Церкви, посещавшиеся паломниками 8 страница



Фрески покрывают три стены небольшой комнаты и посвящены жизни двух святых. Верхняя часть посвящена святому Стефану, а нижняя – святому Лаврентию. Мы видим, как святой Петр посвящает Стефана в дьяконы, как он раздает милостыню вдовам и сиротам, как молится, как спорит с советом, который хотел его осудить, как его тащат из города к месту мученической смерти и саму смерть. В нижних фресках папа Сикст II посвящает святого Лаврентия в сан священника и поручает ему хранить церковную казну (а самого папу скоро арестуют за то, что он отказался передать ее гражданским властям). Далее Лаврентий изображен раздающим милостыню, арестованным, обращающим своего тюремщика в Христову веру и казнимым – его зажарили живьем. На арке над входом мы видим просвещенных святых: Иоанна Златоуста, Григория, Афанасия, Льва, Фому Аквинского, Амброуза, Иеронима и Августина.

Эту роспись Фра Анджелико создал в зрелые годы, но в ней видны те же мастерство и мощь, что и в его ранних работах в монастыре Сан-Марко во Флоренции. Они отличаются от фресок в комнатах Рафаэля – Фра Анджелико делит поверхность стены на панели, а не трактует ее как единое целое. Однако по стилю они превосходят фрески Рафаэля, и поклонники Фра Анджелико, быть может, захотят посетить его могилу, которая находится в церкви Санта-Мария сопра Минерва.

Подкрепившись здоровым ночным сном и плотным завтраком, турист будет готов к последней экскурсии по памятникам римского Возрождения. Мы увидим единственную площадь в стиле ренессанс в Вечном городе, но она – одна из самых красивых в мире, и вполне логично, что мы сделаем последнюю остановку в нашем путешествии по эпохе Возрождения, чтобы осмотреть один из шедевров Микеланджело.

Из всех семи холмов Рима древний Капитолийский холм был самым маленьким – он поднимался всего на 45 метров над уровнем моря. В античные времена его венчал величественный храм Юпитера, выходивший фасадом на Форум, центр древнего города. На вершину холма с Форума вели две дороги – Кливус Капитолинус и Кливус Арджентариус, остатки которых видны до сих пор.

В эпоху Возрождения ориентировка зданий на холме была изменена – теперь они смотрят на центр современного города, площадь Венеции (площадь Венеция). Естественно, изменились и подходы к ним; монументальный въезд, спроектированный Микеланджело, доминирует сейчас над всеми остальными. Рядом с въездом расположена лестница, которая ведет на Аракоели с ее церковью, а между ними разбит небольшой сад с памятником Кола ди Риенцо. Считается, что он был убит в 1354 году именно здесь римской толпой, которая тринадцать лет назад провозгласила его народным трибуном.

Площадь Кампидольо расположена на вершине въезда – это и есть цель нашего похода. Это – одно из тех мест, которое мы показывали своим друзьям в первую очередь, не только из-за прекрасного вида, открывавшегося на Форум с дальнего края холма, но и ради самой площади, и мы старались попасть туда ночью, когда она освещена.

Эта маленькая, но гармоничная площадь стала первой площадью современного Рима, которая была построена по предварительно составленному плану – плану Микеланджело, и ее красота в значительной степени определяется стилями дворцов, которые выходят на нее с трех сторон. Боковые дворцы, Палаццо деи Консерватори и Палаццо дель Музео Капитолино (слева) имеют одинаковые фасады, спроектированные Микеланджело как часть архитектурного ансамбля площади, хотя оба эти дворца были созданы другими архитекторами. Фасады двух палаццо украшены коринфскими пилястрами, увенчанными балюстрадой на крыше, которая украшена большими мраморными статуями. На первом этаже расположен портик с ионическими колоннами, а большие окна верхнего этажа выходят на балконы и увенчаны изогнутыми фронтонами.

