Церкви, посещавшиеся паломниками 10 страница



Лучше всего приближаться к собору Святого Петра пешком, по Виа делла Кончилиационе, со стороны реки. Сама эта улица была проложена в Новое время, и, по нашему мнению, очень удачно. Здания, стоящие по обе стороны широкого проспекта, обрамляют, но нигде не загораживают гигантский, трехмерный задник в конце улицы – фасад собора с его величественным куполом.

Летним утром, когда небо имеет тот чистый голубой цвет, которым славятся картины Фра Анджелико, а одинокое белое облако уравновешивает парящий в небесах свод, глазам пешехода открывается незабываемое зрелище. Если приближаться к храму медленным шагом, двигаясь по проспекту, в середине которого проложен тротуар, то впечатление еще больше усиливается. Вам кажется, что собор движется вам навстречу; купол незаметно отступает назад и чуть вниз; фасад постепенно заполняет все пространство; а когда вы доходите до конца улицы, то перед вами открывается огромная круглая площадь Святого Петра, созданная Бернини.

Площадь представляет собой огромный эллипс шириной 237 метров. На противоположном от нас конце располагается фасад собора, над которым возвышается купол, созданный Микеланджело. Площадь обрамляет огромные полукруглые колоннады – по одной с каждой стороны. Поверх этих колоннад, состоящих из 284 колонн и 88 пилястров, стоят 140 гигантских статуй святых. Колонны расположены в четыре ряда, с тремя проходами между ними, причем центральный проход шире боковых. Двигаясь внутри колоннады, чувствуешь, как по обе стороны над тобой нависают огромные каменные столбы. Тем не менее сами колоннады относительно узкие, и благодаря их закругляющейся форме вы все время видите перед собой площадь и у вас не возникает ощущения, что колонны давят на вас.

В центре площади расположен обелиск высотой около 25,5 метра, опирающийся на спины четырех бронзовых львов, стоящих по углам высокого пьедестала. Это знаменитая агулья («игла») Средневековья; римляне верили, что в ее основании заключена урна с прахом великого Цезаря. Но это, конечно, легенда; мы знаем, что обелиски от основания до вершины высекались из целого куска камня. Этот языческий памятник теперь увенчан крестом; внутри него находится кусочек Креста, на котором был распят Христос. Высота обелиска вместе с крестом, от пьедестала до вершины, составляет 40,5 метра, и он четко выделяется на фоне неба.

Плиты, которыми вымощена площадь вокруг обелиска, тоже весьма интересны и свидетельствуют о том, с какой выдумкой она была спроектирована. Мало кто из туристов знает, что если отойти от «иглы» в сторону любого из фонтанов, то можно увидеть необычный круглый камень, вмонтированный в поверхность площади. (Только не спутайте эти круглые камни с белыми овальными, которые являются частью астрономических квадрантов компаса, которые тоже вмонтированы в мостовую.) Если встать на один из круглых камней и посмотреть на колоннады, то вам покажется, что они состоят из одного ряда колонн.

Расположенные по обе стороны площади фонтаны являются очень важными элементами убранства, без которых впечатление было бы гораздо беднее. Их струи, состоящие из миллионов крошечных алмазных брызг, придают монументальной торжественности места оттенок свежести и живости. А в ветреный день эти струи становятся похожими на водяные Пизанские башни. Фонтан в левой части площади был сооружен Бернини в 1677 году в пару более раннему, созданному Мадерно. Вода в обоих фонтанах поднимается на высоту более 12 метров, а их огромные бассейны облицованы восточным гранитом.

Единственной помехой, нарушающей этот изумительный по красоте ансамбль, являются скопища туристических автобусов, которые заполняют все пространство, отведенное для их парковки. Разумеется, они вносят красочную струю в убранство площади – мы видим здесь ярко-алые, зеленые, синие и кремовые тона, но эти живые краски как раз и не нужны площади Святого Петра.

