течет в бассейн, украшенный четырьмя полными достоинства львами. Это копии египетских львов, оригиналы которых хранятся сейчас в Ватикане.

После осмотра всех этих произведений искусства настало время подкрепиться. В квартале отсюда находится площадь Республики, на которой мы в 11 часов утра любили завтракать. Кафе здесь расположены таким образом, что из них открывается чудесный вид на фонтан в центре площади и развалины Диоклетиановых бань на заднем плане.

Если прогулка, которую мы только что описали, вам не подходит, можно пройтись по другому маршруту, где вы увидите такие же прекрасные церкви. Эта прогулка начинается на самой красивой из всех барочных площадей Рима; здесь тоже много отличных кафе. Вместо легкого завтрака человек, пристрастившийся к кофе, может выпить здесь чашечку своего любимого напитка, чтобы подкрепить свои силы перед прогулкой. Впрочем, она более короткая и не такая длительная, как предыдущая.

Площадь Навона – не только одна из самых знаменитых площадей Рима, но и одна из самых красивых. Ее фонтаны, здания, а самое главное, атмосфера этой площади, несомненно, очарует вас. Улицы, ведущие сюда, расположены таким образом, что машинам, по римским меркам, приходится двигаться довольно медленно, поэтому автомобилисты стараются объезжать этот район стороной. На площадь приходят поиграть живущие на узких соседних улочках дети, и их пронзительные крики и подвижные фигурки только усиливают очарование этого места. Здесь также много открытых кафе, и посидеть за столиком, с которого открывается вид на всю площадь, необыкновенно приятно.

Отсюда перед вами откроется весь вытянутый овал площади, повторяющий форму стадиона Домициана. Само название Навона, как полагают ученые, произошло от искаженного латинского слова агонале – так в древности назывались состязания атлетов, проводившиеся на этом стадионе. В течение многих веков площадь Навона была местом проведения различных празднеств, народных собраний и игр. Здесь были сожжены книги Лютера, и здесь же проезжали богато украшенные экипажи прелатов и принцев более позднего времени, вызывавшие восхищение простых римлян.

Площадь украшают три фонтана. В южной части расположен Фонтан с мавром, который получил свое название по статуе эфиопа, укрощающего дельфина. Ее создал в 1655 году Джованни Мари по рисункам Бернини. На наш взгляд, вся эта скульптурная группа образует единый ансамбль, хотя и состоит, подобно многим сооружениям Рима, из элементов, созданных в разное время. Сначала здесь был только бассейн, построенный делла Порта в 1574 году, статуя Мари появилась гораздо позже. Тритонов тоже изваял делла Порта, но они долгое время украшали другой фонтан, расположенный на площади дель Пополо. Некоторые менее значительные элементы убранства являются копиями с оригиналов, изготовленных в XVI веке. Эти оригиналы были перенесены отсюда в сады виллы Боргезе, где они украсили фонтаны этого сада. Их копии были сделаны в XIX веке. Быть может, этот пример объяснит читателю, почему мы так не любим путеводители, где история римских памятников описывается со слишком большими подробностями!

На противоположном, северном конце площади Навона, находится Фонтан Нептуна с бассейном работы того же делла Порта. До конца XIX века в нем не было никаких статуй, но потом установили фигуру Нептуна, в качестве симметричной детали, дополняющей Фонтан с мавром. Нептун борется с осьминогом в окружении морских коней, нимф и купидонов.

Но самый лучший фонтан расположен в центре площади – это одна из самых впечатляющих работ Бернини, выполненная в 1651 году. Фонтан деи Фиуми (Фонтан Рек) так поразил всех своей красотой, что даже самый яростный – и самый влиятельный – критик Бернини, папа Иннокентий X, вынужден был прикусить язык. Мы видим большой круглый бассейн, в центре которого высится скала. Из пещеры в ее нижней части выходят львы и различные фантастические животные, чтобы напиться воды из бассейна, в который вливаются восемь водяных струй. На скале сидят фигуры, олицетворяющие крупнейшие реки мира: Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату, протекающие в четырех частях света. Эти статуи были созданы по рисункам Бернини и прекрасно вписываются в стиль фонтана. На вершине скалы, прямо в ее центре, Бернини установил обелиск.

Римские остряки, прославившиеся своими злыми языками, пустили слух, что позы и жесты фигур Фонтана деи Фиуми отражают вражду и соперничество между Бернини и Борромини, который создал фасад церкви Санта-Аньезе, стоящей напротив него. Ла-Плата изображена с поднятой рукой – она боится, что этот фасад в один прекрасный день обрушится на нее и погребет под своими обломками. Покрывало, наброшенное на голову Нила, когда-то служило символом того, что истоки этой реки неизвестны. Острословы же заявляют, что Нил закрыл себе глаза, чтобы не видеть многочисленных архитектурных погрешностей, допущенных Борромини при строительстве церкви.