Внушительный фасад Сенаторского дворца, стоящего в задней части площади, несколько отличается от того, который хотел создать Микеланджело, – строительство этого здания было завершено только в 1605 году. Фасад, имеющий два боковых крыла, разделен коринфскими пилястрами, которые тянутся от основания до самой крыши. Окна и дверь первого этажа украшены красивыми фронтонами и гербами.

В центре этого дворца лестница, сооруженная Микеланджело, прекрасно балансирует оба боковых крыла. В нише перед лестницей стоит статуя богини Минервы, облаченной в довольно неприглядное одеяние из темно-красного порфира; теперь ее называют Деа Рома. По бокам стоят колоссальные фигуры, олицетворяющие реки: слева – Нил со сфинксом и Тибр с волчицей. Первоначально статуя Тибра олицетворяла реку Тигр, Вавилон и Египет – две величайших страны Востока, согласно представлениям римлян. Когда Тигр превратился в Тибр, тигрица у его ног превратилась в римскую волчицу.

Статуи, стоящие на площади, и их размещение органично вписываются в ее ансамбль. В центре мы видим знаменитую конную статую Марка Аврелия. Ее перенесли из Латерана на Кампидольо по предложению Микеланджело; он презирал живописцев, но, увидев эту статую, сразу же понял, что ее изваял талантливый скульптор. Микеланджело спроектировал и пьедестал для статуи. В античные времена поднятая передняя нога императорского коня попирала голову побежденного варвара. Современная поза, с ногой, застывшей в воздухе, на наш взгляд, лучше первоначальной. На фигуре императора, а также на лошади, до сих пор сохранились следы украшений, с которыми связана любопытная легенда. Настанет день, когда статуя предстанет перед римлянами в своем первоначальном виде, и тогда челка его лошади затрепещет, возвещая о наступлении Судного дня! Менее романтичным, но более полезным является тот факт, что под влиянием этого памятника было создано много конных статуй в эпоху Возрождения и позже.

Другой прекрасной скульптурной группой времен императорского Рима являются две колоссальные статуи богов-близнецов Диоскуров, которые стоят рядом со своими конями по бокам главного подъема в том месте, где он вливается в площадь. Они были обнаружены в театре Помпея в середине XVI века, как раз в то время, когда Микеланджело создавал новую площадь. Узнав о находке, он велел установить у входа на нее обе статуи.

Теперь поднимитесь по лестнице Сенаторского дворца и, если у вас молодые и неутомимые ноги, по лестнице, ведущей в Аракоели. Отсюда можно обозреть геометрический рисунок мощения площади (лучше всего это сделать с последней лестницы, поскольку на нее гораздо труднее взобраться). Этот рисунок объединяет и подчеркивает единый ансамбль площади и приковывает взгляд к конному памятнику посередине. И в завершение скажем, что узор этой мостовой – творение гения; общее впечатление от площади без него не было бы таким сильным.

Большинство знаменитых площадей Рима выполнены в стиле барокко, только одна Кампидольо стоит как памятник городской архитектуры эпохи Возрождения. Она хороша еще и тем, что по ней не ездят машины и нет городского шума – это относительно спокойный уголок строгой красоты и памятник несравненного гения Микеланджело.

 

Глава 7

Рим эпохи барокко

 

Современное лицо Рима сложилось в эпоху барокко. Этот архитектурный стиль господствует в городе повсюду – трудно представить себе Рим без его барочных церквей, фонтанов и площадей. Впрочем, они напоминают слой косметики на лице стареющей, но все еще прекрасной женщины. Наметанный глаз легко вычленит исходные структуры, которые определяют облик всего сооружения.

Если бы мы оказались в Риме 1520 года, то все равно узнали бы площадь Навона по ее форме, даже без фонтанов и фасадов, которые придают ей ее нынешний, барочный вид. Однако в 1520 году эпоха барокко еще не наступила, а эпоха Ренессанса еще не закончилась – так, по крайней мере, казалось. Грядущая катастрофа почти не давала о себе знать, однако люди, обладавшие повышенной восприимчивостью, уже чувствовали ее приближение, особенно после того события, которое произошло на этой площади 15 июня 1520 года.