Мы пересекаем площадь или проходим под колоннадой и оказываемся у ступеней, которые ведут в собор. В отличие от площади, которая создавалась в едином стиле, и потому все ее элементы образуют строгий ансамбль, сам собор в его современном виде имеет долгую и сложную историю. Его сооружение началось весной 1506 года, хотя первая неудачная попытка создания новой базилики на месте Константиновой была предпринята на пятьдесят лет раньше. Первоначальный проект, по которому собор должен был иметь форму греческого креста, составил Браманте. Он «загорелся идеей построить на месте базилики Константина новый Пантеон». Но в 1513 году умер покровитель Браманте папа Юлий II, а через год не стало и самого архитектора. Его преемники представляли себе собор совсем иным.

Несколько лет строительством храма занимался Рафаэль; в списке архитекторов, принимавших участие в возведении собора Святого Петра, мы найдем имена почти всех великих художников эпохи Возрождения и барокко. После Рафаэля строительство собора было поручено Сангалло, который решил удлинить неф, чтобы придать церкви форму латинского креста. Но в 1516 году Сангалло умер, а его преемник снова вернулся к идее греческого креста. После него колесо совершило еще один оборот – от греческого креста к латинскому и снова к греческому, пока в 1546 году сооружением храма не занялся Микеланджело. Микеланджело вернулся к идее греческого креста Браманте, но его вдохновлял не Пантеон, а великолепный купол собора Дуомо во Флоренции, родном городе Микеланджело, созданный Брунеллески.

По замыслу Микеланджело, базилика, увенчанная куполом Брунеллески, должна была стоять в самом центре огромной площади. Закончив роспись Сикстинской капеллы, Микеланджело провел большую часть последних лет своей жизни, занимаясь проектированием и сооружением купола, который был завершен его преемниками делла Порта и Фонтана. Этот купол мы и видим сейчас – это самый выдающийся в Риме памятник флорентийскому гению эпохи Возрождения. И тем не менее собор Святого Петра – преимущественно памятник эпохи барокко.

В конце концов, после целой дюжины изменений, внесенных в проект, победил латинский крест. Окончательное решение принял папа Павел V (правивший с 1605 по 1621 год). Для удобства церковной службы, а также для того, чтобы новая базилика, как хотелось папе, занимала точно такую же площадь, что и старая церковь Константина, он велел придать храму форму вытянутого креста. Карло Мадерно пристроил с каждой стороны по три часовни, превратив греческий крест в латинский. Из-за этого фасад, расположенный в конце нефа, который был гораздо длиннее, чем неф, спроектированный Микеланджело, зрительно уменьшает и частично заслоняет собой купол, который располагается теперь уже не в центре храма. Чтобы увидеть купол таким, каким его задумал Микеланджело, надо смотреть на него либо с тыла, либо с дальнего конца Виа делла Кончилиационе. Только отсюда открывается тот вид, о котором мечтал великий скульптор.

Современный фасад был закончен в 1614 году, а не в 1612, как гласит надпись на мемориальной доске. Однако собор освятили только 18 ноября 1626 года. Эту дату выбрали потому, что именно в этот день ровно тысячу триста лет назад была освящена базилика Константина. Эта цифра поражает воображение – подумать только, тысяча триста лет!

Почти весь фасад, как и площадь, выполнен в стиле барокко. Его создал Мадерно в период между 1607 и 1614 годами. Главным его элементом является ряд огромных коринфских колонн и пилястров, идущих вдоль всего фасада. Поверх них располагается балюстрада, на которой на фоне неба вырисовываются огромные статуи Спасителя, Иоанна Крестителя и апостолов (отсутствует только святой Петр). По бокам в верней части располагаются часы, добавленные в начале XIX века. И над всем этим высится гигантский купол Микеланджело, самое крупное и самое величественное сооружение из камня в мире. Микеланджело руководил работами по сооружению нижней части этого купола до самого барабана, который к моменту его смерти (1564 год) был уже почти полностью завершен. К 1590 году был построен купольный фонарь. По бокам от купола Микеланджело высятся два свода поменьше – над часовнями Григория и Клемента. Они были созданы Виньолой, помощником Микеланджело, который возглавил работы после смерти скульптора.