Но и сторонники Борромини не отстают. Святой, статуя которого установлена в основании правой колокольни храма, приложил к груди руку, заверяя всех, что фасад никогда не рухнет. Кроме того, говорили, что обелиск Бернини чуть было не упал, и сам мастер однажды ночью прокрался на площадь и укрепил его.

Но вот наш кофе выпит, и мы выходим из кафе, чтобы осмотреть церковь, созданную Борромини, официальное название которой Санта-Аньезе ин Агоне. Согласно легенде, она была построена на месте императорской ложи древнего стадиона. На склоне холма сохранились остатки этого стадиона, где, согласно преданию, святая Агнесса была выставлена на позор в компании городских шлюх.

Рис. 36. Фасад церкви Санта-Аньезе ин Агоне

Строительство церкви начал Карло Райнальди, но было закончено Борромини, который внес в первоначальный проект большие изменения. Вогнутые части фасада – типичная черта стиля этого архитектора; он создал также высокий купол и две парные колокольни. После великолепного, грандиозного фасада интерьер церкви производит довольно убогое впечатление. Храм очень узкий – ее длина по фасаду во много раз превышает ширину.

А теперь вернемся снова в северную часть площади. Напротив Фонтана Нептуна, на той же стороне улицы, где стоит церковь Санта-Аньезе, мы находим вход в узкий переулок, который называется Виколо Лоренези. Он пересекает Виа делл'Анима и, превратившись теперь в Виколо делла Паче, приводит нас к еще одному храму в стиле барокко, церкви Санта-Мария делла Паче. Если она будет закрыта, то позвоните в дом на Виа Арко делла Паче, 5, который стоит слева от церкви. Только постарайтесь не звонить между двенадцатью и тремя часами дня, поскольку вы рискуете оторвать хозяев от обеда или нарушить их после обеденный сон.

Эта церковь была построена во времена правления папы Сикста IV, около 1480 года. Она объединила два сооружения: прямоугольный зал, расположенный спереди, и восьмиугольное здание с куполом позади него, созданное, вероятно, архитектором Браманте. В 1656 году восстановлением храма занялся Пьетро да Кортона, и с того времени она приобрела фасад в стиле барокко. Кортона переделал не только сам фасад, но и всю небольшую площадь, на которую он выходил, добившись того, чтобы все сооружения на этой площади образовали единый ансамбль.

Перестройку окружающих улиц и площадей, которую итальянцы называют систематизацией, производили и раньше, но Кортона нашел удивительно интересное решение. Он спланировал площадь как театр, сценой которого стала церковь, пространство перед ней – зрительным залом, а дома по бокам – лоджиями. Верхняя часть фасада храма с его треугольным фронтоном и колоннами имеет выпуклую форму, но самой выдающейся частью церкви является полукруглый портик с парными колоннами на первом этаже. По бокам церкви располагаются вогнутые крылья, которые окружают портик и повторяют его закругляющуюся форму.

Интерьер выполнен в стиле ренессанс, но оба стиля удивительно гармонично сочетаются. Внутри храма есть несколько памятников, достойных внимания, среди которых самым знаменитым является фреска Рафаэля «Сибиллы». Не менее интересны и аркады, ставшие первой работой Браманте в Риме. Он создавал их с 1500 по 1504 год; до нас они дошли в первозданном виде.

Теперь вернемся снова на площадь Навона – до нее отсюда один квартал или около того. В южной части площади кинем взгляд на дворец Памфили, перед которым расположен Фонтан с мавром. У этого дворца типично барочный фасад, созданный с 1644 по 1650 год. Сейчас в этом здании располагается посольство Бразилии. Церковь, стоящая рядом, довольно красива, но не является барочной. Это – первый храм в Риме, возведенный после того, как папы вернулись сюда из Авиньона. У нее простой, но красивый фасад в стиле ренессанс с тремя частями и тремя дверями.

Но мы не будем останавливаться, чтобы осмотреть дворец и церковь, а отправимся в юго-западную часть площади и выйдем на Виа деи Канестрари. Она приведет нас на широкий бульвар, который называется Корсо ди Ринашименто (Возрождения). Дальше вниз по улице виден дворец Мадама, сооруженный в XVI веке, в котором сейчас заседает сенат Италии. Он получил свое название не по имени знаменитой дамы, когда-то обитавшей здесь – Катерины де Медичи, а в честь другой женщины, мадам Маргариты Австрийской, внебрачной дочери императора Священной Римской империи Карла V.