В тот день в центре площади полыхал огромный костер. Вокруг него, в своих расшитых золотом священнических ризах, стояли высшие чины церкви. Не испытывая никаких угрызений совести, они с чувством удовлетворения смотрели на пламя, которое жадно пожирало творения человека, признанного опаснейшим еретиком. Представитель папы громко зачитал буллу, в которой не только сам богохульник, но и все его книги предавались проклятию. Звали этого еретика Мартин Лютер.

Под буллой стояла подпись папы Льва X из рода Медичи, который наконец-то соизволил оторваться от своей чересчур затянувшейся охоты. Тем не менее он так и не сумел осознать размеры кризиса, охватившего весь западный христианский мир, и вовремя погасить его. Сам язык папского указа, против его воли, выдает всемерную поглощенность Льва X мирскими занятиями. Он начинается такими словами: «Восстань, о Господи, и рассуди это дело. В наш виноградник ворвался дикий вепрь».

Лютер, этот дикий вепрь, поступил точно так же, как и папа, – он разжег свой собственный костер, в котором сгорела не только папская булла, но и весь свод канонических законов.

Первоначально Лютер восстал против продажи индульгенций. Благодаря торговле отпущениями грехов папы ежегодно собирали огромные суммы, которые шли на строительство роскошных ренессансных дворцов. На этот раз деньги потребовались на возведение нового собора Святого Петра – базилики, которая, таким образом, стала не только крупнейшим христианским храмом в мире, но и потребовала огромного числа человеческих жертв. Продажа индульгенций дала толчок к развитию событий, в результате которых в Европе более чем на сто лет разгорелся пожар войны и которые привели к расколу господствующей в западном мире церкви.

Некоторые ученые считают, что семена раскола дали буйные всходы через семь лет после сожжения на площади Навона книг Лютера. В воскресенье – надо же было этому случиться именно в воскресенье! – 5 мая 1527 года войска императора Священной Римской империи Карла V обрушились на святой город Рим с яростью, какой не знали даже варвары. Разгром города, учиненный Карлом V в 1527 году, не имел себе равных за всю историю его существования. Однако было бы несправедливо утверждать, что он произошел потому, что в войсках Карла V преобладали протестанты. Мотивы людей, которые убивали и грабили горожан и насиловали женщин, нельзя оправдывать или объяснять их религиозными убеждениями. Тем не менее по всему городу уничтожались церкви и их убранство – вполне возможно, что огонь, в котором сгорели труды Лютера, воспламенил сердца захватчиков и заставил их разграбить Рим.

В любом случае, разгром был ужасный. Императорская армия насчитывала около 35 тысяч солдат, римлян же – мужчин, женщин и детей – было, вероятно, не более 54 тысяч. Понимая, что спасти город он не в состоянии, папа пробежал по стене, соединявшей Ватикан с замком Святого Ангела, и заперся там. С парапетов он наблюдал, как гибнет город, как пламя пожирает все, что попадалось ему на пути, и слушал вопли своего стада, которое он не имел сил защитить. Муки жителей Рима можно сравнить лишь со страданиями первых мучеников за веру, которые погибли на костре или на дыбе.

Импульс для развития искусства, который дало Риму флорентийское Возрождение, достиг наибольшей силы в первой четверти XVI века, когда в Вечном городе работали Микеланджело и Рафаэль. Разгром 1527 года положил конец эпохе Высокого Возрождения в Риме. Большинство художников, приехавших сюда из других областей Италии, бежали домой. Микеланджело через некоторое время после трагедии вернулся в Вечный город, но многие другие – нет. Город был в ужасном состоянии, а деревни, окружавшие его, обезлюдели.

