Церкви, посещавшиеся паломниками 15 страница



Несмотря на светлые надежды нового королевства, первые годы XX века были для Рима столь же неблагоприятными, как и первые годы XIX века. Неудачи и поражения во время Первой мировой войны привели к тому, что на мирной конференции Италия оказалась в крайне невыгодном положении. Страна имела огромный долг, страдала от инфляции и всеобщего недовольства, а правительство было непопулярно, и престиж его был невысок. В сложные послевоенные годы выросли ряды фашистов и коммунистов. 28 октября 1922 года Муссолини организовал марш на Рим – впрочем, он был идейным руководителем этого марша, поскольку сам пребывал в комнате миланского отеля и ждал, чем завершится это выступление – победой или поражением. Через несколько дней он присоединился в Риме к узкому кругу своих последователей, получив официальное приглашение от короля.

Эпоха фашистского господства в Италии, как и период нацистского владычества в Германии, не вызывает у итальянцев ни ностальгии, ни желания возвратить те годы. И это вполне понятно. Сначала все шло хорошо. Поезда ходили по расписанию (если верить тому, что говорят), был очищен от мусора Неаполитанский залив, а в Риме вытащили на свет славное прошлое императорской эпохи и выставили на всеобщее обозрение и восхищение. Славное будущее Италии, как мировой империи, началось с захвата одного из самых древних и самых стабильных государств Африки. Муссолини удалось также сделать то, что оказалось не под силу его предшественникам – он убедил папу официально согласиться с существованием итальянского государства через каких-нибудь шестьдесят лет после его создания.

В 30-х годах популярность Муссолини неуклонно росла, пока он не превратился, вероятно, в самого любимого правителя Италии в современной истории. Его противники были отправлены кто в ссылку, кто в тюрьму, а иных – за исключением нескольких человек – заставили замолчать, а дуче тем временем разглагольствовал с балкона над центральным входом в Палаццо Венеция в самом центре Рима.

Однако, когда во Второй мировой войне наступил перелом и Сицилия оказалась в руках союзников, народная поддержка Муссолини начала уменьшаться. Незадолго до того, как трусливый Виктор Эммануил III, чье неумелое управление привело к гибели итальянской монархии, отстранил дуче от власти, Муссолини был смещен своим же собственным Большим советом. Тем не менее, после того как элитное нацистское соединение с риском для жизни спасло его из места заточения в горах центральной Италии, Гитлер заставил Муссолини создать в северной Италии марионеточное правительство. Но римские бюрократы придумали весьма веские причины, чтобы не покидать Рим. Они не хотели помогать дуче управлять его новой «Республикой Сало» и оказались весьма дальновидными. Диктатор был казнен, а его обезображенное тело было выставлено на потеху миланской толпы, которая всего лишь несколько лет назад приветствовала Муссолини бурным ликованием.

В Риме сохранился памятник с именем Муссолини – это обелиск, расположенный у входа в его Итальянский форум (Форо Италико), который, по замыслу создателя, должен был превзойти своим великолепием даже древний Римский форум.

Со времени освобождения Рима американской 5-й армией, которое произошло 4 июня 1944 года, город прошел несколько этапов развития. В конце войны Рим переживал мрачный, темный период всеобщей нищеты, который прекрасно изображен в послевоенном итальянском фильме «Похититель велосипедов». В 50-х годах он переживал мучительно медленный этап возрождения, а в середине 60-х наступил период относительного процветания.

 

Эпоха, продолжавшаяся от падения папского Рима до возникновения фашистской Италии, оставила в городе несколько удачных памятников. Одним из лучших является Фонтан Наяд и площадь, на которой он установлен. Называвшаяся ранее площадь дель Эседра, эта площадь получила название площадь делла Репубблика (площадь Республики). Римский архитектор Гаэтано Кох (1896–1902) спроектировал ее таким образом, чтобы она повторила очертания огромной экседры бань Диоклетиана. Площадь образует нечто вроде прихожей перед современной ей Виа Национале, одной из новых римских центральных улиц.

Фонтан Наяд украшен четырьмя крупными бронзовыми группами женских фигур, играющих с морскими чудовищами в таких позах, которые вам не захочется показывать детям. В центре высится еще одна бронзовая группа, символизирующая победу человека над грубыми силами природы. Струя, бьющая из центра, – самая высокая из всех фонтанов Рима. Ночью, когда площадь и фонтан подсвечены, они своей красотой превосходят все другие ансамбли Рима.