Такие здания отвлекают наше внимание, однако это неизбежное явление, поскольку в Риме причудливо переплетены разные эпохи. Но мы пришли сюда, чтобы осмотреть большое мрачное сооружение слева, через улицу, которое называется Дворцом науки. В 1431 году здесь разместился Римский университет, основанный в 1303 году. Более пятисот лет он располагался в этом дворце, и только в 1935 году Муссолини перенес его в новый Университетский городок, созданный на другом конце Рима. Наружное убранство Дворца науки было выполнено Джакомо делла Порта, но мы не будем его рассматривать, а войдем внутрь. Внутренний двор представляет собой величественное зрелище – с трех сторон он обрамлен обыкновенными портиками с колоннами, а с четвертой стороны, к нашему удивлению, располагается церковь.

Это – церковь Сан-Иво, барочный фасад которой был создан Борромини и представляет собой одну из самых оригинальных его работ. Обратите внимание на купол и необычный спиралевидный фонарь. Интерьер поражает нас своим необычным видом – это начало рококо в римском церковном убранстве. Храм имеет экзотическую форму – он похож в плане на цветок с шестью лепестками, если позволительно здесь употребить совершенно неархитектурный термин. (Архитекторы называют такую фигуру шестиугольной звездой. Борромини заменил в ней внутренние углы полукруглыми углублениями, а концы выступающих «лепестков» оформил в виде выпуклых кривых, которые образованы кругами, имеющими тот же радиус, что и углубления. Центры этих окружностей располагаются в вершинах треугольников, образующих «лепестки». Быть может, это описание покажется кому-то из читателей более понятным.)

Нет никаких сомнений в том, что у Борромини был талант создавать необычные и очень сложные в плане храмы. Форма церкви Сан-Иво сама по себе прекрасна и не нуждается ни в каких украшениях, особенно если учесть, что ее купол имеет форму звезды (по которому разбросаны небольшие звездочки). Этот купол возвышается над храмом, наполняя его светом. Как бы мы ни восхищались разнообразными талантами Бернини, мы все же хотим посоветовать вам осмотреть как можно больше творений Борромини, о которых туристы почти ничего не знают. Хорошо образованный путешественник получит от созерцания храмов, созданных этим архитектором, неизведанное ранее удовольствие.

Мы по-прежнему находимся всего лишь в квартале от площади Навона, и теперь нам надо выпить еще одну чашечку кофе.

Во время краткой передышки задумаемся о том, что делать дальше. Турист, склонный к поспешным выводам, вероятно, решит, что осмотрел уже все барочные церкви в Риме, но это глубочайшее заблуждение. Храмов в стиле барокко в Риме так много, что мы смогли увидеть только сотую долю того, что здесь есть. Но мы не можем завершить эту тему, не упомянув еще о двух церквях – двух больших базиликах, которые имеют самое красивое барочное убранство в Риме.

Во время своего путешествия по средневековым храмам мы не стали заходить в церкви Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре. Заинтересованный турист, располагающий временем, может посетить эти храмы, чтобы полюбоваться их убранством в стиле барокко. Обе базилики были отделаны уже после смерти Бернини, и мы с вами приближаемся к концу эпохи барокко.

Фасад церкви Сан-Джованни ин Латерано был переделан в 1735 году Алессандро Галилеи и считается лучшим творением этого мастера. Поверх ряда огромных коринфских полуколонн и пилястров располагается лоджия с крытой галереей, с которой папа благословляет жителей Рима в день Вознесения. Огромные статуи на вершине балюстрады имеют высоту 6 метров и больше, они изображают Христа, святого Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, а также Отцов Церкви.

Большие бронзовые двери в центральном портале – уникальное творение искусства, и мы должны рассказать о них, хотя они не имеют никакого отношения к тому периоду, когда создавался интерьер. Эти двери были созданы во времена Древнего Рима и вели в дом сената на Форуме. Для того чтобы они подошли к порталу базилики, их слегка увеличили.

В целом храм по своему строению представляет собой базилику, но украшения выполнены в стиле барокко. Их создал наш приятель Борромини, который, когда было нужно, прекрасно справлялся и с простой прямоугольной формой. За пилястрами главного нефа находятся двенадцать больших рак с колоннами из зеленого крапчатого серпентина (разновидность мрамора), а фронтоны украшены изображением голубок, которые являются символом семьи Памфили. Колоссальные статуи апостолов были помещены в раки позже. Поверх них тянутся барельефы, на которых изображены сцены из Ветхого (слева) и Нового (справа) Заветов. Эти барельефы были спроектированы и частично выполнены Альгарди в 1650 году. Почти все надгробные памятники, возведенные ранее этой даты, Борромини переделал или украсил заново.