На этот раз, однако, восстановление Рима, в отличие от эпохи Средневековья, началось почти сразу же после ухода императорской армии, и новый Рим далеко превзошел всех своих предшественников. Он восстал из пепла благодаря усилиям Совета тридцати (Тридентского совета, работавшего с 1545 по 1564 год), который был организован и работал под руководством правивших в то время пап: Павла III, Пия IV и Пия V. Они занялись реформированием римской церкви. Это было первое крупное обновление католической церкви в Новое время, последнее было недавно завершено II Ватиканским советом. Правление пап подверглось реорганизации, повсюду возобладал дух перемен. Католическая Реформация стала ответом на Реформацию, начатую Лютером, но это была не простая ответная реакция. Вдохновляемая идеями Тридентских отцов (входивших в состав Тридентского совета) и порожденная высоким эмоциональным настроем, который царил в возникшем в это же время ордене проповедников-иезуитов, контрреформация стала фоном для развития искусства эпохи барокко.

Центром духовного возрождения стал Рим, а стиль барокко сделался тем изящным инструментом, с помощью которого обновленная церковь выражала себя в искусстве. Вечный город стал величественной столицей барокко. Впервые после появления базилик в первые века нашей эры возникла новая архитектурная форма, и впервые со времен языческой империи Рим из запоздалого имитатора того, что было создано в других городах Италии, превратился в ее художественную столицу.

В 1566 году папа Пий V (позже причисленный к лику святых) заявил о том, каким он представляет себе будущее папской власти. Он намеревался сделать Рим достойным звания столицы «христианского мира». Для того чтобы привлечь в город как можно больше паломников, были проведены большие работы: Пий V велел проложить две новые улицы, которые в наши дни стали главными магистралями Рима. Виа дель Корсо сейчас является главной улицей в центральной части города – она протягивается от площади дель Пополо до площади Венеция. Современная Виа дель Кондотти идет от церкви Тринита деи Монти к Тибру. Пилигримы XVI и XVII веков, вместо семи средневековых паломнических церквей, посещали теперь пять базилик, посвященных самым почитаемым святым: собор Святого Петра, церковь Сан-Джованни ин Латерано, церковь Санта-Мария Маджоре, церковь Сан-Паоло фуори ле Мура и церковь Сан-Лоренцо. В Ватикане и на Квиринале были сооружены новые дворцы, в городе появились фонтаны, а последователи Микеланджело продолжили работы по достройке собора Святого Петра.

Несмотря на все его амбиции, художественный вкус святого папы оставлял желать лучшего. Он не только велел облачить в одежды величественные обнаженные фигуры на фреске Микеланджело «Страшный суд», но и приделать античным статуям в музеях Ватикана фиговые листки, которые их сильно обезобразили.

Пия V сменил папа Григорий XIII (правил с 1572 по 1585 год), которого помнят главным образом за реформу календаря. Этим календарем мы пользуемся по сей день.

Активнее всего Рим перестраивался при папе Сиксте V (1585–1590), которого считают также одним из талантливейших церковных правителей. Он покончил с разбоями (официальными и неофициальными) и реорганизовал политическое и финансовое управление Ватиканом. В годы его правления Рим приобрел характерный для него барочный облик. Сикст требовал, чтобы все кардиналы, имевшие в Риме титулярные церкви, занимались их перестройкой или реставрацией, что привело к «баротизации» большинства крупнейших храмов древности.

За тридцатилетний период, начиная с правления папы Клемента VIII и кончая смертью Павла V – то есть с 1592 по 1621 год, – в Риме появилось больше церквей, чем за все предыдущие сто пятьдесят лет. Руководили этой работой сами понтифики, реставрируя и перестраивая древние церкви, а представители богатых римских семей сооружали на свои деньги богато украшенные часовни в старых храмах. Большую роль в изменении облика города сыграли созданные в это время религиозные ордена. Самым могущественным среди них был орден иезуитов, и церковь Джезу, построенная им, является одним из самых впечатляющих зданий в стиле барокко в Риме. Хороши также часовни Святого Филиппа Нери (в церкви Кьеза Нуова) и Театины (в церкви Сан-Андреа делла Валле).