Собор Святого Петра огромен. Вместе с колоннадами и внешними стенами базилика протягивается в длину на 195 метров. (Длина собора Святого Павла в Лондоне – 135 метров, а собора Святой Софии – 100,5 метра.) Высота базилики с куполом более 120 метров, что выше Пантеона на 81 метр (его высота – 39 метров) и Дуомо в Милане на 21 метр (его высота – 99 метров). Размеры Святого Петра сопоставимы лишь с пирамидой Хеопса (144 метра в высоту).

Эти фантастические размеры очень трудно себе представить, видимо, поэтому все путеводители приводят эти цифры, в надежде на то, что сухая статистика поможет туристу осознать разумом то, что отказываются охватить органы чувств. Конечно, встречаются такие люди, которые способны воспринять размеры сооружения с помощью цифр, но для других они не имеют никакого смысла и воспринимаются как абстрактные величины. Мы же на своем опыте познали, что лучше всего гигантские размеры храма воспринимаются не разумом, а чувствами, когда вы приближаетесь к нему по Виа делла Кончилиационе, как мы описали выше. Дорога эта долгая, но она поможет вам в полной мере оценить величие Святого Петра.

Вход в базилику (в литургическом, а не архитектурном смысле) располагается под портиком, спроектированным Карло Мадерно. На крайнем правом краю портика располагается знаменитая Скала Реджия, лестница, ведущая в Ватикан и созданная по проекту Бернини, который также изваял и конную статую Константина на лестничной площадке. (Если дверь портика закрыта, то до лестницы можно добраться по правой колоннаде.)

Двери базилики заслуживают отдельного разговора. Их пять, столько же, сколько и входов под портиком. Самая последняя справа – Святая дверь, которую открывает и закрывает только папа по случаю юбилейного или святого года. Три других двери были созданы современными художниками: А. Бьяджини, Г. Манцу, В. Крочетти, Ф. Наньи и А. Монтелеоне. Они получили этот заказ, выиграв в 1947 году конкурс. Эти двери очень сильно отличаются от центральных дверей, которые сохранились от старой базилики и были созданы между 1433 и 1435 годами, то есть в то время, когда Возрождение в Риме только начиналось. Они украшены барельефами работы Филарете. На верхних панелях изображены Богородица и Спаситель, сидящие на своих тронах; на нижних мы видим сцены из жизни святых Петра и Павла. По бокам располагаются персонажи греческих и римских мифов, «Метаморфоз» Овидия и басен Эзопа.

Барельеф над дверью, который изображает Иисуса, вручающего святому Петру стадо, был создан Бернини и одним из его учеников. Если мы теперь обернемся и посмотрим на расположенную напротив дверь портика, то увидим более известную работу, мозаику «Навичелла» с изображением лодки святого Петра (она символизирует собой церковь), созданную Джотто.

Внутренние размеры храма столь же трудно себе представить, как и его внешний объем. Быть может, вам помогут в этом следующие цифры: балдахин Бернини, расположенный в дальнем конце нефа, равен по высоте дворцу Фарнезе, то есть превышает 27 метров. Мы вынуждены согласиться с теми, кто утверждает, что интерьер Святого Петра при первом знакомстве с ним вызывает разочарование – он не создает впечатления единства и продуманности всех деталей, которое возникает в других больших базиликах. Тем не менее убранство собора поражает. Эта базилика является не только хранилищем художественных сокровищ Рима, но и сводом римской художественной истории, который включает в себя гораздо более древние элементы, чем стены нынешнего здания. Если вспомнить о раскопках под церковью и алтарем, то видимые и доступные для осмотра части собора появились по крайней мере во II веке до н.э. В храме так много объектов осмотра, что, хотя он является самой популярной у туристов достопримечательностью Рима, многие из них не видят самого интересного.