Другими выдающимися сооружениями той эпохи являются дворец Правосудия, расположенный на берегу Тибра недалеко от замка Сан-Анджело, и «свадебный пирог», как римляне называют памятник Виктору Эммануилу II на площади Венеции. Рядом с дворцом Правосудия стоит небольшая церковь Сан-Куоре дель Суффраджио, выделяющаяся из своего окружения, словно шкатулка из резной слоновой кости. Она выполнена в неоготическом стиле. Ее строительство началось в 1894 году и завершилось в 1917-м, и, рискуя навлечь на себя обвинения в дурном вкусе, мы хотим признаться, что внешнее убранство этой церкви нравится нам гораздо больше, чем убранство единственного в Риме настоящего готического храма – Санта-Мария сопра Минерва.

В эпоху фашистского режима в Вечном городе появилось несколько грандиозных сооружений. Муссолини велел проложить Виа деи Фори Империали, которая должна была подчеркнуть великолепие древнего императорского Рима, и соорудить претенциозный Форо Италико (Итальянский форум) с его мускулистыми статуями – чтобы подчеркнуть величие фашистского Рима. Другим крупным проектом фашистов стало сооружение Университетского городка – обширного академического комплекса неподалеку от древних казарм преторианской гвардии. Одним из архитекторов, принимавших участие в разработке проекта этого городка, был знаменитый миланский зодчий Джованни Понти, спроектировавший также здание Математического института.

Но самым впечатляющим архитектурным комплексом времен Муссолини был пригород, названный EUR. Всемирная ярмарка 1942 года должна была состояться в Риме, и в 1938 году Муссолини начал сооружение монументального выставочного комплекса, который должен был продемонстрировать достижения фашизма. Этот комплекс назывался Esposizione Universale di Roma (Всеобщая выставка в Риме), от которой современный пригород и получил свое название – EUR. Строительство метрополитаны, или римского метро, началось специально для того, чтобы люди могли из центра столицы добраться до выставки.

Когда началась война, строительство EUR было прекращено, а уже сооруженные здания сильно пострадали от немецких и союзнических бомб и снарядов во время битвы за освобождение Рима. EUR стоял в развалинах до начала 50-х годов, когда работы возобновились, и теперь этот пригород относится к числу самых фешенебельных. Он изобилует фонтанами, зданиями в неоклассическом стиле и портовыми бассейнами с причалами для лодок. Здесь вы найдете псевдоегипетский обелиск (посвященный Маркони), не говоря уж о баре и ресторане в стиле Дикого Запада и ультрасовременном супермаркете. Здесь расположено несколько превосходных музеев, которые размещаются в красивых новых зданиях. В Национальном музее народного искусства и традиций среди всего прочего можно увидеть костюмы, музыкальные инструменты, мебель и раскрашенные сицилийские повозки, а Музей римской цивилизации посвящен археологии и антропологии римского региона.

В EUR находится гигантский Дворец спорта, созданный по проекту выдающегося современного архитектора Пьера Луиджи Нерви, который родился в долине Валтеллина в северной Италии. Огромная полукруглая крыша дворца покрывает здание диаметром более 90 метров. Творческое использование внутренних подпорок, на которые опирается эта структура из стекла и бетона, является одной из самых удачных находок Нерви, а само сооружение относится к числу самых интересных архитектурных проектов послевоенного времени. Геометрический рисунок, который образуют внутренние ребра полусферы, не только функционален, но и красив.

Богатое творческое воображение Нерви помогло ему создать еще два прекрасных спортивных сооружения в Риме – стадион Фламинио и расположенный неподалеку от него Палаццетто делло Спорт (Спортивный дворец) в квартале Фламиния, у подножия холма Париоли. Оба они были сооружены в 1960 году для Римской олимпиады.

Еще одним выдающимся образцом послевоенной гражданской архитектуры является здание Центрального вокзала Рима. В этом сооружении удачно сочетаются строительные возможности стекла и бетона с прекрасной римской традицией сохранения реликвий прошлого. Под вокзалом и прилегающими к нему участками лежат остатки древних сооружений.

Рим окружают жилые районы, начиная от «Золотых гетто» Париоли, Винья Клары и Монте Марио и кончая спроектированными с большим вкусом новыми рабочими районами. На их примере хорошо видно, что в послевоенные годы в Вечном городе произошли более крупные перемены, чем за всю его долгую историю. Новые пригороды нужны были как хлеб, поскольку с конца XX века население города выросло с 900 тысяч до более чем трех миллионов человек.