В целом же архитектура и изобразительное искусство переходного периода, по сравнению с высоким барокко, отличаются бедностью воображения и отсутствием духа авантюризма. Интерьеры этого периода отмечены печатью эклектизма; среди художников, работавших в различных стилях, не было крупных мастеров, которые появятся позже, поэтому их работы лишены того, что превращает произведение искусства в единое целое.

XVII век, во время которого барокко достигло своего наивысшего расцвета, можно назвать довольно скучным периодом в истории папства. Понтифики, правившие в ту пору, были довольно добродетельными людьми, но, к сожалению, человеческая натура устроена так, что многим людям легкомысленные, а порой и просто порочные папы эпохи Ренессанса кажутся более привлекательными, чем талантливые и набожные папы вроде Иннокентия XI (1676–1689) и Иннокентия XII, чье правление, закончившееся в 1700 году, совпало с концом высокого барокко.

 

Мастера эпохи барокко

 

После расцвета искусства и архитектуры в эпоху Высокого Ренессанса наступил период скучного, чересчур утонченного классицизма, который получил название маньеризм. Маньеристы создали самые крупные свои произведения за пределами Рима, даже за пределами Италии, поэтому мы не будем о них говорить – в Риме и без того слишком много шедевров, чтобы тратить время на изучение ничем не примечательного течения и его представителей.

Одним из первых, кто порвал с маньеризмом и направил римскую архитектуру на новый, более энергичный путь развития, был Карло Мадерно. Он родился в 1556 году в районе озера Лугано, незадолго до 1585 года вместе со своими четырьмя братьями приехал в Рим и начал работать под руководством своего дяди, Доменико Фонтана, который был одним из самых модных архитекторов Вечного города. Надо сказать, что многие зодчие эпохи высокого барокко были связаны между собой родственными узами: Борромини, к примеру, приходился Мадерно родственником.

К 1603 году Мадерно стал знаменит в Риме – он закончил строительство церкви Святой Сусанны и был назначен архитектором собора Святого Петра. Его лучшей работой, пожалуй, является купол церкви Сан-Андреа делла Валле, который стал предвестником достижений эпохи барокко. Дворец Маттеи ди Джове (1598–1611) – другое великолепное сооружение Мадерно. До конца не ясно, принимал ли он участие в проектировании знаменитого дворца Барберини, но основной проект внешнего убранства этого здания был, вероятно, выполнен им, хотя осуществлением этого проекта занимался Бернини, помощником у которого был Борромини. Ко времени своей смерти в 1629 году Мадерно сумел вырвать Рим из академических объятий стерильного маньеризма, создав монументальные творения такого качества, что его последователи – гораздо более талантливые, чем он, – относились к нему с огромным уважением.

Среди архитекторов высокого барокко резко выделяются трое зодчих. Они родились примерно в одно и то же время и украсили Рим выдающимися произведениями искусства. Все их главные работы сосредоточены в Вечном городе. Поэтому для тех, кто изучает Рим эпохи барокко, необходимо знать кое-какие факты из их жизни, а также характерные особенности стиля барокко.

Рис. 28. Фасад дворца Барберини

Самый старший их всех трех, Пьетро да Кортона, менее всего известен широкой публике. Он родился в 1596 году, на два года раньше Бернини и на три – Борромини, в городе Кортона, по которому и получил свое прозвище. Его отец был каменотесом, но отдал сына в ученики к художнику – надо заметить, весьма посредственному. С этим-то человеком, флорентийцем по происхождению, Пьетро и приехал в Рим, когда ему исполнилось 16 лет. Хотя его учителю было далеко до Рафаэля, Кортона научился у него всему тому, что должен был знать художник и архитектор. Порой он занимался и тем и другим одновременно – переделывая фасад церкви Санта-Мария делла Паче, он расписывал также апсиду церкви Кьеза Нуова. В храме Санта-Мария ин Виа Лата он создавал фасад и фрески на парусах свода. По его живописным работам хорошо видно, что он учился на архитектора. По словам одного современного критика, в своих фресках Кортона «удачно манипулирует крупными ансамблями, которые невозможно отделить от их фона».


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!