Элегантная часовня Корсини в левом приделе – также работы Галилеи, который украсил и фасад. Стиль этой галереи предвосхитил приход классицизма, который последовал за эпохой рококо. Под высоким гранитным шатром в готическом стиле, расположенным над главным престолом, находится серебряный ковчежец, в котором, как говорят, покоятся головы апостолов Петра и Павла. Читатель, наверное, помнит наш рассказ о том, как эти реликвии усложнили определение места захоронения этих апостолов, приведенный нами в главе 4.

Основное убранство фасада церкви Санта-Мария Маджоре было создано архитектором Фугой в XVIII веке. По лестнице в левой части портика можно подняться в лоджию, где от средневековой базилики сохранилась мозаика XIII века. Внутри базилика имеет, как мы уже говорили, три нефа, сохранившиеся с древних времен. Потолок с эмблемой папы Александра VI из рода Борджиа приписывают Джулиано да Сангалло. История гласит, что он был выложен пластинами из первых слитков золота, привезенных из Нового Света.

Балдахин над главным престолом – также творение Фуги. Он состоит из четырех порфировых колонн, обернутых бронзовыми листьями. В порфировой урне хранятся мощи апостола Матфея и других мучеников.

Несколько часовен в церкви Санта-Мария Маджоре представляют собой прекрасные образцы стиля барокко. В баптистерии (первая от входа дверь, ведущая в правый неф) мы видим барельеф «Успение Богородицы» работы Пьетро Бернини, отца Бернини. Но самыми знаменитыми являются две часовни, которые расположены друг напротив друга в правом и левом нефах перед алтарем. Сикстинская часовня, или часовня Святых Даров, расположенная справа, получила свое название по имени папы Сикста V, который поручил в 1585 году Доменико Фонтана начать ее сооружение. Соответствующая Павликанская часовня, или часовня Боргезе, слева, была выполнена в таком же стиле, что и более ранняя капелла Сикста. Ее построили в 1611 году по приказу Павла V. Здесь мы увидим фрески Гвидо Рени (1613 год), на которых изображены святые Франциск и Доминик, а также герои древних мифов. Рени и Ланфранко создали фрески и в правом крыле часовни.

Любителям стиля барокко мы советуем посетить церковь Санта-Мария Маджоре еще и потому, что в ней похоронен Бернини. Его могила так скромна, что мы с трудом ее нашли. Она отмечена простой плитой в полу справа от главного престола, на которой написано одно слово – «Бернини». Странно, что мрачному святому Игнатию поставили такой роскошный барочный памятник, а Бернини, который украсил Рим площадями, статуями и церквями в этом стиле, не удостоился даже фигуры ангела над своей могилой. Было бы хорошо, если бы кто-нибудь взялся за это дело.

Если вам кажется, что вы сыты по горло церквями в стиле барокко, загляните в таблицу XVI и убедитесь, сколько бы вы еще могли узнать. Простому туристу этот список может показаться слишком длинным, поэтому, если вы хотите осмотреть здания в стиле барокко, но не в таком устрашающем количестве, обратитесь к двум нашим другим спискам – фонтанов и площадей (таблицы XVIII и XIX). В них включены памятники различных эпох. Одно из преимуществ осмотра фонтанов заключается в том, что многие из них расположены на прекрасных площадях, где имеются кафе, в которых во время экскурсий можно посидеть, выпить и перекусить.

Для тех, кого интересует все необычное, мы советуем осмотреть обелиски. Конечно, они были созданы не в эпоху барокко, большинство появились еще за 2500 лет до того, как отец Бернини познакомился с его матерью, и к тому же совсем не в Италии. Однако любовь римлян к обелискам, возникшая в эпоху императоров, не угасла и в XX веке, а поскольку большинство из них было установлено на свои нынешние места в эпоху барокко, то рассказать о них уместнее всего в этой главе. Обелиск относится к самой элементарной архитектурной форме, однако он прекрасно сочетается с изогнутыми, динамичными формами стиля барокко – может быть, потому, что мы привыкли видеть их именно в барочном окружении.

Обелиск появился в Египте. Высокая, четырехгранная, квадратная колонна использовалась в Древнем Египте для того, чтобы увековечить то или иное событие. Покрытые иероглифическими надписями, в которых рассказывалось, кому или чему посвящены эти колонны, парные обелиски стояли у входа в храмы. Когда Египет стал римской провинцией, императоры принялись вывозить их в Италию. Сейчас в Риме больше обелисков, чем в самом Каире. Римляне были не единственными людьми, которые воровали у египтян их обелиски, хотя и делали это гораздо настойчивей, чем другие, но сам факт, что им удавалось их вывезти, свидетельствует о том, что они были гениальными инженерами. Ведь даже в наше время перемещение огромного, легко раскалывающегося обелиска представляет собой очень сложную задачу.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!