В целом интерьер выполнен в стиле барокко. Через огромные арки, которые опираются на высокие парные коринфские пилястры, можно пройти в боковые приделы и часовни. Первые три аркады по обе стороны, расположенные ближе всего от входа, представляют собой пристройки. Их пристроил Мадерно к зданию в форме греческого креста, которое было сооружено Микеланджело. Первоначально собор включал в себя только две последние аркады нефа.

У последнего пилястра справа сидит святой Петр – это хорошо известная статуя. Застывшая, полная достоинства бронзовая фигура святого сохранилась от старой базилики. Долгое время думали, что она была изваяна по приказу Константина, теперь же, однако, считают, что ее создал Арнольфо ди Камбио (1240–1302) семьсот лет спустя. Паломники почитали своим долгом приложиться к ней, и кусок его правой бронзовой ноги полностью стерся от их поцелуев. Другая старая легенда увековечена в медальоне Пия IX, который располагается над статуей святого Петра. Этот папа, правивший в XIX веке, был первым понтификом, который правил церковью в течение двадцати пяти лет – ровно столько же, сколько и святой Петр.

На полу нефа специальными отметками обозначена длина крупнейших соборов мира (в римских ладонях), считая от апсиды, – и это тоже помогает оценить размеры храма. Иными словами, эти отметки показывают, на каком расстоянии от апсиды располагались бы фасады этих соборов, если бы мы совместили их задние стены со стеной Святого Петра. Для общего представления эти отметки весьма полезны, хотя длина не всех церквей указана правильно.

Рядом с центральным престолом мы видим в полу большой порфировый диск. Он отмечает то место, где в рождественскую ночь 800 года Карл Великий простерся перед папой Львом III, который возложил ему на голову императорскую корону. Конечно, мы знаем, что это знаменитое событие произошло в старой базилике, а порфировый диск отмечает соответствующее место в новом храме.

Пройдя через весь неф, мы оказываемся под куполом. Купол был создан Микеланджело, но пространство под ним украсил Бернини – здесь находятся его лучшие работы. В основании пилястров, поддерживающих гигантский свод, сделаны четыре большие ниши, в которых установлены статуи. Бернини изваял статую святого Лонгина с копьем в руках, которое вонзилось в бок Иисуса. В трех других нишах стоят фигуры императрицы святой Елены, матери Константина, с гвоздями и крестом, которые она, как гласит легенда, отыскала в Иерусалиме, святой Вероники с ее священным покровом и святого Андрея с характерным косым крестом в руках. Эти статуи подсказывают нам, что находится над ними, на четырех красиво украшенных балконах работы Бернини. Здесь хранятся самые дорогие реликвии базилики: святое копье, святой покров, большой кусок креста и до 1965 года хранилась голова святого Андрея. Эту реликвию возвратили греческой православной церкви, покровителем которой он является. Этот акт стал частью эвкуменических (вселенских) мероприятий, которые проводились последним Ватиканским советом.

Рис. 32. План собора Святого Петра изнутри: 1 – портик; 2 – вход на Скала Реджия; 3 – статуя Константина; 4 – мозаика «Навичелла»; 5 – двери Филарете; 6 – статуя святого Петра; 7 – статуя святого Лонгина; 8 – статуя святой Елены; 9 – статуя святой Вероники; 10 – статуя святого Андрея; 11 – папский алтарь; 12 – трон епископа; 13 – памятник Павлу III; 14 – памятник Урбану VIII; 15 – часовня, в которой стоит «Пьета» Микеланджело; 16 – часовня Святых Даров; 17 – часовня Григория; 18 – памятник Клементу XIII; 19 – часовня Святого Михаила; 20 – часовня с колонной; 21 – памятник Александру VII; 22 – часовня Клементина; 23 – памятник Льву XI; 24 – часовня с хорами; 25 – часовня представлений; 26 – памятник Иннокентию VIII; 27 – памятники Стюартам

Святое копье – одна из самых необычных реликвий христианства. Согласно легенде, римский солдат, метнувший его в Христа, позже обратился в христианство. Многие века оно считалось утерянным, но было возвращено в Рим с помощью совершенно нехристианского поступка. Продажный и ленивый папа Иннокентий VIII (правил с 1484 по 1492 год) выманил его у турецкого султана Баязида II самым обыкновенным шантажом, задержав в своем плену младшего брата султана Джема, который хотел отобрать у Баязида трон. Папа получил копье, лишив молодого соперника султана возможности вернуться в Турцию.

