Археологические термины, часто используемые этрускологами



 

Акротерия – группы скульптур, установленные на трех углах фронтона храма (ед. число акротерион)

Антефикс – скульптурный орнамент, идущий вдоль карниза храма

Буккеро – темная этрусская керамика

Булла – полая подвеска, в которой носили амулет

Дромос – наклонный коридор могильного кургана

Канопик – ваза с человеческим лицом или головой

Коттабос – игра, в которую играли на пирах, а также бронзовая подставка, использовавшаяся для этой игры

Литуус – изогнутый посох прорицателя

Палафитте – жилище на сваях

Патера – блюдце для возлияний

Ситула – сосуд в форме ведра

Спекки – зеркала

Стефане – украшение для волос

Триклиниум – зал для пиров или обедов

Фибула – брошь

Харуспекс – прорицатель

Чиппус – могильный камень

Чиста – цилиндрическая коробочка с куполообразной крышкой, в которой хранили туалетные принадлежности

 

Таблица II

Катакомбы

 

*Коммодилла – Виа делле Сетте Кьезэ, 42

*Претестато – Виа Аппия Пиньятелли, 1

†Присцилла – Виа Салария, 430

Св. Аньезе – Виа Номентана, 349

†Св. Каллисто – Виа Аппия Антика

Св. Чириача – Церковь Св. Лоренцо фуори ле Мура

†Св. Домицилла – Виа делле Сетте Кьезэ, 282

†Святых Марцеллино и Пьетро – Виа Казилина, 643

Св. Панкрацио (Отта вилла) – Виа Св. Панкрацио

†Св. Себастьян – Виа Аппия Антика

*Св. Валентин – Виале Пилсудски, между площадью Манила и Виа ди Св. Валентино

 

* Требуется специальное разрешение. Подавайте заявление в Pontificia Commissione di Archeologia Sacra (Папскую комиссию по церковной археологии), Виа Наполеона III, 1.

† Представляет особый интерес.

 

Таблица III

Характеристика избранных ересей и еретических сект ранней христианской церкви

 

Адоптизм – сторонники этого учения утверждали, что человек Иисус превратился в Сына Божьего во время крещения, когда в него вошел святой дух.

Арианство – отвергало божественную природу Христа, который был создан и потому не равен Отцу и не обладает вечной жизнью. Троица состоит из трех отдельных существ, из которых Бог Отец является верховным.

Гностицизм – мистическая теологическая система, построенная на аллегорическом толковании Библии и христианской истории. Первоначально языческая система, оказавшая влияние на раннее христианство (см. церинфузизм). Освобождение приходит через познание, или гносис; овладение знанием спасает посвященных от оков материального мира.

Донатисты – последователи Доната, жившего в IV веке, который выступал против принятия в общину отступников – тех, кто отказался от христианства под угрозой гибели, но, раскаявшись в этом, захотел снова вернуться в ряды христиан (или когда гонения прекратились).

Доцетизм – утверждал, что Христос был не человеческим существом, а простым призраком (см. монофизитство).

Иконоборчество – политика правителей Византии в VIII веке, направленная против использования изображений Бога во время службы; была осуждена Вторым Никейским собором (787 год), который установил католическое учение, основанное на поклонении изображениям Бога и святых.

Манихейство – доктрина, созданная персом Манесом, жившим в III веке, которая утверждает, что в мире действуют два равных, но противоположных друг другу принципа добра и зла (зороастрийский дуализм) и спастись можно только с помощью Христа.

Движение марционитов – Марцион, живший во II веке, отрицал, что Бог Ветхого Завета, Создатель, был тем же самым любящим божеством, который принял облик Иисуса, чтобы спасти человечество. Иисус не был рожден женщиной и не обладал телесной оболочкой, поскольку тело – обитель греха. Единственной священной книгой является «Истинное Евангелие», составленное Марционом на основе записей Павла.

Мелетианство – доктрина, которую в конце IV века поддерживали епископы Антиохии, гласила, что Логос, воплощенный в Иисусе, столь же вечен, что и Бог Отец, и что Сын имел ту же сущность, что и Отец. Не следует путать с расколом начала IV века по поводу права епископа Мелетия из Ликополиса выполнять свои епископские обязанности в Александрии.

Монархианство – доктрина II и III веков, отрицавшая Троицу и утверждавшая, что Божественное едино; Бог Сам воплотился в человеке по имени Иисус. Ответвлениями этой ереси были модалистическое монархианство, патрипассианство и динамическое монархианство.

Монофелитство – разновидность монофизитства, которая, признавая разделение человеческого и божественного начал в Христе, утверждает, что они соединились в единой воле.

Монофизитство – эта доктрина гласит, что человеческое и божественное начало в Иисусе Христе составляет единое целое: оно либо тесно слилось, либо составило единое сочетание.

Несторианство – названа в честь константинопольского патриарха Нестора, который утверждал, что Христос был не единым божественно-человеческим существом, но двумя существами, объединенными в гармонии действия, но не в своей индивидуальности: Бог Сын и человек по имени Иисус, рожденный Марией, которую поэтому нельзя считать Богоматерью.

Новотианство – создана Новатием в середине III века, который был категорически против принятия в ряды христиан отступников (см. Донатисты).

Пелагианство – по имени британского монаха Пелагия, который отрицал, что грех Адама (первородный грех) присущ всем людям, отсюда следует, что человек имеет полную свободу воли и не нуждается в милости Бога для своего спасения.

Сабеллианство – по имени римского христианского священника, жившего в III веке, который утверждал, что Отец, Логос и Святой Дух – это всего лишь три проявления единого, верховного Бога (см. монархианство, его разновидность модалистическое монархианство).

Церинфузизм – эта доктрина была создана гностиком Церинфузом из Александрии. Он учил, что Иисус был человеком, сыном Иосифа и Марии, в которого во время крещения вселился Святой Дух, покинувший его перед смертью на кресте.

 

Таблица IV


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!