Невыразительные, скучные в художественном и архитектурном отношении здания XIX века продолжали сооружаться до второй четверти века XX. Но с тех пор итальянские художники вырабатывают новый стиль, который, судя по некоторым образцам, обещает быть очень интересным. Однако все равно создаются сооружения в традиционном стиле – это церковь Сан-Роберто Беллармино на площади Унгерия архитектора Клементе Бузири и его менее удачная церковь Сан-Ипполито на Виале делле Провинчи. Облик этих церквей, отличающийся простотой и отсутствием каких-либо украшений, производит огромное впечатление, несмотря на его суровость. То же самое можно сказать и о церкви Сан-Джованни Баттиста де Росси по проекту Туллио Росси, расположенной на Виа Чезаре Баронио. Несмотря на свои уступки современности и использование бетона как более гибкого строительного материала, оба этих храмовых архитектора воплощают в своих работах подспудное традиционное течение в римской архитектуре.

Что касается нас, то наиболее красивой сравнительно недавно построенной церковью мы считаем часовню колледжа братьев Марист в EUR, созданную Энрико Ленти. Это пример особенно грациозного и гармоничного использования бетона, который прекрасно подходит даже для маленькой часовни. Уникальный купол этого храма можно было создать только с помощью современных строительных материалов. А колокольня часовни при колледже сестер-францисканок на Виа Кассия, отделанная Пассареллисом, является великолепным современным образцом наиболее привлекательных и характерных для Рима церковных сооружений.

Что касается современного церковного убранства, то нам нравятся лишь несколько образцов среди целого моря коммерциализированных и индустриализированных интерьеров. Самыми впечатляющими являются параболические аркады и облицованные керамической плиткой балдахины в церкви, посвященной канадским мученикам (на Виа Джованни Баттиста де Росси). Церковь строили Бруно Аполлони-Гетти, Альфредо Бьянчини и другие.

В невыразительной с виду церкви Святого Григория VII, стоящей на одноименной улице, мы нашли не менее интригующее убранство алтаря, чья геометрическая строгость смягчается чередой панелей с символическими портретами, которая напоминает картинную галерею. В центре находится примитивное бронзовое распятие, окруженное кольцом ангелов и облаков, а внизу расположены Мадонна и святой Франциск работы Перикла Фаццини. Портреты выполнил Луиджи Монтанарини, а проект апсиды создали Марио Паникони и Джулио Педикони.

В современном Риме сохранилось и процветает искусство мозаики. Американская церковь Святого Павла украшена мозаичной копией картины сэра Эдварда Берн-Джонса. Эта картина представляет собой пример дурного вкуса XIX века, но мозаика выполнена очень искусно. Древнее искусство нашло свое воплощение в новом, великолепно подходящем для украшения храмов стиле мозаик Джона Хайнала в церкви Сан-Леоне Маньо в Пренестине. Хайнал использовал древний сюжет – разговор Аттилы со святым папой Львом Великим, – но его стиль является одновременно удивительно современным и напоминающим некоторые византийские мозаики.

В тех же самых церквях мы увидим несколько великолепных образцов современной итальянской скульптуры. «Скорбящая Богородица» Венанцо Крочетти напоминает нам, в моделировании складок ее одежд, поздних готических святых и Богородиц, но это исключительно утонченная работа со своим собственным стилем. «Остановки Христа на крестном пути» работы Конччиаса и других заставляют нас вспомнить о примитивном неоготическом стиле, который грубоват, но полон драматизма.

Четыре другие замечательные группы, изображающие «Остановки на крестном пути», – на этот раз выполненные из бронзы – были созданы Джакомо Манцу, автором одной из современных дверей в соборе Святого Петра, для церкви Святого Евгения на Виа делле Белле Арти, неподалеку от Этрусского музея на вилле Джермия. Фасад этой церкви является точной копией фасадов раннего барокко конца XVI века, напоминая нам о католической реформации Тридентской эпохи. Папа Пий XII лично освятил главный престол храма, названного в честь святого, имя которого носил понтифик.

Одним из учебных заведений, помогающим сохранить римские традиции искусства и ремесла, является мозаичная школа в Ватикане, или Студио дель Мозаико, где студенты получают профессию мозаичиста. Если вам повезло и у вас есть друг-священник, который может провести вас на территорию Ватикана, вы можете посетить эту интересную студию.

Мы хотим закончить наш рассказ о гражданском и церковном искусстве и архитектуре Рима на оптимистической ноте. После Второй мировой войны, и в особенности с середины XX века, в Вечном городе появился целый ряд высокоодаренных архитекторов и художников. Впервые со времен высокого барокко Рим вступает в новую творческую эпоху. В эту эпоху вновь расцветут таланты, которыми традиционно славятся итальянцы, что приведет к новому расцвету культуры.

 

Приложение

 

Таблица I


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!