Место, где расположен главный престол собора – да и весь храм в целом, – украшает шедевр Бернини, бронзовый балдахин. Его изогнутые, обвивающие друг друга гигантские колонны поддерживают покров над алтарем. Создание этого сооружения началось в 1624 году, а торжественное открытие состоялось 28 июня 1633 года, накануне популярного в Риме праздника святых Петра и Павла. Заказал этот балдахин и освятил его папа Урбан VIII из семейства Барберини. Это по его приказу с портика Пантеона сняли бронзу, которая пошла на сооружение балдахина. Римляне отозвались на этот акт вандализма такими словами: «Что не сделали варвары, сделал Барберини». («Варвар» по-итальянски Barbara.)

Огромный шедевр Бернини располагается над самым священным местом базилики. Под фундаментом алтаря сохранились остатки небольшого сооружения, называемого эдикулой, и пустая могила, в которой, как полагают, был похоронен святой Петр. Современный балдахин – самый последний из целого ряда балдахинов, отмечавших это святое место, и его создание связано с чрезвычайно любопытной историей.

Когда Константин построил первую базилику Святого Петра, он соорудил и покров над главным алтарем. Покров опирался на четыре необычные изогнутые колонны, которые когда-то, вероятно, украшали какой-то восточный храм. Эта часть базилики позже подвергалась многократным переделкам. Изогнутые колонны убрали и установили в новом месте. Ими восхищались и в более поздние времена, художники косматического стиля в Средние века копировали их или изготовляли свои колонны по их образцу. Мы видели такие витые ножки у пасхальных канделябров и аналогичные колонны в средневековых апсидах римских церквей.

Подлинные колонны, украшавшие когда-то базилику Константина, стоят теперь в соборе Святого Петра, поскольку Бернини решил украсить ими часовни, расположенные вокруг купола. Но свои гигантские изогнутые колонны, на которые опирается балдахин, он создал по их образцу. Самое интересное, что, устанавливая свои колонны, он не знал, что восточные столпы тоже когда-то поддерживали балдахин в базилике Константина. Они были убраны оттуда задолго до рождения Бернини, а сам покров был заменен другим. И тем не менее монументальный покров Бернини опирается на колонны точно такого же типа, какие были в древнем сооружении Константина! Это самое необычное совпадение в истории искусства, которое мы знаем.

Позади алтаря, в дальнем конце апсиды, находится еще один шедевр Бернини, который некоторые специалисты считают самым лучшим его творением. Во всех церквях, имеющих титулярного епископа, для него устанавливают трон, и в соборе Святого Петра тоже есть трон, выполненный в стиле барокко. Здесь Бернини дал волю своему богатейшему творческому воображению, создав кресло почти полностью из золоченой бронзы. Бронзовый трон окружают большие статуи четырех Отцов Церкви: святых Амброуза и Августина, создателей католической церкви (спереди) и Афанасия и Иоанна Златоуста, создателей греческой церкви. По бокам трон охраняют два ангела, а два младенца-ангелочка склонились над спинкой, держа в руках ключи и папскую тиару. Над креслом висит сияющий позолоченный нимб, выполненный в технике стукко и населенный ангелами и купидонами среди облаков. Этот нимб, который много раз копировали, считается самым красивым из всех. Свет, льющийся из окна, украшенного символом Святого Духа, наполняет все творение Бернини небесным сиянием.

Внутри бронзового трона Бернини заключена священная реликвия – древний деревянный трон, инкрустированный слоновой костью, который, по мнению многих, является подлинным троном апостола Петра. Впрочем, педантичные специалисты утверждают, что он был создан в эпоху поздней империи, то есть через несколько веков после смерти Петра.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!